Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 24 ноября 2004 г. N 234
Подпрограмма "Дети-инвалиды" Региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2005 -2006 годы
Паспорт подпрограммы "Дети-инвалиды" региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2005-2006годы
Наименование Подпрограмма "Дети-инвалиды"
Подпрограммы
Основание для разработки Постановление Правительства Российской
Подпрограммы Федерации от 03.10.2002 N 732 "О федеральной
целевой программе "Дети России" на 2003-2006
годы"
Заказчик Подпрограммы Правительство Чукотского автономного округа
Разработчик Главное управление Департамента социальной
Подпрограммы политики Чукотского автономного округа
Исполнители Подпрограммы Департамент социальной политики Чукотского
автономного округа
Цели и задачи Повышение качества жизни детей-инвалидов, их
Подпрограммы интеграция в общество
Сроки и этапы реализации 2005-2006 годы
Подпрограммы
Объемы и источники Всего по подпрограмме - 1 900 тыс. руб., в том
финансирования числе за счет средств окружного бюджета -
Подпрограммы 1 900 тыс. руб.:
2005 г.- 900 тыс. руб.,
2006 г.- 1 000 тыс. руб.
Цели Подпрограммы Предоставление детям-инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации их
гражданских прав на получение образования;
создание условий для их полноценной
интеграции в социум
Система организации Текущий контроль осуществляет Департамент
контроля за исполнением социальной политики Чукотского автономного
Подпрограммы округа;
итоговый и квартальный контроль
осуществляет Департамент финансов, экономики и
имущественных отношений Чукотского автономного
округа.
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами
Значительное улучшение экономического положения на территории Чукотского автономного округа не могло положительным образом не отразиться на социальной ситуации в регионе. Достаточное финансирование, целенаправленная политика руководства округа позволили повысить качество жизни семей с детьми-инвалидами, а также детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных образовательных учреждениях округа.
Самый важный показатель эффективности образования инвалидов - их трудоустройство. Это, кроме того, и главный показатель их социальной адаптации. Основные три компонента: образование, социальная адаптация и трудоустройство - составляют шкалу жизненной активности человека, имеющего серьезные заболевания.
В целях формирования основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создания условий для их полноценной жизни и дальнейшей адаптации в общество, предотвращения роста инвалидности несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни, Правительством Чукотского автономного округа была реализована подпрограмма "Дети-инвалиды" (далее - Подпрограмма) в рамках региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы". Комплекс мер, реализованных в рамках Подпрограммы, позволил снизить численность детей-инвалидов на 18,4 %.
В 2002 году в рамках реализации Подпрограммы было освоено 630 тыс. рублей, из которых: 260 тыс. рублей выделено на оплату проезда, лечения и обучения трех детей с недостатками физического развития за пределами Чукотского автономного округа; 370 тыс. рублей на создание условий для полноценной жизни и дальнейшей адаптации в общество детей-инвалидов из семей, проживающих на территории округа; проведен мониторинг проблем детской и подростковой инвалидности.
Значительная работа по реализации намеченных мероприятий по Подпрограмме была осуществлена в 2003 году. Из средств окружного бюджета на реализацию Подпрограммы было выделено 1,35 млн. рублей. На оплату проезда и обучения пяти детей-инвалидов за пределами округа было израсходовано около 335 тыс. рублей. Приобретено: оргтехники (8 компьютеров) - на 350 тыс. рублей; спортивного оборудования - на 250 тыс. рублей; сложной бытовой техники (фотоаппараты, видеокамеры, швейные машинки, телевизоры) - на 200 тыс. рублей; дидактических материалов - на 100 тыс. рублей; развивающих игр и тренажеров - на 160 тыс. рублей. С целью создания условий для полноценной интеграции в обществе, получения трудовых навыков, общего и профессионального образования, с учетом индивидуальных особенностей, все вышеперечисленные предметы распределены 28 детям-инвалидам, двум детским домам, трем приютским группам, окружному дворцу детского творчества, на базе которого оборудован психолого-реабилитационный центр для детей-инвалидов, имеющих музыкальные способности. Начата работа по составлению индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации для каждого ребенка-инвалида, проживающего на территории округа. Принято Положение об окружной психолого-медико-педагогической комиссии.
В 2005 году планируется начать реконструкцию основной школы в пос. Озерный Иультинского района под специальную коррекционную школу - интернат VIII вида для детей с недостатками физического и интеллектуального развития (из родительских семей и интернатных учреждений округа).
Однако, наряду с положительными моментами, есть и проблемы. Число детей-инвалидов в Чукотском автономном округе значительное. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются неблагоприятные условия труда и быта женщин, алкоголизм, невозможность вести здоровый образ жизни, отсутствие калорийного питания, высокий уровень заболеваемости родителей и детей.
Несмотря на мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, медицинских и педагогических проблем детей-инвалидов, которые усугубляются отдаленностью их проживания от окружного и районных центров, сложной транспортной схемой, нехваткой квалифицированных специалистов по работе с детьми-инвалидами, неблагоприятными климатическими условиями Крайнего Севера. Достаточно низок уровень охвата медицинской и социальной помощью сельских жителей, что не дает возможности эффективно и своевременно выявлять симптомы заболеваний и проводить мероприятия по предупреждению детской инвалидности.
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются социальные педагоги, является нежелание родителей направлять своих детей в реабилитационные центры в связи с тем, что семьи лишаются субсидий, выделяемых из бюджета округа и составляющих весомую часть семейного бюджета.
По этой же причине трудно решается проблема направления детей-инвалидов в детские дома-интернаты для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, расположенные в других субъектах Российской Федерации.
Следовательно, необходимо, продолжая работу по означенным направлениям, искать и новые пути взаимодействия с семьями детей-инвалидов, новые подходы к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и развития.
2. Цель и задачи подпрограммы
Целью Подпрограммы является предоставление детям-инвалидам равных с другими детьми стартовых возможностей в реализации права на получение образования с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка-инвалида, создание условий для их полноценной жизни и дальнейшей адаптации в общество.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, смягчение остроты ее последствий;
создание условий для получения детьми-инвалидами общего и профессионального образования с учетом индивидуальных особенностей;
обустройство среды, в которой происходит развитие детей-инвалидов, обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
оснащение необходимым оборудованием учреждений, осуществляющих обучение детей-инвалидов, их социально-педагогическую реабилитацию;
вовлечение детей-инвалидов в культурно - досуговую деятельность с целью развития их творческих способностей и выработки навыков интеграции в среду сверстников и взрослых;
создание реабилитационных центров для детей-инвалидов;
подготовка и переподготовка кадров, осуществляющих работу с детьми-инвалидами.
3. Основные направления реализации подпрограммы
Основными мероприятиями Подпрограммы являются:
мероприятия, направленные на раннее выявление отклонений развития и их коррекцию педагогическими методами;
мероприятия по обучению детей - слепых и слабослышащих, глухих и слабовидящих в специальных учебных заведениях за пределами округа, по направлению детей-инвалидов из числа выпускников школ в средние и высшие учебные заведения для получения профессии;
реализация мер по приобщению детей с умственными и физическими отклонениями в развитии к активному отдыху и участию в культурной жизни, выявление творческого потенциала детей с умственными и физическими отклонениями, развитие их творческих способностей;
создание условий для получения детьми-инвалидами общего и профессионального образования в соответствии с их индивидуальными возможностями, в том числе с применением компьютерных технологий, а также за счет новых обучающих методик и программ;
подготовка и повышение квалификации специалистов по коррекционной педагогике для работы с детьми с ограниченными возможностями;
внедрение экспериментальных моделей содержания, обучения, воспитания и реабилитации детей с недостатками в интеллектуальном и физическом развитии.
4. Стоимость подпрограммы, источники финансирования
Объем финансирования на 2005-2006 годы мероприятий Подпрограммы за счет средств окружного бюджета ежегодно уточняется при принятии Закона "Об окружном бюджете" на финансовый год. Ряд мероприятий будет проводиться государственными органами социального обеспечения, образования, культуры и подведомственными им учреждениями в рамках текущего финансирования, без привлечения дополнительных средств.
5. Ожидаемые конечные результаты программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит:
создать условия к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции их в общество;
повысить эффективность социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями;
обеспечить детям-инвалидам доступ к образованию, вовлечь их в работу кружков, способствовать развитию творческих способностей детей-инвалидов, содействовать их профессиональному самоопределению, получению трудовой специальности, полноценной интеграции в общество с учетом индивидуальных особенностей;
осуществить ряд мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов, их социальную адаптацию, восстановление социального статуса.
6. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых исполнителем Подпрограммы, являющимся государственным заказчиком.
Государственный заказчик взаимодействует с исполнителями мероприятий по направлениям, привлекает для финансирования мероприятий внебюджетные источники, оказывает консультативную помощь организациям.
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает формирование следующих рабочих документов: постановлений по реализации мероприятий Подпрограммы; перечня работ по подготовке и проведению мероприятий Подпрограммы с определением объемов и источников финансирования, состава исполнителей, договоров и соглашений с исполнителями мероприятий Подпрограммы.
7. Организация управления подпрограммой и контроля за ее реализацией
Заказчиком Подпрограммы является Правительство Чукотского автономного округа, которое уточняет показатели и затраты по мероприятиям Подпрограммы, механизм реализации мероприятий, состав исполнителей.
Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Департамент социальной политики Чукотского автономного округа.
Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа. Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.
Контроль за исполнением Подпрограммы включает:
ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Подпрограммы;
контроль за рациональным использованием исполнителями финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Подпрограммы;
контроль за сроками выполнения государственных контрактов (договоров);
контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Реализация и финансирование Подпрограммы осуществляются в соответствии с прилагаемым планом программных мероприятий на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с поставщиками товаров, работ и услуг. При этом, учитывая короткие сроки навигационного периода и в целях сокращения транспортных расходов, допускается заключение государственных контрактов (договоров) со сроками поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг до 1 июля года, следующего за годом фактического финансирования из окружного бюджета. Подпрограмма считается завершенной после выполнения плана программных мероприятий в полном объеме или достижения целей Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.