Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Алексееве М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-342/2019 по административному иску Никулинского межрайонного прокурора г.Москвы к Совету депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино о признании решения незаконным
по апелляционной жалобе административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино г.Москвы, подписанной главой муниципального округа Тропарево-Никулино Гагариным А.Н, апелляционным жалобам заинтересованного лица Макогонова А.С, подписанной представителем по доверенности Кузнецовой Л.Г, Кизюн Г.В, Маркина С.О, представителя заинтересованных лиц Кильдюшевой Т.А, Шунина Г.Д, Петку С.Н, Пупкявичене М.Г. по доверенности Ярыгина В.А. на решение Никулинского районного суда г.Москвы от 28 мая 2019 года об удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Никулинский межрайонный прокурор г.Москвы обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино г.Москвы от 25 сентября 2018 года N17/3; признании незаконным бездействия Совета депутатов в части отмены указанного решения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Никулинской межрайоной прокуратурой г.Москвы проведена проверка соблюдения земельного законодательства, нарушения свободного доступа на земельный участок по адресу: *** В ходе проверки установлено, что административным ответчиком принято оспариваемое решение о согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории вышеуказанных многоквартирных домов. Вместе с тем, в решении не указано условие обеспечения беспрепятственного прохода пешеходов и проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи. Использование исключительно для нужд жителей *** в г.Москве земельного участка путем установки ограждающих устройств без установления границ такого участка и постановки его на кадастровый учет нарушает законные права и интересы смежных землепользователей. В соответствии с проектом межевания территории квартала для жилых домов по адресу: г.Москва, ул. ***, *** сформирован земельный участок, обремененный сервитутом проезда к зданиям ГБОУ г.Москвы "Школа N1317", внутриквартальный проезд, обеспечивающий доступ к рассматриваемым домам и к Школе N1317, отнесен проектом межевания к территориям общего пользования.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2019 года административные исковые требования прокурора удовлетворены частично. Указанным решением постановлено:
признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа района Тропарево-Никулино от 25 сентября 2018 года N17/3;
в удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционных жалобах Совет депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино г.Москвы, заинтересованные лица Макогонов А.С, Кильдюшева Т.А, Шунин Г.Д, Петку С.Н, Пупкявичене М.Г, а также лица, не привлеченные к участию в деле, Кизюн Г.В, Маркин С.О. ставят вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино г.Москвы главы муниципального округа Тропарево-Никулино г.Москвы Гагарина А.Н, представителя заинтересованных лиц Кильдюшевой Т.А, Шунина Г.Д, Петку С.Н, Пупкявичене М.Г. по доверенности Ярыгина В.А, представителя заинтересованного лица Макогонова А.С, лица, не привлеченного к участию в деле, Кизюн Г.В. по доверенности Кузнецовой Л.Г, лица, не привлеченного к участию в деле, Маркина С.О, представителя административного истца прокурора Клевцовой Е.А, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно Порядку установки ограждений на придомовых территориях в г.Мосве, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N428-ПП, установка ограждающих устройств на придомовых территориях осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3).
В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов (пункт 4).
Согласно пункту 9 Порядка основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются:
несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб (пункт 9.1), создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 9.2).
Запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход и проезд транспортных средств на территории общего пользования (пункт 13).
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно статье 12 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" уполномоченный орган исполнительной власти г.Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Как установлено судом, общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: *** приняты решения об установке ограждающих устройств для регулирования въезда и выезда транспортных средств на придомовую территорию данных домов.
Решением Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино от 25 сентября 2018 года N17/3 была согласована установка ограждающих устройств (шлагбаумов) на придомовой территории многоквартирных домов по адресу: *** По результатам проведенной Никулинской межрайонной прокуратурой г.Москвы проверки по вопросу соблюдения земельного законодательства, нарушения свободного доступа на земельный участок по адресу: г.Москва, ул.Академика *** в адрес Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино вынесено представление от 7 декабря 2018 года N4888ж-2018 с указанием на необходимость на очередном заседании Совета депутатов рассмотреть вопрос об отмене решения от 25 сентября 2018 года N27/3 в части согласования установки ограждающих устройств в связи с противоречием решения ЖК РФ, Закону г.Москвы "О землепользовании", Постановлению Правительства г.Москвы от 2 июля 2013 года N428-ПП.
Согласно ответу ДГИ г.Москвы от 10 января 2019 года NДГИ-1-102860/18-1 проект межевания квартала района Тропарево-Никулино, ограниченного проездом *** границей природного комплекса и ул.Никулинская, в границах которого расположены вышеуказанные дома, был разработан ООО "Мордоврегионпроект" и утвержден распоряжением Департамента от 29 декабря 2016 года N41530. Внутриквартальный порезд, обеспечивающий доступ к рассматриваемым домам и к ГБОУ "Школа 1317", отнесен проектом межевания к территориям общего пользования. Внутриквартальный проезд в составе территорий общего пользования на государственный кадастровый учет не поставлен. Земельные участки под многоквартирными домами *** также не поставлены на кадастровый учет (т.1 л.д. 29-30).
В ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривалось, что земельные участки под многоквартирными домами по *** не сформированы и на кадастровый учет не поставлены.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодатальства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что решение о формировании земельных участков под многоквартирыми жилыми домами по вышеуказанным адресам и постановке их на кадастровый учет не принималось, в связи с чем использование земельных участков исключительно для нужд жителей путем установки ограждающего устройства (шлагбаума) без установления границ таких участков нарушает законные права и интересы смежных землепользователей, в том числе, права и интересы заинтересованного лица по делу ГБОУ г.Москвы Школа N1317.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что внутриквартальный проезд, обспечивающий доступ к домам по адресам: ул. *** а также к ГБОУ г.Москвы "Школа N1317" согласно проекту межевания территории относится к территориям общего пользования, суд пришел к правомерному выводу о том, что требования административного истца о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино г.Москвы от 25 сентября 2018 года N17/3 обоснованы и подлежат удовлетворению.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Доводы апелляционных жалоб административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино г.Москвы, заинтересованных лиц Кильдюшевой Т.А, Шунина Г.Д, Петку С.Н, Пупкявичене М.Г, Макагонова А.С, а также лиц, не привлеченных к участию в деле, Кизюн Г.В, Маркина С.О. о том, что в силу действующего законодательства собственники многоквартирных домов по адресу: *** вправе владеть и пользоваться земельными участками под данными многоквартирными домами и в том случае, если указанные земельные участки на сформированы и на кадастровый учет не поставлены, на правомерность принятого судом решения не влияют, поскольку не опровергают выводов суда о том, что использование таких земельных участков исключительно для нужд жителей путем установки ограждающего устройства (шлагбаума) при условии, что границы данных земельных участков не определены, нарушает права и законные интересы смежных землепользователей, в том числе, права и интересы заинтересованного лица по делу ГБОУ г.Москвы Школа N1317, что достоверно установлено в ходе судебного разбирательства.
Так, из материалов дела следует, что через территорию по адресу: *** осуществляется единственный подъезд к зданиям школы и дошкольных групп, расположенных по адресу: г.Москва, ул. ***, в которых обучается более 1270 детей (т.1 л.д.17-18).
То обстоятельство, что подъезд к зданию школы прегражден ограждающими устройствами, установленными на основании оспариваемого решения административного ответчика, в ходе судебного разбирательства не оспаривался административным ответчиком и заинтересованными лицами.
Суду первой инстанции представлено письмо, направленное в адрес директора ГБОУ г.Москвы "Школа N1317" от 26 ноября 2018 года, из содержания которого следует, что как проезд спецтехники (карет скорой помощи, пожарных, полицейских машин), а равно автомобилей для доставки школьного питания, вывоза мусора и обеспечения других нужд школы возможны только путем открытия ограждающих устройств (т.1 л.д.247).
Те же обстоятельства подтверждаются документами, приложенными к апелляционным жалобам - письмом в адрес директора Школы N1317 от 28 декабря 2018 года (т.2 л.д.26), актом приема-передачи ключей (пультов), предназначенных для открывания шлагбаума от 4 февраля 2019 года (т.2 л.д.27).
Учитывая, что земельные участки под многоквартирными домами по названным выше адресам не сформированы, их границы в установленном порядке не определены, при этом согласно утвержденному проекту межевания внутриквартальный проезд, обеспечивающий доступ к ГБОУ г.Москвы "Школа N1317", отнесен к территориям общего пользования, установка ограждающих устройств на данной территории правомерно признана судом противоречащей требованиям закона.
Доводы апелляционных жалоб Кизюн Г.В, Маркина С.О. о том, что к участию в данном деле подлежали привлечению собственники помещений многоквартирных домов по вышеназванным адресам, основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, поскольку в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц участвовали Кильдюшева Т.А, Шунин Г.Д, Петку С.Н, Пупкявичене М.Г, Макагонов А.С, проживающие в домах по адресу: г.Москва, *** которые выразили правовую позицию, фактически заявленную от имени собственников помещений данных многоквартирных домов. При этом доводы апелляционных жалоб Кизюн Г.В, Маркина С.О. по существу настоящего спора аналогичны доводам апелляционных жалоб лиц, участвовавших в рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах решение суда не содержит каких-либо выводов о правах и обязанностях непосредственно Кизюн Г.В, Маркина С.О, которые определяли бы необходимость их личного участия в деле.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционных жалоб оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов муниципального округа Тропарево-Никулино г.Москвы, Кизюн Г.В, Макогонова А.С, Кильдюшевой Т.А, Шунина Г.Д, Петку С.Н, Пупкявичене М.Г, Маркина С.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.