Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к долгосрочной региональной целевой программе
"Снижение потребления алкоголя, профилактика
алкоголизма и его последствий
в Чукотском автономном округе на 2010 - 2014 годы"
Подпрограмма
"Формирование конструктивной жизненной стратегии населения Чукотского автономного округа" долгосрочной региональной целевой программы "Снижение потребления алкоголя, профилактика алкоголизма и его последствий в Чукотском автономном округе на 2010 - 2014 годы"
18, 25 июня, 17 сентября 2013 г.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 17 сентября 2013 г. N 362 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
подпрограммы "Формирование конструктивной жизненной стратегии у населения Чукотского автономного округа" долгосрочной региональной целевой программы "Снижение потребления алкоголя, профилактика алкоголизма и его последствий в Чукотском автономном округе на 2010 - 2014 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Чукотском автономном округе регистрируются один из самых высоких в Российской Федерации уровень самоубийства. В течение последних лет показатель смертности от суицидов колеблется от 71,3 до 91,7 случаев на 100 тысяч населения. По данным исследований такой уровень самоубийств обусловлен рядом факторов.
Как показывают исследования суицидологов, для значительной категории суицидентов характерны:
сниженная резистентность эмоциональным нагрузкам;
своеобразие интеллекта (в одних случаях являющееся постоянным свойством психики, в других - проявляющееся в особые периоды);
неполноценность коммуникативных контактных систем;
самооценка, неадекватная личностным возможностям;
слабость личностной психологической защиты;
потеря смысла и снижение ценности жизни.
По данным различных авторов, процент больных алкоголизмом среди суицидентов достигает 65 процентов, а сам алкоголизм занимает третье место в перечне болезней, которыми страдали лица, лишившие себя жизни. Чукотский автономный округ один из регионов с крайне высоким уровнем потребления алкоголя. В целях снижения заболеваемости алкоголизмом, а также ведения здорового образа жизни, в округе реализуется долгосрочная региональная целевая программа "Снижение потребления алкоголя и профилактика алкоголизма в Чукотском автономном округе на 2010 - 2012 годы".
Особенно драматичен рост суицидальных тенденций среди молодежи, приводящий к законченным суицидам.
В то же время, если говорить о молодежной среде, причинной связи между эпизодической алкогольной или наркотической интоксикацией и проявлением аутоагрессии, не выявлено. Принятие алкоголя являлось разрешающим фактором для возникшего ранее желания умереть, или же поводом для суицидогенного микросоциального конфликта. Характерный поведенческий стереотип у подростков с суицидальными намерениями вырабатывается до начала хронического злоупотребления алкоголем или наркотиками.
К факторам, препятствующим реализации суицидальных намерений, относятся:
интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким;
выраженное чувство долга: родительские и иные обязанности;
концентрация внимания на состоянии собственного здоровья;
представление о позорности, греховности суицида;
представление о не использовании жизненных возможностей;
наличие творческих планов и замыслов.
В Чукотском автономном округе наиболее высокие показатели смертности от самоубийств в Чукотском, Провиденском и Анадырском районах.
Динамика суицидов в трех районах ЧАО
Район |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Анадырский (включая г. Анадырь) |
10 |
11 |
9 |
8 |
15 |
10 |
9 |
13 |
Провиденский |
7 |
9 |
4 |
3 |
9 |
6 |
3 |
3 |
Чукотский |
12 |
16 |
10 |
18 |
11 |
17 |
22 |
13 |
из них, коренные жители:
Район |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Анадырский (включая г. Анадырь) |
7 |
3 |
5 |
2 |
4 |
2 |
1 |
Провиденский |
3 |
8 |
2 |
2 |
6 |
5 |
2 |
Чукотский |
12 |
12 |
10 |
14 |
10 |
13 |
16 |
из них, в возрасте до 26 лет:
Район |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Анадырский (включая г. Анадырь) |
7 |
2 |
3 |
1 |
4 |
2 |
1 |
Провиденский |
3 |
3 |
1 |
2 |
4 |
6 |
1 |
Чукотский |
8 |
9 |
9 |
10 |
5 |
16 |
10 |
Усугубляют ситуацию с самоубийствами проблемы с занятостью сельского населения. В настоящее время 23470 человек, составляющих трудоустроенное население Чукотского автономного округа, в оленеводческих бригадах заняты 1003 человек (еще 1700 человек - обслуживает оленеводство). Средний возраст людей, занятых в оленеводстве, превышает 38 лет. Именно в оленеводческих бригадах практически нет суицидов и наиболее здоровая обстановка, хотя заработная плата оленевода невысока. Сочетание тяжелых бытовых условий с невысоким уровнем заработной платы приводят к низкой престижности этой профессии в глазах молодежи. Дети, воспитывающиеся в интернатах, не приспособлены к этому тяжелому труду, и не стремятся к нему.
В морском промысле занято 327 человек. В отличие от оленеводства, морпромысел - занятие, направленное на самообеспечение, а непотребности рынка. Статус охотника весьма высок. Профессия сложная, тяжелая и опасная, которой учатся с раннего детства. Но возможность такого обучения у детей, воспитывающихся в интернатах, ограничена. В настоящее время средний возраст людей, занятых в морском промысле, превышает 35 лет.
В звероводстве занято 68 человек. Из-за низкого технологического уровня обработки шкур, хозяйство неконкурентоспособно и сохраняется, главным образом, в целях занятости людей. Для молодежи, в этой отрасли, особых перспектив тоже нет.
Ведение личного подсобного хозяйства также не является престижным занятием для молодого поколения.
Занятость в бюджетной сфере. Большинство жителей сел - бюджетники, занятые в коммунальном хозяйстве и сфере обслуживания. При низком уровне заработной платы, возможности трудоустройства молодежи на бюджетные места ограничены. Многие люди живут на социальные выплаты. Но перспектива жить на пособия (по безработице, на ребенка, по инвалидности) - не очень воодушевляющий образ будущего для молодого человека.
Занятость в коммерческом секторе. Это случайные заработки. Причем, зачастую предпочтения в предоставлении рабочих мест даже на сезонных работах отдаются не коренным жителям, а пришлому населению.
Таким образом, представление о неиспользовании жизненных возможностей как антисуицидальный фактор очень слаб, поскольку этих возможностей крайне мало. Жизнь человека, неспособного найти себе применение, обеспечивающее уважение окружающих, во многом теряет смысл.
Коренных жителей Чукотского автономного округа отличает ряд культурно-религиозных традиций. Традиционное воспитание налагает не обсуждаемый запрет на внешнее проявление эмоций. Неразвитость навыка выражать и проговаривать свои чувства влечет два серьезных последствия. Первое - накапливание неотреагированных негативных эмоций (особенно агрессии). Второе - их неосознавание, вытеснение в бессознательное. В свою очередь, эти факторы приводят к тому, что даже незначительный микросоциальный конфликт может запустить бурную внутреннюю эмоциональную реакцию, при этом неотреагированная агрессия трансформируется в аутоагрессию.
В отличие от христианской традиции, у народностей Севера отсутствует резко отрицательное отношение к самоубийству. Если человек считает себя опозоренным, обиженным, отверженным и лишает себя жизни, родные и близкие относятся к этому решению как к приемлемому.
В округе работает ряд "телефонов доверия", ориентированных на разные возрастные и социальные целевые группы. При этом имеется ряд проблем. Деятельность "телефонов доверия" дезинтегрирована. Продолжительность работы в течение суток ограничена. Крайне низкая информационная поддержка работы служб "телефонов доверия". Возникает целесообразность перевода антикризисных и превентивных мероприятий на системный уровень.
С учетом изложенного, ощутимо воздействовать на складывающуюся в Чукотском автономном округе ситуацию с уровнем самоубийств возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.
Включенные в Подпрограмму мероприятия решают межведомственные задачи, которые не могут быть реализованы в рамках отраслевого финансирования. Межведомственный характер решения поставленных задач достигается за счет того, что каждое мероприятие Подпрограммы имеет форму проекта, в реализации которого задействовано максимальное количество субъектов деятельности по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. Такие проекты имеют свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методы их оценки и способствуют реализации цели и задач Подпрограммы.
Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в более короткие сроки.
II. Основные цели и задачи Подпрограммы
Главная цель Подпрограммы - снижение уровня самоубийств в Чукотском автономном округе.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
1) формирование конструктивного жизненного поведения;
2) совершенствование помощи населению в кризисных ситуациях;
3) научное и информационное сопровождение реализации Подпрограммы.
III. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы рассчитана на трехлетний период с 2012 по 2014 годы. Учитывая сохраняющийся высокий уровень смертности по причине самоубийства, оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах выполнения Подпрограммы, не имеется, в связи, с чем ее реализация осуществляется в один этап.
IV. Система программных мероприятий
Система мероприятий Подпрограммы с указанием объемов и источников финансирования с распределением по годам приведена в приложении к настоящей Подпрограмме и предусматривает выполнение следующих мероприятий:
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18 июня 2013 г. N 221 пункт 1 раздела IV настоящего приложения изложен в новой редакции
1) разработка и реализация программ личностного развития для подростков и молодежи с привлечением общественных организаций на основе их грантовой поддержки;
2) мероприятия по раннему выявлению суицидального поведения и суицидальных наклонностей у населения - выездная работа психологов;
3) информационная поддержка Подпрограммы.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 25 июня 2013 г. N 237 раздел V настоящего приложения изложен в новой редакции
V. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы реализуются за счет средств окружного бюджета. Объем финансирования Подпрограммы на 2012 - 2014 годы - 16 626,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 3 566,0 тыс. рублей;
2013 год - 4 700,0 тыс. рублей;
2014 год - 8 360,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Подпрограммы могут быть изменены путем внесения изменений в настоящее постановление.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18 июня 2013 г. N 221 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Механизм реализации Подпрограммы
Государственный заказчик Подпрограммы разрабатывает и вносит на утверждение в Правительство Чукотского автономного округа нормативные правовые акты, регулирующие порядок финансового и материально-технического обеспечения мероприятий Подпрограммы.
Реализация отдельных мероприятий Подпрограммы, предусматривающих поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чукотского автономного округа, осуществляется государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов.
Реализация планируемых мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением государственной поддержки в форме грантов (безвозмездной помощи), осуществляется в соответствии с нормативными актами Правительства Чукотского автономного округа, устанавливающими порядок их предоставления.
К участию в Подпрограмме привлекаются лечебно-профилактические учреждения Чукотского автономного округа и общественные организации.
VII. Организация управления и контроль за ходом реализации Подпрограммы
Управление и текущий контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляет Государственный заказчик Подпрограммы. Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.
Итоговый и ежеквартальный контроль за реализацией мероприятия Подпрограммы осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, в порядке, установленном Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15 июля 2008 года N 123 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных региональных целевых программ в Чукотском автономном округе".
Государственный заказчик Подпрограммы представляет в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа:
ежеквартально - аналитическую информацию о реализации мероприятия Подпрограммы;
ежегодно - информацию о ходе реализации Подпрограммы с пояснительной запиской.
VIII. Оценка эффективности Подпрограммы
В качестве оценки эффективности выбраны следующие индикаторы:
N п/п |
Оценка эффективности |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1. |
Снижение уровня самоубийств во всех возрастных группах, случаев на 100 тыс. населения |
88,0 |
81,4 |
75,3 |
2. |
Доля населения Чукотского автономного округа, охваченная антикризисными и превентивными мероприятиями Подпрограммы, процентов |
5 |
9 |
15 |
3. |
Рост социально-экономической активности населения (включая реализацию себя в таких областях как национальные виды спорта, традиционные промыслы, творчество, малое предпринимательство, волонтерское движение), процентов |
5 |
9 |
15 |
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 25 июня 2013 г. N 237 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к подпрограмме "Формирование конструктивной
жизненной стратегии у населения Чукотского
автономного округа" долгосрочной региональной целевой программы "Снижение
потребления алкоголя, профилактика алкоголизма
и его последствий в Чукотском автономном округе
на 2010 - 2014 годы"
Перечень
мероприятий Подпрограммы "Формирование конструктивной жизненной стратегии у населения Чукотского автономного округа"
18, 25 июня 2013 г.
N п/п |
Наименование направления, раздела, мероприятия |
Период реализации мероприятий (годы) |
Объем финансовых ресурсов, тыс. рублей |
|||
всего |
в том числе средства: |
|||||
федерального бюджета |
окружного бюджета |
прочих внебюджетных источников |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Разработка и реализация программы личностного развития для подростков и молодежи с привлечением общественных организаций на основе грантовой поддержки |
2012 - 2014 |
14 200,0 |
0,0 |
14 200,0 |
0,0 |
2012 |
3 000,0 |
0,0 |
3 000,0 |
0,0 |
||
2013 |
4 200,0 |
0,0 |
4 200,0 |
0,0 |
||
2014 |
7 000,0 |
0,0 |
7 000,0 |
0,0 |
||
2. |
Мероприятия по раннему выявлению суицидального поведения и суицидальных наклонностей у населения - выездная работа психологов |
2012 - 2014 |
1 126,0 |
0,0 |
1 126,0 |
0,0 |
2012 |
566,0 |
0,0 |
566,0 |
0,0 |
||
2013 |
200,0 |
0,0 |
200,0 |
0,0 |
||
2014 |
360,0 |
0,0 |
360,0 |
0,0 |
||
3. |
Информационная поддержка Подпрограммы |
2012 - 2014 |
1 300,0 |
0,0 |
1 300,0 |
0,0 |
2013 |
300,0 |
0,0 |
300,0 |
0,0 |
||
2014 |
1 000,0 |
0,0 |
1 000,0 |
0,0 |
||
|
Итого по Подпрограмме |
2012 - 2014 |
16 626,0 |
0,0 |
16 626,0 |
0,0 |
2012 |
3 566,0 |
0,0 |
3 566,0 |
0,0 |
||
2013 |
4 700,0 |
0,0 |
4 700,0 |
0,0 |
||
2014 |
8 360,0 |
0,0 |
8 360,0 |
0,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.