Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 15 апреля 2010 г. N 124
Региональная адресная программа
"Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа (за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году)"
28 декабря 2010 г.
Паспорт
региональной адресной программы
"Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа (за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году)"
Наименование программы |
- |
региональная адресная программа "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа (за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году)" (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
- |
Управление государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа |
Основание для разработки Программы |
- |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 марта 2010 года N 23-3/10/2-1852 |
Цель Программы |
- |
принятие мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Чукотском автономном округе |
Задачи Программы |
- |
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения; стимулирование сохранения и создания рабочих мест |
Срок реализации Программы |
- |
2010 год |
Основные мероприятия Программы |
- |
организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения; организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
объем финансирования Программы составляет 5 123,4 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году |
Целевой показатель Программы |
- |
недопущение роста: уровня регистрируемой безработицы выше 3,4 процента, коэффициента напряженности выше 1,6 единиц |
Система организации контроля за исполнением |
- |
текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Управление государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа; контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа |
Показатели результативности Программы |
- |
прохождение профессиональной переподготовки - не менее 30 работников организаций, находящихся под риском увольнения; создание не менее 124 дополнительных временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; организация стажировок для 5 выпускников образовательных учреждений; создание не менее 6 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа представляет собой дополнительные мероприятия, увязанные по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленные на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разрабатывается в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
Планируется в течение 2010 года направить на опережающее обучение 30 граждан, находящихся под угрозой увольнения; создать 124 дополнительных временных рабочих места, в том числе на общественные работы для безработных граждан, граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и работников, находящихся под риском увольнения; организовать 5 временных рабочих мест для стажировки выпускников образовательных учреждений; оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 6 безработным гражданам.
Инвестиционные проекты, запланированные на 2010 год, находятся на стадии проектных работ и не предусматривают на данном этапе создание новых рабочих мест.
В течение 2009 года на территории Чукотского автономного округа работали 1495 иностранных граждан. Квота на привлечение иностранных работников на 2009 год использована на 58,0 процентов.
В 2009 году продолжалась работа по сокращению использования работодателями иностранных работников.
В соответствии с собранными от работодателей заявками о потребности в рабочей силе для замещения в 2010 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками будет привлечено 2196 человек по 413 профессиям (должностям).
По сравнению с 2009 годом квота на привлечение иностранных работников на 2010 год снижена на 382 единицы.
Итоги социально-экономического развития Чукотского автономного округа за 2009 год свидетельствуют о сохранении динамики основных экономических и социальных показателей на уровне прошлого года, а в некоторых отраслях отмечается рост показателей.
Социально-экономическое развитие Чукотского автономного округа в 2009 году характеризовалось:
сохранением положительных тенденций основных показателей экономического и социального развития региона;
ростом объемов производства в золотодобывающей отрасли экономики;
ростом индексов физического объема инвестиций в основной капитал, платных услуг населению, реальных денежных доходов населения.
Численность занятых в экономике округа стабилизировалась и составила 30,5 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы с учетом реализации региональных целевых программ "Снижение напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа на 2009 год" и "Общественные и временные работы в Чукотском автономном округе на 2009 год" удалось снизить до 2,4 процентов в летний период и удерживать на уровне 3,0 процентов в ноябре 2009 года. Уровень безработицы на 1 января 2010 года составил 3,4 процента, что выше на 0,2 процента по сравнению с 1 января 2009 года. Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы по состоянию на 1 января 2010 года, составила 1117 человек (по состоянию на 1 января 2009 года - 1039 человек). Численность безработных граждан на 1 января 2010 года составила - 1077 человек (по состоянию на 1 января 2009 года - 1014 человек). Напряженность на рынке труда среди безработных на ту же дату составила 1,6 единицы (по состоянию на 01.01.2009 года - 0,8 единицы).
Для получения достоверной информации о ситуации на рынке труда, принятия опережающих мер по обеспечению занятости высвобождаемых работников, с октября 2008 года проводится мониторинг численности работников, предполагаемых к высвобождению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности работников в разрезе территорий, отраслей, предприятий. Обеспечена бесперебойная работа "горячих линий" как в Управлении государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа, так и в государственных учреждениях центрах занятости населения. При государственных учреждениях центрах занятости населения организованы консультационные центры по вопросам обеспечения трудовых прав работников в условиях складывающейся ситуации на рынке труда, социальных гарантиях высвобождаемым гражданам.
В течение октября 2008 года - декабря 2009 года 91 предприятие округа заявило о высвобождении 881 работника. В течение указанного периода было уволено 770 граждан, из них нашли работу 519 человек, что составляет 67,4 процента от числа уволенных граждан.
В данных условиях необходима реализация дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда, снижению возможного роста безработицы за счет применения различных форм содействия занятости, недопущению увольнений работников, адресной поддержки различных форм самозанятости и малого предпринимательства.
Прогноз ситуации на рынке труда в 2010 году
Предполагается, что на рынке труда в течение 2010 года в основных отраслях промышленного производства сохранятся тенденции 2009 года (приложения 1, 2).
По оценке в 2010 году:
индекс промышленного производства по всем видам деятельности составит 86,2 процента к уровню 2009 года, из-за снижения показателя по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых";
уровень регистрируемой безработицы (на 31 декабря 2010 года) составит 3,4 процента;
под риском увольнения будет находиться не более 60 человек;
будут нуждаться не более 5 выпускников учебных заведений в оказании помощи в трудоустройстве;
встанут на учет 1120 безработных граждан в Центрах занятости населения Чукотского автономного округа.
При этом высвобождение рабочих мест в связи с увольнением по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, выходом на пенсию по старости и выездом в центральные районы страны составит не более 50 единиц.
Предполагается, что предприятиями и организациями Чукотского автономного округа не будут созданы рабочие места за счет собственных средств.
Квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2010 году на территорию Чукотского автономного округа составляет 2196 единиц.
Число вакансий, заявленных работодателями в Центры занятости населения Чукотского автономного округа, с учетом временных рабочих мест, создаваемых по данной Программе, составит 3041 единица.
Дефицит / избыток рабочих мест составит 165 единиц.
Мероприятия Программы предусматривают обеспечение занятости населения, сохранение и создание рабочих мест для 165 человек.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является принятие мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Чукотском автономном округе.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
III. Сроки реализации Программы
Реализация программы рассчитана на 2010 год.
IV. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает следующие основные направления (приложение 3):
организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения;
организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;
организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
4.1. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения
Одним из важнейших мероприятий, направленных на сдерживание роста безработицы, является опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, организуемое работодателями и органами службы занятости населения.
Прогнозная потребность в опережающем профессиональном обучении в Чукотском автономном округе составляет 30 человек (приложение 4).
Из числа граждан, предлагаемых к обучению по рабочим профессиям, планируется обучить 30 человек.
Обучение будет осуществляться на базе профессиональных учебных заведений Чукотского автономного округа, по месту постоянного проживания.
Размер финансирования мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения составит:
Таблица | |||
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значение показателя |
1. |
Численность участников, (Чоб) |
чел. |
30 |
2. |
Средний период обучения |
мес. |
3 |
3. |
Норматив затрат на организацию профессиональной подготовки (N) (базовый норматив затрат на организацию профессиональной подготовки в субъекте Российской Федерации в 2009 году, скорректированный на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2009 год, в расчете на одного безработного гражданина исходя из средней продолжительности обучения 3 месяца) |
руб. |
17120 |
4. |
Необходимый объем средств (Соб = Чоб х N) |
руб. |
513 600 |
Механизм реализации данного мероприятия предполагает полное или частичное возмещение расходов, фактически понесённых работодателем в соответствии с утверждённым им и согласованным с государственным учреждением центром занятости населения по месту нахождения работодателя расчетом затрат на опережающее профессиональное обучение граждан (с приложением подтверждающих документов).
С учетом ситуации, сложившейся на данном предприятии, государственным учреждением центром занятости населения по согласованию с Управлением государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа может быть принято решение о возможности полной или частичной предварительной оплаты работодателю (в форме субсидии) затрат на опережающее профессиональное обучение граждан.
Во всех случаях между работодателем и государственным учреждением центром занятости населения заключается договор об организации опережающего обучения граждан, устанавливающий порядок перечисления работодателю средств на указанные цели.
4.2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу
Создание временных рабочих мест для высвобождаемых работников и работников, находящихся под риском увольнения, обеспечивает сохранение мотивации к труду, удовлетворение основных жизненных потребностей граждан.
В отношении высвобождаемых работников (60 человек), безработных граждан и граждан, ищущих работу (64 человека) предполагается организация временного трудоустройства в виде общественных работ.
Организация общественных работ ориентирована на выполнение работ, имеющих социальную значимость для городов и районов Чукотского автономного округа (приложение 5).
Для реализации мероприятий по созданию временных рабочих мест в организациях предусматривается механизм предоставления субсидий работодателям - юридическим лицам, сохраняющим рабочие места. Субсидии предоставляются в целях возмещения на условиях софинансирования затрат, понесённых организацией на заработную плату работников в связи с сохранением рабочих мест. Основанием для получения субсидии является договор, заключённый между государственным учреждением центром занятости населения и юридическим лицом.
Таблица | |||
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значение показателя |
1. |
Численность участников общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу (Чор) |
чел. |
124 |
2. |
Период участия во временных работах (Рор) (средняя продолжительность 3 месяца) |
мес. |
3 |
3. |
МРОТ с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда |
руб. |
11 000 |
4. |
Необходимый объем средств (Сор = Чор х МРОТ х Рор) |
руб. |
4 092 000 |
4.3. Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы
Одним из мероприятий, направленных на стабилизацию и снижение напряженности на рынке труда, является организация стажировки выпускников образовательных учреждений, испытывающих трудности в поиске работы.
В рамках Программы предполагается трудоустроить на стажировку с целью получения опыта работы 5 выпускников образовательных учреждений (приложение 6). Средняя продолжительность стажировки составляет 3 месяца.
Для организации стажировки Управление государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа, государственные учреждения центры занятости населения:
составляют перечень предприятий (организаций), на базе которых будет осуществляться стажировка;
информируют выпускников образовательных учреждений профессионального образования о возможном месте прохождения стажировки и ее условиях;
осуществляют координацию и контроль выполнения обязательств по организации и прохождению стажировок, как со стороны работодателей, так и со стороны стажеров.
Для прохождения стажировки будут заключаться договоры между государственным учреждением центром занятости населения, работодателем, предоставляющим рабочее место для осуществления стажировки, и гражданином, проходящим стажировку.
Работодатель, предоставляющий рабочее место для осуществления стажировки, разрабатывает и утверждает индивидуальную программу стажировки, а также закрепляет за выпускником наставника. По окончании стажировки работодателем дается отзыв о результатах ее прохождения с указанием перспективы постоянного трудоустройства в данной организации.
Работодателю возмещаются затраты на заработную плату (из расчета минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) стажирующихся выпускников.
Таблица | |||
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значение показателя |
1. |
Численность участников программы стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (Чор) |
чел. |
5 |
2. |
Период участия во временных работах (Рор) (средняя продолжительность 3 месяца) |
мес. |
3 |
3. |
МРОТ с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда |
руб. |
11 000 |
4. |
Необходимый объем средств (Сор = Чор х МРОТ х Рор) |
руб. |
165 000 |
4.4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
Развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассматривается в качестве перспективного направления социально-экономического развития, позволяющего эффективно решать проблемы занятости населения. В Чукотском автономном округе в течение нескольких последних лет реализуются мероприятия, направленные на содействие гражданам на самообеспечение (самозанятость).
С учетом сложившейся ситуации на рынке труда представляется целесообразным распространение мероприятий по содействию самозанятости на граждан, высвобожденных из организаций в городах и крупных районных центрах.
В целях поддержки высвобожденных граждан планируется предоставление субсидии на организацию собственного дела безработным гражданам в размере 12-ти кратной максимальной величины пособия по безработице.
Управление государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа, государственные учреждения центры занятости населения:
информируют граждан о возможности заняться предпринимательской деятельностью;
знакомят с законодательством о поддержке малого предпринимательства, условиями и порядком предоставления государственной поддержки за счет различных источников;
содействуют в разработке и экспертизе бизнес-планов;
организуют обучение основам малого бизнеса и профессиям, необходимым для организации собственного дела.
В предложенных мероприятиях предполагается задействовать 6 человек (приложение 7).
Таблица | |||
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значение показателя |
1. |
Численность участников программы (Чпр) |
чел. |
6 |
2. |
Сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (Сгп) |
руб. |
58 800 |
3. |
Необходимый объем средств (Смпр = Чпр х Сгп) |
руб. |
352 800 |
Механизм реализации данного направления предусматривает выделение субсидии безработному гражданину на основании договора между ним и государственным учреждением центром занятости населения.
Основанием для заключения договора и выделения субсидии будет являться положительный результат экспертизы представленного безработным гражданином бизнес-плана.
В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, обеспечивается выполнение статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в части ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых и средних предприятий - получателей поддержки малого предпринимательства, и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющее исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
В данной Программе отсутствуют объемы финансирования мероприятий, которые определены в долгосрочной региональной целевой программе "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2010-2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29 сентября 2009 года N 270.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации 2009 года (приложение 8).
Объем финансирования программных мероприятий составляет 5 123,4 тыс. рублей.
Потребность в финансовых ресурсах для реализации Программы складывается из ресурсов, необходимых для повышения конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, стимулирования сохранения и создания рабочих мест.
VI. Механизм реализации Программы
Уполномоченным органом реализации Программы является Управление государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа, которое осуществляет свои функции во взаимодействии с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости.
Управление государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа согласовывает с соисполнителями программных мероприятий формы, методы и сроки реализации мероприятий, организовывает их исполнение, формирует отчет о реализации Программы.
Управление Программой осуществляется путем:
издания нормативных правовых актов, направленных на регулирование механизма реализации мероприятий Программы;
анализа ситуации на рынке труда на основе данных проводимого мониторинга, статистических отчетов, обращений на "горячую линию" и в общественные приемные;
изучения проблем занятости на рабочих группах совместно с заинтересованными субъектами рынка труда;
выдачи заданий государственным учреждениям центрам занятости населения на осуществление мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда в соответствии с Программой и контроля за их исполнением;
заключения соглашений между органами исполнительной власти Чукотского автономного округа, органами местного самоуправления, объединениями работодателей, иными организациями по вопросам реализации Программы.
VII. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Управление государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Управление государственной службы занятости населения Чукотского автономного округа представляет в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа:
ежеквартально - аналитическую информацию о реализации Программы;
в конце 2010 года - информацию о финансировании мероприятий Программы с пояснительной запиской.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы планируется обеспечить занятость:
30 работникам организаций, находящихся под угрозой увольнения и прошедшим опережающее обучение;
5 выпускникам образовательных учреждений;
124 работникам, находящимся под риском увольнения, и безработным гражданам на временных и общественных работах;
в сфере малого бизнеса и самозанятости - не менее 6 человек.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе. При этом предполагается, что численность безработных граждан к концу 2010 года не превысит 1120 человек, уровень регистрируемой безработицы не превысит 3,4 процента от численности экономически активного населения, коэффициент напряженности - 1,6 единицы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.