Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 29 сентября 2010 г. N 201
Долгосрочная региональная целевая программа
"Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2010-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Чукотского автономного округа
от 29 сентября 2009 года N 270)
Паспорт
долгосрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2010-2012 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и определяет очередной этап работы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа, последовательно реализуемой в предыдущие годы в рамках региональных целевых программ.
Актуальность разработки настоящей Программы обусловлена тем, что малое и среднее предпринимательство, являясь неотъемлемым субъектом рынка Чукотского автономного округа, в определенной степени решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней, пока в недостаточной мере реализует имеющийся экономический потенциал и характеризуется диспропорциями развития, обусловленными влиянием макроэкономических факторов и спецификой местных условий.
Основными сдерживающими факторами, влияющими на процессы создания и функционирования малого и среднего предпринимательства и препятствующими его разностороннему развитию в разрезе отраслей экономики Чукотского автономного округа, являются:
сложные климатические условия и территориальное положение Чукотки;
неравномерность экономического развития населенных пунктов Чукотского автономного округа, их транспортной, коммуникационной и иной обеспеченности, труднодоступность и малочисленность национальных сел;
зависимость от поставок топлива, сырья, материалов, комплектующих из центральных регионов России или других стран, осуществляемых морским путем или авиатранспортом, что влечет за собой значительное удорожание производимой продукции, работ и услуг;
дефицит у предпринимателей собственных средств, необходимых для воспроизводства;
неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, самофинансирования и страхования рисков субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие льготного кредитования малого бизнеса кредитными учреждениями Чукотского автономного округа;
отсутствие единой скоординированной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления;
отсутствие квалифицированных кадров, полная либо частичная финансовая, юридическая и управленческая малограмотность действующих и потенциальных собственников малого и среднего бизнеса.
Положительные тенденции развития региона в течение семи последних лет и реализация программных мер поддержки малого и среднего предпринимательства позволили качественно улучшить условия предпринимательской деятельности в целом по Чукотскому автономному округу.
Отраслевая структура малого предпринимательства за прошедший период характеризуется расширением видов деятельности, увеличением количества субъектов малого предпринимательства в строительстве, сфере транспортных услуг, бытовых и иных услуг населению, что стимулируется ростом уровня жизни населения, мерами налогового стимулирования и финансовой поддержки малого предпринимательства.
По данным выборочного статистического наблюдения за 2008 год в Чукотском автономном округе осуществляют предпринимательскую деятельность 242 малых предприятия (в том числе микропредприятия), на которых занято 2326 человек.
17,4 процента от общего числа малых предприятий занимается предоставлением различных услуг, 22 процента осуществляют свою деятельность в строительной отрасли, 8,3 процента осуществляют добычу полезных ископаемых, 34,3 процента ведут деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, 14 процентов - в сфере транспортных услуг, 4 процента осуществляют деятельность в сельском хозяйстве и рыболовстве.
Наряду с юридическими лицами в сектор малого предпринимательства Чукотского автономного округа входит 1171 индивидуальный предприниматель, основная доля которых занята в сфере торговли и услуг.
В соответствии с федеральным законодательством налоговыми органами на территории Чукотского автономного округа реализована система "одного окна" при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В рамках региональных целевых программ с 2003 года по 2008 год приняты решения о финансовой поддержке двадцати двух проектов малого и среднего предпринимательства на сумму 7,8 млн. рублей за счет средств окружного бюджета, проведен 21 информационно-обучающий семинар по основам бизнеса.
Осуществляются меры налогового стимулирования для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сфере услуг. Индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществлять ряд видов деятельности по упрощенной системе налогообложения на основе патента.
За последние годы отмечается расширение использования специальных налоговых режимов, рост налоговых поступлений и увеличение количества налогоплательщиков.
Так, сумма налоговых поступлений от налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в 2008 году составила 102 907,0 тыс. рублей, что на 12 процентов превысило поступление указанных налоговых платежей за 2007 год. Несмотря на положительную динамику показателей развития малого и среднего предпринимательства, предпринимаемые меры по его поддержке нельзя признать достаточными, на их эффективность влияет отсутствие необходимой финансовой и методической поддержки на федеральном и муниципальном уровне, наличие ряда нерешенных проблем.
Сохраняется территориальная и отраслевая дифференциация малого и среднего предпринимательства. Преимущественное его развитие, по-прежнему, сосредоточено в городах Чукотского автономного округа. В селах, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое и среднее предпринимательство развито слабо.
Более высокими темпами развивается непроизводственная сфера, в основном за счет отраслей, имеющих более высокую оборачиваемость средств. Развитие производственных отраслей сдерживается их высокой капиталоемкостью, в связи с чем, себестоимость произведенных на территории региона товаров зачастую выше стоимости аналогичных товаров, поставляемых из центральных регионов страны.
Поэтому малое и среднее предпринимательство в промышленности представлено в основном предприятиями, традиционно осуществляющими разработку золотоносных месторождений.
В ходе разработки мер по поддержке предпринимательства на территории Чукотского автономного округа возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единой системы учета субъектов малого и среднего предпринимательства, определяемой на федеральном уровне. В Чукотском автономном округе не проводился сплошной статистический учет малых и средних предприятий, а данные выборочных статистических обследований не позволяют провести достоверный экономический анализ. Кроме того, статистическим учетом не охвачены индивидуальные предприниматели, также являющиеся в соответствии с законодательством субъектами малого предпринимательства. Сведения налоговых органов не в полной мере характеризуют малый бизнес региона и позволяют проследить лишь динамику отдельных показателей, в основном связанных с применением специальных налоговых режимов.
Начинающие представители малого предпринимательства недостаточно владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры, остро нуждаются не только в финансовой, но и в информационной поддержке.
Качественно изменить ситуацию возможно только при комплексном подходе к реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях. Необходимо сохранить и продолжить координированное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций, целью деятельности которых является содействие развитию и поддержка малого и среднего предпринимательства.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) дальнейшее совершенствование правовых и экономических условий развития малого и среднего предпринимательства;
2) совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности;
4) обеспечение занятости и развитие самозанятости населения;
5) вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2010-2012 годы.
Этапы реализации Программы:
I этап - 2010 год;
II этап - 2011 год;
III этап - 2012 год.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена четырьмя разделами (перечень мероприятий долгосрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2010-2012 годы" согласно приложению к настоящей Программе).
Первый раздел содержит мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятий включает в себя анализ действующих нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней и разработку предложений по их корректировке. Необходимо скоординировать действия соответствующих органов государственной власти, осуществляющих государственное регулирование предпринимательской деятельности - лицензирование, регистрацию и другие.
Одним из важнейших условий развития малого и среднего предпринимательства является создание благоприятного налогового режима, упрощение учета и отчетности. Сохраняя преемственность мер налогового регулирования, будет продолжен мониторинг применения специальных налоговых режимов, в том числе действующей на территории Чукотского автономного округа системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения.
Во втором разделе программных мероприятий предусмотрены меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Чукотского автономного округа.
Данные мероприятия предполагают:
гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела;
содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства;
поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты на создание инновационной компании.
Предпочтение будет отдано реализации тех направлений, которые не дублируют меры поддержки, предусмотренные другими целевыми региональными и федеральными программами.
Перечень конкретных проектов развития малого и среднего предпринимательства формируется на основе анализа проектов, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, удовлетворяющих целям и задачам Программы.
Отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания им адресной финансовой поддержки, осуществляется Комиссией Чукотского автономного округа по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с порядками, устанавливающими требования, условия и критерии предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлениями Правительства Чукотского автономного округа.
Финансирование проектов из средств окружного бюджета может осуществляться в форме безвозмездных и безвозвратных субсидий (грантов) на условиях долевого финансирования целевых расходов, компенсации части расходов и других.
Мероприятия третьего раздела направлены на развитие информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Многие проблемы развития малого и среднего предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. Развитие современных информационных коммуникаций на территории Чукотского автономного округа позволило предпринимателям более активно включиться в систему современного информационного обмена, обеспечить их доступ к конъюнктурной информации о рынках товаров и услуг, правовой и иной информации. Вместе с тем, информационное обеспечение населенных пунктов Чукотского автономного округа неравномерно. Есть необходимость в проведении мероприятий для начинающих предпринимателей, развитии диалога с общественностью по проблемам малого и среднего предпринимательства, формировании положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности.
Четвертый раздел включает в себя комплекс мероприятий по развитию и поддержке предпринимательской инициативы у молодежи Чукотского автономного округа.
Данные мероприятия предполагают:
организацию семинаров, курсов, тренингов, разовых лекций, стажировок и других форм обучения основам малого бизнеса;
отбор образовательных программ для предоставления образовательных услуг молодым людям до 30 лет на базе учебных заведений высшего и среднего профессионального образования с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий;
поддержку и развитие молодежного предпринимательства, в том числе привлечение к реализации мероприятий общественных и некоммерческих организаций.
Перечень программных мероприятий может быть уточнен и расширен с учетом реализации в рамках федеральных целевых программ мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств окружного бюджета с привлечением средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".
Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 23 000,0 тыс. рублей, из них:
за счет средств федерального бюджета - 12 800,0 тыс. рублей;
за счет средств окружного бюджета - 10 200,0 тыс. рублей.
VI. Механизм реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы, не предусматривающих финансирование, и связанных с реализацией функций органов исполнительной власти Чукотского автономного округа, осуществляется данными органами в пределах средств, предусмотренных на их содержание.
Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренной мероприятиями Программы, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Чукотского автономного округа, устанавливающими порядок предоставления из окружного бюджета субсидий (грантов).
Реализация мероприятий Программы осуществляется, в том числе, и на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд Чукотского автономного округа, заключаемых государственным заказчиком Программы в соответствии с законодательством в сфере размещения заказов.
VII. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Координация выполнения мероприятий Программы осуществляется Управлением экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа ежеквартально представляет в Правительство Чукотского автономного округа информацию о ходе реализации Программы.
VIII. Оценка эффективности Программы
Результатом реализации Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышение его вклада в социально-экономическое развитие Чукотского автономного округа.
|
2009 год (базовый) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в расчете на 1 000 человек населения, единиц |
5 |
5 |
6 |
6 |
Число индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 000 человек населения, единиц |
26 |
27 |
28 |
28 |
Прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чукотского автономного округа от субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в % к предыдущему году |
3,4 |
не менее 4 |
не менее 2 |
не менее 2 |
Число субъектов малого предпринимательства, получивших гранты на создание собственного бизнеса, единиц |
13 |
18 |
10 |
10 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку в целях повышения энергоэффективности производства, единиц |
4 |
4 |
|
|
Оценка показателей эффективности будет производиться по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу, Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу, Управления экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.