Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Большесолдатского района Курской области на решение Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Большесолдатского района Курской области к администрации Большесолдатского района Курской области, комитету жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией с городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Большесолдатского района Курской области обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Большесолдатского района Курской области, комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в границах территории муниципального образования "Большесолдатский сельсовет" Большесолдатского района Курской области, вблизи "адрес", с правой стороны по направлению движения из "адрес", с северной стороны граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, с восточной, западной и южной сторон граничащей с лесополосами, площадью не менее 500 кв.м; возложить обязанность на администрацию "адрес", комитет ЖКХ и ТЭК "адрес" в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в границах территории муниципального образования "Большесолдатский сельсовет" "адрес", вблизи "адрес", с правой стороны по направлению движения из "адрес", с северной стороны граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, с восточной, западной и южной сторон граничащей с лесополосами, площадью не менее 500 кв.м и рекультивации занятого данной свалкой земельного участка; возложить обязанность на администрацию "адрес", комитет ЖКХ и ТЭК "адрес" в течение шести месяцев со дня утверждения проекта ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке в границах территории муниципального образования "Большесолдатский сельсовет" "адрес", вблизи "адрес", с правой стороны по направлению движения из "адрес", с северной стороны граничащей с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, с восточной, западной и южной сторон граничащей с лесополосами, площадью не менее 500 кв.м. и рекультивации земельного участка, занятого свалкой, в
соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, ликвидировать несанкционированную свалку и провести рекультивацию земельного участка занятого свалкой.
Решением Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 сентября 2019 года, административные исковые требования удовлетворены в части. Признано незаконным бездействие администрации Большесолдатского района Курской области, комитета ЖКХ и ТЭК Курской области в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки, площадью не менее 500 кв.м, расположенной на земельном участке вблизи "адрес", с северной стороны, граничащей с земельным участком сельхозназначения с кадастровым номером N, с восточной и южной сторон граничащей с лесополосами. На администрацию Большесолдатского района Курской области, комитет ЖКХ и ТЭК Курской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку площадью не менее 500 кв.м, расположенную на земельном участке вблизи "адрес", с северной стороны граничащей с земельным участком сельхозназначения с кадастровым номером N, с восточной и южной сторон граничащей с лесополосами и
в течение шести месяцев со дня ликвидации несанкционированной свалки, разработать проект рекультивации данного земельного участка и провести его рекультивацию в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В остальной части требований отказано.
По кассационной жалобе комитета ЖКХ и ТЭК Курской области кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2020 года решение Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 сентября 2019 года отменено в части признания незаконным бездействия комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку и в течение шести месяцев со дня ликвидации несанкционированной свалки, разработать проект рекультивации данного земельного участка и провести его рекультивацию в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В удовлетворении заявленных требований к комитету ЖКХ и ТЭК Курской области прокурору Большесолдатского района Курской области отказано.
В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 21 февраля 2020 года через Большесолдатский районный суд Курской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 16 марта 2020 года, администрация Большесолдатского района Курской области просит судебные акты первой и апелляционной инстанций отменить, направив дело на новое рассмотрение в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что в судебных актах не указано конкретно, где расположена несанкционированная свалка, не определены географические координаты границ несанкционированной свалки которую решением суда необходимо ликвидировать. Полагает, что у администрации обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке по доводам поданной администрацией кассационной жалобы не имеется.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки прокуратурой Большесолдатского района Курской области исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории Большесолдатского района 23 ноября 2018 года установлено, что вблизи "адрес" на земельном участке, расположенном с правой стороны по направлению движения из "адрес" расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, с северной стороны граничащая с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, с восточной, западной и южной сторон граничащая с лесополосами, представляющая собой бывшую в употреблении упаковочную тару из под продуктов питания и напитков, стеклотару, использованные товары народного потребления, утратившие свои потребительские качества, бытовые отходы, которые образовались в процессе производства и потребления граждан. Площадь, занятая коммунальными отходами на момент проверки составляла не менее 500 кв.м, отходы размещены на плоском земельном участке перед оврагом, а также в овраге.
Постановлением главы администрации Большесолдатского района Курской области от 24 сентября 1992 года N 224 данный земельный участок был отведен для сбора бытовых отходов, снят с кадастрового учета 01 сентября 2017 года, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования под иными объектами специального назначения. Правообладателей земельного участка не имеется, находится земельный участок в границах Большесолдатского сельского совета Большесолдатского района Курской области. Поскольку объект размещения отходов на указанном земельном участке в эксплуатацию не вводился, в реестр объектов размещения отходов не внесен, свалка бытовых отходов несанкционирована.
Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.
Таким образом, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.
Несанкционированная свалка выявлена на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования Большесолдатского района Курской области, а потому образование указанной несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения данным органом муниципальной власти возложенной законом обязанности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующего муниципального района.
Учитывая приведенные нормы материального права, обстоятельства дела, доказательства по делу, которым судами первой и апелляционной инстанций дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, полагает, что доводы кассационной жалобы о неуказании в оспариваемых судебных актах конкретного места, где расположена несанкционированная свалка, отсутствии у администрации бездействия, а также обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на территории Большесолдатского района с указанными в судебных актах ориентирами, являются необоснованными, на существо принятых решений не влияют.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Большесолдатского районного суда Курской области от 26 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 3 сентября 2019 года с учетом кассационного определения судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Большесолдатского района Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.