Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Жудова Н.В. и Селиверстовой И.В, при секретаре Ковалевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-72/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема -Иваново" о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года N239-к/14 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема - Иваново" на решение Ивановского областного суда от 29 ноября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема - Иваново" Розова И.В, поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема -Иваново" (далее также - ООО "РегионИнфраСистема -Иваново", Общество), осуществляющее очистку сточных вод в границах городского округа Кинешма Ивановской области, обратилось в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 7.1 Приложения 1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года N239-к/14 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", которым на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года для Общества установлены одноставочные тарифы в сфере водоотведения (очистка сточных вод), с календарной разбивкой по полугодиям (далее - Постановление N 239-к/14).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в нарушение положений Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э при установлении тарифов административным ответчиком неправомерно отказано во включении в необходимую валовую выручку затрат на аренду земельных участков и понесенных в истекшем периоде экономически обоснованных расходов. Кроме этого, административным ответчиком необоснованно уменьшены расходы по отдельным статьям затрат: на оплату труда производственного персонала и отчислений на социальные нужды, на тепловую энергию для технологических нужд и на электрическую энергию. Недостижение уровня затрат приведет к осуществлению неэффективной экономической деятельности и образованию у административного истца убытков.
Решением Ивановского областного суда от 29 ноября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено. Оспариваемый в указанной части нормативный-правовой акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ООО "РегионИнфраСистема - Иваново", ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции изменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в том числе по иным основаниям, содержавшимся в административном исковом заявлении и указанными в настоящей апелляционной жалобе. Полагает, что в ходе рассмотрения дела была подтверждена потребность Общества в том количестве специалистов, которое указано в штатном расписании, в связи с чем расходы на оплату труда производственного персонала, заявленные организацией, являются экономически обоснованными. Соответственно подлежат корректировке и расходы по отчислениям на социальные нужды, напрямую зависящие от расходов на оплату труда. Считает, что показатель удельного расхода электроэнергии на 2019 год, примененный административным ответчиком при расчете расходов на электрическую энергию, рассчитан неправильно, без учета данных об объеме принятых строчных вод и среднего фактического удельного расхода электроэнергии исходя из бухгалтерской и статистической отчетности Общества за три предыдущих года. Выражает несогласие с выводами суда, в связи с их ошибочностью, в невключении в необходимую валовую выручку расходов по арендной плате за земельный участок и расходов на компенсацию понесенных экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, а также Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области представлены письменные возражения.
Административный ответчик Департамент энергетики и тарифов Ивановской области просил о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановление N 239-к/14 принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано.
Указанным Постановлением N 239-к/14 установлены одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителя городского округа Кинешма, с календарной разбивкой согласно Приложению 1.
Согласно п. 7.1 указанного Приложения 1 установлены тарифы на очистку сточных вод для ООО "РегионИнфраСистема- Иваново" для бюджетных и прочих потребителей в размере на период:
с 01.01.2019г. по 30.06.2019г. - 19, 84 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2019г. по 31.12.2019г. - 19, 84 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.01.2020г. по 30.06.2020г. - 19, 84 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2020г. по 31.12.2020г. - 20, 71 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.01.2021г. по 30.06.2021г. - 20, 71 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2021г. по 31.12.2021г. - 20, 03 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.01.2022г. по 30.06.2022г. - 20, 03 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2022г. по 31.12.2022г. - 20, 55 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.01.2023г. по 30.06.2023г. - 20, 55 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2023г. по 31.12.2023г. - 12, 52 руб. за 1 куб.м. без учета НДС.
Судом установлено, что ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" осуществляет очистку стоков, оказывая гарантирующей организации ООО "Водоканал-Сервис" услугу по очистке сточных вод.
При этом, регулируемую деятельность по предоставлению коммунальной услуги по водоотведению административный истец осуществляет на основании заключенного с администрацией городского округа Кинешма концессионного соглашения от 18.07.2013г. N1 с правом использования муниципального имущественного комплекса сроком на 15 лет.
ООО "РегионИнфраСистема - Иваново" обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее также орган регулирования) с заявлением об утверждении долгосрочных тарифов на водоотведение на 2019-2023 годы. С заявлением организацией предоставлены обосновывающие документы.
Органом тарифного регулирования приказом от 3 мая 2018 года N 15-у/1 открыто тарифное дело, проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов), по итогам которой 19 декабря 2018 года составлено экспертное заключение
Как усматривается из материалов дела, тарифы для ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" установлены с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования сроком на 5 лет (2019-2013годы) с календарной разбивкой по полугодиям.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет производится с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что примененный административным ответчиком способ расчета заявленных Обществом затрат по статье "расходы на тепловую энергию для технологических нужд" не предусмотрен положениями Основ ценообразования и Методических рекомендаций, что влечет признание Постановления N239-к/14 в оспариваемой части, недействующим.
При этом суд, разрешая административный спор, признал правильным расчет органом регулирования удельного расхода электроэнергии с учетом имеющихся фактических данных Общества за 2017 год, с чем судебная коллегия соглашается.
Указанные расходы приняты в расчете тарифов на 2019 год в размере 6017, 135 тыс. руб. против заявленных Обществом 8113, 552 тыс.руб.
Согласно экспертному заключению расходы по данной статье органом регулирования определены исходя из фактического годового объема электроэнергии, необходимого для осуществления регулируемого вида деятельности в сфере очистки сточных вод, в соответствии с представленными счетами-фактурами за 2017 год в размере 939, 452кВтч. Средневзвешенный тариф за 2017 года рассчитан в размере 5, 82108 тыс. руб./кВтч. С учетом применения индексов роста цен на электрическую энергию, рекомендованных Минэкономразвития на 2018, 2019 годы в размере 103, 9% и 105, 9% средний тариф на 2019 год составил 6, 40494 тыс. руб./кВтч. Удельный расход электрической энергии на 2019 год рассчитан исходя из планового объема электрической энергии в размере 939, 452 кВтч. (который равен фактическому объему за 2017 год) и планового объема сточных вод в размере 2498, 468 тыс. руб.м.
Согласно пункту 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Удельный расход электрической энергии является одним из долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемый на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации (п.79 Основ ценообразования).
Отклоняя довод Общества о необходимости расчета удельного расхода электроэнергии с учетом данных об объеме принятых сточных вод и среднего фактического удельного расхода электрической энергии исходя из бухгалтерской и статистической отчетности за три предыдущих года, суд вопреки доводам административного истца, правильно указал, что такой расчет, предлагаемый Обществом, действующими нормативными правовыми актами в области тарифного регулирования не предусмотрен.
При этом суд правомерно исходил из того, что в соответствии с п. 79 Основ ценообразования, п. 8 Перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утвержденного приказом Минстроя России от 04.04.2014г. N 162/пр, удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод на единицу объема очищаемых сточных вод утверждается в качестве долгосрочного параметра регулирования для формирования тарифов на водоотведение. Согласно Порядку и правилам определения плановых значений и фактических значений указанных показателей, утвержденных тем же Приказом, при расчете планового удельного показателя учитываются фактические данные только за последний отчетный период.
Из дела также следует и не оспаривается в жалобе, что в процессе хозяйственной деятельности Общества, ежегодно снижается фактический объем потребления электрической энергии при фактически неизменном объеме принятых сточных вод, что также свидетельствует о том, что годового объема электрической энергии в размере 939, 452 кВтч. достаточно для осуществления Обществом регулируемого вида деятельности.
Согласно пояснительной записке, имеющейся в материалах тарифного дела, Обществом заявлены к учету экономически обоснованные расходы, неучтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, в сумме 2406, 952 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 91 Методических указаний, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Суд, с учетом приведенных нормативных положений, оценив экспертное заключение и дополнительно представленные сторонами расчеты корректировки необходимой валовой выручки (далее также НВВ), для целей ее учета в очередном периоде регулирования, обоснованно принял расчет, представленный Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, согласно которому корректировка НВВ за 2017 год составила минус 909, 711 тыс. руб.
Выводы суда первой инстанции в указанной части подробно мотивированы, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
ООО "РегионИнфраСистема - Иваново" в состав валовой выручки заявлены расходы на аренду земельного участка на основании договоров N 4025 от 16.09.2013г, N 4425 от 13.06.2017г, заключенных с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма в размере 225, 238 тыс. руб.
Указанная сумма в полном объеме не включена в состав расходов на 2019 год.
В соответствии с пунктом 4 Концессионного соглашения от 18 июля 2013 года N1, объектом данного соглашения является комплекс биологических очистных сооружений общей площадью застройки 9186 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Разделом 5 Концессионного соглашения предусмотрено предоставление Обществу на правах аренды земельного участка площадью 29 525 кв.м, с кадастровым номером N под модернизацию названного объекта, расположенного по тому же адресу.
В соответствии с пунктом 51 Методических указаний, расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи относятся к неподконтрольным, если договор аренды (лизинга, концессии) заключен в отношении централизованных систем водоснабжения или водоотведения, объектов и оборудования, используемых в этих системах, а также в случае аренды земельных участков, на которых расположены или осуществляется строительство объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения в сроки, определенные инвестиционной программой. В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов.
Таким образом, учитывая, что на земельном участке расположены очистные сооружения, расходы на арендную плату не могут относится к административным расходам в соответствии с пунктом 25 Методических указаний, как ошибочно полагает автор апелляционной жалобы, поскольку предусмотренные названным пунктом Методических указаний расходы не должны быть связаны с арендой (лизингом) централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
В свою очередь, размер расходов на арендную плату (в составе неподконтрольных расходов) определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 29 Методических указаний и пунктом 44 Основ ценообразования, согласно которым экономически обоснованный размер арендной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды только в случаях, если такой договор аренды заключен и зарегистрирован в установленном порядке до 31 декабря 2012 г.
Так как указанные условия в отношении арендуемого Общество земельного участка в данном случае не соблюдаются, органом регулирования по сути правомерно отказано во включении в состав НВВ расходов на арендную плату в заявленном размере.
Вместе с тем Судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно пояснительной записке, имеющейся в материалах тарифного дела, расходы на оплату труда производственного персонала заявлены Обществом в размере 7401, 00 тыс. руб. исходя из расчета, произведенного в соответствии со штатным расписанием, утвержденным генеральным директором Общества на 2018-2019 годы (количество штатных единиц 27, 5).
Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 5949, 727 тыс. руб. При этом административный ответчик произвел расчет исходя из фактических показателей за 2017 год. Нормативная численность сотрудников принята на основании фактических данных за 2017 год и составила 18, 5 человек (13, 5 человек - основные производственные рабочие, 5 человек - инженерно-технические рабочие). Среднемесячная заработная плата определена на основании фактических данных 2017 года с учетом индекса потребительских цен Минэкономразвития РФ на 2018, 2019 годы в размере 102, 7 %, 104, 6 % и составила 26, 801 тыс. руб.
ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" не согласилось с принятой для определения расходов на оплату труда численностью производственного персонала, ссылаясь на то, что штатное расписание составлено в соответствии с приказом Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999г. N66 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства".
Регулирующий орган отклоняет предложение регулируемой организации по включению в необходимую валовую выручку расходов, если их экономическая обоснованность не подтверждена в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 30 Правил регулирования тарифов).
При этом в экспертном заключении должны быть приведены обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически необоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов (подпункт "г" пункта 26 Правил регулирования тарифов).
Как следует из материалов дела, Общество представило в регулирующий орган штатное расписание по производственному отделу (ОП "адрес") на 27, 5 единиц и расчет нормативной численности персонала.
Между тем согласно экспертному заключению от 19 декабря 2018 года, выписке из протокола заседания Правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года, расходы на оплату труда, рассчитанные исходя из иной нормативной численности, включены в НВВ Общества не в полном размере и без указания конкретных причин и ссылок на правовые нормы.
В этой связи заслуживают своего внимания доводы апелляционной жалобы о необходимости расчета необходимой валовой выручки Общества по указанной статье расходов с учетом актуальных данных об объектах централизованных систем водоснабжения и водоотведения, имеющихся в Схеме водоснабжения и водоотведения городского округа Кинешма, утвержденной постановлением администрации городского округа Кинешма от 10 ноября 2015 г. N 2549п и поименованных Рекомендаций Госстроя Российской Федерации от 22.03.1999г. N66.
Таким образом, Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в рассматриваемом случае также допущено нарушение установленного порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Вместе с тем указанные обстоятельства не влекут отмену решения суда первой инстанции, поскольку расчет тарифов произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства по изложенным выше основаниям и свидетельствует о противоречии Постановления N239-к/14 требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы.
При этом в силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Однако определение размера НВВ, на основании которого рассчитывается тариф, находится в компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского областного суда от 29 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема -Иваново", без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.