Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.
судей Головкиной Л.А. и Семеновой И.А, при секретаре Рунове Д.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-2/2020 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества (ОАО) "Тепловые сети" о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 01 февраля 2019 г. N29-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 г. N470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов" по апелляционным жалобам открытого акционерного общества "Тепловые сети", комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) на решение Ленинградского областного суда от 21 января 2020 г, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозковой Е.Е, объяснения представителя административного истца ОАО "Тепловые сети" Маковской И.В, представителя административного ответчика комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) Морозовой Ю.А, представителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Маслова И.И, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бердинских С.В, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
19 декабря 2018 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее-ЛенРТК, тарифный орган) принят приказ N470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг." (далее-приказ N470-п).
Приказом N470-п утверждены тарифы на тепловую энергию (пункт 1), на горячую воду (пункт 2), поставляемую ОАО "Тепловые сети" потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг, которые приведены в приложениях N1, 2.
Пунктом 3 приказа ЛенРТК N470-п установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "Тепловые сети" (приложение N3).
29 декабря 2018г. ФАС России вынесло предписание NСП/108987/18, которым ЛенРТК признано нарушившим законодательство в сфере тарифного регулирования при установлении тарифов на услуги теплоснабжения ОАО "Тепловые сети" на 2016-2018 гг. и которым ЛенРТК предписано пересчитать тариф ОАО "Тепловые сети" на 2019 г.
Во исполнение названного предписания 01 февраля 2019 г. ЛенРТК принят приказ N29-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 г. N470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг." (далее-приказ N29-п).
Согласно пункту 1.1. приказа N29-п приложение N1 к приказу N470-п изложено в иной редакции, приведенной в приложении N1, поименованном как "тарифы на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.".
Пунктом 1.2 приказа N29-п приложение N2 к приказу N470-п изложено в иной редакции, содержащейся в приложении N2, названном как "тарифы на горячую воду, поставляемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.".
Являясь регулируемой организацией, ОАО "Тепловые сети" обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующим приказ N29-п, со дня его официального опубликования, ссылаясь на то, что он противоречит действующему законодательству в сфере тарифного регулирования в области теплоснабжения.
Так, при принятии оспариваемого приказа ЛенРТК, во исполнение предписания ФАС России, необоснованно исключены из необходимой валовой выручки расходы по резервной заработной плате за 2016 г, и внереализационные расходы за 2016 г.
Выполняя предписание ФАС России, ЛенРТК неверно исчислил размер расходов по фонду оплаты труда и на социальные нужды, по статьям расходов "нормативная прибыль", "приобретение энергетических ресурсов (водопотребление) на 2018 г."
При принятии тарифного решения о тарифном регулировании на 2016-2018 гг, и при установлении тарифов на 2019-2023 гг. не учтены расходы по статье "расчетная предпринимательская прибыль".
Исключение расходов, связанных с корректировкой НВВ на 2016 г. в размере 45 500, 0 тыс.руб. не соответствует правилам п.12 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075. Не согласен административный истец с тем, что все статьи расходов во исполнение предписания ФАС России скорректированы при формирования тарифа на 2019 г.
Решением Ленинградского областного суда от 21 января 2020 г. административный иск ОАО "Тепловые сети" удовлетворен, приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 01 февраля 2019 г. N29-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 г. N470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023годов" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе административный истец ОАО "Тепловые сети" просит рассмотреть вопрос о правомерности исключения из тарифа 2019 г. расходов по статьям: нормативная прибыль 2016 г. и 2017 г.: корректировка тарифа в 2016 г, а также рассмотреть вопрос о невключении регулирующим органом в необходимую валовую выручку на 2019 г. расчетной предпринимательской прибыли и соответствующим образом изменить мотивировочную часть решения суда, распределив судебные расходы.
Административный истец указывает, что судом не проверены все заявленные им доводы (не рассмотрен вопрос о неправомерности исключения расходов по статье "резервная заработная плата" за 2017 и 2018 г, о невключении в состав НВВ на 2019 г. расходов по статье "расчетная предпринимательская прибыль").
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие правомерность вывода суда об обоснованности снижения ЛенРТК размера расходов по статье "нормативная прибыль"; отсутствуют доказательства правомерности исключения из тарифа корректировки НВВ 2016 г. в размере 45, 5 млн.руб. Не согласен административный истец с выводами суда о правомерности исключения расходов исключительно из расчета тарифа на 2019 г.
В апелляционной жалобе ЛенРТК просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. Ссылаясь на приведенный поверочный расчет нормативной численности административно-управленческого персонала (АУП), полагает, что вывод суда о произвольном определении тарифным органом нормативной численности административно-управленческого персонала является не обоснованным.
В апелляционной жалобе ФАС России просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. Считает выводы суда о допущенных тарифным органом нарушениях при расчете по статье затрат "расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды на 2016 г." неправильными. Исходя из положений Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя от 12.10.1999 N74, полагает, что учет ЛенРТК численности административно-управленческого персонала на уровне, предложенном заявителем, в размере меньше нормативного, не противоречит законодательству в сфере тарифного регулирования. Не согласен ФАС России и с выводами суда относительно необоснованности исключения ЛенРТК расходов по статьям "резервная заработная плата на 2016 г." и "внереализационные расходы" из расчета тарифа на 2019 г.
Административным истцом ОАО "Тепловые сети" поданы возражения в письменном виде относительно апелляционных жалоб ЛенРТК и ФАС России.
Прокурором, участвующим в деле, поданы возражения в письменном виде относительно апелляционных жалоб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ОАО "Тепловые сети" Маковская И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, возражая против позиций административного ответчика и заинтересованного лица.
Представитель административного ответчика ЛенРТК Морозова Ю.А. апелляционную жалобу тарифного органа поддержала, возражая против доводов административного истца.
Представитель заинтересованного лица ФАС России Маслов И.И. апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы поддержал.
В заключении прокурор Бердинских С.В. считала, что решение суда является законным, а доводы апелляционных жалоб - необоснованными.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее-Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении, приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
В соответствии со ст. 7 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (статья 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов в Ленинградской области в соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 г. N274, является названный выше комитет.
ОАО "Тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по теплоснабжению на территории муниципального образования "Тосненский муниципальный район" Ленинградской области на основании установленных ЛенРТК регулируемых цен (тарифов).
Так, приказом ЛенРТК от 30.11.2015 N320-п были установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности, тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ОАО "Тепловые сети" на территории Ленинградской области, на долгосрочный период 2016-2018гг; приказом ЛенРТК N470-п установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности, тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ОАО "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.
При этом, тарифы на тепловую энергию как на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг, так и на период регулирования 2019-2023 гг. рассчитаны с применением метода индексации.
29 декабря 2018 г. предписанием ФАС России NСП/108987/18 ЛенРТК признано нарушившим пункты 9, 28, 42, 51, 59, 74 Основ ценообразования, п.7 Правил регулирования цен и пунктов 11, 33 Методических указаний при установлении тарифов на услуги теплоснабжения АО "Тепловые сети" муниципального образования "Тосненский муниципальный район" Ленинградской области на 2016 -2018 гг. (далее-предписание ФАС России).
Согласно предписанию ФАС России ЛенРТК обязано:
- устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, допущенные при установлении тарифов ОАО "Тепловые сети" (далее-Общество) муниципального образования "Тосненский муниципальный район" на 2016-2018гг, исключить из необходимой валовой выручки (НВВ) Общества экономически необоснованные расходы в общей сумме 16 385, 02 тыс.руб, в том числе по статьям затрат: "расходы на приобретение сырья и материалов на 2016 г." (1 009, 63 тыс.руб.); "резервная заработная плата на 2016 г." (11 894 тыс.руб.); "внереализационные расходы на 2016г" (248, 17 тыс.руб.); "расходы на приобретение энергетических ресурсов" (3 233, 22 тыс.руб.) (пункт 2);
-пересчитать расходы по статьям: "расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды на 2016 г.", "налог на прибыль на 2016-2018 гг.", "операционные расходы на 2017 год", "отчисления на социальные нужды на 2017 год", "операционные расходы на 2018 год", "отчисления на социальные нужды на 2018 год", "расходы на приобретение энергетических ресурсов (водопотребление) на 2018 год" и исключить учтенные экономически необоснованные расходы за период 2016-2018 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования и мотивировочной частью предписания (пункт 3);
-провести анализ учтенных расходов по статье "нормативная прибыль" за 2016-2018 гг. в общем размере 64569, 84 тыс. руб. и исключить экономически необоснованные средства из НВВ Общества (пункт 4);
- провести анализ в отношении учета корректировки НВВ 2016 года при установлений тарифа на 2018 год в соответствии с п.52 Методических указаний и в случае выявления неучета данного показателя учесть его при установлении тарифа на 2019 год (пункт 5);
- пересмотреть необходимую валовую выручку регулируемой организации за 2016-2018 гг. в части оказываемых услуг теплоснабжения с учетом пунктов 2-5 предписания, учесть полученные результаты, пересмотрев тариф ОАО "Тепловые сети" на 2019 г.
В справке о выполнении предписания ФАС России, составленной начальником отдела ЛенРТК ФИО1 указано о том, что из НВВ на 2016 г. ОАО "Тепловые сети" (далее-Общество) исключены расходы, указанные в пункте 2 поименованного предписания; произведены расчеты по численности АУП, определена сумма, подлежащая исключению из НВВ 2016 г; проведена корректировка операционных расходов за 2016-2018 гг. и определена сумма операционных расходов, необоснованно учтенных и подлежащих исключению; определен размер уровня нормативной прибыли и налога на прибыль за 2016-2018 гг, расходы, подлежащие исключению по данной статье; произведен пересчет расходов по статье затрат "приобретение энергетических ресурсов (водопотребление)" на 2018 г, определены расходы, подлежащие исключению; проведен анализ в отношении корректировки учета НВВ 2016 г, установлена сумма, подлежащая исключению. Определено, что с учетом произведенных корректировок надлежит исключить 174489, 18 тыс.руб. из НВВ Общества, сформированной при проведении тарифного регулирования 2019г.; определен НВВ на 2019 г. и тарифы на тепловую энергию на 2019-2023гг. Отражено, что инвестиционная составляющая в тарифе на тепловую энергию 2019 г. составляет 666, 85 руб./Гкал.
На заседании правления ЛенРТК от 01 февраля 2020 г. (выписка N3) приняты следующие решения:
- об исключении расходов, перечисленных в пункте 2 предписания ФАС России;
-указано, что принятая в расчет тарифа для Общества средняя заработная плата не требует корректировки; определена суммарная численность АУП Общества, разница по фонду оплаты труда и сумма подлежащая исключению из НВВ 2016 г.- 2049, 55 тыс.руб.;
-ввиду корректировки операционных расходов и исключения из НВВ части затрат, относящихся к операционным расходам, произведена корректировка базового уровня операционных расходов для формирования НВВ 2017-2018 гг.; суммарный объем операционных расходов, необоснованно учтенный и подлежащий исключению согласно предписанию определен в 47026, 92 тыс.руб.;
- ввиду корректировки фонда оплаты труда АУП, а также исполнения п.3 предписания, определены расходы по фонду оплаты труда и отчисления на социальные нужды за 2016-2018 г, суммарный объем расходов, подлежащих исключению по статье отчисления на социальные нужды определен в 11 513, 95 тыс.руб.;
-произведена корректировка расходов по статье "нормативная прибыль" и по налогу на прибыль; уровень нормативной прибыли рассчитан исходя из 0, 5% от суммы расходов, включающих операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов (с учетом исключения экономически необоснованных расходов согласно предписанию ФАС России); суммарный объем расходов по статье "нормативная прибыль" и налог на прибыль, подлежащие исключению определен в 58 171, 98 тыс.руб.;
-скорректированы расходы на водопотребление; предусмотрено, что из НВВ Общества подлежат исключению 9043, 11 тыс.руб.;
-установлено, что из НВВ 2019 г. подлежат исключению расходы, связанные с корректировкой НВВ 2016 г. в размере 45 500, 0 тыс.руб.;
-предусмотрено, что в результате произведенных корректировок подлежит исключению 17 4489, 18 тыс.руб. из НВВ Общества, сформированной при проведении тарифного регулирования 2019 г.;
-утверждены НВВ на 2019 г. и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Тепловые сети" потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области, на 2019-2023 гг. Отмечено, что тарифы указаны с учетом инвестиционной составляющей в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой. Инвестиционная составляющая в тарифе на тепловую энергию 2019 г. составила 666, 85 руб./Гкал.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, по установленной процедуре, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу NА40-79830/19 признано недействительным предписание ФАС России в части требования исключить из НВВ ОАО "Тепловые сети" экономические необоснованные расходы по статьям затрат (п.2 Предписания): "резервная заработная плата на 2016 год" исключить расходы в сумме 11894 тыс. руб.; "внереализационные расходы на 2016 год" исключить расходы в сумме 248, 17 тыс. руб. и соответствующего требования пересмотреть ННВ регулируемой организации за 2016-2018 в части оказываемых услуг теплоснабжения и учесть полученные результаты, пересмотрев тариф ОАО "Тепловые сети" на 2019 г. (п.6 Предписания).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2020 по делу NА40-79830/19 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 г. по делу NА40-79830/19 оставлено без изменения, кассационная жалоба ФАС России-без удовлетворения.
Признавая недействующим приказ тарифного органа N29-п, суд исходил из того, что оспариваемое тарифное решение основано на предписании ФАС России, признанное в части недействительным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, которое является обязательным в силу положений ч. 2 ст.64 КАС РФ. Суд также пришел к выводу о том, что при расчете размера фонда оплаты труда во исполнение предписания ФАС России тарифный орган произвольно определилнормативную численность АУП, что привело к необоснованному снижению размера фонда оплаты труда регулируемой организации, к снижению расходов по статье расходов "отчисления на социальные нужды", повлекло установление НВВ на 2019г. в необоснованном размере и утверждение оспариваемым приказом N29-п экономически необоснованных размеров тарифов на период регулирования 2019-2023 гг. В иной части доводы административного истца суд отклонил, полагая их несостоятельными.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Установив, что оспариваемый приказ N29-п принят ЛенРТК во исполнение предписания ФАС России, в частности, во исполнение названного предписания из НВВ Общества на 2016 г. исключены расходы по резервной заработной плате на 2016 г. и внереализационные расходы на 2016 г, при том, что именно в данной части в последующем решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, предписание ФАС России было признано недействительным (в связи с неправомерностью выводов антимонопольного органа об исключении поименованных расходов из НВВ), суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований у тарифного органа для исключения из НВВ Общества на 2016 г. расходов по статьям: "резервная заработная плата на 2016г." в сумме 11 894 тыс.руб. и "внереализационные расходы на 2016 г." в размере 248, 17 тыс.руб.
Учитывая, что указанные действия повлекли корректировку операционных расходов на период 2016-2018 гг. и привели к необоснованному уменьшению НВВ Общества на 2019 г. и к пересмотру тарифов Общества на 2019 г. (согласно пункту 6 предписания) и на последующие периоды регулирования (2020-2023 гг.), то суд сделал правильный вывод о наличии правовых оснований в силу положений ч.2 ст.64 КАС РФ для признания недействующим оспариваемого приказа N29-п.
В процессе формирования оспариваемых тарифов ЛенРТК применен метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Пунктом 75 Основ ценообразования предусмотрено, что к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится базовый уровень операционных расходов.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным расходам.
В силу п.п.33, 37 Методических указаний в базовый уровень операционных расходов включаются расходы по оплате труда, данные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV настоящих Методических указаний.
Пунктом 33 Методических указаний определено, что при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования (приведенных в подпунктах 1-7), которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Проанализировав в предписании расчет расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды на 2016 г, федеральный антимонопольный орган указал, что в представленных материалах отсутствует расчет фонда оплаты труда в соответствии с Приложением 4.9 к Методическим указаниям N760-э, органом регулирования не производился расчет средней заработной платы в разрезе регулируемых видов деятельности с учетом требований, предусмотренных отраслевым тарифным соглашением; сделал вывод о том, что тарифным органом была завышена средняя заработная плата за 2016г. по виду деятельности "производство, передача и распределение пара и горячей воды по Ленинградской области" при определении расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды в 2016 г..ФАС России также отметил, что тарифным органом принята к расчету сумма отчислений на социальные нужды (в размере 30, 2%), на уровне заявленных регулируемой организацией, при том, что база для расчета данных отчислений утверждена тарифным органом ниже заявленной, что привело к необоснованному излишнему учету отчислений на социальные нужды при расчете необходимой валовой выручки Общества. В представленных тарифным органом материалах отсутствует расчет нормативной численности по административно-управленческому персоналу (АУП) в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя от 12.10.1999 N74. ФАС России указано о том, что тарифным органом не подтверждена обоснованность учета административно-управленческого персонала в размере 62, 82 ед, в связи с чем тарифному органу необходимо провести анализ численности административно-управленческого персонала и исключить единицы, дублирующие выполняемые функции.
Тарифному органу предписано пересчитать расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды всех категорий персонала с учетом не превышения фактически сложившейся средней заработной платы за 2014 г..в Ленинградской области по виду деятельности "производство, передача и распределение пара и горячей воды" и с учетом индексов потребительских цен за 2015-2016 гг, а также учесть в расчете численность административно-управленческого персонала в экономически обоснованном размере.
В выписке из протокола заседания правления ЛенРТК от 01.02.2020 указано, что фонд оплаты труда формировался ЛенРТК исходя из численности персонала, работающего на предприятии, и средней заработной платы по каждой категории работников. По предприятию средняя заработная плата составила 36 067, 75 руб, что превышает среднюю заработную плату по Ленинградской области за 2016 г. ЛенРТК полагало, что уровень заработной платы может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону на различных теплоснабжающих предприятиях. При расчете заработной платы 2016 г. для Общества, в соответствии с рекомендациями ФАС России (с учетом фактического показателя предприятия за 2014 г. и актуальных на момент принятия тарифного решения индексов потребительских цен), средняя заработная плата по предприятию составит 36 924, 71 руб. С учетом наличия у Общества инвестиционной программы, при реализации которой введены в эксплуатацию новые котельные, эксплуатация которых требует присутствия работников более высокой квалификации, и соответственно более высокой оплаты труда.
По изложенным основаниям принятая в расчет тарифа для Общества средняя заработная плата, по мнению ЛенРТК, не требует корректировки.
В части определения численности персонала ЛенРТК отмечено, что формирование фонда оплаты труда производилось тарифным органом с учетом численности административно-управленческого персонала (АУП), соответствующей заявке предприятия. В соответствии с долей, приходящейся на производство тепловой энергии, на указанное производство было отнесено 62, 81 чел. (фонд оплаты труда АУП, отнесенный на теплоснабжение составил 33 916, 85 тыс.руб.).
Согласно расчетам, произведенным тарифным органом по данным, представленным Обществом, количество работников, относящихся к этой категории, составит 59 чел. Расчеты производились в соответствии с приказом Госстроя от 12.10.1999 N74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" (далее-Рекомендации N74). При приведении численности АУП Общества в соответствие с Рекомендациями N74 фонд оплаты труда этой категории персонала составит 31 867, 29 тыс.руб. (разница фонда оплаты труда АУП, подлежащая исключению из НВВ 2016 г, составила 2049, 55 тыс.руб.).
Сопоставив данные, представленные Обществом в тарифный орган (по его запросу) в виде заполненных таблиц (содержащихся в Рекомендациях N74), из суммирования сведений которых следовало, что нормативная численность АУП составляет 59 ед, и положения Рекомендаций N74, сославшись на показания свидетеля ФИО2, суд пришел к выводу о том, что представленный Обществом расчет нормативной численности АУП, не соответствует вышеназванным Рекомендациям N74.
Соответственно, тарифный орган, приняв указанные данные о нормативной численности АУП без надлежащей проверки к расчету, неверно определилфонд оплаты труда 2016 -2018 гг. (в составе операционных расходов), отчисления на социальные нужды 2016-2018 гг, что повлекло неверное формирование НВВ Общества для установления тарифа на 2019 г. Указанный вывод суда в полной мере основан на нормах Рекомендаций N74 и согласуется с материалами дела. Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда в данной части.
С учетом изложенного, представленный в апелляционной жалобе ЛенРТК поверочный расчет АУП Общества, относящегося на теплоснабжение (57, 328 ед.), а также доводы ЛенРТК и ФАС России об отсутствии произвольного расчета и о достаточности учтенного ЛенРТК уровня численности АУП в размере 59 ед. для осуществления регулируемой деятельности, не опровергают правильности приведенных выше выводов суда.
Согласно п.74 Основ ценообразования (в редакции, действующей на момент принятия тарифного решения от 30.11.2015 N320-п) прибыль в очередной расчетный период регулирования определялась равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период. Нормативный уровень прибыли не мог превышать норму доходности, установленную для регулируемых организаций на соответствующий долгосрочный период регулирования при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или норму доходности, установленную в качестве долгосрочного параметра регулирования в концессионном соглашении.
Пунктом 41 Методических указаний (в редакции, действующей на момент принятия тарифного решения от 30.11.2015 N320-п) было предусмотрено, что прибыль, устанавливаемая органом регулирования устанавливается в соответствии с приведенной в пункте формулой. При этом, один из показателей формулы - П норм i- нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом.
Абзацем вторым пункта 41 Методических указаний (в редакции, действующей на момент принятия тарифного решения от 30.11.2015 N320-п) определено, что нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от НВВ для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. Нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом предложения регулируемой организации, включающего расчет и обоснование необходимого регулируемой организации уровня прибыли, на уровне не ниже 0, 5%, если более низкая величина не указана в таком расчете, и не выше нормы доходности, установленной в соответствии с пунктом 66 настоящих Методических указаний на тот же год для регулируемых организаций, осуществляющих тот же вид регулируемой деятельности в том же субъекте Российской Федерации при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а при отсутствии таких организаций - не выше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Приказом ЛенРТК от 30.11.2015 N 320-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов" нормативный уровень прибыли на 2016 год установлен в размере 1, 92%, на 2017 год - 1, 84 % и на 2018 год - 1, 77%.
Относительно нормативной прибыли и расчета на прибыль в 2016-2018 гг. в предписании ФАС России указано, что нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из этой прибыли, в том числе на осуществление инвестиций. В утвержденных для Общества тарифах на теплоснабжение ЛенРТК учтена инвестиционная составляющая, определенная в соответствии с утвержденной программой. Расходы из нормативной прибыли по своей экономической сущности должны направляться на повышение эффективности деятельности регулируемой организации.
Указав, что у ЛенРТК отсутствовало экономическое обоснование в отношении утвержденных на 2016-2018 гг. расходов на прибыль и налога на прибыль, Федеральный антимонопольный орган предписал ЛенРТК провести анализ использования регулируемой организацией учтенных средств в тарифах 2016-2018 гг. по статье "нормативная прибыль" в общем размере 64 569, 84 тыс.руб. на экономически обоснованные расходы, предусмотренные пунктом 74 Основ ценообразования, исключив учтенные экономически необоснованные расходы на прибыль и налог на данную прибыль (пункты 3 и 4).
В указанной части предписание ФАС России не оспорено и в силу пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N331 являлось обязательным для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Во исполнение предписания ФАС России тарифный орган, руководствуясь п.41 Методических указаний, произвел корректировку расходов по статье "нормативная прибыль" и налога на прибыль, рассчитав уровень нормативной прибыли исходя из 0, 5% от суммы расходов, включающих операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов (с учетом исключения экономически необоснованных расходов согласно предписанию).
Исследовав экспертное заключение по обоснованию уровня тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Обществом потребителям муниципального образования "Тосненский район" в 2016-2018 гг, в котором отражено, что в расчет НВВ включена инвестиционная составляющая в размере, необходимом для возврата инвестиций, с учетом того, что при установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на период 2016-2018 гг. Обществом не было представлено обоснование размера нормативного уровня прибыли и экономическое обоснование расходов из прибыли, суд, руководствуясь приведенными положениями Основ ценообразования и Методических указаний, п.п. 16, 33 Правил регулирования, принимая во внимание предписание ФАС России в указанной части, пришел к обоснованному выводу о правомерности действий ЛенРТК по установлению оспариваемым приказом N29-п нормативного уровня прибыли в 2016-2018 г. в размере 0, 5 % и соответствующего уменьшения налога на прибыль за указанный период.
Доводы административного истца о том, что тарифным органом представлены в суд материалы тарифного дела не в полном объеме, а расчет нормативной прибыли представлялся Обществом при установлении тарифного регулирования на 2016-2018 гг, являются голословными, не подтверждены какими-либо доказательствами и не основаны на материалах дела.
Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
В предписании ФАС России отражено, что расходы на водопотребление на 2018 г. для Общества учтены органом регулирования на основании цен, утвержденных для АО "ЛОКС", в связи с чем расходы на водопотребление для Общества должны быть учтены на основании экономически обоснованных тарифов для АО "ЛОКС". Пунктом 3 названного предписания тарифному органу предписано пересчитать расходы по статье "расходы на приобретение энергетических ресурсов (водопотребление) на 2018 г." и исключить учтенные экономически необоснованные расходы в соответствии с положениями Основ ценообразования.
В данной части предписание ФАС России не оспорено и в силу пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N331 также являлось обязательным для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При принятии оспариваемого приказа N29-п в целях исполнения пункта 3 предписания ФАС России в указанной выше части тарифный орган при пересчете расходов по статье затрат "приобретение энергетических ресурсов (водопотребление) на 2018 г." исходил из следующего. Основным поставщиком холодной воды для Общества является филиал "Тосненский водоканал" АО "ЛОКС". В конце 2017 г. для филиала "Тосненский водоканал" АО "ЛОКС" утверждена инвестиционная программа и тарифы для данной организации установлены ЛенРТК с учетом инвестиционной составляющей. При формировании расходов на покупку воды, включаемых в НВВ Общества на 2018 г. учитывались тарифы на водоснабжение и водоотведение с учетом инвестиционной составляющей. В результате, заявленные предприятием расходы на покупку воды и отвод стоков ниже, чем были приняты ЛенРТК в расчет тарифа 2018 г. С учетом применения тарифов на услуги водоснабжения, установленные приказом ЛенРТК от 19.12.2017 г. N497-п, расходы на потребление скорректированы. Из НВВ Общества исключены расходы в размере 9043, 11 тыс.руб.
Не оспаривая размер расходов на водопотребление, подлежащих исключению из НВВ (9043, 11 тыс.руб.), административный истец не соглашается с принципом произведенного перерасчета, когда поименованная сумма расходов по данной статье исключена только из компонента на тепловую энергию, между тем как по позиции административного истца, названную сумму надлежало исключить пропорционально из двух компонентов (приложение N2 к приказу N29-п).
Отклоняя данный довод административного истца, суд обоснованно сослался на отсутствие в действующем законодательстве предложенного Обществом способа исключения из НВВ экономически необоснованных учтенных ранее расходов регулируемой организации.
В соответствии с п.52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
В предписании ФАС России указано на то, что в представленных тарифным органом материалах отсутствует факт учета в необходимой валовой выручке Общества показателя корректировки необходимой валовой выручки 2016 г. в соответствии с п.52 Методических указаний. В связи с чем тарифному органу надлежит провести анализ в отношении учета корректировки необходимой валовой выручки 2016 г. при установлении тарифа на 2018 г. и в случае выявления неучета данного показателя учесть его при установлении тарифа на 2019 год (пункт 5 предписания ФАС России).
При выполнении данного пункта предписания тарифным органом установлено, что в экспертном заключении по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую Обществом потребителям МО "Тосненский район" в 2016-2018 гг, было указано о включении в НВВ Общества корректировки на основе фактических данных в размере 45 500 тыс.руб.
Как установлено судом, расходы, связанные с корректировкой НВВ 2016 г. в размере 45 500 тыс.руб. исключены из НВВ 2019 г. в связи с наличием положительного финансового результата деятельности. При этом, судом учтены показания свидетеля Федорович Н.Н. о том, что корректировка в размере 45 500 тыс.руб. была включена в НВВ 2016 г. с целью сглаживания изменения тарифов и в последующем подлежала исключению из НВВ регулируемой организации. Между тем, из НВВ Общества на 2017-2018 гг. указанная сумма не была исключена.
Установив изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности действий тарифного органа по исключению из НВВ 2019 г. корректировки НВВ 2016 г. в размере 45 500 тыс.руб. ввиду отсутствия экономического обоснования включения названной суммы в НВВ 2016г.
Выводы суда основаны на фактических материалах дела, предписании ФАС России и согласуются с действующим законодательством в области тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Доводы административного истца, приведенные в апелляционной жалобе, об отсутствии правовых оснований для исключения из тарифа на 2019 г. суммы корректировки НВВ 2016 г.- 45 500 тыс.руб, основаны на предположениях, и не подтверждены какими-либо доказательствами по делу.
Исключение сумм экономически необоснованных расходов из тарифа Общества на 2019 г. прямо предусмотрено пунктом 6 предписания ФАС России.
Утверждения в апелляционной жалобы административного истца о том, что суду, признав необоснованным исключение из тарифа 2019 г. расходов по статьям "резервная заработная плата 2016г." в размере 11 894 тыс.руб, надлежало также указать дополнительно и о неправомерном исключении расходов по данной статье за 2017-2018 г. судебная коллегия не может признать состоятельными, так как признание незаконным судебным решением исключение из НВВ расходов по части статей, изначально включенных в расчет базового уровня операционных расходов первого года регулирования (2016 г.) предыдущего периода регулирования (2016-2018гг.), с учетом того, что тарифы на 2016-2018 г. и на период 2019-2023 гг. рассчитаны методом индексации, повлечет в силу п.7 Правил регулирования соответствующий перерасчет для формирования НВВ Общества на 2019 г. для целей установления тарифов на 2019 г. и последующие годы регулирования 2020-2023 гг.
Делая указанный вывод, судебная коллегия учитывает, что признав в предписании факт нарушения тарифным органом действующего законодательства при установлении тарифов на услуги теплоснабжения Общества на 2016-2018 гг, ФАС России предписал тарифному органу пересмотреть НВВ Общества за 2016-2018 гг. в части услуг теплоснабжения и учесть полученные результаты, пересмотрев тариф Общества на 2019 г. (пункт 6).
В части пункта 6 предписание ФАС России не оспорено и является обязательным к исполнению.
Перерасчет тарифов (вследствие изменения НВВ, сформированной для проведения тарифного регулирования на 2019 г.) на 2019 г. с применением метода индексации согласно пунктов 71-75 Основ ценообразования и положений раздела V Методических указаний повлекло перерасчет тарифов и на последующие периоды регулирования 2020-2023 гг, что следует из сравнительного анализа размеров тарифов, установленных приказами N470-п и 29-п.
Не может согласиться судебная коллегия и с утверждением о том, что судом не рассмотрен довод административного истца о неправомерном невключении в тариф 2019 г. расходов по статье "расчетная предпринимательская прибыль".
Как следует из материалов дела тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые Обществом потребителям (кроме населения) на период регулирования 2019-2023 гг. установлены приказом от 19.12.2018 N470-п.
Именно в заявке на установление указанных тарифов Обществом было заявлено на включение в состав НВВ расходов по статье "предпринимательская прибыль". Указанное обстоятельство следует из экспертного заключения тарифного органа по обоснованию тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Тепловые сети" на территории Ленинградской области на период 2019-2023 гг.
Приказ N29-п принят во исполнение предписания ФАС России, в котором отсутствуют указания о неправильности расчета по статье "расчетная предпринимательская прибыль", равно как отсутствует указание о необоснованном невключении в НВВ расходов по статье "расчетная предпринимательская прибыль".
Поэтому, как следует из материалов дела, вопрос о включении /невключении расходов по статье "расчетная предпринимательская прибыль" в состав НВВ Общества 2019 г. в целях установления тарифов на 2019 г. и на последующие годы регулирования, при принятии приказа N29-п не рассматривался.
При этом, в ходе судебного разбирательства выявлено, что при установлении тарифов на период регулирования 2016-2018 гг. общество не заявляло о включении в состав НВВ расходов по статье "расчетная предпринимательская прибыль" и соответствующих расчетов не представляло в соответствии со ст.74 (1) Основ ценообразования, пп. 16, 33 Правил регулирования цен, что фактически не оспаривается.
В рамках настоящего административного дела административным истцом оспорен только приказ N29-п.
Между тем, приказ N470-п, которым изначально были утверждены тарифы на теплоснабжение для ОАО "Тепловые сети" по обращению названной организации, содержащему предложение о включении в тарифы на 2019-2023 гг. расходов по статье "расчетная предпринимательская прибыль" административным истцом не оспаривается.
В ходе судебного разбирательства, административным истцом не было заявлено о распределении судебных расходов.
В силу ст.ст.114, 114.1 КАС РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.
Доводы апелляционных жалоб не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда; по существу, они повторяют правовую и процессуальную позицию лиц, участвующих в деле, изложенную в суде первой инстанции, и занятую ими при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая получила надлежащую оценку и признана несостоятельной.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда, отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 21 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Тепловые сети", комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Федеральной антимонопольной службы- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.