Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Мочегаева Н.П, судей Данилова А.В, Решетниковой О.В, при секретаре Чайка Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искузаместителя прокурора Сургутского района в защиту интересов Лысака А. И. к администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района об установлении факта проживания, обязании принять на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района на решение Сургутского районного суда от 04 июня 2019 года, которым постановлено:
"Установить факт постоянного проживания Лысака А. И, (дата) года рождения, место рождения "данные изъяты", в период времени с 01.02.2018 года по настоящее время на территории сельского поселения Нижнесортымский, Сургутского района, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
Обязать администрацию сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принять Лысака А. И. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Обязать администрацию сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры предоставить Лысаку А. И. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на территории сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
В остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В, объяснения прокурора Чукоминой О.Ю, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Сургутского района обратился в суд в интересах Лысака А.И. с вышеуказанным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что на основании проверки заявления Лысака А.И. установлено, что вступившим в законную силу решением Сургутского районного суда от 31.01.2018 года установлен факт проживания Лысака А.И. на территории сельского поселения Нижнесортымский с 2017 года по 31.01.2018 года.
03 сентября 2018 года Лысак А.И. обратился в администрацию с.п. Нижнесортымский с заявлением о его постановке на учет граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья.
27 сентября 2018 года ответчик ему отказал в постановке на данный учет в связи с непредставлением справки о составе семьи.
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным Постановлением администрации с.п. Нижнесортымский от 01.02.2016 N43, не предусмотрена возможность принятия на учет граждан, место жительство которых установлено решением суда. В свою очередь, справка о составе семьи выдается паспортными службами управляющих компаний по месту регистрации гражданина.
Таким образом, администрацией сельского поселения постановка на жилищный учет поставлена в зависимость от предоставления или непредоставления справки о составе семьи, получить которую могут только лица, имеющие регистрацию на территории сельского поселения.
Отсутствие регистрации Лысака А.И. в сельском поселении Нижнесортымский лишает его возможности получить справку о составе семьи и быть принятым на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, что является нарушением его жилищных прав.
Согласно заключению врачебной комиссии от 03.08.2018 (номер) Лысак А.И. имеет заболевание, при котором, согласно приказу Минздрава России от 29.11.2012 N987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", он имеет право на жилую площадь.
Решением Сургутского районного суда от 15.05.2012 года Лысак А.И. снят с регистрационного учета по месту жительства, до настоящего времени проживает в поселке без регистрации у знакомых и родственников. Факт проживания Лысака А.И. на территории с.п. Нижнесортымский подтверждается информацией из БУ ХМАО-Югры "Нижнесортымская участковая больница" об обращениях Лысака А.И. за медицинской помощью, информацией о получении им почтовой корреспонденции в отделении почтовой службы Нижнесортымский.
Истец просил установить факт проживания Лысака А.И, (дата) года рождения, на территории сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района с 2005 года по настоящее время.
Обязать администрацию сельского поселения Нижнесортымский принять Лысака А.И. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Обязать администрацию сельского поселения Нижнесортымский предоставить Лысаку А.И, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на территории сельского поселения Нижнесортымский, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
В судебное заседание Лысак А.И. не явился, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Сургутского района Литвинцева К.А. на иске настаивала.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Нижнесортымский Абдуллаева И.А. возражала против исковых требований.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Нижнесортымский просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Полагает, что фактическое проживание Лысака А.И. в с.п.Нижнесортымский доказательствами не подтверждено.
Согласно информации ОП N2 ОМВД России по Сургутскому району место жительства Лысака А.И. на территории с.п. Нижнесортымский не установлено, в связи с чем считает, что с.п. Нижнесортымский не может являться местом жительства Лысака А.И.
Отмечает, что постоянное проживание на территории с.п. Нижнесортымский может быть подтверждено только постоянной регистрацией по месту жительства или по месту пребывания.
Считает, что отсутствовали основания для удовлетворения требований о постановке Лысака А.И. на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилого фонда, поскольку суд не может подменять органы местного самоуправления и государственной власти, в полномочия которого входит принятие граждан на такой учет.
Требование о предоставлении истцу жилого помещения во внеочередном порядке является незаконным, поскольку сам по себе факт наличия у обратившегося с заявлением лица тяжелой формы хронического заболевания не является безусловным основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения.
Для постановки на учет для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в связи с тяжёлой формой хронического заболевания, необходимо наличие одновременно нескольких условий: предоставление полного пакета документов, предусмотренных правовыми актами, постоянное проживание на территории муниципального образования. Однако в отношении Лысака А.И. такие условия отсутствуют.
Кроме того, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется за счет финансирования субъектов РФ, однако суд не счел необходимым привлечь в качестве ответчика администрацию Сургутского района.
В письменных возражениях прокурор Сургутского района выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец Лысак А.И, представитель ответчика администрации сельского поселения Нижнесортымский в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения прокурора Чукоминой О.Ю, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истцов с иском суд, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истцов на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лысак А.И. согласно заключению врачебной комиссии от 21.09.2017 года (номер) имеет заболевание, при котором, согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" совместное проживание с ним невозможно (л.д.18).
Постановлением администрации сп.Нижнесортымский (номер) от 25 мая 2012 года Лысак А.И. в составе семьи Лысак И.В. (отец) и Лысак В.Д. (мать), признан малоимущим и принят на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, со дня подачи заявления (дата).
Постановлением администрации с.п.Нижнесортымский (номер) от 27 января 2016 года Лысак А.И. был признан имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с тяжелой формой хронического заболевания, со дня подачи заявления 12.01.2016 года, состав семьи 1 человек (л.д.184).
Постановлением администрации с.п.Нижнесортымский (номер) от 05 декабря 2016 года Лысак А.И. снят с учета граждан, имеющих право на предоставление жилья вне очереди с даты подачи заявления 12.01.2016 года в связи с выявлением в предоставленных документах несоответствующих действительности сведений, послуживших основанием принятия на учет - указанные сведения о месте жительства Лысак А.И. не соответствуют действительности.
На основании решения Сургутского районного суда от 15.05.2012 года Лысак А.И. был снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: п. Нижнесортымский, мкр. Пионерный, (адрес), общежитие (номер), комната (номер).
После снятия с регистрационного учета по решению суда от 15.05.2012 года Лысак А.И. не имеет определенного места жительства, но фактически постоянно проживает в границах с.п. Нижнесортымский.
06 августа 2018 года Лысак А.И. обратился в администрацию с.п. Нижнесортымский с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
22 августа 2018 года Лысак А.И. отказано, поскольку им не была предоставлена справка о составе семьи, а также предоставлены недостоверные сведения о регистрации по месту жительства в с.п.Нижнесортымский (л.д.20).
Решением Сургутского районного суда от 31.01.2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением суда ХМАО-Югры от 18.05.2018 года, установлен факт проживания Лысака А.И. на территории сельского поселения Нижнесортымский с 01.01.2017 года по 31.01.2018 года.
Согласно сведений Управления Росреестра по ХМАО-Югре у Лысак А.И. не имеется в собственности жилого помещения.
Факт проживания Лысак А.И. на территории с.п. Нижнесортымский подтверждается следующими доказательствами.
Согласно информации БУ ХМАО-Югры "Нижнесортымская участковая больница" Лысак А.И. состоит на диспансерном учете у врача общей практики, за период с 01.01.2018 года по 29.10.2018 года зарегистрировано 4 случая посещений с 27.02.2018 года по 07.03.2018 года, с 20.04.2018 года по 23.04.2018 года, 10.05.2018 года, 24.10.2018 года.
Кроме того, Лысак А.И. посещал врача "данные изъяты" в 2018 году по назначению 20.02.2018 года, 29.03.2018 года, 10.05.2018 года, 15.06.2018 года, 02.10.2018 года.
По сведениям Сургутского почтамта УФПС по ХМАО-Югре ФГУП "Почта России" Лысак А.И. получает почтовую корреспонденцию в отделении почтовой службы Нижнесортымский. За период с 24.08.2018 по 01.11.2018 он получил 2 почтовых отправления.
Согласно информации "данные изъяты" Лысак А.И. состоит "данные изъяты". На приеме у врача "данные изъяты" за 2018 год был 24.01.2018 года, 14.02.2018 года, 26.03.2018 года, 03.08.2018 года, 25.09.2018 года. Также пациент посещает врача "данные изъяты" в с.п.Нижнесортымский. Постоянного места жительства не имеет, в медицинской документации указаны следующие адреса проживания: с.п. Нижнесортымский, мкр-н. Пионерный, (адрес), с. (адрес).
В соответствии с заключением врачебной комиссии "данные изъяты" (номер) от 13 марта 2019 года Лысак А.И. (дата) г.р. обнаруживает признаки "данные изъяты", предусмотренного Перечнем заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утв. Приказом Министерства зравоохранения РФ от 30 ноября 2012 года N991н и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.193).
Лысак А.И. (дата) г.р. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ -2016 (номер), выданной 19 марта 2019 года (л.д.194).
Согласно справки ОМВД России по Сургутскому району от 25 марта 2019 года, гражданин Лысак И.В. (дата) г.р. со своей женой Лысак В.Д. (дата) г.р. и сыном Лысак А.И. (дата) г.р. проживают на территории с.п. Нижнесортымский Сургутского района ХМАО-Югры без определенного места жительства с января 2012 года (л.д. 185).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его правильным, соответствующим требованиям закона и представленным доказательствам.
С целью проверки имущественного положения Лысак А.И, на запрос суда процессуальным истцом представлены следующие доказательства:
- ответ ОМВД России по Сургутскому району об отсутствии в собственности Лысака А.И. транспортных средств;
- справка ГУ УПФР в г.Сургуте о получении Лысак А.И. пенсии по инвалидности, в 2020 году ежемесячно в размере 12393, 90 руб, с единовременной выплатой в размере 265, 40 руб.;
- справка ГУ УПФР в г.Сургуте о получении Лысак А.И. пенсии по инвалидности, в 2019 году ежемесячно в размере 11626, 46 руб, с единовременной выплатой в размере 257, 67 руб.
Какие-либо иные доходы у Лысака А.И. не установлены.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что представленные суду документы свидетельствуют о том, что доходы Лысака А.И, в собственности которого отсутствует какое-либо имущество явно ниже прожиточного минимума, установленного в ХМАО - Югре, в связи с чем Лысак А.И. относится к категории малоимущих граждан.
Судебная коллегия отмечает, что Лысак А.И. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, Лысак А.И, его отец Лысак И.В, (дата) г.р, его мать Лысак В.Д, (дата) г.р. жилых помещений на каком-либо праве для проживания не имеют, проживают на территории с.п. Нижнесортымский Сургутского района ХМАО-Югры без определенного места жительства с января 2012 года, что является недопустимым, отсутствие у Лысака А.И. регистрации по месту жительства не может препятствовать ему в реализации его жилищных прав, которые ответчиком по сути не оспариваются.
При этом под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден находиться в силу сложившихся обстоятельств.
Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, поскольку регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.
Кроме того, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Учитывая, что установление факта проживания Лысака А.И. на территории с.п. Нижнесортымский необходимо для реализации его жилищных прав, вопреки доводам жалобы, факт его проживания на территории с.п. Нижнесортымский был подтвержден, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Лысак А.И. как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, вправе состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и претендовать на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постоянное проживание на территории с.п. Нижнесортымский может быть подтверждено только постоянной регистрацией по месту жительства или по месту пребывания, ошибочны в силу вышеуказанного.
Вопреки доводам жалобы, основания для постановки Лысака А.И. на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма из муниципального жилого фонда нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, поскольку Лысак А.И. является малоимущим гражданином, ранее состоял на таком учёте в составе семьи своих родителей, кроме того был поставлен на учет по внеочередному предоставлению жилья в 2016 году в связи с тяжелой формой хронического заболевания, однако отсутствие регистрации по месту жительства послужило основанием для снятия Лысака А.И. с данного учета.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что сам по себе факт наличия у обратившегося с заявлением лица тяжелой формы хронического заболевания не является безусловным основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения, судебная коллегия отмечает, что нуждаемость в жилом помещении и то обстоятельство, что Лысак А.И. относится к категории малоимущих граждан, имеет тяжёлую форму заболевания, включённого в вышеуказанный Перечень, свидетельствуют о наличии всех оснований для постановки Лысака А.И. на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма и внеочередном обеспечении его жильем, доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
Довод апеллянта о непривлечении судом к участию в деле в качестве ответчика администрации Сургутского района отклоняется как необоснованный, поскольку орган местного самоуправления наделен полномочиями по приобретению жилых помещений путем проведения конкурсных процедур, а также имеет возможность получения межбюджетных трансферов от администрации Сургутского района, данные полномочия администрации с.п.Нижнесортымский закреплены в п.6 ч.1ст.5, п.10, ч.4ст.26 Устава с.п. Нижнесортымский.
В целом, доводы жалобы ответчика не опровергают выводов суда, повторяют его позицию при рассмотрении дела, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом вышеприведенных положений закона, а также исходя из фактических обстоятельств дела, решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского районного суда от 4 июня 2019 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Мочегаев Н.П.
Судьи
Данилов А.В.Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.