Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Габдуллина Р.Г, судей Сказочкина В.Н, Ляпина Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года по административному делу N 2а-1116/2019 по административному исковому заявлению Местной мусульманской религиозной организации "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России об оспаривании действий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года, требования Местной мусульманской религиозной организации "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России удовлетворены, действия исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Гарипова Р.Р. по выдаче предупреждения N 02/0319-5652 от 2 августа 2019 года признаны незаконными, названное предупреждение отменено.
В кассационной жалобе представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан просит состоявшиеся судебные акты отменить как незаконные, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представитель Центрального духовного управления мусульман России и Местной мусульманской религиозной организации "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России Големба Н.Р. в поступивших в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 8 июня 2020 года в 16:06 (время Самарское) возражениях на кассационную жалобу просил провести судебное заседание с использованием систем видеоконференц-связи с Верховным Судом Республики Башкортостан. С учётом отсутствия технической возможности организации судебного заседания с использованием видеоконференц-связи со своевременным извещением участвующих в деле лиц, данное ходатайство оставлено без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены.
Судами установлено, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ОГРН N от 13 марта 2018 года о регистрации Местной мусульманской религиозной организации "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в результате проведения ревизии учетного регистрационного дела Местной мусульманской религиозной организации "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России выявлено использование в наименовании данной организации слов "Россия", "российский" и производных от них слов без соответствующего разрешения, в связи с чем 2 августа 2019 года выдано предупреждение N 02/0319-5652 и предоставлен срок для устранения нарушения до 7 октября 2019 года с указанием о возможности привлечения к ответственности в случае неисполнения.
Удовлетворяя требования административного искового заявления, признавая незаконными действия исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Гарипова Р.Р. по выдаче предупреждения N 02/0319-5652 от 2 августа 2019 года и отменяя данное предупреждение, суды исходили из того, что Местная мусульманская религиозная организация "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России находится в составе Центрального духовного управления мусульман России, которое осуществляет религиозную деятельность на всей территории России уже в течение 230 лет, соответственно имеет право использовать слово "Россия". Данное слово в полном наименовании местной религиозной организации указывает на отношение к централизованной организации, в каноническом и административном подчинении которой находится местная религиозная организация. При этом Президиумом Центрального духовного управления мусульман России в 1999 году принято решение всем духовным управлениям мусульман в регионах, входящих в состав Центрального духовного управления мусульман России, присваивать наименование: (организационно-правовая форма) "Региональное духовное управление мусульман... (области, края, республики) в составе Центрального духовного управления мусульман России".
Суды пришли к выводу, что Местная мусульманская религиозная организация "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России имеет право использовать в своем наименовании слово "Россия".
Так же было принято во внимание, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан ранее уже проводилась правовая экспертиза, в том числе в части наименования религиозной организации и допустимости включения слова "Россия" в её наименование в качестве структурного подразделения Центрального духовного управления мусульман России. Вынесено распоряжение N 318 от 5 марта 2018 года о соответствии наименования и уставных документов законодательству Российской Федерации не отменялось, государственная регистрация Управлением не обжаловалась.
Действующее законодательство не наделяет административного ответчика правом вынесения предупреждения по данным основаниям при наличии ранее принятого решения о допустимости регистрации местной религиозной организации с таким наименованием.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального закона.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами).
Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в наименованиях:
централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации;
некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
общероссийских общественных объединений;
структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;
некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;
общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.
В силу положений пунктов 1 - 6, 8 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и вероисповедания" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.
Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.
Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Толкование приведенных выше законоположений в их системной связи позволяет сделать вывод о том, что лишь у централизованной религиозной организации при определенных обстоятельствах в силу закона может возникнуть право использования в своем наименовании слова "Россия", а также слов, производных от него. При этом местная религиозная организация, учредителями которой являются граждане и по решению которых она создана, входящая в структуру такой централизованной религиозной организации, права на использование в своём наименовании слова "Россия", а также слов, производных от него, в силу закона не приобретает. Разрешение на использование данного слова в своём наименовании может быть получено в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 753.
Таким образом, использование слова "Россия" Центральным духовным управлением мусульман России не наделяет правом использования данного слова и производных от него слов в наименовании Местной мусульманской религиозной организации "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан, несмотря на вхождение в структуру Центрального духовного управления мусульман России.
То обстоятельство, что административным ответчиком ранее согласовывались учредительные документы административного истца в части наименования, не может являться препятствием для вынесения оспариваемого предупреждения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий, не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное религиозной организации, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылки на положения статей Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которыми предусмотрен закрытый перечень оснований для проведения проверок, в данном случае неприменимы, поскольку деятельность религиозных объединений регулируется специальными законами. К тому же, в силу положений пункта статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, в случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля (надзора), отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.
Ссылки представителя религиозных организаций на законопроект, позволяющий использовать слово "Россия" и производные от него слова в наименовании религиозной организации, входящей в структуру центральной религиозной организации того же вероисповедания, в случае использования в наименованиях указанных религиозных организаций полного наименования централизованной религиозной организации, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с отсутствуем совокупности названных двух условий, необходимых для удовлетворения административного искового заявления, требования административного искового заявления не могли быть удовлетворены. В связи с этим состоявшиеся судебные постановления подлежат отмене, а по административному делу должно быть постановлено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года отменить.
Постановить по делу новое решение:
"Требования Местной мусульманской религиозной организации "Махалля" N 2534 села Камаево Бакалинского района Республики Башкортостан Центрального духовного управления мусульман России о признании действий начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Гарипова Р.Р. по выдаче предупреждения N 02/0319-5652 от 2 августа 2019 года незаконными, а также об отмене данного предупреждения оставить без удовлетворения".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.