ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело N 2а-2517/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 21 мая 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Малаевой В.Г, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Нестеренко ФИО7 по доверенности Нестеренко ФИО8 на решение Кировского районного суда города Астрахани от 24 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 11 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Нестеренко ФИО9 к министерству социального развития и труда Астраханской области о признании незаконным распоряжения о прекращении выплаты доплаты к пенсии.
Заслушав доклад судьи Малаевой В.Г, ФИО3 кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Нестеренко ФИО10 (далее - административный истец, истец) обратился в Кировский районный суд города Астрахани с административным исковым заявлением к министерству социального развития и труда Астраханской области (далее - административный ответчик, ответчик) об оспаривании распоряжения о прекращении выплаты доплаты к пенсии.
В обоснование требований указано, что Нестеренко ФИО11. ДД.ММ.ГГГГ назначен на государственную должность и ДД.ММ.ГГГГ освобожден от замещаемой должности министра сельского хозяйства Астраханской области в связи с выходом на пенсию. Решением Министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая ему с ДД.ММ.ГГГГ. Дума Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ приняла Закон Астраханской области N 11/2019-03 "О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области", положения которого распространены на ранее возникшие отношения, что повлекло прекращение выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости. Полагая распоряжение Министерства социального развития и труда Астраханской области о прекращении доплаты к пенсии незаконным и нарушающим его права, обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Кировского районного суда города Астрахани от 24 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 11 сентября 2019 года, требования административного искового заявления Нестеренко ФИО12 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель административного истца указывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют обстоятельствам дела. По его мнению, у министерства социального развития и труда Астраханской области отсутствовали полномочия по принятию решения о прекращении выплаты ежемесячной доплаты административному истцу. При принятии оспариваемого распоряжения министерством социального развития и труда Астраханской области не были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на его принятие и порядок его принятия.
ДД.ММ.ГГГГ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции от представителя Нестеренко "данные изъяты" по доверенности Нестеренко ФИО13 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства административного дела по кассационной жалобе, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, на более поздний срок в связи с невозможностью прибытия в судебное заседание по причине ограничительных карантинных мер на территории Астраханской области и Краснодарского края, а также желанием лично участвовать в судебном заседании.
Рассмотрев указанное ходатайство представителя административного истца, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд кассационной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения, содержащего информацию о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, и копии кассационных жалобы, представления. Время рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом по правилам главы 9 КАС РФ. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 326 КАС РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 327 КАС РФ кассационные жалоба, представление, поданные в кассационный суд общей юрисдикции рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления.
В связи с особой сложностью административного дела срок, установленный данной частью, может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего административное дело, председателем суда, но не более чем на четыре месяца (часть 8 статьи 327 КАС РФ).
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы (часть 2 статьи 329 КАС РФ). Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать исследованные судом доказательства и сделанные на их основе выводы.
Принимая во внимание, что явка административного истца и его представителя в судебное заседание не была признана судом обязательной; отложение рассмотрения кассационной жалобы по административному делу повлечет за собой нарушение установленного частью 7 статьи 327 КАС РФ срока рассмотрения кассационной жалобы по административному делу, не характеризующемуся особой сложностью, а также волокиту и несоблюдение разумных сроков административного судопроизводства, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что истцу следует отказать в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании статьи 326 КАС РФ суд кассационной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, Нестеренко ФИО14 назначен на государственную должность министра сельского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ постановлением губернатора Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Освобожден от должности постановлением губернатора Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р по инициативе работника (выход на пенсию) на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно решению министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ к трудовой пенсии Нестеренко "данные изъяты" в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек определена ежемесячная доплата в размере ФИО15 рублей, составляющая 75 % месячного денежного содержания.
В 2014 году в отношении ФИО1 Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Уголовное дело прекращено Кировским районным судом года Астрахани ДД.ММ.ГГГГ по пункту 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (истечение сроков давности уголовного преследования).
Распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии Нестеренко ФИО16 прекращена с ДД.ММ.ГГГГ на основании части 3 статьи 2 Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Отказывая в удовлетворении требований Нестеренко ФИО17 руководствуясь статьей 39 Конституции Российской Федерации, частью 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", частью 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 4 октября 2006 года N 71/2006-03 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области", статьями 218, 226, 227 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое истцом распоряжение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, оно основано на законе и прав истца не нарушает, поскольку оно соответствует требованиям действующего правового регулирования и обстоятельствам дела.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций следует согласиться ввиду следующего.
Согласно пунктам "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Из названных положений следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения. При отсутствии соответствующего федерального закона субъект Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции.
В рамках действующего правового регулирования право по установлению дополнительных гарантий за счет собственных бюджетных средств лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, до принятия соответствующего федерального закона предоставлено субъектам Российской Федерации. Это следует из пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы".
Пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Астраханской области, урегулировано Законом Астраханской области от 4 октября 2006 года N 71/2006-03 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области".
Согласно статье 1 Закона Астраханской области от 4 октября 2006 года N 71/2006-03, лица, замещавшие государственные должности Астраханской области не менее одного года и получавшие денежное содержание за счет средств бюджета Астраханской области, освобожденные от государственных должностей Астраханской области, за исключением случаев освобождения от государственных должностей Астраханской области за виновные действия, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Законом Астраханской области от 4 марта 2019 года N 11/2019-03 "О внесении изменений в статью 1 Закона Астраханской области "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области" установлено, что лицам, которым назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в отношении которых вступил в силу обвинительный приговор суда либо прекращено уголовное дело (уголовное преследование) по нереабилитирующим основаниям до дня вступления в силу данного Закона выплата указанной доплаты прекращается со дня вступления в силу этого Закона (часть 3 статьи 2).
Во исполнение указанного правового регулирования распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ прекращена ежемесячная доплата к страховой пенсии.
Данное распоряжение принято компетентным органом и на основании Закона Астраханской области от 4 октября 2006 года N 71/2006-03 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Астраханской области" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Проверка законности изменений, внесенных ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, предметом рассмотрения настоящего административного дела не является, данная проверка осуществляется в ином порядке.
Вместе с тем, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, региональным законодательством урегулированы порядок и основания дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Астраханской области, предоставляемого за счет средств бюджета Астраханской области, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Такое социальное обеспечение производно от трудовой деятельности указанных лиц и обусловлено выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на них учитывать как характер профессиональной деятельности, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение указанными лицами особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы.
Освобождение от государственных должностей Астраханской области за виновные действия, совершение преступления в период осуществления указанной деятельности свидетельствуют не только о нарушении действующего законодательства, но и об отсутствии права на указанную дополнительную гарантию. При этом названные лица не лишаются права на пенсионное обеспечение, осуществляемое по нормам пенсионного законодательства.
Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, соблюден. Органы государственной власти Астраханской области вправе установить лицам, замещавшим государственные должности Астраханской области, ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, которая является дополнительной гарантией. Эти дополнительные гарантии не могут предоставляться лицам, полномочия которых прекращены и в отношении которых вступил в силу обвинительный приговор суда либо прекращено уголовное дело (уголовное преследование) по нереабилитирующим основаниям.
Учитывая, что материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого распоряжения, распоряжение вынесено уполномоченным лицом, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Нестеренко ФИО18
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов об оценке доказательств, основаны на неверном толковании норм законодательства. Такие ссылки не могут служить основанием к изменению обжалуемых судебных постановлений, так как связаны с проверкой судом представленных сторонами доказательств на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Кировского районного суда города Астрахани от 24 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 11 сентября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Нестеренко ФИО19 по доверенности Нестеренко ФИО20 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.