Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 24 ноября 2004 г. N 235
Подпрограмма "Реализация концепции модернизации российского образования на территории Чукотского автономного округа" Региональной целевой программы "Развитие образования Чукотского автономного округа" на 2005-2006 годы
Паспорт подпрограммы "Реализация концепции модернизации российского образования на территории Чукотского автономного округа"
Наименование Подпрограмма "Реализация концепции модернизации
подпрограммы российского образования на территории Чукотского
автономного округа"
Основание для Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ
разработки "Об утверждении Федеральной программы развития
подпрограммы образования"
Заказчик Правительство Чукотского автономного округа
подпрограммы
Разработчик Главное управление образования Департамента
подпрограммы социальной политики Чукотского автономного округа
Исполнители Департамент социальной политики Чукотского
подпрограммы автономного округа
Цель и задачи Создание условий для перехода общеобразовательных
подпрограммы учреждений Чукотского автономного округа на новую
структуру и содержание общего образования в
начальной и основной школе, предпрофильное
обучение в основной школе и профильное обучение в
старшей школе;
создание условий для вхождения
общеобразовательных учреждений округа в
национальную систему тестирования выпускников
(Единый государственный экзамен - ЕГЭ);
создание условий для предоставления
качественных образовательных услуг в области
общего образования на территории округа;
создание механизма устойчивого развития
системы образования округа в условиях
инфраструктурной изоляции от остальной территории
Российской Федерации
Сроки реализации 2005 - 2006 годы
Подпрограммы
Объемы и источники Всего по подпрограмме - 3 400 тыс. рублей из
финансирования окружного бюджета, в том числе:
2005 год - 1 600 тыс. рублей,
2006 год - 1 800 тыс. рублей
Ожидаемые конечные Обеспечение государственных гарантий доступности и
результаты равных возможностей получения качественного
реализации образования на территории Чукотского автономного
подпрограммы округа;
обеспечение выпускникам общеобразовательных
учреждений округа равных возможностей для
получения высшего профессионального образования;
достижение современного качества
предоставления образовательных услуг в области
общего образования
Организация контроля Текущий контроль осуществляет Департамент
за исполнением социальной политики Чукотского автономного округа;
подпрограммы итоговый и ежеквартальный контроль
осуществляет Департамент финансов, экономики и
имущественных отношений Чукотского автономного
округа.
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами
Из-за территориальной отдаленности и сложившейся социально - экономической ситуации в регионе в прошлые года сформировался кардинальный разрыв между условиями, созданными для реализации гарантий доступности качественных образовательных услуг для населения в области общего образования в округе, и условиями получения качественного образования в центральной части России. По этой причине система образования региона оказалась в стороне от реализации мероприятий Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р.
Действующие в 2002-2004 годах региональные целевые программы "Развитие образования Чукотского автономного округа", "Дети - будущее Чукотки", "Адресная социальная помощь семьям, проживающим на территории Чукотского автономного округа и имеющим детей" на 2003 - 2005 годы направлены на решение первоочередных задач улучшения условий учебы и жизнедеятельности участников образовательного процесса и учреждений образования округа. К ним относятся: обновление материально-технической и учебно-методической базы учреждений образования, снижение остроты кадровой проблемы, стимулирование труда работников образовательной отрасли, организация питания и летней занятости детей и ряд других мероприятий.
Все это позволило улучшить лицензионные условия функционирования образовательных учреждений, но не решало основных вопросов модернизации российского образования: повышения эффективности образовательного процесса и качества предоставляемых образовательных услуг, изменения структуры и содержания общего образования. На настоящий момент уровень школьного образования не может обеспечить выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин на функциональном уровне. Настоящий момент - время перехода к решению этих проблем. Большинство регионов России ведут успешную работу в указанном направлении. Задачи, поставленные перед образовательной отраслью в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации В.В. Путина 26.05.2004 года, новый федеральный базисный учебный план, вступающий в силу с 2005/2006 учебного года, делают безусловной необходимостью решение основных задач Концепции модернизации российского образования. К ним относятся изменение структуры и содержания общего образования, формирование единообразной, прозрачной и объективной системы аттестации выпускников. На практике это означает необходимость осуществления в первоочередном порядке следующих мероприятий:
подготовка перехода к реализации принципиально новых педагогических технологий на начальной ступени общего образования, таких как безотметочное обучение, освоение на функциональном уровне информатики, иностранного языка, физического воспитания, введения интегрированных учебных курсов ("Окружающий мир", "Изобразительное искусство и художественный труд"), что обеспечит выпуск из начальной школы функционально грамотных учащихся;
реализация в рамках основной школы перехода к предпрофильной подготовке, позволяющей выпускникам основной школы делать осознанный выбор уровня, направления и формы продолжения своего образования;
переход к профильному обучению на старшей ступени общего образования с целью реализации личностно-ориентированного процесса обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
вхождение региона в систему осуществления итоговой аттестации выпускников через процедуру Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для сокращения экзаменационной нагрузки, обеспечения возможности процедуры поступления в учреждения профессионального образования, не выезжая за пределы округа, независимой и объективной оценки качества предоставления образовательных услуг.
Перечисленные меры являются ведущими, именно по ним существуют конкретные сроки их реализации в масштабах страны, и большая часть регионов России вот уже несколько лет осуществляет планомерную и целенаправленную работу в этом направлении. Переход к предпрофильному обучению и ЕГЭ запланированы на 2005 год, профильному обучению - на 2006 год. С 2007 года в полном объеме вводится в действие новый федеральный базисный учебный план, что означает полную перестройку структуры и содержания общего образования. В округе в рамках региональной целевой программы "Развитие образования в Чукотском автономном округе" на 2002-2004 годы реализовывались задачи информатизации образования, обеспечения образовательных учреждений современными средствами обучения, отработка новых педагогических технологий в дошкольном образовании и начальной школе, решение проблемы летней занятости подростков и ряд других задач, позволяющих решить проблему лицензионных условий функционирования образовательных учреждений. Однако отсутствие целенаправленного и быстрого продвижения в данном направлении может привести к тому, что к 2007 году система образования округа перестанет стыковаться с российской, и регион выйдет из единого федерального образовательного пространства.
Осуществление мероприятий Подпрограммы позволит провести всю необходимую подготовительную работу для предоставления с 2007 года образовательных услуг населению в области общего образования на основе единых федеральных требований. Реализация Подпрограммы позволит сократить разрыв в возможности получения качественных образовательных услуг жителями округа по сравнению с другими регионами, на практике существенно повысить уровень реализации государственных гарантий доступности качественного образования для населения.
2. Цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма ставит целью создание условий для реализации на территории Чукотского автономного округа основных направлений Концепции модернизации российского образования, предусматривающих существенные изменения в системе, структуре и содержании предоставления образовательных услуг населению в сфере общего образования, контроле их качества.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
создание условий для формирования устойчивого механизма развития системы образования Чукотского автономного округа;
создание необходимых условий для обеспечения равных возможностей и условий для населения округа в получении образовательных услуг в области общего образования.
создание необходимых условий для достижения нового современного качества предоставляемых населению образовательных услуг в области общего образования;
обеспечение реализации государственных гарантий доступности качественного образования;
вхождение образовательных учреждений округа, реализующих программы общего образования, в национальную систему тестирования выпускников, в настоящее время осуществляемого в виде процедуры Единого государственного экзамена.
На основе вышеперечисленного создание необходимых условий для обеспечение равных возможностей и условий для населения округа в получении доступа к бесплатному среднему и высшему профессиональному образованию на конкурсной основе.
3. Основные направления реализации подпрограммы
Подпрограммой предусматривается:
отработка на практике нового содержания образования в начальной и основной школе;
экспериментальная отработка мероприятий по переходу к предпрофильному и профильному обучению в основной и средней (полной) школе;
формирование нормативной, финансовой, учебно-методической и материально-технической базы для проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
4. Стоимость подпрограммы, источники финансирования
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Разработчики и исполнители Подпрограммы содействуют обеспечению выполнения программы мероприятий в пределах установленного финансирования и используют средства муниципальных бюджетов по согласованию с ними.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит в соответствии с планами Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации осуществить:
в 2005 году переход на предпрофильное обучение на второй ступени (основная школа) общего образования;
в 2006 году переход на профильное обучение в 10-11 классах и осуществление процедуры итоговой аттестации выпускников третьей ступени (полная средняя школа) в форме ЕГЭ;
в 2007 году переход в предоставлении образовательных услуг в сфере общего образования (начальное, основное и полное среднее образование) по структуре и содержанию, определяемым новым федеральным базисным учебным планом;
соблюсти основные сроки перехода на новые структуру и содержание общего образования.
6. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых исполнителем Подпрограммы, являющимся государственным заказчиком.
Государственный заказчик взаимодействует с исполнителями мероприятий по направлениям, привлекает для финансирования мероприятий внебюджетные источники, оказывает консультативную помощь организациям.
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает формирование следующих рабочих документов: постановлений по реализации мероприятий Подпрограммы; перечня работ по подготовке и проведению мероприятий Подпрограммы с определением объемов и источников финансирования, состава исполнителей, договоров и соглашений с исполнителями мероприятий Подпрограммы.
7. Организация управления подпрограммой и контроля над ее реализацией
Заказчиком Подпрограммы является Правительство Чукотского автономного округа, которое уточняет показатели и затраты по мероприятиям Подпрограммы, механизм реализации мероприятий, состав исполнителей.
Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Департамент социальной политики Чукотского автономного округа.
Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа. Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.
Контроль за исполнением Подпрограммы включает:
ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Подпрограммы;
контроль за рациональным использованием исполнителями финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Подпрограммы;
контроль за сроками выполнения государственных контрактов (договоров);
контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Реализация и финансирование Подпрограммы осуществляются в соответствии с прилагаемым планом программных мероприятий на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с поставщиками товаров, работ и услуг. При этом, учитывая короткие сроки навигационного периода и в целях сокращения транспортных расходов, допускается заключение государственных контрактов (договоров) со сроками поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг до 1 июля года, следующего за годом фактического финансирования из окружного бюджета. Подпрограмма считается завершенной после выполнения плана программных мероприятий в полном объеме или достижения целей Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.