Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 24 ноября 2004 г. N 234
Подпрограмма "Дети-сироты" Региональной целевой программы "Дети-будущее Чукотки" на 2005-2006 годы
24 мая, 15 ноября 2005 г.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15 ноября 2005 г. N 215 паспорт настоящей Программы изложен в новой редакции
Паспорт
подпрограммы "Дети-сироты" региональной целевой программы
"Дети - будущее Чукотки" на 2005-2006 годы
Наименование Подпрограмма "Дети-сироты"
Подпрограммы
Основание для Постановление Правительства Российской Федерации
разработки от 03.10.2002 N 732 "О федеральной целевой программе "Дети
Подпрограммы России" на 2003-2006 годы"
Заказчик Правительство Чукотского автономного округа
Подпрограммы
Разработчик Главное управление образования Департамента
Подпрограммы социальной политики Чукотского автономного округа
Исполнитель Департамент социальной политики Чукотского автономного
Подпрограммы округа
Цели и задачи Оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в
Подпрограммы государственной защите, создание условий для становления и
самореализации детей-сирот, проживающих на территории
Чукотского автономного округа
Сроки 2005 - 2006 годы
реализации
Подпрограммы
Объемы и ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ - 250 тыс. руб., в т.ч.
источники за счет средств окружного бюджета -250 тыс. руб.:
финансирования 2005 г. - 100 тыс. руб.,
2006 г. - 150 тыс. руб.
Ожидаемые Реализация Подпрограммы будет способствовать созданию
результаты материальной базы для социальной адаптации, подготовки к
реализации самостоятельной жизни детей-сирот в рыночных условиях,
Подпрограммы осуществление профессиональной ориентации и
допрофессиональной подготовки
Система Текущий контроль осуществляется Департаментом социальной
организации политики Чукотского автономного округа;
контроля за итоговый и квартальный контроль осуществляется
исполнением Департаментом финансов, экономики и имущественных
Подпрограммы отношений Чукотского автономного округа.
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее реализации программными методами
Проблемы социального сиротства, социализации детей, воспитывающихся в государственных детских учреждениях, становления личности ребенка, защиты и обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются на современном этапе развития нашей страны в числе актуальных и требующих к себе особого внимания.
В Чукотском автономном округе, как и в Российской Федерации, на фоне неблагоприятной обстановки, кризиса семейных отношений наблюдается рост социального сиротства, увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.11.2004 года на территории Чукотского автономного округа зарегистрировано 630 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них - 547 детей до 18 лет. В условиях социальной изоляции от родителей и лиц, их заменяющих, разрушается естественный процесс развития ребенка. От сиротства, особенно раннего, страдают не только дети, но и все общество.
Планом финансирования подпрограммы "Дети-сироты" региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы" в 2002-2003 г.г. предусматривалось выделение средств в объеме 4 520 тыс. рублей и в I квартале 2004 г. - 300 тыс. рублей. Непосредственно в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 4 480 тыс. рублей.
На укрепление материально-технической базы выделено в 2002-2003 г.г. 1 783 тыс. рублей и в I квартале 2004 г. - 225 тыс. рублей. В основном детские дома приобрели твердый, мягкий инвентарь, электрооборудование, технические средства обучения.
На эстетическое воспитание израсходовано в 2002-2003 г.г. 143 тыс. рублей. Приобретено оборудование для изостудий, музыкальные инструменты.
На физическое воспитание и оздоровление детей израсходовано в 2002-2003 г.г. 311 тыс. рублей. Приобретены в детские дома округа спортинвентарь, оборудование для стимулирования двигательной активности детей, комплект для тренажерного зала. Детские дома округа приобрели развивающий автодидактический материал для работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном, физическом и психическом развитии.
На одежду, обувь воспитанникам детских домов г. Анадыря и г. Билибино израсходовано в 2002-2003 г.г. 806 тыс. рублей.
В 2002 году в детские дома округа было приобретено на 410 тыс. рублей компьютерной техники.
На оборудование кабинетов трудовой и допрофессиональной подготовки в окружном детском доме израсходовано в 2003-2004 г.г. 305 тыс. рублей. Оснащены кабинет трудового обучения (для девочек) и мастерская (для мальчиков).
В 2002 году в объеме 120 тыс. рублей оказана материальная поддержка детям-сиротам, обучающимся в учреждениях профессионального образования.
На оснащение и оборудование для коррекционно-развивающей работы детских домов округа израсходовано в 2002-2003 г.г. 200 тыс. рублей. Оснащены кабинеты практического психолога, социального педагога, приобретены развивающие игры и игрушки, способствующие социальному развитию детей.
В 2003 осуществлена реконструкция приютского отделения Билибинского детского дома году на сумму 405 тыс. рублей.
На повышение квалификации педагогов детских домов округа в 2002 году было израсходовано 39 тыс. рублей.
Прочие расходы в сумме 10 тыс. рублей в 2002 году включили в себя частичную оплату проезда детей и педагогов в учебно-оздоровительный лагерь в г. Алексин Тульской области.
Принимаемые в округе меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда оказывались эффективными. Рост количества воспитанников в детских домах, отсутствие устойчивой системы профессиональной ориентации и специализации воспитанников и выпускников детских домов не позволяют в полном объеме решать вопросы социальной реабилитации и безболезненного вхождения в самостоятельную жизнь детей, оставшихся без попечения родителей.
Требует дальнейшего решения вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в дошкольном возрасте.
Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот должны стать формирование навыков самообслуживания, профессионального труда, самоуправления, внедрения новых форм экономической социализации, включения в культурную и спортивную жизнь общества. Особую роль в этом должна сыграть комплексная программа трудотерапии, трудовой и социальной реабилитации, интеграции в социум воспитанников интернатных учреждений.
Наиболее сложной социально-педагогической задачей является воспитание семьянина из ребенка, которому не довелось вынести из собственной семьи позитивного опыта создания семьи, наблюдать модель родительско-детских отношений из роли ребенка. Став взрослыми, такие дети, за редким исключением, не могут создать прочную семью, стать успешными родителями.
Проблема усугубляется тем, что на Чукотке нынешнее поколение родителей из числа лиц коренных национальностей - это воспитанники школ-интернатов. Их забирали из семей оленеводов, морских зверобоев, охотников, потому что по месту жительства не было школ.
Кроме того, пытаясь сократить младенческую смертность, работники здравоохранения отрывали рожениц от естественной среды обитания, (не давая донашивать и рожать детей в тундре), забирали младенцев от матерей при реальной, а иногда и мнимой угрозе их жизни, (например, в дни зарплаты в национальных селах - из опасения, что ребенок пострадает от родительского пьянства).
Будучи, в свое время, оторваны от семьи в раннем возрасте, нынешние взрослые далеко не всегда сегодня оказываются в состоянии обеспечить полноценную заботу и воспитание подрастающему поколению, что является не виной, а бедой коренных малочисленных народов Севера. Оторвавшись от традиционного семейного и трудового уклада, они, в большинстве случаев, не нашли своего места в урбанизированной жизни.
Тяжелейший проблемой является пьянство, алкоголизм в нескольких поколениях, особенно женский и детский. Все эти факторы резко осложняют социализацию и постинтернатную адаптацию детей, лишенных надлежащего ухода в родительских семьях.
2. Цели и задачи подпрограммы
Основной целью Подпрограммы является создание условий для гражданского становления и подготовки детей-сирот, проживающих в Чукотском автономном округе, к самостоятельной жизни в современном обществе, обеспечение их социальной защиты и полноценной интеграции в общество.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
последовательное проведение курса не на изоляцию, а на интеграцию в общество детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа;
развитие и поэтапное внедрение семейных форм устройства детей-сирот;
создание систем трудотерапии, трудовой реабилитации, профессиональной ориентации, начальной допрофессиональной подготовки, рабочих мест для детей-сирот;
поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобщение их к экологической деятельности, туризму, краеведению, спорту;
организация психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот;
улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
оказание помощи детям-сиротам в личном и профессиональном самоопределении;
улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание оптимальных условий для социального становления и самореализации ребенка-сироты, содействие росту деловой активности, предприимчивости и самозанятости молодежи из числа воспитанников интернатных учреждений.
3. Основные направления реализации подпрограммы
Основными мероприятиями Подпрограммы являются: реализация положений Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
организационное и финансовое обеспечение социальной защиты детей-сирот;
ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот, предусматривающее дооснащение детских домов современным учебным и техническим оборудованием;
улучшение социальной и медико-психологической подготовки педагогических кадров, работающих в учреждениях для детей-сирот, развитие центров по работе с семьей;
консолидация сил и средств для решения экономического обеспечения Подпрограммы;
развитие семейных форм устройства и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, оказание социальной поддержки семьям, взявшим детей под опеку (попечительство), в приемную семью;
совершенствование деятельности службы практической психологии и социальной реабилитации в учреждениях для детей-сирот, школах-интернатах;
внедрение и апробация новых режимов жизнедеятельности воспитанников детских домов по принципу семейного воспитания;
внедрение комплексной программы трудотерапии, трудовой и социальной реабилитации, интеграции воспитанников интернатных учреждений в общество через совместную работу и обучение в мастерских для детей-сирот и детей из родительских семей (мастерские "Юный часовщик", "Швея", "Парикмахер", "Обувщик" и т.д.).
4. Стоимость подпрограммы, источники финансирования
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется, в основном, за счет средств окружного бюджета.
Разработчик и исполнители Подпрограммы содействуют своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного финансирования и используют иные источники: средства муниципальных бюджетов (по согласованию с ними), внебюджетные средства.
Ежегодные объемы финансирования из окружного бюджета производятся в соответствии с объемами финансирования, установленными при утверждении Подпрограммы при принятии Закона "О бюджете" на финансовый год.
5. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых исполнителем Подпрограммы, являющимся государственным заказчиком.
Государственный заказчик взаимодействует с исполнителями мероприятий по направлениям, привлекает для финансирования мероприятий внебюджетные источники, оказывает консультативную помощь организациям.
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает формирование следующих рабочих документов: постановлений по реализации мероприятий Подпрограммы; перечня работ по подготовке и проведению мероприятий Подпрограммы с определением объемов и источников финансирования, состава исполнителей, договоров и соглашений с исполнителями мероприятий Подпрограммы.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы
Реализация Подпрограммы позволит:
расширить воспитательный потенциал детских домов, школ-интернатов для формирования навыков самостоятельной жизни у детей-сирот, общежитейских навыков и умений;
осуществить последовательное воспитание в ребенке качеств будущего ответственного семьянина;
воспитать у детей, лишенных родительского попечения, навыков конкурентоспособности на рынке труда;
осуществить формирование у детей, лишенных родительского попечения, активной жизненной позиции и приобщение их к здоровому образу жизни.
7. Организация управления подпрограммой и контроля за ее реализацией
Заказчиком Подпрограммы является Правительство Чукотского автономного округа, которое уточняет показатели и затраты по мероприятиям Подпрограммы, механизм реализации мероприятий, состав исполнителей.
Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Департамент социальной политики Чукотского автономного округа.
Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа. Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.
Контроль за исполнением Подпрограммы включает:
ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Подпрограммы;
контроль за рациональным использованием исполнителями финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Подпрограммы;
контроль за сроками выполнения государственных контрактов (договоров);
контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Реализация и финансирование Подпрограммы осуществляются в соответствии с прилагаемым планом программных мероприятий на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с поставщиками товаров, работ и услуг. При этом, учитывая короткие сроки навигационного периода и в целях сокращения транспортных расходов, допускается заключение государственных контрактов (договоров) со сроками поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг до 1 июля года, следующего за годом фактического финансирования из окружного бюджета. Подпрограмма считается завершенной после выполнения плана программных мероприятий в полном объеме или достижения целей Подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.