Решение Городского Собрания Сочи
от 25 февраля 1997 г. N 130
"Об утверждении "Положения о территориальном
общественном самоуправлении"
4 июня 1997 г.
Решением Городского Собрания Сочи от 30 мая 2006 г. N 121 настоящее Решение признано утратившим силу
Заслушав и обсудив проект Положения о территориальном общественном самоуправлении, Городское Собрание Сочи решило:
2. Комитету по местному самоуправлению (Ерошенко А. Ф.) доработать с учетом предложений ст. 28 Положения и внести ее на утверждение очередной сессии Городского Собрания Сочи.
Председатель Городского
Собрания Сочи |
Ю. А. Барзыкин |
"Положение о территориальном общественном самоуправлении"
(утв. Решением городского собрания Сочи
от 25 февраля 1997 г. N 130)
4 июня 1997 г.
Глава 1. Понятие, система и правовая основа
территориального общественного самоуправления
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (поселков, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
2. Территориальное общественное самоуправление является составной частью местного самоуправления.
Статья 2. Система территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление включает в себя:
- общие собрания (сходы) жителей,
- конференции жителей,
- выборные органы территориального общественного самоуправления,
- иные структурные органы территориального самоуправления (домовые, уличные, квартальные комитеты, старосты домов).
Статья 3. Принципы территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:
- самоорганизации при непосредственном волеизъявлении жителей территории,
- самостоятельности в определении и реализации приоритетов развития территории,
- выборности органов территориального самоуправления, их ответственности за решение вопросов местного значения,
- гласности и учета общественного мнения,
- сочетании интересов самоуправляемой территории с интересами других муниципальных образований и государственными интересами.
Статья 4. Правовая основа территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на основе Конституции РФ, Закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления", Устава города Сочи и иных действующих правовых актов.
2. Деятельность органов территориального самоуправления конкретизируется в выработанном ими Положении о территориальном общественном самоуправлении, принимаемых с учетом полномочий, предоставленных законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.
Статья 5. Порядок организации территориального общественного самоуправления
1. Территориальное самоуправление организуется на основе волеизъявления жителей территории, выраженном в решениях собраний (сходов), конференций граждан по месту жительства.
Инициаторами собрания, схода, конференции могут выступать:
- население (в лице инициативных групп),
- общественные формирования, зарегистрированные и действующие на данной территории,
- депутаты Городского Собрания Сочи,
- депутаты районных Собраний,
- глава муниципального образования.
3. Учредительное собрание и конференция правомочны, если на собрании присутствует не менее 50 процентов жителей, обладающих избирательным правом, а на конференции не менее 2/3 делегатов.
Порядок голосования (открытым или тайным путем) определяется собранием или конференцией.
4. Нормы представительства и сроки проведения учредительных Собраний и конференций устанавливаются органами местного самоуправления.
5. Учредительное собрание, конференция избирает Совет территориального общественного самоуправления.
6. В собрании (сходе), на конференции граждане, достигшие 16 лет, могут принимать участие с правом совещательного голоса.
Статья 6. Основы территориального общественного самоуправления
1. Основу территориального общественного самоуправления составляют объединения граждан на самоуправляемых территориях:
- микрорайонов,
- жилых кварталов,
- поселков муниципального образования.
2. Границы первичных самоуправляемых территорий устанавливаются по предложению жителей органами местного самоуправления района с учетом традиций и территориальной целостности, утверждаются Городским Собранием и не могут изменяться без учета мнения населения.
3. На одной территории не может действовать более одного органа территориального общественного самоуправления.
Статья 7. Право юридического лица
1. Органы территориального общественного самоуправления: в лице Совета территориального общественного самоуправления, в соответствии с их Положением наделяются правами юридического лица с момента регистрации главой местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
2. Органы территориального общественного самоуправления, обладающие правом юридического лица имеют свою печать, штампы, бланки, расчетный счет.
Статья 8. Право на распространение информации
Органы территориального общественного самоуправления могут иметь собственные средства массовой информации, вправе распространять на своей территории информационные материалы.
Глава 2. Органы территориального общественного
самоуправления и их компетенция
Статья 9. Общее собрание граждан
1. Высшим органом территориального общественного самоуправления является общее собрание (сход) или конференция граждан по месту жительства.
2. Общие собрания, конференции граждан по месту жительства в границах территориального общественного самоуправления созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
3. Инициаторами общих собраний, конференций граждан по месту жительства могут быть:
- жители данной территории (в лице инициативной группы),
- общественные формирования, действующие на данной территории,
- депутаты городского Собрания,
- органы городского самоуправления,
- органы районного самоуправления,
- орган территориального общественного самоуправления.
4. Собрания граждан правомочны, если в них принимает участие не менее 50 процентов жителей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее 2/3 делегатов от жителей данной территории.
5. В собрании (сходе), конференции граждане, достигшие 16 лет, могут принимать участие с правом совещательного голоса.
Статья 10. Совет (комитет) территориального самоуправления
1. Органом самоуправления населения в период между собраниями (сходами) или конференциями граждан по месту жительства является совет территориального самоуправления поселка, микрорайона, жилых кварталов.
2. Совет территориального самоуправления избирается общим собранием (сходом) или конференцией граждан, жителей данной территории.
3. В состав совета входят председатель, заместитель председателя и члены совета территориального самоуправления. Численный состав и структура совета определяются собранием или конференцией.
4. Председатель совета, его заместитель работают на постоянной основе.
5. По решению собрания (схода), конференции, совета самоуправления в составе совета территориального самоуправления на постоянной основе могут работать и другие его члены, либо работники по контракту.
6. В состав совета территориального самоуправления могут избираться депутаты, избранные по избирательным округам, образованным на самоуправляемой территории: представители уличных, домовых, квартальных комитетов, жители самоуправляемой территории, представители трудовых коллективов предприятий, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители общественных организаций, объединений и иных общественных формирований, действующих на данной территории.
Статья 11. Выборы совета территориального самоуправления
1. Совет территориального самоуправления избирается открытым или тайным голосованием на срок, установленный собранием (сходом) или конференцией граждан, но не более, чем на 4 года. Председатель Совета может избираться составом Совета.
Решение принимается большинством голосов участников собрания (схода) или делегатов конференции.
2. Выборы проходят по предложению инициативных групп населения. Порядок, сроки и место проведения выборов согласовываются с районной администрацией и представительным органом местного самоуправления.
3. Подготовка и проведение выборов советов территориального самоуправления осуществляется гласно.
4. Население информируется о созыве общего собрания (схода) или конференции жителей не позднее, чем за 5 дней до созыва.
5. Участники конференции делегируются собраниями жителей домов, дворов, кварталов, улиц при участии в них не менее 25 % жителей от числа проживающих, обладающих избирательным правом.
Делегирование оформляется протоколом собрания жителей с приложением списка участков.
Нормы представительства согласовываются инициативной группой с представительным органом местного самоуправления и администрацией района.
6. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов органов территориального самоуправления производятся за счет районного бюджета.
7. На учредительном собрании, конференции по выборам совета территориального самоуправления утверждается его Положение, подготовленное организационной группой, которое подлежит регистрации в установленном порядке.
Статья 12. Полномочия председателя совета территориального самоуправления
Председатель совета территориального самоуправления населения:
1. Представляет орган местного территориального самоуправления населения в отношениях с органами государственной власти, исполнительной и представительной власти субъекта федерации и местного самоуправления, а также в отношениях с организациями, предприятиями, учреждениями и общественными формированиями.
2. Осуществляет руководство деятельностью совета территориального самоуправления в соответствии с его Положением, о чем отчитывается перед жителями данной территории и перед органами местного самоуправления и советом территориального самоуправления.
3. Подписывает решения, протоколы заседания и другие документы органа самоуправления населения.
4. Принимает на работу и увольняет работающих по договору, контракту или штатному расписанию, несет ответственность за работу с кадрами.
5. Организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений, жалоб.
6. Обеспечивает организацию выборов членов органа территориального самоуправления взамен выбывших, за счет резервных.
7. Открывает и закрывает расчетные счета совета (комитета) территориального самоуправления и является распорядителем по этим счетам в пределах, установленным Положением органа территориального самоуправления.
8. Издает распоряжения и приказы в пределах, предоставленных ему прав.
9. Подотчетен собранию (сходу) или конференции граждан по месту жительства, совету территориального самоуправления и в любое время может быть отозван путем тайного голосования.
10. Добровольное сложение полномочий удовлетворяется на основании письменного заявления большинством голосов от числа участников собрания (схода) или конференции граждан.
Статья 13. Полномочия заместителя председателя совета
Заместитель председателя совета:
1. Выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Положением совета территориального самоуправления.
2. Выполняет поручения председателя, а в его отсутствие осуществляет его функции.
Статья 14. Заседания совета территориального самоуправления
Заседания совета территориального самоуправления созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии 2/3 состава, установленного для данного органа.
Заседания являются открытыми, на них может присутствовать любой гражданин, проживающий на самоуправляемой территории.
Порядок подготовки и проведения заседаний определяется советом территориального самоуправления самостоятельно.
О повестке заседания, месте и времени его проведения жители информируются.
Статья 15. Решения совета территориального самоуправления
Совет территориального самоуправления принимает решения простым большинством голосов от числа членов совета.
Наиболее важные решения принимаются на общем собрании (сходе) или конференции жителей самоуправляемой территории либо могут быть вынесены на референдум.
Принятые решения доводятся до сведения населения в срок, установленный Положением органа самоуправляемой территории, но не позднее 10 суток.
Статья 16. Комиссии совета территориального самоуправления
С целью организации управления отдельными сферами, решения конкретных проблем и контроля за исполнением решений совета территориального самоуправления могут создавать комиссии, возглавляемые членами совета территориального самоуправления.
Срок полномочий и программа деятельности комиссий определяется советом.
Комиссии могут создаваться как на общественных началах, так и на контрактной основе.
Статья 17. Трудовые гарантии должностных лиц и членов органов территориального самоуправления
Должностные лица и члены совета территориального самоуправления, избранные и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, по окончании своих полномочий пользуются правом предоставления прежней работы (должности), а при ее отсутствии другой равноценной по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, организации, учреждении.
Срок полномочий выборных членов советов на постоянной основе территориального самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж по специальности, стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам года, а также стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
С работниками, принятыми в порядке замещения должности, занимаемой членом совета территориального самоуправления, заключается срочный трудовой договор на период полномочий на постоянной основе.
Функции управления самоуправляемыми территориями могут возлагаться на нанимаемых советом территориального самоуправления должностных лиц, специалистов, ответственных и подотчетных ему.
Оплата деятельности должностных лиц и специалистов осуществляется из средств совета территориального самоуправления.
Статья 18. Планирование деятельности органов территориального самоуправления
Советы территориального самоуправления осуществляют свою деятельность на основе перспективных и текущих планов, которые принимаются с учетом предложений и согласования с органами местного самоуправления.
Планы работы советов территориального самоуправления комиссий утверждаются советом.
Статья 19. Полномочия собраний (сходов) и конференций граждан по месту жительства
Собрания (сходы) и конференции граждан по месту жительства:
1. Избирают органы территориального самоуправления и ревизионную комиссию по контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью.
2. Принимают Положение о территориальном общественном самоуправлении, осуществляют внесение в него дополнений и изменений.
3. Утверждают программу и перспективные планы работы советов территориального самоуправления и заслушивают отчеты об их исполнении.
4. Утверждают проекты бюджета самоуправляемой территории и отчеты об их исполнении.
5. Утверждают перечень объектов самоуправляемой территории.
6. Утверждают структуру органов территориального самоуправления и размеры расходов на их содержание.
7. Обсуждают проекты решений органов территориального самоуправления по особо важным, общественно-значимым вопросам.
8. Выступают с инициативой рассмотрения вопросов органами местного самоуправления.
9. Обсуждают вопросы благоустройства самоуправляемой территории, сохранности и надлежащего использования объектов муниципальной собственности, расположенных на их территории.
Статья 20. Полномочия советов (комитетов) территориального самоуправления
1. Совет территориального самоуправления выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству, ремонту жилого фонда, объектов соцкультбыта с использованием средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов.
2. Занимается предпринимательской и хозрасчетной деятельностью в соответствии с законодательством РФ.
3. Использует самостоятельно имеющиеся в его распоряжении финансовые средства в соответствии с принятыми планами и программами.
4. Управляет и распоряжается в пределах своей компетенции переданными местным самоуправлением объектами социально-культурной значимости.
5. Решает вопросы:
- санитарного содержания и благоустройства территории,
- охраны природы и сохранения памятников истории и культуры,
- работы предприятий, организаций, учреждений сферы быта, общественного питания, обслуживания, здравоохранения, культуры и спорта в пределах компетенции,
- оборудования детских досуговых и спортивных площадок, клубов,
- проведения культурно-массовых мероприятий,
- работы пунктов общественного правопорядка,
- организации оказания социальной материальной помощи малоимущим.
6. Осуществляет свою деятельность на основе полномочий, предоставленных собранием (сходом) или конференцией на основе Положения, а также на основе прав, делегированных органами местного самоуправления.
Глава 3. Экономическая основа территориального
самоуправления
Статья 21. Понятие экономической основы территориального самоуправления населения
Экономическую основу территориального самоуправления составляет собственность самоуправляемых территорий, переданная в оперативное управление, а также иная собственность, служащая источником удовлетворения потребностей данной территории.
Статья 22. Собственность самоуправляемой территории
1. К собственности самоуправляемой территории относится:
- имущество и финансовые средства, приобретенные в результате самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, а также труда и добровольных взносов населения, общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан,
- объекты производственной и социальной структуры, созданные с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей населения,
- имущество и финансовые средства, передаваемые органами местного самоуправления, государственной власти и управления на основе соглашений, договоров и односторонних актов передачи имущества и финансовых средств.
В собственности самоуправляемой территории могут находиться земельные участки, природные объекты, переданные органами местного самоуправления и государственной власти.
2. Правом собственности от имени населения самоуправляемой территории обладают собрания (сходы) или конференции жителей и советы территориального самоуправления в пределах предоставленной компетенции.
3. Органы территориального самоуправления на своей территории пользуются преимущественным правом на приобретение собственности.
Статья 23. Хозяйственная деятельность органов территориального самоуправления
Советы территориального самоуправления в интересах населения самоуправляемой территории вправе заниматься хозяйственной деятельностью и несут ответственность по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством.
Советы территориального самоуправления на своей территории могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству, коммунальному обслуживанию, ремонта жилого фонда.
Хозяйственная деятельность органов территориального самоуправления налогом не облагается в части поступлений в местный бюджет. Органу территориального самоуправления могут быть предоставлены другие льготы по решению муниципальных органов города и района.
Статья 24. Финансовые ресурсы самоуправляемой территории
Финансовые ресурсы самоуправляемой территории состоят из бюджетных и внебюджетных средств органов территориального самоуправления, направляемых им в соответствии со сметами органами местного самоуправления.
Бюджеты самоуправляемых территорий являются составной частью бюджетов районов города.
По договоренности с органами местного самоуправления формируется внебюджетный фонд.
Распорядителем финансовых средств самоуправляемой территории являются председатель и бухгалтер совета территориального самоуправления. Контроль за расходованием средств осуществляет орган территориального самоуправления и ревизионная комиссия.
Глава 4. Взаимоотношения органов территориального
самоуправления с органами местного самоуправления
Статья 25. Право органов местного самоуправления на руководство и контроль за деятельностью органов территориального самоуправления
Органы местного самоуправления осуществляют руководство и контроль за деятельностью органов территориального самоуправления и оказывают им методическую помощь путем издания нормативных актов по вопросам территориального местного самоуправления.
В пределах компетенции координируют их деятельность, оказывают помощь в реализации задач социально-экономического развития территории.
Глава местного самоуправления, представительные органы местного самоуправления вправе отменять решения органов территориального самоуправления, если они противоречат законодательству, актам главы городского самоуправления и Городского Собрания, принятым в пределах их компетенции.
Статья 26. Право органов территориального самоуправления на участие в работе органов местного самоуправления
Совет территориального самоуправления вправе:
1. Выступать с правотворческой инициативой в Городском Собрании и районном.
2. Вносить предложения в повестку заседания городского Собрания и районного и городского самоуправления.
3. Участвовать в заседаниях Городского Собрания и при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы населения самоуправляемой территории.
4. Вносить предложения о проведении местного референдума.
Статья 27. Делегирование органами местного самоуправления прав управления органами самоуправляемых территорий
Глава городского самоуправления, Городское Собрание, районные администрации с учетом предложений собраний (сходов) и конференций граждан, совета (комитета) самоуправления подписывают с органами территориального самоуправления соглашения (договоры), в соответствии с которыми:
- наделяют советы (комитеты) территориального самоуправления частью своих полномочий по управлению территорией,
- передают в их собственность, ведение, аренду объекты муниципальной собственности, часть финансовых и материальных ресурсов,
- определяют круг вопросов совместной компетенции, по которым решения органов местного самоуправления не могут быть приняты без участия органа территориального самоуправления либо издают по указанным вопросам нормативные акты.
Глава 5. Гарантии территориального самоуправления
населения
Решением Городского Собрания Сочи от 25 февраля 1997 г. N 130 ст. 28 настоящего Положения не была принята
Статья 28. Обязательность решений органов территориального самоуправления
Статья 29. Право на судебную защиту
Органы территориального самоуправления в случае нарушения прав и законных интересов граждан вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.
Статья 30. Ответственность органов территориального самоуправления перед населением
Советы территориального самоуправления ответственны за свою деятельность перед населением.
Об итогах своей деятельности отчитываются перед собраниями (сходами), конференциями граждан регулярно, но не реже одного раза в год.
Статья 31. Прекращение полномочий органов территориального самоуправления населения
Полномочия совета (комитета) территориального самоуправления прекращаются по истечении полномочий, по решению собрания (схода), конференции граждан или по решению суда.
Досрочно полномочия прекращаются в случае самороспуска (решение принимается 2/3 голосов от числа, установленного для данного органа) и утверждается собранием (сходом) или конференцией.
Решением Городского Собрания Сочи от 4 июня 1997 г. N 178 настоящее Приложение дополнено главой 6
Глава 6. Положение о порядке регистрации органов
территориального общественного самоуправления
города Сочи
Статья 1
Права и обязанности органов территориального общественного самоуправления определяются Положением "О территориальном общественном самоуправлении", утвержденным решением Городского Собрания Сочи и договором о разграничении предметов ведения и полномочий между администрацией района и органом территориального общественного самоуправления.
Статья 2
Органы территориального общественного самоуправления города Сочи вправе не регистрироваться в администрации соответствующего района города. В этом случае они не приобретают права юридического лица.
Для регистрации органа территориального общественного самоуправления г. Сочи (Совета (комитета) микрорайона, квартала, улицы и т. п.) в администрацию соответствующего района города Сочи органы территориального общественного самоуправления подают следующие документы:
- Положение (Устава) территориального общественного самоуправления, утвержденный конференцией (собранием, сходом) граждан;
- решение Городского Собрания Сочи о сроках, порядке проведения и норме представительства по выборам в орган территориального общественного самоуправления;
- заявление на имя главы администрации соответствующего района города, подписанное членами избранного руководящего органа территориального общественного самоуправления с указанием места жительства каждого;
- выписка из протокола конференции (собрания, схода) граждан, содержащие сведения о создании Совета (комитета) территориального общественного самоуправления;
- протоколы собраний жителей (в случае проведении конференции) об избрании делегатом на конференцию;
- описание границ территориального общественного самоуправления (с указанием микрорайона, кварталов, улиц, домов).
Статья 3
Документы выдаются на регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения конференции (схода, собрания) граждан.
Документом, удостоверяющим регистрацию органа территориального общественного самоуправления, является постановление главы администрации соответствующего района города о регистрации.
Статья 4
Администрация района города Сочи в месячный срок рассматривает заявление органа территориального общественного самоуправления о его регистрации и принимает постановление о регистрации органа территориального общественного самоуправления либо отказе в регистрации. В случае отказа в регистрации администрация района выдает органу территориального общественного самоуправления письменное мотивированное уведомление, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 5
Отказ в регистрации органа территориального общественного самоуправления не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Рассмотрение повторного обращения и вынесение по этому обращению постановления производится в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Отказ в регистрации органа территориального общественного самоуправления может быть осуществлен по следующим основаниям:
- если не представлен полный перечень документов, определенных настоящим Положением о регистрации или они оформлены в ненадлежащем порядке;
- если будет установлено, что в представленных на регистрацию документах допущены неточности.
Заместитель председателя
Городского Собрания |
А. С. Мелкумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Городского Собрания Сочи от 25 февраля 1997 г. N 130 "Об утверждении "Положения о территориальном общественном самоуправлении"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Городского Собрания Сочи от 30 мая 2006 г. N 121 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Городского Собрания Сочи от 4 июня 1997 г. N 178