Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городского Собрания Сочи
от 23 декабря 2003 г. N 212
Городская целевая программа
"Библиотека - муниципальный, общедоступный
информационный центр"
1. Наименование программы:
"Библиотека - муниципальный, общедоступный информационный центр"
2. Основание для разработки программы: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (с изменениями и дополнениями от 23 июня 1999 г. и от 24 декабря 2002 г.), Федеральный закон РФ "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ, Федеральный закон РФ "Об обязательном экземпляре" от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ (в ред. от 11 февраля 2002 г. N 19-ФЗ), Федеральный закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ), Закон Краснодарского края "О библиотечном деле в Краснодарском крае" от 23 апреля 1996 г. N 28-КЗ, Федеральная программа "Культура России 2001 - 2005 г.г." (Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 955, в ред. от 19 июля 2002 г. N 540), Федеральная программа "Русский язык 2002-2005 гг." (Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 483)
6. Сроки реализации программы: 2004 - 2008 годы
7. Исполнители основных мероприятий программы:
Комитет по экономике и прогнозированию администрации города Сочи;
Управление по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи;
Управление культуры администрации города Сочи;
Муниципальные учреждения культуры:
"Централизованная библиотечная система г. Сочи";
"Централизованная библиотечная система Лазаревского района г. Сочи";
"Централизованная библиотечная система Адлерского района г. Сочи".
8. Объемы и источники финансирования (тыс. руб.):
Общий объем на реализацию Программы: 65455,0
в том числе:
Федеральный бюджет
Министерства культуры РФ 820,0
Бюджет субъекта Федерации 3700,0
Муниципальный бюджет г. Сочи 58740,0
Спонсорские средства 1875,0
Собственные заработанные средства 320,0
в том числе | ||||||
всего | Бюд- жет Мини- стер- ства куль- туры |
Бюджет субъе- кта феде- рации |
Муници- пальный бюджет г. Сочи |
Спон- сорск. средст- ва |
Соб. зараб. средс- тва |
|
2004 | 12211,58 | 820,0 | 550,0 | 10501,58 | 300,0 | 40,0 |
2005 | 12349,0 | - | 650,0 | 11299,0 | 350,0 | 50,0 |
2006 | 12899,5 | - | 750,0 | 11714,5 | 375,0 | 60,0 |
2007 | 14908,0 | - | 850,0 | 13588,0 | 400,0 | 70,0 |
2008 | 13247,0 | - | 900,0 | 11797,0 | 450,0 | 100,0 |
Ито- го |
65455,08 | 820,0 | 3700,0 | 58740,08 | 1875,0 | 320,0 |
Муниципальные библиотеки являются неотъемлемой и значимой частью социальной структуры города, способствуют сохранению историко-культурного наследия региона. Они выполняют функции социальной коммуникации, находясь в максимальной близости к населению и его потребностям. Централизованные библиотечные системы города Сочи осуществляют свою деятельность в соответствии с разработанными собственными целевыми программами - "Экология. Безопасность. Жизнь", "Социокультурное пространство русского языка", "Библиотека - информационный и культурный центр для населения" (МУК "ЦБС г. Сочи"), "Библиотека - центр информационного обслуживания населения по краеведению", "Сердце и душу - детям" (МУК "Адл. ЦБС"), "Наш добрый дом", "Библиотека - центр информационного обслуживания по проблемам местного самоуправления" (МУК "Лаз.ЦБС") по следующим направлениям: патриотическое, нравственное, художественно-эстетическое, краеведение, экология, здоровый образ жизни, информационно-библиографическое обслуживание в помощь образовательному процессу, работа с социально-незащищенными слоями населения. При библиотеках города работают 39 клубов, кружков и объединений по интересам. В 2002 году библиотеками города проведено 4 367 массовых мероприятий (в 2001 году - 3567), которые посетило 65 659 чел.(47 372). ЦБС города активно и успешно участвуют в краевых конкурсах.
Охват библиотечным обслуживанием жителей города Сочи составляет 33, 5 % (129 827 читателей). По краю - 31, 5 %.
Муниципальная библиотечная сеть города Сочи состоит из 47 библиотек, объединенных в три Централизованные библиотечные системы: МУК "ЦБС г. Сочи" - 17 библиотек Центрального и Хостинского района; МУК "ЦБС Лазаревского района" - 15 библиотек, МУК "ЦБС Адлерского района" - 15 библиотек. Муниципальные библиотеки - это Центральная городская и 2 районные, 3 центральные детские библиотеки, городская юношеская библиотека, а также библиотеки-филиалы, которые обслуживают все возрастные категории граждан. 27 библиотек расположено в сельской местности, в том числе в Адлерском районе - 12, в Хостинском районе - 4, в Лазаревском районе - 11. Среди библиотек есть крупные - с числом работников свыше 10 чел., просторными помещениями, читальным залом, отделом по обслуживанию детей, юношеской кафедрой. Вместе с тем, более половины библиотек-филиалов, находящихся, в основном, в селах, располагаются в небольших комнатах и имеют всего одного сотрудника. Кроме стационарных библиотек, библиотекари обслуживают пользователей на предприятиях, в учреждениях, в отдаленных селах, где отсутствуют библиотеки.
Законодательством РФ библиотечные фонды отнесены к национальному достоянию населения. Программа предусматривает сосредоточение ресурсов краевого и местного бюджетов на обеспечение полноценного комплектования муниципальных библиотек города актуальной справочной, учебной, отраслевой, краеведческой и художественной литературой, книгами для детей и юношества, гарантированной подписки библиотек периодическими изданиями, в соответствии со стандартами, предусматривающими обязательный минимум газет и журналов по видам библиотек: центральные, детские, юношеские, библиотеки-филиалы, в том числе сельские, с целью максимального удовлетворения информационных, культурных, образовательных и производственных потребностей различных социальных, возрастных и профессиональных групп населения.
Сегодня библиотечный фонд города составляет 1 649 600 единиц хранения. За 2002 год возросло количество посещений библиотек города на 5 %, увеличилась книговыдача на 60 тыс. экз. Вместе с тем, в течение последних 3-х лет библиотечный фонд города уменьшился на 16, 5 тыс. экз. 40 % книжного фонда в городских библиотеках, а в сельских - 70 % - составляют книги, морально устаревшие (70-х - 80-х гг.). В 2002 году, по сравнению с 2001 годом на 30 - 40 наименований по каждой ЦБС сократилось количество наименований газет и журналов, что связано с ежегодным ростом цен, превышающим рост средств, выделяемых на эти цели. Каждая ЦБС на подписку расходует, в среднем, 65 % бюджетных средств (по краю - 75, 1 %). Книгообеспеченность на одного жителя сегодня составляет 3,7 книги (по краю - 4,3 кн.).
Программа предусматривает дальнейшее формирование компьютерного парка и наращивание информационных ресурсов центральных городских (районных) библиотек, библиотек-филиалов, в том числе и на селе, внедрение автоматизированных систем нового поколения, создание и оптимизацию локальных вычислительных сетей, в целях обеспечения жителям города конституционного права на свободный доступ к информации, знаниям, культурным ценностям, улучшения информационно-библиотечного обслуживания населения.
Планируется развитие программно-технической инфраструктуры центральных детских и юношеских библиотек, с учетом возрастающей роли детских и юношеских библиотек в образовательном процессе, расширении культурного и интеллектуального кругозора детей и молодежи. Учитывая значимость становления сельских библиотек города как единственных информационных центров населенных пунктов, их роль в обеспечении свободного доступа населения к информационным ресурсам, информационной поддержки местного самоуправления, предусматривается их компьютеризация. В настоящее время библиотеки города располагают 19 компьютерными местами, в т.ч. с 2002 года: 1 - в Адлерском районе и 8 - в Лазаревском. К сожалению, реальными возможностями оперативного удовлетворения потребностей населения в получении информации через современные информационные технологии (Интернет, электронная почта, электронный каталог) располагает только 1 библиотека из 47. Современная модернизация, освоение информационных технологий практически не затронули городские библиотеки-филиалы и село. Необходима единая корпоративная сеть, информационно объединявшая все библиотеки и позволившая в значительной мере улучшить обслуживание читателей. Улучшение условий деятельности библиотек, автоматизация информационных процессов, развитие электронных сетей, сделают библиотечную работу более интересной, творческой. Справиться с новыми задачами смогут лишь квалифицированные кадры, ориентированные на непрерывное профессиональное образование, обучение работе в новых условиях, повышение уровня профессиональной подготовки на базе Всероссийского и краевого учебно-методических центров, различного уровня тренинг-центрах. Это позволит привлечь молодых специалистов в библиотеки (1/10 часть общего числа библиотечных работников - молодежь, 71 % имеют высшее и средне-специальное образование). К сожалению, материально-техническая база большинства библиотек не отвечает современным требованиям. Настоящей программой предусмотрены меры по поддержанию нормативного, физического и санитарного состояния зданий, соблюдению режимов хранения фондов и оборудования: - Проведение капитальных и текущих ремонтов. В истекшем году 14 библиотек города не отапливалось. 17 библиотек требуют капитального ремонта, в т.ч. 6 сельских; текущего ремонта - 17 библиотек. Необходимо проведение вентиляции и соблюдение температурно-влажностного режима в книгохранилищах библиотек. Приобретение специального библиотечного оборудования. Практически во всех библиотеках города в крайне изношенном состоянии находятся стеллажи, каталожные шкафы, читательские столы и т.д.
- Телефонизация библиотек-филиалов, в том числе в сельской местности. 42, 5 % библиотек города не телефонизировано, что снижает качество и эффективность библиотечного обслуживания, делает невозможным развитие современных информационных технологий.
- Обеспечение библиотек противопожарными и охранными средствами. Ни в одной библиотеке города нет пожарно-охранной сигнализации.
- Расширение зон обслуживания населения (отдельных категорий читателей на дому), развития сети стационарных библиотечных пунктов выдачи на предприятиях и в учреждениях, в микрорайонах города и крупных населенных пунктах и труднодоступных горных поселениях путем приобретения специализированного транспорта - библиобуса.
Соответствующие условия нарушают нормы охраны здоровья сотрудников, снижают посещаемость, ухудшают состояние книжного фонда.
Основным источником финансирования являются бюджетные ассигнования. В 2002 году в библиотеки города поступило 11 964 тыс.руб, в т.ч. от учредителя 11 400 тыс. руб., дополнительных привлеченных средств (по соглашению между департаментом культуры края и Главой города Сочи) на сумму 564 тыс. руб. Всего израсходовано в 2002 году 11964 тыс. руб., в т.ч. на оплату труда - 6879 тыс. руб., на капитальные ремонты - 600 тыс. руб., текущие - 320 тыс.руб., комплектование и подписку - 1503 тыс. руб. Выделяемых средств на приобретение книг и подписку крайне недостаточно. Средний объем финансовых поступлений на 1 жителя - 30 руб. (по краю - 30 руб.). На 1 читателя - 91 руб. Стоимость 1 посещения - 12 руб. 74 коп. (В 2002 году поступление библиотечного фонда составило 2, 8 % от общего фонда, с учетом краевого паритетного софинансирования, тогда как согласно Рекомендациям Международной Федерации библиотечных Ассоциаций библиотечных учреждений "ежегодно фонд общедоступной библиотеки должен обновляться на 5 % от имеющегося книжного фонда изданиями текущего года").
Накопленный библиотечный потенциал города требует серьезной организационной и финансовой поддержки. Принятие городской целевой программы "Библиотека - муниципальный, общедоступный информационный центр" позволит оптимизировать работу с населением города и прежде всего с детьми и молодежью в контексте наиболее актуальных задач, обозначенных в нормативно-правовых документах: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (с изменениями и дополнениями от 23 июня 1999 г. и от 24 декабря 2002 г.), Федеральный закон РФ "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ, Федеральный закон РФ "Об обязательном экземпляре" от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ (в ред. от 11 февраля 2002 г. N 19-ФЗ), Федеральный закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ), Закон Краснодарского края "О библиотечном деле в Краснодарском крае" от 23 апреля 1996 г. N 28-КЗ, Федеральная программа "Культура России 2001-2005 г.г." (Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 955, в ред. от 19 июля 2002 г. N 540), Федеральная программа "Русский язык 2002-2005 гг." (Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 483)
Программа разработана на основе ежегодных статистических данных по библиотекам города Сочи, результатов мониторинга состояния и деятельности Централизованных библиотечных систем города, "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки. При разработке Программы учтены все действующие федеральные и краевые программы.
Начальник управления культуры |
Н. В. Никитина |
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Решение Городского Собрания Сочи от 23 декабря 2003 г. N 212 "Об утверждении городской целевой программы "Библиотека - муниципальный,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.