Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Ейского городского
Совета депутатов
от 8 июня 2004 г. N 53/2
Программа
экономического и социального развития города Ейска на 2004-2008 годы
Паспорт
программы экономического и социального развития города Ейска
на 2004 - 2008 годы
Наименование программы |
муниципальная долгосрочная Программа экономического и социального развития города Ейска на 2004-2008 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29 января 2004 г. N 99-р "О неотложных мерах по улучшению функционирования хозяйственного комплекса г. Ейска" |
Основной разработчик Программы |
отдел экономики и прогнозирования доходов администрации г. Ейска |
Основные исполнители Программы |
отдел экономики и прогнозирования доходов администрации г. Ейска, отдел потребительского рынка и услуг администрации г. Ейска, отдел промышленности, связи и агропромышленного комплекса администрации г. Ейска, отдел транспорта администрации г. Ейска, управление архитектуры и градостроительства г.Ейска, отдел городского хозяйства администрации г. Ейска, Широчанский сельский округ, комитет по курорту и туризму администрации г. Ейска МУП "Городской рекламный центр". МУ "Управление социальной защиты населения г.Ейска, МУЗ "ЕЦРБ", управление образования администрации г. Ейска, комитет по делам молодежи администрации г. Ейска, отдел культуры администрации г. Ейска, комитет по физической культуре и спорту администрации г. Ейска |
Основные цели Программы |
повышение уровня жизни населения г. Ейска, создание условий жизнеобеспечения населения г.Ейска |
Задачи Программы |
создание условий для развития реального сектора экономики города, благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвестиций, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, заработной платы, производительности труда в основных отраслях экономики на основе: комплексного развития транспортной инфраструктуры для обеспечения внутренних и внешнеэкономических связей; наращивания ресурсного потенциала в сельском хозяйстве города, развития перерабатывающей промышленности; повышения привлекательности и эффективности работы туристско-рекреационного комплекса; модернизации промышленности, устранения диспропорций в развитии между отраслями, повышения конкурентоспособности продукции, развития малого бизнеса; развития сферы платных услуг, доведения их объемов в городе в расчете на душу населения до среднекраевого уровня; повышения эффективности функционирования строительного комплекса города; решение ключевых социальных проблем, снятие социальной напряженности, совершенствование нормативной правовой базы города Ейска и Краснодарского края |
Сроки и этапы реализации Программы |
период реализации Программы: 2004 - 2008 годы Этапы реализации Программы: первый этап - 2004 - 2006 годы второй этап - 2007 - 2008 годы |
Перечень разделов и подпрограмм |
Раздел "Развитие отраслей экономики" включает подпрограммы: "Промышленность"; "Транспорт"; "Связь"; "Строительство"; "Развитие торговли и бытовых услуг населению"; "Туристско-рекреационный сектор"; "Развитие жилищно-коммунального хозяйства"; "Реклама". Раздел "Развитие социальной сферы" включает подпрограммы: "Социальная защита населения"; "Здравоохранение"; "Образование"; "Культура, физическая культура и спорт"; "Молодежная политика". |
Объем и источники финансирования Программы |
объем финансирования Программы в 2004 - 2008 годах - 2552,341 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет -141,046 млн.рублей; краевой бюджет -1195,751 млн.рублей; местный бюджет - 298,456 млн. рублей; внебюджетные источники - 917,088 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
рост основных показателей развития города по отношению к 2003 году, в том числе: - увеличение объемов промышленной продукции в 1,5 раза, - услуг транспорта - в 1,2 раза, - валовой продукции сельского хозяйства - в 1,1 раза - платных услуг населению - в 1,14 раза; - увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней, в том числе в региональный бюджет - не менее чем в 1,5 раза, - рост инвестиций в основной капитал в 1,2 раза; - рост заработной платы в 2,1 раза; - увеличение реальных доходов населения в 1,4 раза; - сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 40 процентов; - создание порядка 1 тысячи новых рабочих мест; - улучшение обеспеченности населения города социальными услугами; улучшение экологической обстановки в городе |
Система контроля за исполнением Программы |
контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляют администрация города Ейска и Ейский городской Совет депутатов |
Общие положения
Муниципальная долгосрочная Программа экономического и социального развития города Ейска на 2004-2008 годы разработана в соответствии с основными направлениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Программы экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 - 2008 годы, прогнозами развития России, Краснодарского края и города Ейска, а также на основе анализа сложившейся в городе социально-экономической ситуации, основных проблем, особенностей и конкурентных преимуществ города.
Программа имеет консолидирующий характер, включает основные положения федеральных целевых программ "Юг России", "Модернизация транспортной системы России", "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации", а также других федеральных и краевых целевых программ отраслевого характера.
Особенностью идеологии Программы является комплексный подход к развитию функционально взаимосвязанных или смежных отраслей, ускоренное развитие приоритетных направлений экономики города, государственная и муниципальная поддержка "точек роста", создающих в процессе реализации проектов мультипликативный эффект, подготовка "зеленых площадок" для привлечения инвестиций частного капитала, обеспечение наибольшей эффективности использования бюджетных инвестиций всех уровней и достижение основной цели Программы - повышение уровня жизни населения города Ейска.
Программа разработана в соответствии с типовым макетом региональных программ, утвержденным Минэкономразвития России, с учетом требований федерального законодательства и законодательства Краснодарского края.
Основное содержание Программы
1. Социально-экономическое положение и стратегия развития
города Ейска
1.1. Социально-экономическое положение города Ейска
1.1.1. Общая характеристика города Ейска
Город Ейск - промышленный и курортный центр, морской международный порт на берегу Азовского моря. Имея прямой выход к международным морским путям, город Ейск реализует интересы России и Краснодарского края в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества. В городе имеются аэропорт, развитая сеть автомобильных и железных дорог.
Территория города - 14,3 тыс. га, из них 2,6 тыс. га занято под городскую застройку.
По численности населения город Ейск относится к группе малых городов. Население города составляет 95,3 тыс. человек.
Ейск пользуется известностью как город-курорт. Уникальные условия - сероводородные источники, грязи Ханского озера, морские купания, теплый климат - эти чудодейственные дары природы делают Ейск курортом реабилитационным и уникальным по терапевтическому эффекту.
Ейск относится к историческим городам, имеющим архитектурные памятники, в частности, краевого значения - Краеведческий музей, могила легендарного русского чемпиона мира по борьбе Ивана Поддубного и мемориала его имени, Гостиный двор - с множеством кафе и ресторанов. В городе расположены три парка, в том числе и центральный городской парк культуры и отдыха им. И. М. Поддубного.
Основными бюджетообразующими отраслями города в 2004 году являются промышленность (38% налоговых поступлений), транспорт (9%), строительство (7,6%), жилищно-коммунальное хозяйство (6%).
1.1.2. Социально-экономическое развитие города Ейска в 2002-2004
годах, основные прогнозные показатели развития на среднесрочную
перспективу до 2006 года
Социально-экономическое развитие города Ейска в 2002-2004 годах, характеризуется:
- замедлением темпов роста производства и капитальных вложений по отдельным отраслям материального производства;
- динамичным развитием потребительского рынка;
- развитием курортно-гостиничной сферы;
- усилением роли малого и среднего бизнеса;
- незначительным ростом показателей, характеризующих уровень жизни населения;
- относительной стабильностью финансовой системы, рынка труда.
1.1.3. Промышленный комплекс
Промышленный комплекс в городе Ейске представлен отраслями машиностроения и металлообработки, электроэнергетики, пищевой деревообрабатывающей, легкой промышленности и другими отраслями. На территории города производятся аттракционы, металлорежущие станки, запчасти для сельскохозяйственной техники, товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы, пиво, хлебобулочные и кондитерские изделия, плодоовощные консервы, выпускается швейная продукция и трикотажные изделия. Развитие промышленности характеризуется повышением конкурентоспособности продукции и расширением рынков сбыта, ориентацией предприятий на нужды города и края, в частности предприятий сельскохозяйственного машиностроения.
Промышленным комплексом уплачивается 38 процентов налоговых платежей. На промышленных предприятиях занято почти 5 тыс. человек или 13,3 процента от общего числа занятых в экономике.
По оценке, выпуск товаров, работ и услуг в 2004 году составит 1317,9 млн. рублей, что в сопоставимых ценах превысит уровень 2002 года на 19,6 %. В общем объеме производства наиболее значительны доли отрасли машиностроения и металлообработки (40,3 процентов), пищевой промышленности (28,5 процентов) деревообработки (12,3 процента) и электроэнергетики (8,8 процентов).
Доля важнейшей производственной отрасли - пищевой переработки в общем объеме производства по городу в 2004 году в сравнении с 2002 годом оценочно сократится практически вдвое и составит 28,5 процентов. По оценке, производстве пищевой продукции в 2004 году составит лишь 60 процентов от уровня 2002 года. В 2003 году спад производства в пищевой промышленности составил 34,5 процента, сокращение отмечено по большинству видов пищевой продукции; в связи с остановкой в молочного завода прекращен выпуск цельномолочной продукции, масла животного, глазированных сырков, мороженного и др. Ожидается, что в 2004 году темпы падения замедлятся, но для преодолена кризиса предприятиям отрасли необходимы меры государственной поддержки s инвестиционные вливания.
В отрасли машиностроения и металлообработки производится более 40 процентов общего объема промышленной продукции города. Ситуация в отрасли в последние годы неоднозначна - при относительной стабильности на одних предприятиях, отмечается ухудшение финансового положения на других вплоть до введения процедур банкротства.
На базе обанкротившегося ФГУП "Ейский завод Полиграфмаш" с 2003 года организовано новое предприятие Филиал ООО "Гейдельберг-СНГ" г. Ейск осуществляющее ремонт полиграфического оборудования. На предприятии ФГУП "Ейский судоремзавод" в 2004 году будет завершен ремонт судов по ранее заключенным договорам, новые договоры* не заключаются в связи с ведением процедуры банкротства.
С декабря 2003 года органами госстатистики в общегородские показатели включаются показатели деятельности предприятия Минобороны ФГУП "570 АРЗ" осуществляющего ремонт авиационных двигателей по заказам государства, а также различные виды работ по сторонним заказам (ранее показатели деятельности данного предприятия являлись закрытыми). В связи с этим с 2004 года официальные статистические данные отражают реальную картину работы производственного комплекса города.
Доля электроэнергетики в общем объеме выпуска товаров, работ и услуг составляет 8,8 процентов. По оценке, в 2004 году ОАО "Ейские городские электрические сети" будет передано потребителям 132 млн. киловатт-часов электроэнергии. Промышленными предприятиями в 2004 году оценочно будет произведено более 50 тыс. Гкал теплоэнергии. С целью удешевления электро- и теплоэнергии для потребителей города предприятием ООО "Ейская ТЭС" реализуется инвестиционный проект строительства газо-поршневой теплоэлектростанции мощностью 12 Мвт.
Деревообрабатывающей промышленностью города производятся пиломатериалы, мебель для офисов и жилых помещений. Доля отрасли в общем объеме промышленного производства в 2004 году составляет 12,3 процента. По оценке, в 2004 году отраслью будет произведено промышленной продукции на 161,7 млн. рублей, что в сопоставимой оценке превышает уровень 2002 года более чем в 2,5 раза. Мебельные предприятия осваивают выпуск новых видов продукции, осуществляют мероприятия по улучшению качества продукции.
Легкой промышленностью осуществляется выпуск швейных и трикотажных изделий, составляющих 1,4 процента в общем объеме производства. Наиболее крупным предприятием отрасли ООО "Ейская мануфактура" в конце 2003 года введено в эксплуатацию здание новой швейной фабрики, планируется и дальнейшее расширение производственных мощностей.
Производство строительных материалов занимает 1,8 процента объема промышленной продукции. Ожидается, что в 2004 году по сравнению с 2002 годом выпуск строительных материалов возрастет более чем на 17 процентов, расширится ассортимент выпускаемой продукции.
В расчете на душу населения промышленное производство в 2004 году составит порядка 14 тысяч рублей.
В целом потенциал промышленности используется не в полной мере. Уровень использования производственных мощностей в среднем оценивается на 35 процентов, что значительно ниже среднекраевого показателя. Повышение эффективности использования производственных мощностей - одно из первоочередных направлений развития промышленного комплекса города.
Объемы производства промышленной продукции
Таблица 1.1.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Продукция промышленности - всего (млн. руб.) |
903,7 | 931,1 | 1317,9 | 1482,7 | 1657,9 |
в том числе: | |||||
машиностроение и металлообработка | 85,7 | 90,3 | 532,5 | 598,6 | 671 |
пищевая | 571,5 | 510,3 | 375 | 416,3 | 458,0 |
электроэнергетика | 87,1 | 95,9 | 115,4 | 136,5 | 155,2 |
деревообрабатывающая | 63,7 | 140,6 | 161,7 | 184,3 | 213,9 |
легкая | 12,6 | 13,0 | 18,4 | 20,4 | 22,4 |
стройматериалов | 16,1 | 15,8 | 24,1 | 27,3 | 30,4 |
другие отрасли | 67,0 | 65,2 | 90,8 | 99,3 | 107 |
Индексы физического объема производства промышленной продукции
% к предыдущему году
Таблица 1.2.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Продукция промышленности - всего | 108,0 | 87,5 | 129,3 | 103,8 | 103,4 |
в том числе: | |||||
машиностроение и металлообработка | 117,3 | 118,9 | 370 | 103,5 | 102,5 |
пищевая | 108,0 | 65,5 | 86,9 | 103,7 | 103,8 |
электроэнергетика | 101,9 | 106,2 | 102,0 | 102,0 | 101,5 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
103,0 | 244,6 | 107,5 | 106,5 | 106,5 |
легкая | 106,0 | 115,0 | 109,0 | 104,6 | 104,6 |
стройматериалов | 102,0 | 85,8 | 107,1 | 104,1 | 104,1 |
другие отрасли | 108,0 | 105,3 | 101,3 | 102,2 | 101,5 |
Производство важнейших видов продукции промышленности,
в натуральном выражении
Таблица 1.3.
единица измерения |
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Товарная пищевая рыбная продукция |
тн | 10911 | 8560 | 8902 | 9258 | 9620 |
Консервы рыбные | тн | 28400 | 18529 | 19270 | 20040 | 2080 |
Цельномолочная продукция | тн | 13777 | 3 | - | - | - |
Масло животное | тн | 334 | 20,8 | - | - | |
Хлебобулочные изделия | тн | 9070 | 8750 | 8753 | 8910 | 9106 |
Кондитерские изделия | тн | 475 | 520 | 543 | 605 | |
Консервы плодоовощные | туб | 20408 | 30935 | 31863 | 33201 | 3453 |
Пиво | тыс. дал | L 610 | 435 | 435 | 448 | 465 |
Колбасные изделия | тн | 105 | ПО | 117 | 121 | 126 |
Мясо, вкл. субпродукты | тн | 2120 | 990 | 1030 | 1071 | 1090 |
Станки металлорежущие | шт. | 35 | 35 | 38 | 40 | 50 |
Кирпич | млн. шт. усл. кирпича |
10,2 | 7,9 | 10,5 | 11,0 | 11,3 |
Пиломатериалы | тыс. куб. м |
- | 20 | 22 | 23 | 24 |
Трикотажные изделия - всего | тыс. шт. | 247,6 | 303 | 324,2 | 330,7 | 349, |
Швейные изделия в действ, ценах |
млн. руб. | 25,3 | 24,1 | 26,0 | 26,9 | 28,4 |
1.1.4. Туристско-рекреационный комплекс
Развитие города Ейска как курорта признано одним из приоритетных направлений развития. Притом, что курортный бизнес занимает пока незначительное место в формировании местного бюджета, приезд отдыхающих, их затраты по отдыху и содержанию, обеспечивают значительные вливания в экономику города, повышая тем самым благосостояние ейчан.
В 2004 году ожидается увеличение количества отдыхающих, что позволит повысить доходы города от услуг санаторно-курортного комплекса. Рост ожидается за счет проведения мероприятий, направленных на рекламирование города:
- проведение Всероссийской ярмарки-выставки молодежных и социальных инициатив, детского и семейного отдыха, новых видов услуг и развлечений, товаров для спорта и туризма "Молодежная здравница - Ейск 2004";
- участие в краевых, всероссийских и международных специализированных ярмарках-выставках и иных мероприятиях, направленных на рекламирование курорта Ейск;
- выпуск рекламного видео о курорте;
- выпуск специального проспекта с рекламой города в газете "Ваш отдых";
- участие в рекламно-информационных компаниях и PR обслуживании не страницах общероссийской прессы;
- участие в краевой программе по созданию конноспортивной базы Федора Конюхова в Ейске.
1.1.5. Сельское хозяйство
Основные производители сельскохозяйственной продукции в Ейске - 2 крупных коллективных хозяйства различных форм собственности, на долю которых приходится 57 процентов объема валовой продукции сельского хозяйства Наиболее развито растениеводство - 88,7 % в общем объеме валовой продукции.
Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2004 году ожидается на сумму 221,1 млн. руб., с приростом против уровня 2002 года в действующих ценах на 28%, в сопоставимых ценах - на 1,2 %, в тoм числе продукции растениеводства - на 4,1 %, продукции животноводства - на 2 % (таблица 1.4).
Растениеводство:
В 2004 году намечается произвести 18,4 тыс. т. зерна или 102,2 % к уровню 2002 года, плодов и ягод - 4,5 тыс. т. или 136,4 % к уровню 2002 года картофеля - 4,4 тыс. тонн (102,3 % к уровню 2002 года).
Животноводство:
Планируется произвести 1,1 тыс. т. молока (100 % к уровню 2002 года) скота и птицы (в живом весе) - 0,4 тыс. т. (133,3% к уровню 2002 года), яиц-2,5 млн. шт. или 104,2 % к уровню 2002 года (таблица 1.5).
Производство продукции сельского хозяйства
(в хозяйствах всех категорий)
Таблица 1.4.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Продукция сельского хозяйства - всего, млн.рублей |
172,7 | 201,7 | 221,1 | 235,6 | 247,6 |
в том числе: | |||||
Растениеводство | 152,0 | 178,4 | 196,1 | 208,6 | 219,1 |
Животноводство | 20,7 | 23,3 | 25 | 27 | 28,5 |
Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. рублей |
1,8 | 2,5 | 2,3 | 2,5 | 2,6 |
Индекс физического объема в % к предыдущему году |
|||||
Продукция сельского хозяйства - всего |
106,4 | 101,1 | 101,6 | 100,5 | 100,5 |
в том числе: | |||||
Растениеводство | 105,9 | 102,3 | 101,7 | 101,3 | 101,9 |
Животноводство | 105,4 | 100,6 | 101,1 | 101,8 | 100,1 |
Производство важнейших видов продукции сельского хозяйства
(в хозяйствах всех категорий) в натуральном выражении
Таблица 1.5.
Показатели | Единица измерений |
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Зерно (в весе после доработки) |
тыс. т | 18,00 | 18,00 | 18,40 | 18,50 | 18,50 |
Масличные - всего | тыс. т | 1,40 | 1,50 | 1,50 | 1,50 | 1,60 |
в том числе: подсолнечник (в весе после доработки) |
тыс. т | 1,40 | 1,50 | 1,50 | 1,50 | 1,60 |
Картофель | тыс. т | 4,30 | 4,40 | 4,40 | 4,40 | 4,40 |
Овощи | тыс. т | 1,50 | 1,60 | 1,70 | 1,70 | 1,70 |
Плоды и ягоды | тыс. т | 3,30 | 4,50 | 4,50 | 4,60 | 4,60 |
Виноград | тыс. т | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,04 | 0,04 |
Скот и птица (в живом весе) |
тыс. т | 0,30 | 0,40 | 0,40 | 0,40 | 0,50 |
Молоко | тыс. т | 1,10 | 1,10 | 1,10 | 1,20 | 1,20 |
Яйца | млн. шт. | 2,40 | 2,50 | 2,50 | 2,50 | 2,50 |
1.1.6. Транспортный комплекс
Транспортный комплекс - важнейшая составляющая производственной инфраструктуры города Ейска. На его долю приходится более 9 процентов налоговых поступлений во все уровни бюджетов.
Основные составляющие транспортного комплекса:
морской порт, обеспечивающий прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути, перерабатывающий в год более 3 млн. тонн российских и транзитных грузов. В перспективе планируется восстановление пассажирских морских перевозок. В настоящее время Порт Ейск принимает и обрабатывает суда смешанного типа плавания "река - море" и морские суде грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. В номенклатуре перевозимых грузов преобладают лес и пиломатериалы, металлолом, уголь-руда, зерно. Вместе с тем для роста транспортного потенциала города требуется реконструкция и расширение существующих мощностей. В первоочередном порядке необходимость увеличение пропускной способности припортовой железнодорожной станции укрепление путевого хозяйства.
В 1999-2002 годах Ейский аэропорт обеспечивал обслуживание самолетов различных авиакомпаний. Пропускная способность Ейского аэропорта составляет 100 человек за 1,5 часа, вместимость здания аэропорта - 500 пассажиров. В 2003 году деятельность аэропорта была приостановлена. Для динамичного развития города как курорта необходимо восстановление пассажироперевозок, в 2004 году по данному вопросу проводятся переговоры с авиакомпанией "Карат".
С развитием портового комплекса возрастает спрос на большегрузный автомобильный транспорт (до 40 тонн). Наличие устаревшего малотоннажной: парка грузовых автомобилей препятствует росту объемов грузоперевозок автомобильным транспортом, требуется обновление подвижного состава современными автотранспортными средствами.
Грузовые и пассажирские перевозки транспортом общего пользования
Таблица 1.6.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Перевезено грузов - всего, тыс. тонн |
5769,1 | 4269,3 | 4866 | 5547,2 | 6100,4 |
в том числе: | |||||
Железнодорожный | 2336,8 | 1704,7 | 1943,3 | 2215,4 | 2525,5 |
Автомобильный | 394 | 431 | 479 | 546 | 622 |
морской (перевалка) | 3038,3 | 2143,7 | 2443,7 | 2785,8 | 2952,9 |
Перевезено пассажиров -всего, тыс. человек |
6605,2 | 7635,1 | 8856,9 | 10273,2 | 1918,2 |
в том числе: | |||||
Железнодорожный | 103,2 | 93,1 | 107,9 | 125,2 | 145,2 |
Автобусный | 6502 | 7542 | 8749 | 10148 | 11773 |
1.1.7. Связь
В 2004 году предприятия связи планируют оказать услуги на сумму более 180 млн.рублей, что в сопоставимых ценах больше уровня 2003 года на 6 % Увеличение объема оказываемых услуг предприятий связи ожидается за счет развития современных технологий связи (оптоволоконные линии связи). увеличения числа телефонных станций и др.
1.1.8. Потребительский рынок
Основным фактором, определяющим увеличение оборота розничной торговли, в планируемой перспективе будет платежеспособный спрос населения и приезжих. В летний период увеличение населения практически вдвое за счет приезда отдыхающих вызывает повышенный спрос на товары и услуги. По оценке, оборот розничной торговли в 2004 году составит порядка 2,5 млрд. руб. с приростом в сопоставимых ценах против уровня 2003 года на 5,3 процента, к уровню 2002 года - на 14,8 процента.
Оборот розничной торговли
Таблица 1.7.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
1843,8 | 2214,6 | 2548,9 | 2855,5 | 3136,1 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
117,0 | 108,7 | 105,6 | 104,7 | 104,1 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей |
19,35 | 23,24 | 26,75 | 29,96 | 32,91 |
1.1.9. Инвестиционная деятельность
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2003 году составил 238,1 млн. рублей, что на 40% ниже уровня 2002 года. Данное снижение обусловлено завершением в 2002 году ряда крупных проектов производственного и непроизводственного назначения, таких как:
строительство торгово-выставочного комплекса "Меотида" (ООС "Пантерстрой");
- строительство гидросооружения (морская администрация ЕМП);
- строительство гостиницы "Бристоль" (ОАО "Ейск-Экс-Порт") и другие.
Из-за отсутствия бюджетного финансирования ГП "Азовберегозащита" в 2003 году не осуществлялись берегоукрепительные работы Ейского лимана и побережья Таганрогского залива. Снижение объемов капитальных вложений в 2003 году связано также с ухудшением финансового положения таких крупных предприятий как ФГУП "Ейский судоремонтный завод", ОАО "Ейскмолоко", ЗАО "Приазовская Бавария".
По оценке, в 2004 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит порядка 275,5 млн. рублей или 105% к уровню 2003 года. Инвестиции производственного назначения составят 107,5 млн. рублей, непроизводственного - 168,0 млн. рублей.
Из общего объема инвестиций: финансируемые за счет собственных средств предприятий - 80,5 млн. рублей или 100,2 % к предыдущему году, среде in населения на индивидуальное жилищное строительство - 114,1 млн. рублей
(104,8% к прошлому году), за счет привлеченных средств 61,5 млн. рублей (в 2003 году - 47,6 млн. руб.).
Ввод жилых домов за счет всех источников финансирования планируется на уровне 60,0 тыс. кв.м. общей площади, в том числе за счет средств индивидуальных застройщиков - 31,2 тыс.кв.м.
Объем подрядных работ, выполняемых собственными силами по договорам подряда, в 2004 году составит, по оценке, 308,0 млн. рублей или 98,2% (к сопоставимых ценах) к предыдущему году.
Основные показатели инвестиционной деятельности, млн. руб.
Таблица 1.8.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Инвестиции в основной капитал -всего, млн. рублей |
359,2 | 238,3 | 275,5 | 313,8 | 355,7 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,0 | 59,6 | 105,0 | 104,5 | 104,0 |
в том числе по основным отраслям: | |||||
Промышленность | 58,6 | 65,6 | 51,2 | 63,7 | 76,4 |
сельское хозяйство | 3,6 | 2,7 | 3,2 | 3,5 | 4,2 |
транспорт и связь | 71,9 | 17,6 | 21,1 | 27,4 | 35,6 |
Строительство | 33,8 | 12,0 | 41,1 | 43,2 | 45,5 |
торговля и общепит | 23,5 | 14,7 | 19,1 | 24,8 | 32,2 |
санаторно-курортное строительство | 29,4 | 17,8 | 15,2 | 19,7 | 20,7 |
индивидуальное жилищное строительство |
10 3,1 | 98,9 | 114,1 | 113,0 | 120,5 |
коммунальное строительство | 8,6 | 2,3 | 3,4 | 4,4 | 5,3 |
Подрядная деятельность: | |||||
Количество основных подрядных организаций |
82 | 80 | 81 | 81 | 81 |
Объем подрядных работ, млн. рублей |
265,8 | 285,0 | 308,0 | 325,0 | 340,0 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
173,0 | 96,6 | 98,2 | 97,7 | 96,9 |
1.1.10. Развитие малого предпринимательства
Численность занятых в малом бизнесе составляет четвертую часть от веек занятого населения города Ейска. По оценке, количество малых предприятий в 2004 г. возрастет на 2,3 % к уровню 2003 г. и на 6,1 % к уровню 2002 г. (таблица 1.9.). Среднесписочная численность работников малых предприятий в 2004 г. возрастет по сравнению с уровнем 2003 г. на 7,2 %, с уровнем 2002 года - на 13,4 %. Отраслевая структура показывает, что непроизводственная сфера деятельности
(торговля, общественное питание) более привлекательна для малого бизнеса, чем производственная (в сфере промышленного производства сосредоточено лишь 13 процентов субъектов малого предпринимательства).
Темп роста выпуска продукции, работ и услуг в 2004 году составит е сопоставимых ценах 107,2 % к уровню 2003 года. Объем выпуска продукции и услуг промышленности в 2004 году возрастет на 5,3 % по сравнению с уровнем 2003 года, объем работ строительства - на 0,7 %, транспорта - на 1,5 %, при этом увеличение оборота розничной торговли планируется на уровне 6 %, оптовой торговли - на 11,3 %,.
Однако сложившиеся в предыдущие годы темпы развития малого предпринимательства недостаточны для интенсивного роста этого сектора экономики, динамики роста новых рабочих мест, налогооблагаемой базы.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в городе Ейске включает: муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства "Ейский", Совет по поддержке малого предпринимательства, Центр поддержки малого предпринимательства при Ейской межрайонной торгово-промышленной палате.
Развитие малого предпринимательства
Таблица 1.9.
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Количество малых предприятий на конец года, единиц |
1763 | 1829 | 1871 | 1892 | 1894 |
Среднесписочная численность работников, тыс. человек |
6,42 | 6,792 | 7,278 | 7,581 | 7,932 |
Выпуск продукции и услуг, млн. рублей |
2815,41 | 3149,31 | 3376,15 | 3618,98 | 3895,18 |
в % к предыдущему году* | 132,7 | 111,9 | 107,2 | 107,2 | 107,6 |
в том числе по отраслям: | |||||
Промышленность | 163,209 | 242,528 | 255,382 | 268,662 | 282,901 |
в % к предыдущему году* | 113,8 | 148,6 | 105,3 | 105,2 | 105,3 |
Строительство | 152,886 | 148,758 | 149,8 | 155,492 | 162,023 |
в % к предыдущему году* | 145 | 97,3 | 100,7 | 103,8 | 104,2 |
розничная торговля | 1178,18 | 1301,53 | 1379,62 | 1452,74 | 1518,12 |
в % к предыдущему году* | 120,7 | 110,5 | 106 | 105,3 | 104,5 |
оптовая торговля | 986,366 | 1114,2 | 1240,44 | 1378,99 | 1553,58 |
в % к предыдущему году* | 151,4 | 113 | 111,3 | 111,2 | 112,7 |
общественное питание | 32,496 | 35,192 | 35,192 | 3.6389 | 38,086 |
в % к предыдущему году* | 108 | 105,8 | 102,3 | 104 | 104,1 |
Транспорт | 183,264 | 184,272 | 187,072 | 193,021 | 200,819 |
в % к предыдущему году* | 178,9 | 100,6 | 101,5 | 103,2 | 104,0 |
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
другие отрасли | 119,018 | 122,835 | 128,641 | 133,476 | 139,664 |
в % к предыдущему году* | 104,97 | 103,21 | 104,73 | 103,76 | 104,64 |
* в сопоставимых ценах
1.1.11. Уровень жизни населения
Уровень жизни населения в городе Ейске в 2002-2004 годах, характеризуемый среднедушевыми денежными доходами в месяц, имеет устойчивую тенденцию к росту. По оценке, в 2004 году по сравнению с 2003 годом реальные доходы населения увеличатся на 18,4 процента, а к уровню 2002 года - не 45,7 процента (таблица 1.10.).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2004 год составляет в среднем по городу 3715 рублей, темп роста к уровню 2003 года - 17 %, к уровню 2002 года - 43 %. Наиболее высокий уровень оплаты труда - в отраслях транспорта и связи. Хотя в абсолютных величинах оплата труда и социальные трансферты имеют тенденцию к росту, их удельный вес в доходах населения снижается, что является причиной значительного удельного всего населения с доходами ниже прожиточного минимума, в 2004 году - это 54 процента населения.
Численность экономически активного населения в городе Ейске в 2004 году составляет 54,33 тыс. человек - 57 процентов жителей города, при этом уровень регистрируемой безработицы - один из самых низких по Краснодарскому краю - 0,39 % (таблица 1.11.) В структуре занятости населения наибольший удельный вес приходится на промышленность и торговлю* (таблица 1.12.).
Доходы и расходы населения
Таблица 1.10.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, рублей |
2026,0 | 2492,3 | 2951,2 | 3469,8 | 3995,7 |
Прожиточный минимум (среднекраевой), рублей |
1676 | 1964 | 2350 | 2705 | 3000 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, % |
55,0 | 54,5 | 54,0 | 53,4 | 53,0 |
Реальные денежные доходы в % к предыдущему году |
108,8 | 108,3 | 107,8 | 108,1 | 107,3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
2602 | 3178 | 3715 | 4284 | 4975 |
в том числе по отраслям экономики: | |||||
Промышленность | 2369,5 | 2784,4 | 3355,5 | 3658,9 | 4094,9 |
сельское хозяйство | 3081,2 | 3325,3 | 3417,7 | 3739,7 | 3986,4 |
Строительство | 1884,1 | 2043,8 | 2283,0 | 2554,0 | 2883,1 |
транспорт | 8047,7 | 8521,2 | 9265,2 | 10044,3 | 11051,2 |
Связь | 5548,2 | 6005,2 | 7405,1 | 7717,7 | 8651,0 |
торговля и общественное питание | 2479,2 | 2865,4 | 3370,8 | 4043,9 | 4617,8 |
ЖКХ | 3861,1 | 4188,2 | 4511,0 | 4899,4 | |
здравоохранение и физическая культура |
1389,5 | 1543,7 | 1967,4 | 2360,9 | 2833,1 |
Образование | 1997,7 | 2319,7 | 2725,9 | 3175,7 | 3652,1 |
культура и искусство | 1173,3 | 1259,5 | 1978,7 | 2374,4 | 2849,3 |
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году |
122,1 | 116,9 | 115,3 | 116,1 | |
Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей |
1593,0 | 1954,0 | 2299,6 | 2625,9 | 2868,3 |
Реальный размер начисленной пенсии, % к предыдущему году |
122,6 | 117,7 | 114,2 | 109,2 |
Занятость и безработица
Таблица 1.11.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 2006 | ||
Численность экономически активного населения, тыс. человек |
53,65 | 54,07 | 54,33 | 54,63 | 54,72 |
из них: | |||||
занято в экономике | 36,44 | 36,81 | 36,94 | 37,24 | 37,31 |
Учащиеся (с отрывом от производства) |
1,53 | 1,54 | 1,54 | 1,54 | 1,55 |
лица в трудоспособном возрасте не занятые трудовой деятельностью и учебой (военнослужащие, российские граждане, работающие за границей и др. население, не занятое в экономике) |
15,68 | 15,72 | 15,85 | 15,85 | 15,86 |
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. человек |
0,20 | 0,22 | 0,21 | 0,22 | 0,23 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
0,37 | 0,41 | 0,39 | 0,40 | 0,42 |
Структура занятости населения
Таблица 1.12.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Занято в экономике - всего, тыс. человек |
36,44 | 36,81 | 36,94 | 37,24 | 37,31 |
в том числе: | |||||
Промышленность | 4,76 | 4,87 | 4,92 | 5,14 | 5,22 |
сельское хозяйство | 1,32 | 1,32 | 1,32 | 1,32 | 1,32 |
Строительство | 1,40 | 1,45 | 1,46 | 1,47 | 1,47 |
транспорт и связь | 3,51 | 3,58 | 3,59 | 3,61 | 3,62 |
торговля и общественное питание | 3,96 | 4,05 | 4,10 | 4,10 | 4.13 |
ЖКХ | 1,62 | 1,68 | 1,68 | 1,71 | 1,74 |
здравоохранение и физическая культура |
3,96 | 3,98 | 4,02 | 4,02 | 4,02 |
образование, культура и искусство | 3,99 | 4,05 | 4,06 | 4,08 | 4,08 |
прочие отрасли | 11,92 | 11,83 | 11,79 | 11,79 | 11,71 |
Структура занятости населения в % к общей численности занятых в экономике: |
|||||
Промышленность | 13,1 | 13,2 | 13,3 | 13,8 | 14,0 |
сельское хозяйство | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 3,5 |
Строительство | 3,8 | 3,9 | 4,0 | 3,9 | 3,9 |
транспорт и связь | 9,6 | 9,7 | 9,7 | 9,7 | 9,7 |
торговля и общественное питание | 4 0,9 | 11,0 | 11,1 | 11,0 | 11,1 |
ЖКХ | 4,4 | 4,6 | 4,5 | 4,6 | 4,7 |
здравоохранение и физическая культура |
10,9 | 10,8 | 10,9 | 10,8 | 10,8 |
образование, культура и искусство | 10,9 | 11,0 | 11,0 | 11,0 | 10,9 |
прочие отрасли | 32,7 | 32,1 | 31,9 | 31,7 | 31,4 |
1.1.12. Бюджетная политика
Бюджетная политика в Краснодарском крае и в том числе городе Ейске базируется на решении ключевых задач, направленных на увеличение наполняемости доходной части бюджета и эффективное расходование государственных и муниципальных средств. С целью усиления контроля за расходованием средств краевого и местных бюджетов создана единая система финансовых органов Краснодарского края, исполнение бюджета осуществляется по казначейской системе.
К числу позитивных результатов исполнения бюджета города Ейска следует отнести прирост собственных доходов: в 2003 году - на 14,6 миллиона рублей, ожидаемый прирост в 2004 году - на 25,3 миллиона рублей. В целом на территории города Ейска в 2003 году в бюджеты всех уровней собрано налогов и других обязательных платежей на сумму 366,6 млн. рублей или на 20,5 процентов меньше, чем в 2002 году, что обусловлено ухудшением финансового положения ряда крупных предприятий.
Следует отметить, что в 2004 году бюджет города Ейска утвержден по расходам в сумме 490,4 млн. руб., по доходам в сумме 464,1 млн. руб., т.е. сформирован с дефицитом в размере 26,3 млн. руб.
В структуре собственных доходов бюджета города Ейска в 2004 году более 70 процентов составляют: налог на прибыль - 34,8 процента и налог на дохода физических лиц - 34,1 процента (таблица 1.13.).
Доходы и расходы местного бюджета, млн. рублей
Таблица 1.13.
2002 | 2003 | 2004 | |
Собственные доходы местного бюджета | 273736 | 288335 | 313597 |
в том числе: | |||
Налоговые доходы - всего | 260155 | 267228 | 284334 |
налог на прибыль | 95963 | 72681 | 109142 |
налог на доходы физических лиц | 105872 | 132947 | 116337 |
Акцизы | 7620 | 5970 | 7657 |
налог с продаж | 8099 | 13102 | 0 |
налоги на совокупный доход | 21817 | 14043 | 24610 |
налоги на имущество | 14724 | 19421 | 18340 |
единый сельхозналог | 350 | 910 | 1058 |
налог на добычу полезных ископаемых | 30 | 32 | 33 |
земельный налог | 3306 | 4727 | 4602 |
прочие налоги, пошлины и сборы | 2374 | 3395 | 2555 |
Неналоговые доходы | 13581 | 21107 | 29263 |
в том числе: | |||
- доходы от использования муниципального имущества |
4059 | 5849 | 6874 |
- аренда земли | 4242 | 8580 | 15012 |
- другие неналоговые доходы | 5280 | 6678 | 7377 |
Итого налоговые и неналоговые доходы | 273736 | 288335 | 313597 |
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений из краевого бюджета (субвенции, субсидии, дотации и ДР.) |
84103 | 107277 | 150492 |
Итого доходы | 357839 | 3956.12 | 464089 |
Расходы - всего | 326909 | 410882 | 490421 |
в том числе: | |||
управление | 20290 | 24050 | 34575 |
правоохранительная деятельность | 2838 | 4356 | 5314 |
промышленность, энергетика и строительство |
7164 | 5334 | 27395 |
сельское хозяйство и рыболовство | 417 | 1078 | 640 |
охрана окружающей среды | - | - | |
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
350 | - | 4101 |
развитие рыночной инфраструктуры | - | - | - |
жилищно-коммунальное хозяйство | 35113 | 61409 | 42948 |
предупреждение и ликвидация стихийных бедствий |
2839 | 4442 | 4930 |
образование | 120503 | 146314 | 175609 |
средства массовой информации | 492 | 636 | 970 |
здравоохранение и физическая культура | 85750 | 98530 | 124232 |
культура и искусство | 5403 | 6970 | 9257 |
социальная политика | 43611 | 54248 | 58057 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
8 | - | - |
прочие расходы | 2101 | 3383 | 6056 |
мобилизационная подготовка | - | 132 | 28 |
Итого расходы | 326909 | 410882 | 490421 |
1.2. Модели развития экономики города в 2002-2006 годах
1.2.1. Модель экономики города Ейска в 2002 году
Налоги в местный бюджет, всего - 260,2 млн. руб. Уровень регистрируемой безработицы - 0,37 % Инвестиции - 359,2 млн. руб.
Численность занятых в экономике - 36,44 тыс. человек
Таблица 1.14.
Промышлен- ность |
Транспорт | Сельское хозяйство |
Строительство | Потребительс- кий рынок и сфера услуг |
Объем производства, работ и услуг | ||||
Объем промышлен- ного производс- тва - 903,7 млн.руб. |
Услуги транспорта - 624,7 млн.руб. |
Объем валовой продукции - 172,7 млн.руб. |
Объем работ по договорам подряда - 265,8 млн.руб. |
Объем оборота розничной и оптовой торговли, общепита и платных услуг населению - 4722,0 млн.руб. |
Инвестиции в основной капитал | ||||
58,6 млн.руб., доля в общем объеме - 16,3 % |
71,9 млн.руб., доля в общем объеме - 20,0 % |
3,6 млн.руб., доля в общем объеме - 1,0% |
33,8 млн.руб., доля в общем объеме - 9,4 % |
23,5 млн.руб., доля в общем объеме - 6,5 % |
Налоговые поступления | ||||
80,1 млн.руб., доля в общем объеме - 30,8 % |
39,0 млн.руб., доля в общем объеме - 15% |
7,3 млн.руб., доля в общем объеме - 2,8 % |
15,1 млн.руб., доля в общем объеме - 5,8 % |
17,5 млн.руб., доля в общем объеме - 6,7 % |
1.2.2. Модель экономики города Ейска в 2004 году
Налоги в местный бюджет, всего - 284,3 млн.руб.
Инвестиции всего - 275,5 млн.руб.
Численность занятых в экономике - 36,94 тыс. человек, в том числе в
сфере материального производства - 24,23 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы - 0,39 %.
Таблица 1.15.
Промышленность | Транспорт | |||||||||||||||
Объем промышленного производства (с учетом ФГУП "570 АРЗ" МО) - 1317,9 млн.руб. |
Выпуск товаров и услуг транспорта - 726,0 млн.руб. |
|||||||||||||||
Доля основных отраслей в общем объеме промышленного производства |
Доля основных видов транспорта в общем объеме услуг |
|||||||||||||||
Эле- ктро - эне- рге- тика |
Маши- но- стро- ение и мето- лло- обра- ботка |
Пище- вая про- мыш- лен- ность |
Дере- во- обра- баты- ваю- щая про- мыш- ле- ность |
Лег- кая про- мыш- лен- ность |
Про- мыш- лен- ност ь стро йма- те- риа- лов |
Другие отрас- ли |
Авто- мо- биль- ное хозяй- ство |
Водный транспорт |
Погр.- разг- руз. работы и трансп. - эксп. услуги |
Другие отрасли |
||||||
8,8% | 40,3% | 28,5% | 12,3% | 1,4% | 1,8% | 6,9% | 37,4% | 35,8% | 24,7% | 2,1% | ||||||
Инвестиции в промышленность - 51,2 млн.руб., Доля в общем объеме инвестиций - 18,6 % |
Инвестиции в транспорт - 21,1 млн.руб., доля в общем объеме инвестиций - 7,7 % |
|||||||||||||||
Доля отраслей в общем объеме инвестиций | Доля отраслей в общем объеме инвестиций |
|||||||||||||||
7,5% | 37,1% | 22,8% | 10,9% | 6,5% | 2,1% | 13,1% | 28,4% | 35,5% | 33,7% | 2,4% | ||||||
Численность работающих - 4,82 тыс. человек, доля в общей численности занятых в экономике - 13,3 % |
Численность работающих - 2,4 тыс. человек, доля в общей численности занятых в экономике - 6,5 % |
|||||||||||||||
Доля отраслей в общей численности | Доля отраслей в общей численности | |||||||||||||||
2,9% | 27,4% | 38,8% | 10% | 13,2% | 3,5 % | 4,2 % | 32,4 % | 37,5 % | 28 % | 2,1 % | ||||||
Налоговые поступления - 108,0 млн.руб., Доля в общем объеме налогов - 38 % |
Налоговые поступления - 39,8 млн.руб., Доля в общем объеме налогов - 14 % |
|||||||||||||||
Доля отраслей в общем объеме налогов | Доля отраслей в общем объеме налогов |
|||||||||||||||
6,9 | 63,9% | 15 % | 5,2 % | 2,1 % | 3,8 % | 3,1 % | 10,2 % | 47,2 % | 38,6 % | 4 % | ||||||
Малое предпринимательство | Малое предпринимательство | |||||||||||||||
Выпуск товаров и услуг - 345 млн.руб. | Объем услуг - 340,1 млн.руб. | |||||||||||||||
Доля в общем объеме отрасли - 19,1 % | Доля в общем объеме отрасли - 46,8% |
|||||||||||||||
Сельское хозяйство | Строительство | Потребительский рынок и сфера услуг |
||||||||||||||
Объем валовой продукции - 221,1 млн.руб. |
Объем работ по договорам подряда - 308,0 млн.руб. |
Объем оборота розничной и оптовой торговли, общепита и платных услуг населению - 6680,8 млн.руб. |
||||||||||||||
Доля отраслей в общем объеме валовой продукции |
Доля отраслей в общем объеме | |||||||||||||||
растение- водство |
животно- водство |
Оптовая торгов- ля |
Рознич- ная торговля |
Общепит | Платные услуги населению |
|||||||||||
88,7 % | 11,3 % | 52,9 % | 38,2 % | 1,6 % | 7,3 % | |||||||||||
Инвестиции - 3,2 млн.руб., доля в общем объеме инвестиций - 1,2 % |
Инвестиции - 41 млн.руб., доля в общем объеме инвестиций - 14,9% |
Инвестиции - 19,1 млн.руб., доля в общем объеме инвестиций - 6,9 % |
||||||||||||||
Доля отраслей в общем объеме инвестиций |
Доля отраслей в общем объеме инвестиций |
|||||||||||||||
95 % | 5 % | 73,2 % | 19,3 % | 2,3 % | 5,2 % | |||||||||||
Численность работающих - 1,32 тыс. человек, доля в общей численности занятых экономике - 3,6 % |
Численность работающих - 1,46 тыс. человек, доля в общей численности занятых в экономике - 4,0 % |
Численность работающих - 4,1 тыс. человек, доля в общей численности занятых экономике - 11,1 % |
||||||||||||||
Доля отраслей в общей численности | ||||||||||||||||
17,6 % | 58 % | 18 % | 5,6 % | |||||||||||||
Налоговые поступления - 4,8 млн.руб., доля в общем объеме налогов - 1,7 % |
Налоговые поступления - 21,6 млн.руб., доля в общем объеме налогов - 7,6 % |
Налоговые поступления - 22,1 млн.руб., доля в общем объеме налогов - 7,8 % |
||||||||||||||
Малое предпринимательство |
Малое предпринимательство |
Малое предпринимательство | ||||||||||||||
Выпуск товаров и услуг личных подсобных хозяйств в общем объеме отрасли - 43 % |
Доля общем объеме отрасли - 84 % |
Доля общем объеме отрасли - 66,5 % |
1.2.3. Модель экономики города Ейска в 2006 году
Налоги в местный бюджет, всего - 330 млн. руб.
Инвестиции - 355,7 млн.руб.
Уровень регистрируемой безработицы - 0,42 %
Численность занятых в экономике - 37,31 тыс. человек
Промышлен- ность |
Транспорт | Сельское хозяйство |
Строительство | Потребительс- кий рынок и сфера услуг |
Объем производства, работ и услуг | ||||
Объем промышленного производства - 1657,9 млн.руб. |
Услуги транспорта - 911 млн.руб. |
Объем валовой продукции - 247,6 млн.руб. |
Объем работ по договорам подряда - 45,5 млн. руб. |
Объем оборота розничной и оптовой торговли, общепита и платных услуг населению - 8801,7 млн.руб. |
Инвестиции в основной капитал | ||||
76,4 млн. руб., доля в общем объеме - 21,5 % |
35,6 млн.руб. доля в общем объеме - 10,0% |
4,2 млн.руб., доля в общем объеме - 1,2 % |
45,5 млн.руб., доля в общем объеме - 12,8% |
32,2 млн.руб., доля в общем объеме - 9,1 |
Налоговые поступления | ||||
115,5 млн.руб., доля в общем объеме - 35 % |
46,2 млн.руб., доля в общем объеме - 14 % |
6,6 млн.руб., доля в общем объеме - 2 % |
23,4 млн.руб., доля в общем объеме - 7,1 % |
28,1 млн.руб., доля в общем объеме - 8,5 % |
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Главной целью Программы экономического и социального развития города Ейска на 2004-2008 годы является повышение уровня жизни населения города. Достижение цели предусматривается по двум направлениям:
реализация экономических мер воздействия - построение модели динамично развивающейся экономики на основе эффективного использования производственного, ресурсного, природного потенциала и конкурентных преимуществ города, достижение оптимальной специализации города в общекраевом (и общероссийском) разделении труда, обеспечение социальных стандартов, рыночных условий, финансовой стабильности;
осуществление административных мер - создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, сокращение административных барьеров для развития бизнеса в городе, формирование соответствующей инфраструктуры.
Для достижения основной цели Программы потребуется решение следующих задач:
1) создание условий для развития реального сектора экономики города, благоприятного инвестиционного климата, раскрепощения инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, преодоления административных барьеров, эффективной реализации инструментов государственной поддержки, проведения PR-кампаний, активной имиджевой политики, позиционирования города на международных, российских и краевых мероприятиях;
2) обеспечение роста выпуска товаров, работ и услуг, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и заработной платы на основе ускоренного развития приоритетных отраслей экономики города, государственной поддержки "точек роста" - проектов и программ', реализация которых обеспечивает мультипликативный эффект.
Для решения этой задачи необходимо обеспечить:
а) комплексное развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения внутренних и внешнеэкономических связей, в том числе последовательное участие в развитии интеграционных процессов, обусловленных вхождением транспортного комплекса России в мировую транспортную систему. формированием на территории края международных транспортных коридоров с максимальным использованием выгод географического положения города. Приоритетным направлением является увеличение мощностей по перевалке грузов и развитие инфраструктуры морского порта, реконструкция и развитие припортовой железнодорожной станции;
б) реструктуризация промышленности - привлечение инвестиций для расширения и обновления производственных мощностей, особенно перерабатывающего комплекса, создание собственных энергогенерирующих мощностей, развитие малой энергетики, модернизация "технологических процессов, поддержка предприятий на уровне края, содействие в оформлении документов для субсидирования части процентной ставки по кредитам. На этой основе предполагается повышение конкурентоспособности продукции и экспортного потенциала отрасли, адаптация отрасли к нуждам региона. максимальное использование региональных сырьевых ресурсов, развитие региональной и межрегиональной кооперации и интеграции;
в) повышение привлекательности и эффективности работы туристско-рекреационного комплекса, доведение уровня его развития до мировых стандартов.
На первом этапе предполагается повышение привлекательности курорта для инвесторов путем развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, создания "зеленых площадок".
На втором этапе предполагается привлечение частного капитала для развития курортного бизнеса, туризма, индустрии развлечений. Это повлечет за собой развитие смежных отраслей - торговли, пищевой промышленности, транспорта, связи, бытовых услуг. В конечном итоге отрасль станет высокодоходной, в значительной степени обеспечит занятость населения,
г) наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, сокращение ввоза продовольствия из-за рубежа и других регионов страны за счет развития собственной перерабатывающей промышленности.
Важным в развитии агропромышленного комплекса является создание интегрированных структур производителей сельхозпродукции перерабатывающих предприятий, торговых организаций. Кооперация и интеграция ликвидируют излишние звенья в едином процессе производства и реализации продукции, уменьшат затраты при переходе от одной технологической стадии к другой, создадут возможности для более эффективного использования мощностей;
д) развитие сферы платных услуг, повышение рентабельности и привлекательности сервисных услуг;
е) повышение эффективности работы строительного комплекса города, что включает в себя переход на новую сметно-нормативную базу совершенствование ценообразования, обновление основных фондов строительных организаций, внедрение новых технологий, организации; системы контроля качества выполнения строительно-монтажных работ, разработку генерального плана города, отвечающего современным требованиям;
3) снижение социальной напряженности, решение ключевых социальных и экологических проблем края посредством обеспечения устойчивого развития сферы социальных услуг, нацеленного на повышение уровня жизни населения, снижения социального неравенства, обеспечения всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного медицинского и социального обслуживания и образования, развития культуры, физкультуры и спорта, повышения занятости населения, усиления адресности социальной поддержки.
Период реализации Программы - 2004-2008 годы.
Этапы реализации программы:
первый этап - 2004-2006 годы;
второй этап - 2007-2008 годы.
На первом этапе предусматривается концентрация инвестиционных ресурсов для комплексного развития следующих направлений: транспортный комплекс, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, инфраструктуре туристско-рекреационный комплекса, промышленность и платные услуги.
На втором этапе осуществления Программы за счет предпосылок, созданных в ходе реализации задач первого этапа, роста инвестиционного потенциала и привлекательности экономики города для инвесторов предполагается реализация коммерческих проектов за счет внебюджетных источников. На этом этапе усилится финансирование проектов социальной направленности.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на реализацию перспективных проектов и мероприятий по преодолению сложившихся диспропорций в экономике города, созданию высокотехнологичного конкурентоспособного производства, расширению сферы услуг населению и повышению их качества, развитию социальной инфраструктуры с целые удовлетворения потребностей в товарах и услугах.
В соответствии с целями и задачами Программы мероприятия сгруппированы с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанное (подпрограммы). Программа состоит из двух разделов: первый - экономический, второй - социальный.
Первый раздел включает восемь следующих подпрограмм:
"Промышленность";
"Транспорт";
"Связь";
"Строительство";
"Развитие торговли и бытовых услуг населению";
"Туристско-рекреационный сектор";
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства";
"Реклама".
Второй раздел содержит пять подпрограмм:
"Социальная защита населения";
"Здравоохранение";
"Образование";
"Культура, физическая культура и спорт";
"Молодежная политика".
4. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики, в том числе:
привлечение собственных средств участников Программы, средств частных инвесторов и кредитных ресурсов;
использование различных форм государственной поддержки, в их числе:
прямое финансирование мероприятий и проектов из федерального и краевого и местного бюджетов (капитальные вложения и прочие расходы);
стимулирование развития лизинговой деятельности, направленной на модернизацию и обновление производственного оборудования;
предоставление муниципальных гарантий по привлекаемым для финансирования инвестиционных проектов капиталам в рамках городского бюджета;
распространение информации о наиболее эффективных и актуальных инвестиционных проектах на российских и международных мероприятиях;
содействие инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков.
Предоставление бюджетных инвестиций исполнителям Программы, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет за собой возникновение права государственной либо муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества этих юридических лиц и оформляется участием администраций края либо города в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц.
Оформление доли администрации города в уставном (складочном) капитале, принадлежащей городу Ейску, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетные инвестиции исполнителям Программы, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, предоставляются только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между уполномоченным органом исполнительной власти края и юридическим лицом об участии Краснодарского края в собственности субъекта инвестиций.
Для получения средств из федерального бюджета отраслевые исполнительные органы исполнительной власти края - исполнители подпрограмм ежегодно в установленном порядке представляют в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации бюджетные заявки с обоснованием потребности в ассигнованиях из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы по всем направлениям расходования средств.
Финансирование работ по мероприятиям и проектам Программы за счет средств краевого бюджета осуществляется целевым назначением через государственных заказчиков - органы государственной власти Краснодарского края или органы местного самоуправления в рамках межбюджетных отношений.
Реализация Программы осуществляется в установленном законодательством порядке с применением системы муниципальных контрактов на закупку и поставку продукции (услуг) для муниципальных нужд.
Инвестиционные кредиты за счет средств местного бюджета предоставляются исполнителям Программы на конкурсной основе в соответствии с установленным порядком.
Финансирование из краевого бюджета объектов муниципальной собственности осуществляется после подтверждения муниципальными органами объемов их финансирования из местных бюджетов в соответствии с Программой.
Муниципальный заказчик ежегодно уточняет (с учетом выделенных на очередной год бюджетных ассигнований и привлеченных внебюджетных средств) распределение объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию Программы, а также годовые задания и целевые показатели по ее отдельным подпрограммам и проектам.
Система информационного обеспечения реализации Программы предполагает ведение базы данных о ходе выполнения программных мероприятий по каждой подпрограмме, каждому проекту и в целом по Программе.
5. Оценки эффективности социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
Реализация программных мероприятий в соответствии с намеченными целями и задачами позволит увеличить реальные доходы населения к концу 2008 года в 1,4 раза, номинальную среднемесячную заработную плату - в 2,1 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится с 53 до 40 процентов.
Рост выпуска товаров, работ и услуг, а также реальных доходов населения будет достигнут за счет опережающего развития приоритетных отраслей экономики. В частности, к концу 2008 года объемы услуг по всем видам транспорта возрастут в действующих ценах в 1,6 раза, объем промышленного производства - в 2,1 раза (в сопоставимых ценах - в 1,5 раза), валовая продукция сельского хозяйства увеличится в 1,4 раза (в сопоставимых ценах - в 1,1 раза), платные услуги населению - в 2,5 раза (в 1,14 раза соответственно).
Повысится эффективность функционирования туристско-рекреационного комплекса.
Устранение административных барьеров и создание благоприятных условий обеспечат дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. Значимость малого предпринимательства в экономике города к концу 2008 года существенно возрастет.
Улучшение инвестиционного климата будет способствовать не только росту капитальных вложений, но и привлечению новых технологий, применению современного менеджмента, что обеспечит получение дополнительных средств на поддержку социальных мероприятий на 2 этапе реализации Программы.
За период осуществления Программы планируется увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе в региональный бюджет - не менее чем в 1,5 раза.
Наряду с бюджетной эффективностью реализация программных мероприятий позволит получить высокий социальный эффект и обеспечить сохранение около 1,5 тысяч рабочих мест и создание порядка 1 тысячи новых рабочих мест.
В показатели интегральной оценки эффективности Программы включены также: улучшение экологической обстановки в городе, обеспеченности жильем и основными объектами социальной сферы, повышение качества предоставляемых населению социальных услуг.
Индикаторы успеха за период реализации Программы
Таблица 1.17.
Наименование показателей | 2002 г. | 2003г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006г. | 2007 г. | 2008 г |
Продукция промышленности, млн. руб. |
903,7 | 931,1 | 1317,9 | 1482,7 | 1657,9 | 1827,0 | 1977,9 |
в % к пред. году в сопост. ценах |
108,0 | 87,5 | 129,3 | 103,8 | 103.4 | 103,0 | 101.7 |
Индекс-дефлятор, в % к пред. году |
110,8 | 113,5 | 109,5 | 108,4 | 108,1 | 107,0 | 106.4 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн.руб |
172,7 | 201,7 | 221,1 | 235,6 | 247,6 | 262,6 | 278,5 |
в % к пред. году в сопост. ценах |
106,4 | 102,1 | 101,5 | 101,5 | 102.0 | 101,0 | 101,0 |
Индекс-дефлятор, в % к пред. году |
103,3 | 119,7 | 107,9 | 105,0 | 103,1 | 105,0 | 105.0 |
Выпуск товаров и услуг в факт.ценах по полному кругу предприятий транспорта млн.руб. |
624.7 | 657,8 | 726,0 | 811,6 | 910,9 | 1003,9 | 1101.2 |
в % к пред. году в сопост.ценах |
137,6 | 98,0 | 102,0 | 103,5 | 104,2 | 103,0 | 103,0 |
Индекс-дефлятор, в % к пред. году |
125,2 | 107,4 | 108,2 | 108,0 | 107,7 | 107,0 | 106.5 |
Оборот розничной торговли, млн.руб. |
1843,8 | 2220,8 | 2548,9 | 2855,5 | 3136,1 | 3407,8 | 3667,1 |
в % к пред. году в сопост.ценах |
117,0 | 109,0 | 105,3 | 104,7 | 104,1 | 103,0 | 102,0 |
Индекс-дефлятор, в % к пред. году |
112,4 | 110,5 | 109,0 | 107,0 | 105,5 | 105,5 | 105.5 |
Оборот общественного питания, млн.руб. |
74,4 | 93,0 | 109,6 | 127,9 | 147,1 | 165,1 | 182,8 |
в % к пред. году в сопост.ценах |
108,0 | 105,0 | 102,5 | 103,3 | 103,6 | 103,0 | 102,5 |
Индекс-дефлятор, в % к пред. году |
121,4 | 119,0 | 115,0 | 113,0 | 111,0 | 109,0 | 108.0 |
Объем платных услуг населению, млн.руб. |
309,2 | 391,6 | 489,8 | 602,8 | 744,3 | 877,3 | 984,3 |
в % к пред. году в сопост.ценах |
93,0 | 102,5 | 102,6 | 103,0 | 103,0 | 102,5 | 102,0 |
Индекс-дефлятор, в % к пред. году |
129,7 | 126,2 | 123,9 | 121,9 | 122,7 | 115.0 | 110.0 |
в соп.ценах 2002 | 309,2 | 316,9 | 325,2 | 334,9 | 345,0 | 353,6 | 360.7 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн.руб. |
359,2 | 238,3 | 275,5 | 313,8 | 355,7 | 399,3 | 435,6 |
в % к пред. году в сопост.ценах |
105,0 | 59,6 | 105,0 | 104,5 | 104,0 | 103,0 | 101,0 |
Индекс-дефлятор, в % к пред. году |
112,6 | 111,4 | 110,1 | 109,0 | 109,0 | 109.0 | 108,0 |
Объем подрядных работ, выполненных по договорам строительного подряда, млн.руб. |
265,8 | 285,0 | 308,0 | 325,0 | 340,0 | 363,8 | 393.1 |
в % к пред. году в сопост.ценах |
173,0 | 96,6 | 98,2 | 97,7 | 96,9 | 100,0 | 101,0 |
Индекс-дефлятор, в % к пред. году |
113,1 | 111,0 | 110,0 | 108,0 | 108,0 | 107,0 | 107,0 |
Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения,в % |
0.37 | 0,41 | 0.39 | 0,40 | 0,42 | 0,40 | 0.39 |
Среднемесячная заработная плата |
2602 | 3178 | 3715 | 4284 | 4975 | 5786 | 6741 |
в % к пред. году | 164,3 | 122,2 | 116,9 | 115,3 | 116,1 | 116,3 | 116,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году |
108,8 | 108,3 | 107,8 | 108,1 | 107,3 | 107,2 | 107,0 |
6. Управление программой и контроль за ходом ее реализации
Формы и методы управления реализацией Программы определяются администрацией города Ейска с учетом целей, задач и структуры Программы, содержащей 2 раздела, 13 подпрограмм.
Муниципальный заказчик осуществляет:
формирование плана реализации мероприятий на очередной финансовый год бюджетных заявок на финансирование объектов и мероприятий Программы из федерального, краевого и местного бюджетов, обоснований для отборе первоочередных проектов, финансируемых в рамках Программы в очередном финансовом году, защиту этих предложений в соответствующих органах;
контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств на реализацию Программы;
подготовку предложений по реализации подпрограмм в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города, ускорению или приостановке реализации отдельных проектов;
мониторинг хода реализации мероприятий подпрограмм;
анализ количественных и качественных параметров состояния и развития отрасли и подготовку соответствующих предложений, в том числе по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимой для реализации Программы;
подготовку предложений по созданию или привлечению организаций для реализации проектов Программы.
Текущее управление и координацию действий администрации города Ейска по реализации Программы осуществляет отдел экономики и прогнозирования доходов по следующим вопросам:
информационно-аналитическое обеспечение процесса реализаций Программы, мониторинг выполнения Программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм;
подготовка планов реализации Программы в целом на очередной финансовый год;
подготовка предложений по корректировке плана реализации Программы но соответствующий год по источникам, объемам финансирования и перечни, предлагаемых к реализации мероприятий по результатам принятия федерального краевого и местного бюджетов и уточнения возможных объемов финансирована из других источников;
внесение предложений по совершенствованию нормативной правовой базы города и края, необходимой для реализации Программы;
подготовка материалов для краткосрочного и среднесрочного прогнозов;
содействие исполнителям в реализации контрактной системы, подготовке организации и проведении торгов, заключении и регистрации контрактов на выполнение работ в рамках Программы;
подготовка в установленные сроки сводных отчетов, годового доклада руководству органа местного самоуправления и в департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края о ходе реализации Программы.
<< Назад |
||
Содержание Решение Ейского городского Совета депутатов от 8 июня 2004 г. N 53/2 "Об утверждении Программы экономического и социального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.