Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городского Собрания Сочи
от 1 ноября 2005 г. N 345
Целевая программа
по разработке и внедрению автоматизированной информационной
системы анализа и прогнозирования развития
муниципального образования
25 июля 2006 г.
Решением Городского Собрания Сочи от 25 июля 2006 г. N 221 в паспорт настоящего Приложения внесены изменения
Паспорт
городской целевой программы по разработке и внедрению
автоматизированной информационной системы анализа
и прогнозирования развития муниципального образования
/-----------------------------------------------------------------------\
| Наименование программы | Целевая программа по разработке и |
| | внедрению автоматизированной |
| | информационной системы анализа и |
| | прогнозирования развития |
| | муниципального образования |
| | (далее - Программа) |
|----------------------------------+------------------------------------|
|Дата принятия решения о разработке| 23.12.2004 Решение Городского |
| программы | Собрания Сочи N 14 "О внесении |
| | изменений в Решение Городского |
| |собрания Сочи от 28.09.2004 N 187 "О|
| | бюджете города Сочи на 2005 год" |
|----------------------------------+------------------------------------|
| Муниципальный заказчик - | Администрация города Сочи |
| координатор Программы | |
|----------------------------------+------------------------------------|
| Муниципальные заказчики | Комитет экономики и прогнозирования|
| | администрации города Сочи |
| | Управление информации и |
| | аналитической работы администрации |
| | города Сочи |
|----------------------------------+------------------------------------|
| Разработчик программы | Комитет экономики и прогнозирования|
| | администрации города Сочи |
|----------------------------------+------------------------------------|
| Цели и задачи программы | Разработка современного |
| | экономического инструментария для |
| | оптимизации управления социально- |
| | экономическим развитием города Сочи|
| | Создание специализированного |
| | программного продукта по анализу и |
| | прогнозированию социально- |
| | экономического развития города Сочи|
|----------------------------------+------------------------------------|
| Сроки и этапы реализации | 2005 - 2008 годы |
| Программы | I этап: 2005 - 2007 годы. |
| | II этап: 2008 год. |
|----------------------------------+------------------------------------|
| Объемы и источники финансирования| 2005 год - 207 тыс. руб., местный |
| Программы | бюджет. |
| | 2007 год - 930 тыс. руб., местный |
| | бюджет. |
|----------------------------------+------------------------------------|
| Ожидаемые конечные результаты |Повышение эффективности сбора, |
| реализации программы и показатели|хранения, обработки, передачи и |
| социально-экономической |оформления информации. Формирование |
| эффективности |многоуровневого информационного |
| |пространства города в виде |
| |тематических баз данных для целей |
| |информационного обмена. |
| |Повышение качества данных для |
| |анализа и прогнозирования социально-|
| |экономического развития города |
| |Ведение региональной базы отчетной |
| |статистической информации и |
| |документооборот |
| |Формирование и выдача отчетной |
| |документации по тематическим |
| |приложениям в соответствии с |
| |утвержденными методиками и с |
| |использованием стандартных |
| |статистических форм |
| |Повышение качества прогнозов |
| |социально-экономического развития |
| |города |
| |Увеличение доли электронного |
| |документооборота |
| |Снижение управленческих расходов |
| |Повышение эффективности принимаемых |
| |управленческих решений |
\-----------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.
ИКТ активно внедряются во все сферы человеческой деятельности, включая системы управления различного уровня, от отдельных подразделений предприятий до управления странами и регионами.
Недостаточное развитие ИКТ в Российской Федерации усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в работе органов местного самоуправления. К числу таких негативных факторов относятся:
- несовершенная нормативная правовая база, не учитывающая возможности современных ИКТ;
- недостаточное развитие ИКТ в области муниципального управления, неготовность органов местного самоуправления к применению современных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
- недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ.
Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие ИКТ, реализуются или планируются к реализации в рамках различных федеральных и краевых целевых программ.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65, и краевая целевая программа "Электронная Кубань (2005 - 2008 годы)" должны обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), в том числе обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.
Значительная неупорядоченность и неорганизованность информационных ресурсов муниципальных образований, разобщенность данных о регионе, которые должны быть базой для информационных ресурсов краевого и федерального уровня, замедляют процесс развития ИКТ на региональном уровне.
В значительной мере успешной и эффективной работе муниципалитета в новых условиях поможет использование передовых информационно-коммуникационных технологий. Мировой опыт показывает, что эффективность интеллектуального труда работников муниципалитетов и мэрий повышается наибольшими темпами в том случае, когда удается собрать воедино и быстро проанализировать большие объемы разнообразной информации обо всем сложном городском хозяйстве, не увеличивая в той же пропорции инвестиции и численность обслуживающего персонала.
Постоянный мониторинг данных о регионе становится одним из элементов, необходимых для практической реализации процесса комплексного управления муниципальными образованиями. Мониторинг обеспечивает органы управления постоянно обновляемой информацией о состоянии региона и позволяет объективно оценивать влияние принятых управленческих решений.
Для комплексного управления территориальными ресурсами в ряде городов и регионов России на протяжении последних лет проводятся работы по созданию муниципальных и региональных информационных систем по сбору и хранению информации, связанной с земельными и водными ресурсами, градостроительством, транспортом. Одновременно создаются информационно-аналитические системы управления муниципальными образованиями (АИС), обеспечивающие сбор и анализ, прежде всего экономической информации о регионе. Дальнейшим направлением становятся работы по объединению информационных систем сбора и представления информации и информационно-аналитических систем управления регионами, т.е. создание территориально-аналитических информационных систем управления.
Основными функциями таких систем являются следующие:
- ведение региональной информационной базы данных и базы данных отчетной статистической информации, электронный документооборот;
- формирование и выдача отчетной документации по тематическим (отраслевым) приложениям в соответствии с утвержденными методиками и с использованием стандартных статистических форм;
- формирование и выдача прогнозной документации по различным тематическим приложениям на временную перспективу по заданному сценарию развития (сценарной карте);
- формирование аналитических материалов (графики, диаграммы, аналитические таблицы) по перечисленным приложениям, в том числе и с использованием цифровых карт.
Территориальные АИС используется для краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования территориального развития, принятия обоснованных управленческих решений.
Разработка таких информационных систем может быть реализована только программными методами в виде долгосрочных проектов, реализуемыми отдельными этапами.
2. Цели и задачи программы
В управлении хозяйством курортных регионов, при организации рационального использования природных рекреационных ресурсов - основы экономического развития Сочинского региона, одним из основных видов продукции является информация, получаемая на основе существующих и постоянно пополняемых данных о состоянии региона.
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности муниципального управления в городе Сочи за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере информатизации органов местного самоуправления г. Сочи, включая создание нормативной базы для формирования и использования муниципальных информационных ресурсов;
- обеспечение открытости в деятельности органов местного самоуправления г. Сочи и общедоступности муниципальных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между исполнительными и представительным органами местного самоуправления и гражданами на основе использования ИКТ путем создания многоцелевых информационных порталов;
- совершенствование деятельности органов местного самоуправления г. Сочи на основе использования ИКТ, включая создание региональных тематических информационных баз данных, использование систем электронного документооборота, электронных тематических карт, создание муниципальной информационно-аналитической системы для анализа и мониторинга региональной информации, создание прикладных систем управления различными отраслями городского хозяйства, системы поддержки и принятия управленческих решений на региональном уровне,.
- использование ИКТ для мониторинга ключевых показателей деятельности каждого структурного подразделения администрации г. Сочи;
- моделирования сценариев развития социально-экономической сферы, прогнозирования развития города и отраслей;
- внедрение механизмов анализа эффективности использования ИКТ в работе органов местного самоуправления г. Сочи;
- совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления г. Сочи с хозяйствующими субъектами.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень основных задач, предусмотренных программой, состоит из следующих мероприятий:
- разработка научно-методологических основ создания муниципальной информационно-аналитической системы;
- формирование требований к информационно-аналитической системе управления;
- разработка концепции информационно-аналитической системы;
- разработка и утверждение технического задания на создание информационно-аналитической системы;
- разработка предпроектных решений по информационно-аналитической системе и ее частям, общей структуры и оболочки системы, пользовательского интерфейса, структуры баз данных;
- разработка техно-рабочего проекта информационно-аналитической системы;
- внедрение системы, обучение пользователей;
- нормативное обеспечение процессов информатизации органов местного самоуправления г. Сочи;
- создание и организация использования базовых экономических информационных ресурсов органов местного самоуправления г. Сочи;
- создание инфраструктуры электронного документооборота;
- обеспечение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления г. Сочи с бизнесом за счет внедрения информационных технологий (технология "единого окна");
- подготовка квалифицированных пользователей в системе муниципального управления для работы в современных условиях использования современных ИКТ.
4. Обоснование в потребностях ресурсов для достижения цели
и результатов программы, оценка внешних условий и рисков
для реализации программы
Внедрение информационной системы сопряжено с капитальными вложениями, как на разработку проекта, так и на приобретение техники, выполнение подготовительных работ и подготовку кадров.
От внедрения информационных систем управления доход представлен как снижение фактических затрат.
Затраты на внедрение информационных систем управления включает в себя:
1) прямые затраты: приобретение (разработка) собственно АСУ, приобретение нового оборудования, включая затраты на его доставку, установку и пуск, модернизация действующего оборудования, расходы на управление информационными технологиями (управление проектами, администрирование сетей, преодоление чрезвычайных ситуаций, настройки систем и подсистем, управление контрактами на закупку и управление поставками); расходы на техническую поддержку оборудования и программного обеспечения, расходы на субдоговора, командировочные расходы, расходы на услуги связи, амортизация оборудования;
2) сопутствующие затраты: вложения непроизводственного характера, например, организация охраной сигнализации;
3) затраты на выполнения проекта: необходимы при создании информационной системы управления - это, прежде всего, материальные средства (оборудование, компьютеры и разнообразные приборы), необходимые для проведения предпроектных исследований, оборотные средства, необходимые, для обеспечения текущей деятельности разработчика системы;
4) косвенные затраты, связанные с использованием информационных систем вообще.
Средства для реализации настоящей программы будут направлены на разработку научно-методологических основ создания муниципальной информационно-аналитической системы г. Сочи. Часть 1. Модуль Комитет экономики и прогнозирования администрации г.Сочи, в том числе укрупненно:
1) затраты, связанные с разработкой и реализацией проекта создания и внедрения муниципальной информационно-аналитической системы;
2) затраты, связанные с обучением персонала по использованию муниципальной информационной системы;
3) затраты, связанные с непосредственным внедрением информационной системы: вводом информации, хранимой разрозненно, в базу данных информационной системы; корректурой имеющихся данных в соответствии с требованиями системы и т.п.
4) затраты, связанные с определением эффективности внедрения информационно-аналитической системы
Исполнителем мероприятий программы будет хозяйствующий субъект, предложивший наилучшие условия контракта и максимальный объем работ в результате проведения открытого конкурса.
Риски по реализации программы отсутствуют, так как на сегодняшний день накоплен огромный мировой и отечественный опыт создания информационно-аналитических систем с использованием существующего программного обеспечения, а также широко распространены и доступны инструменты с помощью которых может быть спроектировано и создано необходимое программное обеспечение.
5. Система управления реализацией программы, разграничение
полномочий и ответственности различных единиц управления
Муниципальный заказчик - координатор Программы (Администрация города Сочи) обеспечивает координацию деятельности муниципальных заказчиков (комитет экономики и прогнозирования администрации г. Сочи и управление информации и аналитической работы администрации г. Сочи) по реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств городского бюджета.
В этих целях муниципальный заказчик-координатор Программы:
утверждает ежегодные планы и отчеты по реализации мероприятий Программы, разработанные муниципальными заказчиками;
утверждает перечни целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции;
осуществляет приемку работ предусмотренных мероприятиями программы;
осуществляет оплату выполненных работ.
Муниципальный заказчик-координатор несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Муниципальные заказчики Программы:
готовят ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
разрабатывают перечень показателей для мониторинга реализации программных мероприятий.
организуют размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Программы финансировании Программных мероприятий, проведении конкурсов на участие в реализации Программы;
принимают участие в приемке работ предусмотренных мероприятиями программы.
Выполнение мероприятий программы осуществляется исполнителем на основе заключенного договора. Договор включает в себя права, обязательства и ответственность сторон, заключающих договор на разработку информационной системы, авторские права, сроки и стоимость выполняемой Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности программы,
целевые индикаторы
Социально-экономический эффект от реализации программы выражается в повышении совокупного интегрального показателя уровня муниципального управления, характеризующегося следующими показателями:
- улучшение процессов подготовки, принятия и контроля за исполнением решений (оперативность, обоснованность, качество, исполнительская дисциплина);
- уменьшение трудоемкости процессов хранения, поиска, обработки и анализа данных управленческого учета;
- переориентация персонала, высвобожденного от рутинных задач поиска и обработки данных, на более интеллектуальные виды деятельности;
- экономия расходов за счет возможного сокращения административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения муниципального управления;
- унификация и стандартизация деловых процессов;
- улучшение управления городскими финансовыми и материальными ресурсами;
- сокращение издержек за счет введения системы управления электронным документооборотом;
- уменьшение зависимости от сотрудников и подразделений муниципального управления, являющихся "держателями" информации или технологий обработки данных, при выработке управленческих решений;
- улучшение планирования и управления экономического развития муниципального образования.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в работе органов местного самоуправления позволит значительно сократить издержки на управление.
Качество системы управления определяется следующим набором индикаторов:
- среднее время принятия решения (оперативность);
- частота ошибочных решений (вероятность принятия неправильного решения);
- средние затраты на выработку решения;
- ущерб от ошибочных решений за определенный период;
- скорость обнаружения ошибок в принимаемых решениях.
В процессе создания и внедрения информационной системы для характеристики и анализа используемых методов проектирования рассчитываются следующие индикаторы:
- эффективность использования методов проектирования рассчитывается для контроля операций на различных этапах проектирования);
- коэффициент исходной недостоверности технологического процесса (характеризует надежность используемой техники и квалификацию работников);
- коэффициент контролируемости технологического процесса (характеризует качество системы контроля);
- коэффициент конечной недостоверности.
В комплексе рассчитываются следующие индикаторы:
- коэффициент трудоемкости обработки информации;
- коэффициент эксплуатационных затрат за год;
- коэффициент снижения трудовых затрат.
Часть этих индикаторов рассчитывается только на этапе выполнения проектирования информационной системы, часть определяется после завершения проектирования системы на этапе ее внедрения, часть определяется после периода начальной опытной эксплуатации.
Практика внедрения информационных систем управления показывает, что в зависимости от объема информации, включаемой в интегрированную региональную базу данных, затрат на приобретение необходимого для эксплуатации системы технического и программного обеспечения и обучение персонала, срок окупаемости затрат на разработку и внедрение информационной системы такого уровня составляет от 3 до 5 лет.
За счет внедрения муниципальной информационной системы долю электронного документооборота в общем объеме документооборота в органах местного самоуправления предполагается довести не менее чем до 30 процентов (внутренний документооборот), что приведет к значительному сокращению времени подготовки и прохождения документ
Решением Городского Собрания Сочи от 25 июля 2006 г. N 221 в раздел 7 настоящего Приложения внесены изменения
7. Сроки и этапы реализации программы
На первом этапе реализации программы (2005 - 2007 годы) предполагается провести анализ нормативно правовой базы с целью выявления ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению ИКТ, изучить уровень информатизации муниципальной экономики, провести полный учет муниципальных экономических информационных ресурсов, провести анализ реализации подобных программ и изучение опыта работы в сфере ИКТ различных муниципальных образований, регионов и организаций, разработать структуру муниципальной информационно-аналитической системы, реализовать модуль информационно-аналитической системы "Комитет экономики и прогнозирования администрации г. Сочи".
Создание модуля информационно-аналитической системы расширит возможности анализа данных об экономике города, управление городом за счет более полного использования разнообразной информации, сократит лишние расходы на дублирование однотипных данных, обеспечит координацию усилий, повысит общую эффективность деятельности и процесса принятия решений. Помимо обеспечения информацией, система поможет стандартизировать данные, облегчит взаимодействие между прежде разобщенными (в плане информационного обмена) организациями и муниципальными подразделениями, позволит эффективно обмениваться необходимыми для управления регионом данными.
На втором этапе реализации программы (2008 год) предполагается создать нормативную базу формирования и использования муниципальных информационных ресурсов, разработать и утвердить городскую целевую программу "Электронный Сочи", определить перечень необходимых модулей всей муниципальной информационно-аналитической системы.
И.о. Главы города Сочи |
А. Ю. Иванов |
<< Назад |
||
Содержание Решение Городского Собрания Сочи от 1 ноября 2005 г. N 345 "Об утверждении городской целевой программы по разработке и внедрению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.