Решение Городского Собрания Сочи
от 1 ноября 2005 г. N 339
"Об утверждении целевой программы "Русский язык на 2006 - 2008 годы"
Решением Городского Собрания Сочи Краснодарского края от 15 февраля 2017 г. N 24 настоящее решение признано утратившим силу
Принято Городским Собранием Сочи 1 ноября 2005 года
Заслушав и обсудив информацию управления по образованию и науке администрации города Сочи о целевой программе "Русский язык на 2006 - 2008 годы", Городское Собрание Сочи решило:
1. Утвердить отчет о реализации целевой программы "Русский язык" за 2003 - 2005 годы (приложение 1).
2. Считать цели и задачи целевой программы "Русский язык" достигнутыми.
3. Утвердить целевую программу "Русский язык на 2006 - 2008 годы" (приложение 2).
4. Финансовому управлению департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи при формировании бюджета 2006 года предусмотреть средства на реализацию плана мероприятий в 2006 году целевой программы "Русский язык на 2006 - 2008 годы" в пределах средств отрасли.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на администрацию города Сочи и комитет Городского Собрания Сочи по образованию, науке, культуре, физической культуре и спорту, делам молодежи и средствам массовой информации.
И.о. Главы города Сочи |
А. Ю. Иванов |
г. Сочи
1 ноября 2005 г.
N 339
Приложение 1
к решению Городского Собрания Сочи
от 1 ноября 2005 г. N 339
Отчет о реализации основных мероприятий целевой
программы "Русский язык" за 2003 - 2005
В ходе реализации целевой программы "Русский язык" в 2003 - 2005 годах проведены следующие мероприятия:
I. Исследовательская деятельность и мониторинг процессов
функционирования и развития русского языка
1. Организована исследовательская и поисковая деятельность школьников, студентов, аспирантов, преподавателей в области функционирования и развития русского языка. Получены следующие результаты:
- предложено структурирование интегральной лингвориторической компетенции языковой личности, выявлены ее субкомпетенции и механизмы реализации;
- разработано категориальное поле лингвориторического образования как инновационной педагогической системы, продемонстрирована его обусловленность рядом социокультурных, филологических и психолого-педагогических факторов;
- предложена социокультурная модель "сильная языковая личность демократического типа";
- исследована готовность к самопроектированию сильной языковой личности демократического (диалогического) типа;
- осуществлено последовательное моделирование и конструирование процесса формирования данной готовности с учетом специфики образовательных ступеней.
2. В качестве исследовательского инструментария разработаны направления лингвориторической диагностики, перечни умений и навыков речемыслительной деятельности, образующих механизмы реализации лингвориторической компетенции, литературоведческой компетенции как ее рецептивной проекции, а также обеспечивающих знаний для школьного и вузовского образования.
3. С целью реализации основных направлений целевой программы "Русский язык" был проведен анализ состава используемых в образовательных учреждениях города учебников по русскому языку. Анализ учебников позволил выявить, что наибольший интерес учителей-филологов вызывают программы и учебники Баранова М. Т. и Разумовской М. М. в школе второй ступени и Н. Г. Гальцовой и И. Б. Шамшина в школе третьей ступени. Учебник Н. Г. Гальцовой и И. Б. Шамшина проходит апробацию в школах N, 10, 12, 43. В гимназии N 8 используется также учебник "Практический курс русского языка" под ред. Т. Н. Пахновой и А. Т. Дейкиной.
4. Было проведено анкетирование педагогов "Использование образовательных технологий при обучении русскому языку". При обучении русскому языку преподавателями используются технология критического мышления (школа N 44), проблемного обучения (гимназия N 5, школа N 43), на основе игровых технологий (школы N 80, 57), схемных и знаковых моделей (школа N 9), мастерские (школа N 16) и т.д. В ряде школ реализуется принцип интегративного подхода к преподаванию русского языка.
5. Осуществлен анализ учебной базы кабинетов русского языка. Внесены предложения по разработке модели современного кабинета - учебной лаборатории.
II. Организационные мероприятия
"Русская словесность в контексте культуры XXI века"
1. Педагоги и учащиеся города приняли участие в работе:
- секции по русской филологии на Международной конференции "Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах" /материалы опубликованы/;
- секции по русской филологии на Всероссийской конференции "Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе" /материалы опубликованы/;
- секции по русской филологии на молодежных конференциях (СПИ СГУТ и КД) /материалы опубликованы/;
2. На базе кафедры русского языка СГУТиКД проведен городской тур олимпиады в январе 2004 г., организуется его проведение также 22 декабря 2004 г.
3. Проведена научно-практическая конференция учащихся "Шаг в науку" /апрель 2004 г./, в рамках которой состоялась презентация - защита детских проектов по лингвистике и филологии.
4. Регулярно (в каждое последнее воскресенье месяца) проводятся заседания студенческого научного лингвориторического кружка с участием аспирантов и старшеклассников (СПИ СГУТ и КД).
5. Осуществляется информационная поддержка детских дошкольных учреждениий# в работе по развитию речи (Центральная детская библиотека им. Н. Островского).
6. Организован и проведен Всероссийский молодежный Интернет - фестиваль молодых читателей России "Сочи - МОСТ - 2004", получивший приз президента Российского фонда культуры Н. С. Михалкова.
7. В настоящее время член творческой группы Коваленко С. И. совместно с сотрудниками мемориального музея-квартиры Н. А. Островского готовятся к проведению юбилея писателя. В школе N 9 к юбилею писателя будет открыт школьный музей Н. А. Островского.
8. Состоялась вторая научно-методическая конференция "Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты" для аспирантов, соискателей и студентов-дипломников в январе 2004 г.
9. Была организована работа секций по русской филологии на научных конференциях:
- на Седьмой международной конференции "Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах" (сентябрь 2004 г.);
- на Третьей студенческой научно-практической конференции "Дни науки Социально-педагогического института СГУТИКД" (март 2004 г.);
- на Международной молодежной научно-практической конференции "Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма" (май 2004 г).
10. Еемесячно# (в последнюю субботу) проводились заседания "Школы юного филолога" для студентов и старшеклассников - как праздничные мероприятия, литературные гостиные, дискуссии по проблемам социокультурного и образовательного характера, связанным с русской словесностью, например:
- в январе 2004 г. - "Татьянин день" (дискуссия о роли молодежи в развитии культуры);
- в марте 2004 г. - праздничное заседание: литературно-музыкальная композиция "Образ женщины в русской литературе", конкурс авторской поэзии; в апреле - заседание на тему "Филология - XXI век (размышления о роли филологической науки и образования);
- в апреле 2004 г. - совместное заседание членов кафедры и участников "Школы юного филолога" и Сочинского литературного объединения (рук. Е. Г. Калюжная) и т.д.
11. Студенты-филологи, учащиеся школ и преподаватели участвовали в театрализованном представлении, посвященном 100-летию со дня рождения Н. Островского.
12. В юношеской библиотеке им. М. Горького состоялся поэтический праздник "Мы снова встретимся, как старые друзья...", посвященный 190-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.
13. В Центральной библиотеке в октябре 2004 г. был проведен ежегодный литературный праздник "Отечество нам Царское село", посвященный очередной лицейской годовщине.
14. Ежегодное городское мероприятие "Неделя русского языка" было успешно проведено в последнюю неделю ноября 2004 г. В рамках Недели состоялись конкурсы: стенных газет о русском языке, декламации, статей в СМИ, авторской поэзии и песни, ораторского искусства, полемический ринг, викторины и олимпиады по русскому языку и др.
15. В мае 2004 г. проведен конкурс "Мисс Филология".
16. 20 - 24 сентября 2004 года в г. Сочи состоялась международная научная конференция "Русский язык в иноязычной среде", проведенная краевым оргкомитетом целевой программы "Русский язык" по инициативе Министерства образования и науки РФ, МАПРЯЛ и РОПРЯЛ. Управление по образованию и науке г. Сочи совместно с методистами Центра Развития Образования обеспечило организационное сопровождение конференции и содержательное участие преподавателей ВУЗов, студентов, учителей и учащихся школ г. Сочи. В рамках конференции учителями русского языка и литературы Эксузян М. М. (школа N 85) и Карташовой В. И. (школа N 44). проведены мастер-классы, получившие высокую положительную оценку Министерства образования и науки РФ. За оказание содействия в проведении международной конференции "Русский язык в иноязычной среде" Департаментом по образованию и науке Краснодарского края объявлена благодарность специалистам управления по образованию и науке, Центра Развития Образования, Адлерского ТО УОН, директорам школ, учителям русского языка г. Сочи, задействованным в организационных мероприятиях и мастер-классах.
III. Организация работы по повышению квалификации
педагогов-предметников
1. Проводятся:
- совместные семинары-совещания и рабочие совещания школьных и вузовских преподавателей филологических дисциплин по вопросам преемственности в системе "Школа-вуз", по актуальным проблемам русского языка и литературы (УОН, СПИ СГУТ и КД, СЦРО);
- круглые столы по вопросам организации и проведения научно-исследовательской работы старшеклассников и студентов в области филологии (УОН, СПИ СГУТ и КД).
- спецтренинг для руководителей кафедр (методических объединений), учителей русского языка и литературы ОУ по использованию учебников нового поколения, учебно-методической литературы, внедрению новых образовательных технологий. (УОН, СЦРО, СПИ СГУТ и КД).
- спецкурс для учителей русского языка и литературы "Проектная деятельность и развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы в 9 - 11 классах" (СЦРО).
2. Разработан пакет документов для проведения конкурса авторских программ и дидактических материалов по русскому языку (риторика, культура речи, выразительное чтение и т.д.) (УОН, СЦРО).
3. Разрабатывается пакет документов для проведения конкурса на разработку учебного модуля на основе инновационного опыта учителей словесников (УОН, СЦРО).
4. В течение 2003 - 2004 г.г. методистом русского языка отдела гуманитарного образования СЦРО (Г. С. Капитоновой) была разработана программа ПДК "Организация работы учителей-словесников по подготовке учащихся к итоговой аттестации". К проведению занятий в рамках ПДС приглашались к.п.н. Капинос В. И., Мищерина М. И., а также преподаватели-практики: Мальцева Е. Л., Доброскок В. В., Коваленко С. И. и др.
5. Учителя русского языка и литературы ОУ N 16 Мальнева Е. Л. и Терзиян С. П. провели для учителей русского языка семинарское занятие "Нетрадиционные педагогические технологии и уроки русского языка".
6. Методистом отдела гуманитарного образования (Г. С. Капитоновой) разработана программа "Педагогическая риторика. Речевое мастерство учителя", цель которой - повышение речевой культуры учителя, совершенствование речевого этикета школьного урока.
7. В гимназиях NN 15, 44, 6, 8, 76 были разработаны учебные программы, связанные с культурой русской речи, с ознакомлением учащихся с русским речевым этикетом, а также школьные целевые программы, направленные на повышение роли русского языка, на совершенствование его преподавания. К созданию программ привлекались преподаватели кафедр русского языка СГУКДиТ.
8. С целью ознакомления учителей русского языка с существующими программами в сентябре 2003 - 2004 учебного года был проведен информационно-аналитический семинар, на котором учителям были предложены для сопоставительного анализа все существующие программы и учебники по русскому языку для учащихся 10 - 11 классов. Наибольшее одобрение среди учителей получил УМК под редакцией Н. Г. Гольцовом и И. В. Шамшина, УМК под редакцией А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой. В сентябре 2003 - 2004 учебного года для проведения двухдневных семинарских занятий с учителями русского языка, работающими в 10 - 11 классов, была приглашена М. А. Мищерина , автор методического сопровождения программы и учебника по русскому языку под редакцией Н. Г. Гольцовой и И. В. Шамшина.
9. С 2003 - 2004 учебного года в ОУ города NN 9, 10,12, 43 учителями русского языка Немчиновой Т. В., Давыдовой Е. В., Лобановой И. Н. и Хузиной A. M. проводится апробация УМК под редакцией Н. Г. Гольцовой и И. В. Шамшина. УМК под редакцией А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой используется в ОУ города в качестве дополнительного при проведении уроков русского языка в 10 - 11 классах. Преподавание по федеральным программам, не обеспеченным учебными пособиями, в школах города практически не осуществляется.
10. На кафедре русского языка разработаны концептуальные основы модулей "Непрерывное лингвориторическое образование", "Основы речемыслительной культуры", "Русская речевая культура", "Современная риторика", "Культура деловой устной и письменной речи".
11. С целью подведения итогов предыдущего учебного года и определения перспектив на 2004 - 2005 учебный год в августе в рамках педагогического фестиваля была проведена панорамная дискуссия "Современная языковая личность". Цель панорамной дискуссии, в которой приняли участие около 170 преподавателей русского языка, родителей, учащихся образовательных учреждений, - совершенствование лингвистической и коммуникативной культуры учащихся через создание личностно-развивающей среды на уроках русского языка в школе 2 и 3 ступени. На дискуссии были намечены пути совершенствования преподавания русского языка и литературы в школе 2 и 3 ступени, повышения качества обученности учащихся.
IV. Пропаганда русского языка, литературы и культуры в средствах
массовой информации. Просветительская деятельность
в области русского языка и речевой культуры
1. Осуществляется информационная поддержка мероприятий цикла "Культура речи" (для педагогов и студентов) (Центральная городская библиотека).
2. Опубликованы межвузовские сборники научных трудов "Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты" (СПИ СГУТ и КД).
3. Проводятся концерты "Русская литература и музыка" с участием симфонического и камерного оркестров, лекторов, поэтов и писателей (Зал органной и камерной музыки).
4. Проведены:
- специальные литературно-музыкальные абонементы для школьников разных возрастных групп "Литературные образы в музыке" (Зал органной и камерной музыки);
- сольные концерты исполнителем музыкальных произведений на стихи русских классиков (Зал органной и камерной музыки);
- цикл "Литературные образы в музыке": Пушкин - Свиридов - "Метель"; Ахматова "Поэма без героя"; Пушкин - Глиэр - "Медный всадник" (лектор-музыковед, народная артистка России А. Кузнецова) (Зал органной и камерной музыки);
- выставки творческих работ городской художественной школы в Зале органной и камерной музыки;
- литературно-музыкальные программы.
5. В сочинских теленовостях в репортажах, организованных преподавателями филологического отделения СГУТиКД, в течение года неоднократно освещались мероприятия института, посвященные проблемам русского языка, русской словесности и культуры, в том числе совместные с ОУ (например, репортаж о конкурсе "Мисс Филология" в мае 2004 г., ходе "Недели русского языка" в ноябре 2004 г. и др.
6. Состоялась телепередача - круглый стол "Книга в современном мире: кризис или бум?" на Сочинском канале "Культура" с участием преподавателей-филологов в апреле 2004 г.
7. В течение года публиковались в газетах заметки и статьи (о городской олимпиаде по русскому языку, о достижениях филологов в 2004 г., о Неделе русского языка и др.), в том числе:
- рекламная листовка "Лингвориторический кружок - старшеклассникам (газ. "Молодое поколение");
- статья "Филологи университета: хроника достижений - 2004" (газ. "Молодое поколение");
- статья о студенческом лингвориторическом кружке (газ. "Молодое поколение");
- статья "Любовь с первого слова" - о Неделе русского языка (газ. "Сочи" - декабрь 2004 г.) и др.
8. Преподаватели ВУЗов, учителя школ, студенты-филологи, обучающиеся по специализации "Журналистика", регулярно выступали в СМИ с репортажами, заметками, хрониками филологической проблематики.
Реализация мероприятий Программы "Русский язык" 2003 - 2005 г.г. позволила:
- Добиться положительной динамики результатов сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, в том числе у учащихся школ с этнокультурным компонентом.
- Усилить контроль качества преподавания русского языка и литературы в школах с этнокультурным компонентом.
- Создать аналитическую базу данных об уровне и качестве владения русским языком учащихся школ г. Сочи.
- Выявить тенденции развития русского языка в поликультурном социуме.
- Разработать технологии диагностики и развития речевой культуры школьников, студентов, педагогов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Разработать и включить в программу повышения квалификации педагогов (а также иных работников социальной сферы) речеведческие модули.
- Усилить внимание и интерес школьников, педагогов к речевому самосовершенствованию, русскому языку, литературе, культуре, краеведению;
- Укрепить позиции русского литературного языка как средства межнационального общения в регионе.
Основные трудности и проблемы, выявленные в ходе реализации
Программы "Русский язык" 2003 - 2005 г.г.
Разработчики Программы считают, что в 2006 - 2008 году следует обратить внимание на следующие аспекты деятельности:
- Программа была успешно реализована в "ближайшем социуме" - педагогическом сообществе, в среде учеников, студентов и родителей. Следует усилить общественную составляющую Программы - привлечь к ее реализации большее количество работодателей, представителей общественных организаций, СМИ, представителей бизнеса.
- Текущее управление реализацией содержательных аспектов Программы в основном осуществлялось группой разработчиков и специалистами Управления по образованию и науки администрации г. Сочи. Для более, эффективного управления Программой 2005 - 2008 г.г. необходимо создать постоянно действующий межведомственный координационный совет и разработать модель управления реализацией Программы.
- Следует уделить более пристальное внимание обучению взрослого населения нормам речевой коммуникации, в том числе профессиональной, и запланировать серию обучающих программ для специалистов сферы обслуживания, других отраслей хозяйства города.
- Недостаточно разработано направление "Русская словесность и православие" в контексте поликонфессиональности региона.
- На данный момент отсутствует образовательная программа обучения русскому языку для взрослых жителей города, испытывающих значительные затруднения при общении на русском языке.
- В ходе реализации Программы осуществлялась постоянная связь с разработчиками краевой Программы "Русский язык", многие краевые мероприятия проходили на территории Сочи, что позволяет говорить о востребованности локального опыта в крае. Однако инициатива проведения мероприятий по Программе в основном исходила от представителей Краевого департамента. Учитывая накопленный опыт и уникальные социокультурные характеристики региона, представляется возможным запланировать серию мероприятий с участием жителей других регионов Краснодарского края для совместной апробации экспериментальной деятельности и области разработки общей языковой политики.
Проблема развития приоритетных направлений программы обсуждались на международной конференции, проведенной МАПРЯЛ и РОПРЯЛ в сентябре 2005 года. Отмечена ее результативность.
И.о. Главы города Сочи |
А. Ю. Иванов |
Приложение 2
к решению Городского Собрания Сочи
от 1 ноября 2005 г. N 339
Целевая программа
"Русский язык на 2006 - 2008 годы"
Паспорт Программы
Наименование Целевая программа "Русский язык на
Программы 2006 - 2008 годы"
Основные - Управление по образованию и науке
разработчики - Сочинский Центр Развития Образования
Программы
Цель Создать условия для реализации эффективных мер
Программы по повышению заинтересованности общественности
в качестве владения русским языком как средством
межкультурного общения населения г. Сочи
Краснодарского края.
Задачи 1. Воспитание у граждан бережного отношения к
Программы русскому языку, уважения к лучшим литературным
традициям; привлечение внимания к слову как
духовному феномену, явлению культуры и истории;
к проблеме кризисного состояния речемыслительной
культуры общества.
2. Формирование устойчивой потребности в
изучении современных норм русского языка,
использования грамотной русской речи для
эффективного решения коммуникативных задач
разных уровней, в том числе в профессиональной и
общественной деятельности.
3. Усиление интегрирующей составляющей русского
языка в условиях двуязычия и многоязычия города.
4. Укрепление связей между муниципалитетом
г. Сочи и другими территориями Краснодарского
края посредством серии мероприятий, направленных
на развитие культуры общения, речевого
взаимодействия.
Стратегические 1. Разработка и реализация комплекса дальнейших
направления мер по укреплению позиций, развития русского
Программы языка как государственного языка РФ, средства
межкультурного общения.
2. Разработка эффективного управления
реализацией Программы.
3. Создание в социально-культурной сфере города
необходимых условий для языковой адаптации
жителей, в силу разных условий недостаточно
хорошо владеющих русским языком.
4. Распространение идей, связанных с реализацией
Программы, в отдельных территориях
Краснодарского Края.
Сроки 2006 - 2008 годы
реализации
Программы
Этапы 2006 г. - создание новой модели управления
реализации (включая общественную составляющую) Программой;
Программы отработка серии мероприятий, направленных на
реализацию задач Программы; создание системы
мониторинга качества реализации Программы
2007 г. - проведение серии мероприятий,
направленных на реализацию Программы, с участием
других регионов Краснодарского края
2008 г. - исследование и оценка результатов
реализации Программы; описание и публикация
опыта
Объем и 2006 год - 2240,0 тыс. руб.
источники
финансирования
Программы
Система Управление и контроль хода реализации Программы
управления осуществляет администрация города, Городское
реализацией Собрание Сочи, Управление по образованию и науке
Программы
1. Введение
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России, обеспечивает их консолидацию и гармоничное социокультурное развитие. В современном российском обществе востребована личность, свободно владеющая русским языком как орудием интеллектуальной деятельности и духовно-нравственного прогресса в различных сферах коммуникации. Между тем состояние русского языка и речемыслительной культуры населения расценивается специалистами как кризисное.
С целью возрождения культуры русского слова в 2001 г. принята федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002 - 2005 гг., в 2002 г. разработана целевая программа на уровне Краснодарского края. В 2003 году администрацией г. Сочи была принята муниципальная целевая программа "Русский язык", призванная на локальном уровне конкретизировать концепцию краевой Программы. Программа "Русский язык" 2006 - 2008 г.г. учитывает результаты реализации предыдущей Программы и направлена на решение вышеобозначенных целей и задач.
2. Ситуационный анализ
2.1. Система программных мероприятий Программы включала в себя четыре раздела:
- Исследовательская деятельность и мониторинг процессов функционирования и развития русского языка.
- Организационные мероприятия:
1. "Русская словесность в контексте культуры XXI века"
2. "Русская словесность и православие"
- Организация работы по повышению квалификации педагогов-предметников.
- Пропаганда русского языка, литературы и культуры в средствах массовой информации. Просветительская деятельность в области русского языка и речевой культуры.
2.2. Перечень основных мероприятий, проведенных в ходе реализации Программы "Русский язык" 2003 - 2005 года:
- ежегодные Всероссийские конференции "Преподавание русского языка в условиях поликультурной среды", где были заслушаны доклады по теме "Из опыта работы муниципальной методической службы по реализации целевой программы "Русский язык" и о преподавании русского языка в условиях поликультурности";
- выставки "Русский язык как государственный язык Российской Федерации", где были представлены лучшие программы и разработки серий уроков русского языка и литературы;
- полная ревизия использования образовательных программ и учебников в школах города;
- серия информационно-аналитических семинаров, курсов повышения квалификации педагогов, методических мастерских, повышающих уровень владения педагогов современными технологиями преподавания русского языка и литературы, многие из них - с участием авторов учебников и представителей издательств;
- пилотирование экспериментальных программ и учебников;
- Кирилло-Мефодиевские чтения;
- олимпиады и конкурсы по русскому языку, словесности, журналистике;
- научно-практические конференции "Первые шаги в науку";
- панорамные дискуссии "Современная языковая личность";
- родительские собрания, связанные с проблемами в области изучения и преподавания русского языка;
- разработка спецкурсов по педагогической риторике и нормам коммуникации для всех категорий учителей-предметников; спецкурсов и серии уроков по "Кубановедению"; элективных курсов филологического направления в рамках эксперимента по предпрофильному и профильному обучению;
- анкетирование учителей-словесников на предмет выявления профессиональных затруднений;
- анкетирование родителей на предмет удовлетворенности уровнем преподавания русского языка и литературы;
- рабочая версия системы мониторинга качества преподавания русского языка и литературы;
- создание детского городского пресс-центра и двух многотиражных газет - "На волне" и "Большая перемена".
2.3. Основные результаты Программы.
Следует отметить, что реализация мероприятий Программы "Русский язык" 2003 - 2005 г.г. позволила:
- Добиться положительной динамики результатов сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, в том числе у учащихся школ с этнокультурным компонентом.
- Усилить контроль качества преподавания русского языка и литературы в школах с этнокультурным компонентом.
- Создать аналитическую базу данных об уровне и качестве владения русским языком учащихся школ г. Сочи.
- Выявить тенденции развития русского языка в поликультурном социуме.
- Разработать технологии диагностики и развития речевой культуры школьников, студентов, педагогов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Разработать и включить в программу повышения квалификации педагогов (а также иных работников социальной сферы) речеведческие модули.
- Усилить внимание и интерес школьников, педагогов к речевому самосовершенствованию, русскому языку, литературе, культуре, краеведению;
- Укрепить позиции русского литературного языка как средства межнационального общения в регионе.
2.4. Основные трудности и проблемы, выявленные в ходе реализации Программы "Русский язык" 2003 - 2005 г.г.
Разработчики Программы считают, что и 2006 - 2008 году следует обратить внимание на следующие аспекты деятельности:
- Программа была успешно реализована в "ближайшем социуме" - педагогическом сообществе, в среде учеников, студентов и родителей. Следует усилить общественную составляющую Программы - привлечь к ее реализации большее количество работодателей, представителей общественных организаций, СМИ, представителей бизнеса.
- Текущее управление реализацией содержательных аспектов Программы в основном осуществлялось группой разработчиков и специалистами Управления по образованию и науки администрации г. Сочи. Для более эффективного управления Программой 2005 - 2008 г.г. необходимо создать постоянно действующий межведомственный координационный совет и разработать модель управления реализацией Программы.
- Следует уделить более пристальное внимание обучению взрослого населения нормам речевой коммуникации, в том числе профессиональной, и запланировать серию обучающих программ для специалистов сферы обслуживания, других отраслей хозяйства города.
- Недостаточно разработано направление "Русская словесность и православие" в контексте поликонфессиональности региона.
- На данный момент отсутствует образовательная программа обучения русскому языку для взрослых жителей города, испытывающих значительные затруднения при общении на русском языке.
- В ходе реализации Программы осуществлялась постоянная связь с разработчиками краевой Программы "Русский язык", многие краевые мероприятия проходили на территории города Сочи, что позволяет говорить о востребованности локального опыта в крае. Однако инициатива проведения мероприятий по Программе в основном исходила от представителей Краевого департамента. Учитывая накопленный опыт и уникальные социокультурные характеристики региона, представляется возможным запланировать серию мероприятий с участием жителей других регионов Краснодарского края для совместной апробации экспериментальной деятельности в области разработки общей языковой политики.
3. Актуальность Программы "Русский язык"
2005 - 2008 г.г. в г. Сочи
Для Сочинского региона как поликультурного укрепление позиций, охрана и развитие русского языка особенно актуальны. В последние годы в регионе изменился социально-демографический состав, что ведет к изменению социально-этнокультурной среды. Соответственно на муниципальном уровне необходима научно обоснованная и скоординированная языковая политика в области русского и других национальных языков, учитывающая традиции двуязычия и многоязычия, которые служат источником взаимного обогащения языков и культур в Сочинском регионе.
В большинстве этнических групп населения Сочинского региона употребление русского языка занимает первое место, однако по результатам опросов и интервью около 40% представителей этнических групп испытывают острую нехватку средств русского языка для полноценного общения в социуме.
В образовательных приоритетах родителей первое место занимает знание русского языка. 30% респондентов выразили свою озабоченность качеством владения русского языка детьми и высказали опасение, что именно этот аспект может оказаться критическим при сдаче ЕГЭ по русскому языку и, соответственно, возможностью продолжить образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что все этнические группы населения Сочинского региона ориентированы на русскую культуру и русский язык, как неотъемлемую составляющую полноценной жизни и карьерной успешности.
Ведущим фактором формирования речемыслительной культуры населения является филологическое образование, в первую очередь - обучение русскому языку и литературе в школе, которое сегодня должно быть модернизировано в соответствие с социальным заказом. Обновление содержания школьного образования связывается с переносом акцентов с познавательной функции на воспитательную и развивающую, с разработкой коммуникативно-ориентированного курса русского языка, который может и должен быть адаптирован и перенесен на взрослое население Сочи, испытывающее потребность в изучении и совершенствовании русского языка.
В рамках ФЦП "Русский язык" на региональном уровне необходимо ее совершенствование благодаря конкретным скоординированным действиям администрации г. Сочи, специалистов-филологов, общественности по укреплению статуса, охране и развитию русского языка как важнейшего консолидирующего фактора в полиэтнокультурном регионе, по модернизации процесса обучения русскому языку и литературе, повышению речевой культуры разных групп населения.
4. Цель и задачи реализации Программы "Русский язык"
Стратегическая цель Программы:
- объединить усилия власти и общества в рамках эффективной муниципальной политики по укреплению позиций русского языка, его охране, развитию и распространению как государственного языка Российской Федерации, национального языка русского народа и средства межнационального общения народов, проживающих в г. Сочи.
Операциональная цель Программы:
- создать условия для реализации эффективных мер по повышению заинтересованности общественности в качестве владения русским языком как средством межкультурного общения населения г. Сочи Краснодарского края.
Задачами Программы являются:
1. Воспитание у граждан бережного отношения к русскому языку, уважения к лучшим литературным традициям; привлечение внимания к слову как духовному феномену, явлению культуры и истории; к проблеме кризисного состояния речемыслительной культуры общества.
2. Формирование устойчивой потребности в изучении современных норм русского языка, использования грамотной русской речи для эффективного решения коммуникативных задач разных уровней, в том числе в профессиональной и общественной деятельности.
3. Усиление интегрирующей составляющей русского языка в условиях двуязычия и многоязычия города.
4. Укрепление связей между муниципалитетом г. Сочи и другими территориями Краснодарского края посредством серии мероприятий, направленных на развитие культуры общения, речевого взаимодействия
5. Содержание Программы, приоритеты направления
Научно обоснованный координирующий документ призван обеспечить согласованность действий разных коллективов в проведении научных изысканий в области лингвистики, риторики, литературоведения, культурологии, этнологии, методики преподавания русского языка как родного и как государственного, а также других дисциплин в языковом аспекте, активизирует разработку, апробацию и внедрение новейших образовательных технологий, наладит механизмы взаимодействия специалистов с государственными структурами и заинтересованными общественными организациями города с целью совершенствования муниципальной политики в области функционирования русского языка как государственного.
Основные стратегические направления Программы 2006 - 2008 г.г.:
- Разработка и реализация комплекса дальнейших мер по укреплению позиций, развития русского языка как государственного языка РФ, средства межкультурного общения.
- Разработка эффективного управления реализацией Программы.
- Создание в социально-культурной сфере города необходимых условий для языковой адаптации жителей, в силу разных условий недостаточно хорошо владеющих русским языком.
- Инициация и распространение идей, связанных с реализацией Программы, в отдельных территориях Краснодарского Края.
Программа включает мероприятия, направленные на организацию исследований функционирования и тенденций развития русского языка в разных сферах города в целях совершенствования муниципальной языковой политики, создания нового поколения учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.
Программа также предусматривают проведение научных конференций, семинаров, олимпиад, праздничных мероприятий, посвященных проблемам русского языка и литературы, подготовку новых образовательных программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, повышение квалификации преподавателей-словесников и других категорий педагогов, пропаганду русского языка и речевой культуры, русской словесности и филологического знания в средствах массовой информации.
Особое место в программе занимает разработка спецкурсов для взрослого населения города, испытывающего потребность в совершенствовании коммуникативных умений, в том числе профессиональных.
6. Управление ходом реализации Программы
Бюджет Программы формируется из средств муниципального бюджета за счет текущего финансирования; при формировании бюджета предусматривается целевое выделение средств на программу, а также за счет внебюджетных источников.
Разработку и реализацию Программы осуществляет Координационный совет, сформированный на основании распоряжения Главы г. Сочи и действующий в соответствии с Положением о Координационном совете, утвержденным названным распоряжением.
Координационный совет представляет Программу для утверждения и согласования ее содержательной и финансовой частей в Городское Собрание Сочи, а также отчитывается о результатах ее реализации в соответствии с планом мероприятий Целевой программы "Русский язык".
Корректировка Программы, в том числе включение новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению Координационного совета.
Контроль выполнения Программы осуществляется Администрацией и Городским Собранием Сочи.
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на слушаниях Городского Собрания Сочи. В подготовке вопроса принимают участие представители образовательных учреждений, творческих объединений, общественных организаций города.
7. Ожидаемые продукты и результаты
В результате реализации Программы 2006 - 2008 г.г. будут представлены:
- Развитая и апробированная система мер по усилению значения русского языка как языка межкультурной коммуникации в поликультурном регионе.
- Апробированная система межведомственного управления муниципальной целевой программой.
- Пакет современных образовательных программ, технологий, методик обучения русскому языку и культуре для школьников с учетом поликультурной реальности юга России.
- Пакет современных программ и методик повышения профессиональной коммуникативной компетентности взрослого населения г. Сочи с учетом социального заказа муниципалитета.
- Пакет диагностических исследований уровня владения современным русским языком.
- Публикации исследований школьников в области современного русского языка.
Разработчики Программы планируют получить следующие результаты:
- Повышение профессиональной коммуникативной компетенции молодежи г. Сочи.
- Повышение интереса к изучению русского языка и культуры у граждан города.
- Устойчивую тенденцию на повышение качества владения русским языком у выпускников школ.
- Устойчивую тенденцию на обеспечение равных условий при поступлении в вузы, приеме на работу выпускников школ с этнокультурным компонентом.
8. План мероприятий по реализации Программы
Задача | Мероприятия | Сроки | Ресурсное обеспечение |
Сумма (тыс. руб) |
1. Воспитание у граждан бе- режного отно- шения к рус- скому языку, уважения к лучшим литера- турным тради- циям; привле- чение внимания к слову как духовному фе- номену, явле- нию культуры и истории; к проблеме кри- зисного состо- яния речемыс- лительной культуры об- щества. 2. Формирова- ние устойчивой потребности в изучении сов- ременных норм русского язы- ка, использо- вания грамот- ной русской речи для эф- фективного ре- шения коммуни- кативных задач разных уров- ней, в том числе в про- фессиональной и общественной деятельности. 3. Усиление интегрирующей составляющей русского языка в условиях двуязычия и многоязычия города. 4. Укрепление связей между муниципалите- том г. Сочи и другими терри- ториями Крас- нодарского края посредст- вом серии ме- роприятий, направленных на развитие культуры обще- ния, речевого взаимодействия |
- Публикации в СМИ. Под- держка детс- ких печатных органов. - Развитие деятельности профильных журналистских классов - Проведение семейных лек- ториев. - Проведение сочинского фестиваля славянской культуры. - Проведение Кирилло-мефо- диевских чте- ний - Проведение педагогичес- ких чтений и конференций - Проведение исследований в области Ку- бановедения (включая вы- езды, экспе- диции) - Обучение учителей ос- новам право- славной куль- туры - Проведение исследований в области современного русского язы- ка - Разработка и пилотирова- ние новых программ для школьников и студентов - Разработка и пилотирова- ние новых программ для взрослого на- селения - Обучение учителей на курсах повы- шения квали- фикации в г. Москва, Санкт-Петер- бург - Поддержка школ с этно- культурным компонентом - Проведение детского краевого фес- тиваля "Лига вундеркиндов" - Обобщение и публикация результатов Исследований Проведение семинаров, конференций |
В течение года В течение года 1 раз в месяц март май февраль, август В течение года Январь, март, июнь В течение года В течение года В течение года В течение года октябрь март Сентябрь - октябрь В течение года |
Оборудование Оборудование Оплата услуг оборудование Расходные материалы, оформление Оплата услуг Оборудование Расходные материалы, оформление Оплата услуг Оборудование Расходные материалы, оформление оплата ко- мандировоч- ных компьютер оплата ко- мандировоч- ных Программное обеспечение Компьютер Оплата труда Оплата труда оплата ко- мандировоч- ных Оборудование Оплата услуг Расходные материалы Призы Оплата услуг Расходные материалы |
250 430 30 30 70 50 30 70 50 20 30 20 30 (суточные) 50 (проезд) 50 (прожива- ние) 50 30 (суточные) 50 (прожива- ние) 100 (проезд) 50 50 100 30 (суточные) 50 (прожива- ние) 100 (проезд) 200 30 50 70 20 |
Итого: | 2240 |
И.о. Главы города Сочи |
А. Ю. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Городского Собрания Сочи от 1 ноября 2005 г. N 339 "Об утверждении целевой программы "Русский язык на 2006 - 2008 годы"
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Городского Собрания Сочи Краснодарского края от 15 февраля 2017 г. N 24 настоящее решение признано утратившим силу