Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
города-героя Новороссийска
от 31 января 2006 г. N 172
Городская целевая программа
"Жилище" на 2005 - 2010 годы
Паспорт
городской целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы
Наименование Городская целевая программа "Жилище" на
программы 2005 - 2010 годы (далее - Программа)
Основания для распоряжение главы администрации Краснодарского
разработки края от 18 марта 2005 года N 208-р "О разработке
Программы краевой целевой программы "Жилище" на
2005 - 2010 годы"
Основные Управление экономического развития, инвестиций
разработчики и ценовой политики администрации города
Программы Новороссийска
Управление строительства и перспективного
развития администрации города;
Управление инвестиционного развития и ипотеки
Комитет по делам молодежи администрации города
Координатор Управление экономического развития, инвестиций
Программы и ценовой политики администрации города
Новороссийска
Основные Управление экономического развития, инвестиций
исполнители и ценовой политики администрации города;
Программы Финансовое управление Департамента по финансам,
бюджету и контролю Краснодарского края в
городе Новороссийске;
Управление строительства и перспективного
развития администрации города;
Управление инвестиционного развития и ипотеки;
Комитет по делам молодежи администрации города;
МУП "Городская квартирно-правовая служба
администрации города Новороссийска";
Управление здравоохранения администрации города;
Управление образования администрации города;
Управление культуры администрации города;
Управление информации и социально-политического
прогнозирования администрации города;
Отдел опеки и попечительства администрации
города;
ОАО "Кубанское ипотечное агентство";
ООО "Региональный центр оценки";
Кредитные организации города
Основные цели комплексное решение проблемы перехода
Программы к устойчивому развитию жилищной сферы
создание условий, обеспечивающих доступность
жилья для граждан города Новороссийска
Задачи Программы - формирование рынка доступного жилья и
эффективных финансовых механизмов,
обеспечивающих доступность жилья для
граждан с разным уровнем доходов
- увеличение темпов жилищного строительства
и реконструкции жилья, приведение его
структуры и технических характеристик в
соответствие со спросом и потребностями
населения, повышение качества и эффективности
жилищного строительства
- обеспечение жильем отдельных категорий
граждан, определенных законодательством
Российской Федерации, в пределах установленных
социальных стандартов
Срок реализации 2005 - 2010 годы
Программы
Перечень - подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного
подпрограмм кредитования в городе Новороссийске
на 2005 - 2010 годы"
- подпрограмма "Переселение граждан
Российской Федерации, проживающих на территории
города Новороссийска, из ветхого и аварийного
муниципального жилищного фонда" на
2004 - 2010 годы"
- подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье
на 2005 - 2010 годы"
Объем и источники общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 1127,2 млн. рублей, в том числе:
Программы из средств
муниципального бюджета 170,9 млн. рублей
Планируется привлечение из:
- федерального бюджета
(по согласованию) 30,1 млн. рублей;
- краевого бюджета
(по согласованию) 63,8 млн. рублей;
- прочих источников 862,3 млн. рублей
Ожидаемые - создание рынка доступного жилья и механизмов,
результаты обеспечивающих доступность жилья для граждан с
реализации разным уровнем доходов, в том числе
Программы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;
- увеличение объема вводимого жилья ежегодно в
1,8 раза
- улучшение жилищных условий 1360 семей с разным
уровнем доходов, в том числе 100 семей граждан,
относящихся к отдельным категориям, определенным
законодательством Российской Федерации;
- улучшение демографической ситуации, снижение
социальной напряженности в обществе;
Контроль за Контроль за исполнением Программы осуществляют
исполнением администрация города и городская Дума
Программы города-героя Новороссийска
Общие положения
Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, основными направлениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы), краевой целевой Программой "Жилище" на 2005 - 2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края N 1489-П от 25 мая 2005 года.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Жилищная проблема в Краснодарском крае и городе является одной из наиболее острых социальных проблем. По итогам 2004 года уровень обеспеченности жильем на территории города составил 16,1 метров квадратных на душу населения, при среднекраевом показателе - 19 м. кв.
В улучшении жилищных условий только из числа зарегистрированных граждан нуждаются 9100 семей.
Чтобы обеспечить жильем только очередников, необходимо построить 491,4 тысяч квадратных метров жилья (при социальной норме предоставления жилых помещений в среднем 54 квадратных метра на 1 семью).
Фактически в 2004 году жилищные условия улучшили около 900 семей.
Реальную потребность в улучшении жилищных условий испытывают более 10 тысяч семей. Объемы жилищного строительства в городе не обеспечивают эту потребность. Ежегодно сдается в эксплуатацию 30 - 40 тысяч квадратных метров жилья. При этом более 70 процентов жилых домов строится за счет средств населения. Потенциал индивидуального жилищного строительства используется не в полной мере. Большая часть отведенных для индивидуального строительства территорий не имеет достаточной социальной и инженерной инфраструктуры. Ряд пригородных территорий застроен усадебными домами и коттеджами, которые не сданы в эксплуатацию из-за отсутствия инженерных коммуникаций.
Строительный комплекс города развивается стабильно, сохраняется сложившаяся тенденция к росту объемов производства.
На территории города осуществляют свою деятельность 23 крупных строительных предприятия. Объемы производства в стоимостном выражении за 2004 год составили около 2,5 млрд. рублей. Осуществляют деятельность 12 инвесторов-застройщиков, с которыми заключено 19 инвестиционных контрактов.
По состоянию на 01 января 2005 года введено в эксплуатацию 26,6 тысяч квадратных метров многоэтажного жилья 53,3 тысяч метров квадратных индивидуального жилья.
Внебюджетные финансовые средства, инвестированные в жилищное строительство за первое полугодие 2005 года составили около 200 миллионов рублей.
Основной причиной, сдерживающей рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
- ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;
- недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
- недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
При сокращении объемов строительства государственного и муниципального жилья и, соответственно, уменьшении количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизации большей части жилищного фонда, переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказался не обеспечен необходимыми финансовыми и организационными мерами.
На территории города доля ветхого и аварийного жилья составляет 0,5 %. Сегодня его суммарная площадь составляет свыше 10 тысяч квадратных метров, в нем проживает более 310 семей. Это сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций, ухудшает внешний облик и благоустройство города, сдерживает развитие инженерной и социальной инфраструктур. Площадь необходимая для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья составляет 16,7 тысяч м. кв. Как правило, граждане, проживающие в ветхих и аварийных помещениях, не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма квартиру или дом в удовлетворительном состоянии.
Особенно остро жилищная проблема стоит перед молодыми семьями. Их финансовые возможности ограничены, так как в подавляющей массе молодые работники имеют низкие доходы и не имеют накоплений.
В настоящее время число молодых семей, находящихся в базе данных комитета по делам молодежи г. Новороссийска, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составило 56 семей (169 человек).
В результате сложившихся обстоятельств, когда большинство молодых семей не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания помощи молодым семьям и приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь позволит повлиять на их репродуктивное поведение.
Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части работающего населения города, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.
Для решения этой задачи необходимо:
- развивать долгосрочное жилищное кредитование, которое должно стать доступным для граждан со средними доходами. Необходимы финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов граждан;
- использовать различные формы финансирования, например, участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах;
- упростить процедуру получения разрешений и согласований на строительство, установить четкие правила землепользования и застройки;
- обеспечить подготовку инженерно-коммунальной инфраструктуры;
- создать конкурентные условия для жилищного строительства в целях предотвращения роста цен на рынке жилья;
В городе за последние годы сформированы все необходимые предпосылки для значительного роста объемов жилищного строительства.
Анализ развития строительного комплекса показал, что:
- темпы жилищного строительства, в первую очередь, зависят от наличия отведенных под строительство земельных участков с известными инженерно-геологическими условиями, наличия проектно-сметной документации на определенные типоразмеры быстровозводимых домов, отвечающих современным требованиям по энергоэффективности, сейсмобезопасности, комфортности, архитектурной выразительности;
- при компактной жилой застройке на новых площадках необходимо иметь проектно-сметную документацию на инженерные сети (водопровод, канализация, газоснабжение, электроснабжение) и подъездные дороги.
Необходимость наращивания темпов жилищного строительства, обеспечения доступности жилья определяет целесообразность принятия комплексной программы, поскольку решение жилищной проблемы:
- направлено на улучшение условий и качества жизни населения, предотвращение чрезвычайных ситуаций, эффективное функционирования рынка жилья;
- носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;
- не может быть осуществлено в пределах одного финансового года;
- носит комплексный характер, оказывает значительный эффект на общее экономическое развитие, рост производства и социальное благополучие в обществе.
В настоящее время в Краснодарском крае и городе реализуется ряд целевых программ, направленных на решение жилищной проблемы:
целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2012 годы, утвержденная решением городской Думы III созыва г. Новороссийска 29 октября 2004 года N 754;
целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Новороссийска, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004 - 2010 годы, утвержденная решением городской Думы III созыва г. Новороссийска 26 декабря 2003 года N 589;
Разработана Программа развития ипотечного жилищного кредитования в городе Новороссийске на 2005 - 2010 годы.
Однако они функционируют разрозненно, что не позволяет проводить эффективную жилищную политику, добиться значительного роста объемов вводимого жилья, сделать жилье доступным для различных слоев населения.
Настоящая Программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы. Главный принцип новой стратегии жилищного строительства - доступность жилья для всех категорий граждан. На этой основе будут решаться и вопросы обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации.
В связи с этим в Программу в качестве подпрограмм включены действующие городские целевые программы и отдельные мероприятия, реализуемые в рамках федеральных и краевых целевых программ.
II. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому развитию жилищной сферы, создание условий, обеспечивающих доступность жилья для граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Новороссийска.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
формирование рынка доступного жилья и эффективных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;
увеличение темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
III. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных целей и задач и осуществляются по двум основным направлениям:
- формирование рынка доступного жилья;
- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах установленных социальных стандартов.
III.1. Формирование рынка доступного жилья
Основными задачами политики в сфере формирования рынка доступного жилья на территории города Новороссийска являются:
- создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу;
- создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышения доступа к нему определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
- развитие долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другие);
- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления прав на сформированные земельные участки застройщикам, упрощение процедур согласования исходно-разрешительной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;
Для решения перечисленных задач предусматриваются следующие мероприятия:
а) Формирование реестра земельных участков для строительства доступного жилья, который включает:
- земельные участки на территории города, имеющие инженерные коммуникации;
- земли, освобожденные за счет сноса ветхого и аварийного жилья в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Новороссийска, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на 2004 - 2010 годы;
- земельные участки на территории города, пригодные для жилищной застройки и не имеющие инженерных коммуникаций.
На основании сформированного реестра составляется план действий по подготовке земельных участков, не имеющих документации и инженерных коммуникаций, в том числе планы подготовки проектно-сметной документации, строительства инженерных коммуникаций, дорог, определяются возможные источники финансирования.
По земельным участкам, предназначенным для многоэтажной или индивидуальной застройки микрорайонов, составляются планы разработки градостроительной документации с необходимой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой, планы проведения работ по обустройству площадок и привлечению инвестиций на эти цели.
б) Предоставление подготовленных земельных участков для строительства доступного жилья.
Земельные участки на территории города, пригодные для жилищной застройки, не имеющие инженерных коммуникаций, обустраиваются за счет средств местных бюджетов а также привлеченных средств.
Земельные участки, имеющие инженерную инфраструктуру, обеспеченные комплектом проектной и исходно-разрешительной документации, предоставляются для строительства доступного жилья:
инвесторам-застройщикам на базе процедуры торгов для
строительства доступного жилья, в том числе с применением
механизма ипотечного жилищного кредитования.
Основными конкурсными условиями при этом могут быть:
- установленная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья (ниже рыночной), при этом в течение всего срока строительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляется контроль со стороны органов местного самоуправления за соблюдением установленной стоимости жилья;
- предоставление части квартир в строящемся доме в муниципальный жилой фонд, для обеспечения жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, состоящих на учете.
государственным или муниципальным заказчикам. Строительство
жилого дома осуществляется преимущественно за счет
бюджетных средств. На условиях долевого участия
привлекаются ипотечные жилищные кредиты и инвестиции
организаций различных форм собственности (для обеспечения
жильем своих сотрудников). При этом участие организаций
может выражаться в поставке строительных материалов,
бесплатном предоставлении транспортных средств,
строительных машин и механизмов, выполнении отдельных видов
работ.
Предоставление квартир может осуществляться для следующих категорий граждан:
- малоимущие и отдельные категории граждан, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- проживающие в ветхом и аварийном жилом фонде, подлежащем сносу;
- молодые семьи;
- граждане со средним достатком, участвующие в программе ипотечного жилищного кредитования;
- часть квартир резервируется для создания муниципального переселенческого жилого фонда;
индивидуальным застройщикам, в том числе молодым семьям.
Гражданину, изъявившему желание построить собственный дом,
могут предлагаться типовые проекты, при этом
согласовываются применяемые при строительстве материалы для
соблюдения архитектурного облика района индивидуальной
застройки.
При этом возможно применение следующих мер поддержки:
- рассрочка по оплате земельного участка и стоимости инженерных коммуникаций;
- субсидии из бюджетов всех уровней, предусмотренные федеральными и краевыми программами для молодых семей и сельских граждан;
- субсидирование части стоимости жилья для участников ипотечного жилищного строительства;
жилищно-строительным кооперативам, в том числе молодежным,
на конкурсной основе между кооперативами.
Положения настоящего подпункта Программы относятся только к строительству доступного жилья.
в) Развитие институтов долгосрочного жилищного кредитования
Реализация мер по развитию долгосрочного жилищного кредитования будет осуществляться в рамках подпрограммы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Новороссийске на 2005 - 2010 годы
Основная цель подпрограммы - создание условий для обеспечения жителей города доступным жильем посредством применения механизмов ипотечного жилищного кредитования, государственного стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на строительство доступного жилья.
Реализация подпрограммы будет осуществляться с использованием различных механизмов финансового и фондового рынка, путем вовлечения в процессы ипотечного жилищного кредитования кредитных организаций, финансовых компаний, накоплений граждан.
В рамках подпрограммы предусматривается:
развитие системы кредитования физических лиц,
государственной поддержки юридических и физических лиц -
участников подпрограммы,
снижения рисков при кредитовании и строительстве жилья.
В том числе:
- субсидирование части стоимости жилья физическим лицам - участникам ипотечного жилищного кредитования;
- субсидирование процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам физическим лицам - участникам ипотечного жилищного кредитования;
- обеспечение гарантий прав участников системы ипотечного жилищного кредитования (в том числе: формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан, утративших жилье в результате невыплаты ипотечного кредита на его приобретение и разработка Порядка действия органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолетние дети, в ипотеку и на обращение взыскания на эти помещения).
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 861 млн. рублей, из которых привлеченные средства кредитных организаций и других инвесторов оцениваются в размере 536,9 млн. рублей, средства населения - 229,1 млн. рублей. Из краевого бюджета на государственную поддержку развития ипотеки планируется получить 9,82 млн. рублей, средства муниципального бюджета - 85,2 млн. рублей.
В результате за период реализации подпрограммы предполагается обеспечить жильем не менее 500 семей.
Координатор подпрограммы - управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики администрации города Новороссийска.
г) Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение его качества и эффективности.
Для реализации этого мероприятия предусматривается:
стимулирование проведения модернизации домостроительных
предприятий в целях перехода к современным эффективным и
энергосберегающим архитектурно-строительным системам, а
также увеличения объемов жилищного строительства на
территории города.
в том числе:
- оказание помощи в получении субсидий из краевого бюджета на оплату части процентных ставок по кредитам, полученным на эти цели;
- проведение работы с кредитными организациями города, направленной на развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
- привлечение частного капитала в сферу развития инженерно-коммунальной инфраструктуры, в том числе средств энерго-, газо- и водоснабжающих организаций, частных операторов-инвесторов на условиях инвестиционных (концессионных) соглашений;
- регулирование вопросов межевания и землеустройства, предоставления долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования или строительства, в том числе с использованием конкурсных процедур;
- содействие развитию системы страхования строительных рисков и профессиональной ответственности строителей;
- меры по упрощению процедуры оформления исходно-разрешительной документации на строительство жилых домов, в том числе: разработки схемы одновременной подготовки ряда разрешительных документов; сокращения перечня согласующих инстанций; внедрения технологии одновременного прохождения экспертиз во всех заинтересованных организациях, а также привлечения для этих целей специалистов из смежных организаций.
Перечисленные выше мероприятия (пункты а - г) позволят значительно снизить стоимость одного квадратного метра общей площади построенного жилья, создать конкуренцию на рынке жилищного строительства, в результате чего снизятся цены как на первичном, так и вторичном рынках жилья, расширится спрос населения на жилье, увеличится предложение жилья на рынке, в том числе за счет увеличения объемов жилищного строительства, а это обеспечит доступность жилья для основных групп населения).
III.2. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан,
определенных законодательством Российской Федерации
Основная задача - реализация подпрограмм и мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, стоящих в очереди, будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по снижению стоимости жилья и обеспечению его доступности для различных категорий граждан. Предусматривается применение различных схем обеспечения жильем граждан, стоящих на очереди, в том числе их участие в строительстве жилых домов (или при индивидуальной застройке) с учетом возможных мер государственной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Для решения этой задачи предусматриваются следующие мероприятия:
а) Формирование очереди на получение бесплатного жилья по договору социального найма.
Для реализации этого мероприятия предусматривается:
корректировка очереди в соответствии с порядком ведения
органами местного самоуправления учета граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях критериями и отнесения
граждан к малоимущим в порядке, установленном
законодательством Краснодарского края;
в том числе:
- приведение в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, нормативных документов, определяющих конкретные категории граждан, имеющие право на получение бесплатного жилья;
- информирование населения и очередников о новых нормативных документах;
- формирование очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях;
- формирование очереди малоимущих граждан, проживающих в городе, нуждающихся в жилых помещениях;
б) Организация деятельности муниципального жилищного фонда социального использования.
Для реализации этого мероприятия предусматривается:
Формирование городского жилищного фонда социального
использования
в том числе:
- разработка и утверждение устава жилищного фонда социального использования;
- разработка и утверждение положения о жилищном фонде социального использования;
- разработка порядка предоставления жилья на условиях социального найма для малоимущих граждан
Пополнение городского жилищного фонда социального использования за счет строительства нового жилья или приобретения его на вторичном рынке будет осуществляться из средств местного бюджета, в том числе в порядке долевого участия в строительстве жилых домов инвесторами, а также за счет средств инвесторов.
Условия предоставления квартир для малоимущих определяются в соглашениях с инвестором при предоставлении ему подготовленных земельных участков для строительства жилья, имеющих инженерную инфраструктуру.
в) Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Переселение граждан осуществляется в рамках подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Новороссийска, из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Основными целями и задачами указанной подпрограммы являются:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания;
- ликвидация существующего аварийного и ветхого муниципального жилищного фонда.
- подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда;
- оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом.
В рамках реализации этой подпрограммы предусматривается:
разработка нормативно-методической базы и механизмов
предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом права
выбора жилого помещения самими гражданами
формирование, привлечение и эффективное использование
финансовых и инвестиционных ресурсов для переселения
граждан из ветхого и аварийного жилья в благоустроенное
жилье
создание социально-экономических условий по формированию
жилищного фонда для переселения граждан из помещений,
подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного
отселения из домов, подлежащих реконструкции, граждан,
изъявивших желание сохранить прежнее жилье
поэтапное планомерное переселение граждан на основе
обеспечения права выбора варианта улучшения их жилищных
условий и дальнейший снос или полная реконструкция ветхого
жилищного фонда
подготовка освобожденных земельных участков для новой
застройки и их продажа в соответствии с законодательством
Российской Федерации
Расходы на реализацию названной подпрограммы за счет всех источников финансирования составляют 130,3 млн. рублей, в том числе за счет муниципального бюджета - 39,5 млн. рублей, планируется привлечь средства краевого бюджета - 37,3 млн. рублей, федерального бюджета - 13,5 млн. рублей и внебюджетных источников - 40,0 млн. рублей.
В результате выполнения подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Новороссийска, из ветхого и аварийного жилищного фонда" предполагается переселить из ветхого и аварийного жилья 310 семей и улучшить архитектурный облик города.
Координатор указанной подпрограммы - комитет по управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новороссийска.
г) Обеспечение жильем молодых семей
Создание системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы предусмотрено в подпрограмме "Молодой семье - доступное жилье".
Целью этой подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации. Одна из основных задач подпрограммы состоит в создании механизмов, позволяющих консолидировать средства из различных источников, и обеспечении их эффективного использования в строительстве жилья для молодых семей.
В рамках этой подпрограммы предусматривается:
содействие в организации молодежных жилищных и
жилищно-строительных кооперативов;
организация и проведение информационной и разъяснительной
работы среди населения Краснодарского края по освещению
целей и задач указанной подпрограммы
Корректировка городской базы данных о молодых семьях,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо не имеющих
жилья, на основе единых критериев отнесения молодых семей к
различным категориям граждан с учетом нуждаемости жилищных
условий, уровня дохода на члена семьи, количество детей и
иных факторов
Государственная поддержка молодых семей
Поддержка молодых семей включает в себя:
- предоставление безвозмездных субсидий молодым семьям на строительство или приобретение жилья;
- предоставление субсидий молодым семьям на компенсацию части затрат, произведенных на строительство (приобретение) жилья или погашение части кредита (займа) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка;
- предоставление безвозмездных субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным молодыми семьями для приобретения или строительства жилья.
Предусматривается получение средства краевого бюджета на конкурсной основе.
Расходы на реализацию названной подпрограммы за счет всех источников финансирования составляют 135,8 млн. рублей, в том числе за счет муниципального бюджета - 46,3 млн. рублей, планируется привлечь на конкурсной основе средства краевого бюджета - 16,6 млн. рублей, федерального бюджета - 16,6 млн. рублей и внебюджетных источников - 56,3 млн. рублей.
Реализация подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" позволит при государственной поддержке решить жилищную проблему 550 молодых семей, укрепить институт семьи, увеличить рождаемость, улучшить социально-бытовые и жилищные условия старшего поколения.
Координаторы подпрограммы - городской комитет по делам молодежи
III.З. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
1 | Формирование и корректировка реестра земельных участков для строительства доступного жилья, в том числе: |
ежеквартально | Управление архитектуры и градостроительства города; Управление инвестиционного развития и ипотеки |
1.1. | земельные участки на территории города, имеющие инженерные коммуникации; |
ежеквартально | Управление архитектуры и градостроительства города |
1.2. | земли, освобожденные за счет сноса ветхого и аварийного жилья в рамках реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Новороссийска, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" на 2004 -2010 годы; |
ежеквартально | Управление архитектуры и градостроительства города |
1.3. | земельные участки на территории города, пригодные для жилищной застройки и не имеющие инженерных коммуникаций |
ежеквартально | Управление архитектуры и градостроительства города |
2 | Формирование и утверждение планов разработки градостроительной до- кументации с необходимой инженер- ной, социальной и транспортной инфраструктурой и планов подго- товки проектно-сметной документа- ции, строительства инженерных коммуникаций, дорог, с определе- нием возможных источников финансирования |
Ежегодно до 01 марта |
Управление архитектуры и градостроительства города |
3. | Формирование и утверждение планов проведения работ по обустройству площадок и привлечению инвестиций на эти цели по земельным участ- кам, предназначенным для многоэ- тажной или индивидуальной заст- ройки микрорайонов |
Ежегодно до 01 марта |
Управление архитектуры и градостроительства города |
4. | Разработка и утверждение Порядка предоставления земельных участков для строительства доступного жилья, имеющих инженерную инфраструктуру, обеспеченных комплектом проектной и исходно- разрешительной документации, в том числе: |
01.03.2006 | Управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики; Управление инвестиционного развития и ипотеки; Комитет по учету и управ- лению муниципального иму- щества и земельных отношений |
4.1. | инвесторам-застройщикам на базе процедуры торгов для строительства доступного жилья, в том числе с применением механизма ипотечного жилищного кредитования, (предусмотреть следующие конкурсные условия: - установленная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья (ниже рыночной), - предоставление части квартир в строящемся доме в муниципальный жилой фонд, для обеспечения жиль- ем малоимущих и отдельных катего- рий граждан, состоящих на учете) |
1.03.2006 | Управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики; Управление инвестиционного развития и ипотеки; Комитет по учету и управлению муниципального имущества и земельных отношений |
4.2. | государственным или муниципальным заказчикам |
01.03.2006 | Управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики |
4.3. | индивидуальным застройщикам, в том числе молодым семьям |
01.03.2006 | Управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики; Комитет по делам молодежи |
4.4. | жилищно-строительным кооперативам, в том числе молодежным, на конкурсной основе между кооперативами, предусмотрев возможное предоставление рассрочки платежа по оплате земельного участка и стоимости инженерных сетей |
01.03.2006 | Управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики; Комитет по учету и управлению муниципального имущества и земельных отношений |
5. | Разработка Положения о порядке оказания финансовой поддержки жителей города Новороссийска за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий на оплату части стоимости жилья, приобретаемого с привлечением ипотечного кредита |
01.10.2006 | Управление инвестиционного развития и ипотеки; Правовое управление администрации города. |
6. | Разработка Положения о порядке оказания финансовой поддержки жителей города Новороссийска за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий на оплату части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту |
01.10.2006 | Управление инвестиционного развития и ипотеки; Правовое управление администрации города. |
7. | Разработка порядка создания и использования муниципального фонда жилья для временного переселения граждан, не выполнивших свои обязательства по договорам ипотечного жилищного кредитования |
01.03.2006 | Комитет по учету и управлению муниципального имущества и земельным отношениям; Управление инвестиционного развития и ипотеки; Правовое управление администрации города; |
8. | Порядок действия органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолетние дети, в ипотеку и на обращение взыскания на эти помещения |
01.03.2006 | Отдел опеки и попечительства; Правовое управление администрации города |
9. | Формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граж- дан, утративших жилье в результа- те невыплаты ипотечного кредита |
2006 - 2010 | Комитет по учету и управлению муниципального имущества и земельным отношениям; Управление инвестиционного развития и ипотеки; |
10. | Оказание помощи в организации работы жилищно-строительных и потребительских ипотечных коопе- ративов, в том числе и молодеж- ных, деятельность которых направ- лена на улучшение жилищных усло- вий членов кооперативов |
2005 - 2010 Постоянно |
Управление инвестиционного развития и ипотеки; Управление строительства и перспективного развития города; Комитет по делам молодежи |
11. | Разработка порядка межевания и землеустройства, предоставления долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования или строительства, в том числе с использованием конкурсных процедур |
01.03.2006 | Управление строительства и перспективного развития города; МУП "Центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "Одно окно" администрации г. Новороссийска"; ДП ФГУП "Новороссийский земельный центр# |
12. | Упрощение процедуры оформления исходно-разрешительной документа- ции на строительство жилых домов, в том числе: - разработки схемы одновременной подготовки ряда разрешительных документов; - сокращения перечня согласующих инстанций; - внедрения технологии одновре- менного прохождения экспертиз во всех заинтересованных организаци- ях, а также привлечения для этих целей специалистов из смежных организаций |
01.03.2006 | Управление инвестиционного развития и ипотеки; Управление архитектуры и градостроительства города; Правовое управление администрации города; Комитет по управлению жилищно-коммунального хозяйства; Управление капитального строительства |
14. | Проведение корректировки очереди нуждающихся в жилье граждан, в соответствии с порядком ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждаю- щихся в жилых помещениях крите- риями и отнесения граждан к мало- имущим в порядке, установленном законодательством Краснодарского края |
2005 - 2010 Постоянно |
МУП "Городская квартирно- правовая служба администрации города Новороссийска" |
15. | Формирование городского жилищного фонда социального использования в том числе: |
2006 | Управление инвестиционного развития и ипотеки; Управление строительства и перспективного развития города; Комитет по учету и управлению муниципального имущества и земельным отношениям; Правовое управление администрации города |
15.1. | - разработка и утверждение устава жилищного фонда социального использования; |
2006 | Управление строительства и перспективного развития города; Комитет по учету и управлению муниципального имущества и земельным отношениям |
15.2. | - разработка и утверждение положения о жилищном фонде социального использования; |
2006 | Управление строительства и перспективного развития города; Комитет по учету и управлению муниципального имущества и земельным отношениям |
15.3. | - разработка порядка предоставления жилья на условиях социального найма для малоимущих граждан |
2006 | Правовое управление администрации города; МУП "Городская квартирно- правовая служба администрации города Новороссийска" |
16. | Составление бюджетной заявки на получение денежных средств из федерального бюджета |
ежегодно до 01.07.2006 - 2010 г. |
Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города |
17. | Разработка и утверждение в установленном законодательством порядке положения о порядке и условиях переселения граждан из непригодного для проживания ветхого и аварийного жилищного фонда |
01.03.06 г. | Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города; Правовое управление; МУП "Городская квартирно- правовая служба администрации г. Новороссийска" |
18. | Мониторинг состояния аварийных жилых домов и корректировка реестра ветхих и аварийных жилых домов. Уточнение объемов такого жилья и численности проживающих в нем семей и граждан. |
2005 - 2010 годы 1 раз в год |
Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города; Управление строительства и перспективного развития города. |
19. | Формирование и освобождение имеющегося маневренного жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, расположенных в муниципальных домах, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции |
Постоянно 2006 - 2008 годы |
Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города. |
20. | Установление очередности пересе- ления граждан из ветхого и ава- рийного жилищного фонда в зави- симости от степени износа, техни- ческого состояния и инвестицион- ной привлекательности застройки |
Ежегодно 1 раз в год. |
Управление строительства и перспективного развития города; Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города |
21. | Разработка мероприятий по оптими- зации и развитию освобождающихся, после расселения ветхих и аварий- ных жилых домов, земельных участков. |
2005 -2010 постоянно |
Управление архитектуры и градостроительства; Управление строительства и перспективного развития города. |
22. | Формирование жилищного фонда для переселения граждан из аварийных домов, подлежащих сносу: выявле- ние незавершенных строительством жилых домов с высокой степенью готовности, строительство нового жилья; Приобретение квартир (жилых домов) на вторичном рынке жилья. |
2006 - 2010 года |
Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города; Управление капитального строительства г. Новороссийска; МУП "Городская квартирно- правовая служба" |
23. | Корректировка городской базы дан- ных о молодых семьях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ли- бо не имеющих жилья, на основе единых критериев отнесения моло- дых семей к различным категориям граждан с учетом нуждаемости жилищных условий, уровня дохода на члена семьи, количество детей и иных факторов. |
2005 - 2010 годы ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным |
Комитет по делам молодежи, МУП "Городская квартирно- правовая служба" |
24. | Подготовка предложений по объемам и условиям предоставления средств местного бюджета для решения жилищных проблем молодых семей |
Ежегодно до 15 сентября 2005 - 2010 |
Комитет по делам молодежи |
25. | Работа с предприятиями, банками, инвесторами по реализации Программы и подготовка соглашений по реализации жилищных проектов |
2005 - 2010 постоянно |
Управление инвестиционного развития и ипотеки; Комитет по делам молодежи |
26. | Участие в конкурсе на получение государственной поддержки среди муниципальных программ по обеспе- чению жильем молодых семей. |
2005 - 2010 Ежегодно |
Комитет по делам молодежи |
27. | уточнение (с учетом выделенных на очередной финансовый год бюджет- ных и привлеченных внебюджетных средств) распределения объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию программных мероприятий |
2005 - 2010 Ежегодно до 1 апреля |
Ответственные исполнители подпрограмм |
Работа с населением | |||
28. | Проведение мониторинга платежеспособного спроса жителей города для оценки количества потенциальных участников ИЖК |
Постоянно 2005 - 2009 |
МУП "Городская квартирно- правовая служба"; ООО "Региональный центр оценки" (ипотечный брокер) |
29. | Консультационная работа с населением города и с коллекти- вами предприятий, учреждений, организаций города |
2005 - 2010 постоянно |
МУП "Городская квартирно- правовая служба"; ООО "Региональный центр оценки" (ипотечный брокер); кредитные организации города |
30. | Работа с предприятиями, организа- циями и учреждениями города по корпоративному ипотечному жилищ- ному кредитованию членов трудовых коллективов, нуждающихся в улуч- шении жилищных условий с привле- чением средств предприятий |
2005 - 2010 ежеквартально |
Управление инвестиционного развития и ипотеки; Управление информации и социально-политического прогнозирования; управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики |
31. | Проведение информационно-разъяс- нительной и образовательной рабо- ты по вопросу ИЖК среди населения и участников ипотечного рынка (через СМИ) |
Постоянно 2005 - 2010 |
Управление инвестиционного развития и ипотеки; МУП "Городская квартирно- правовая служба"; ООО "Региональный центр оценки" (ипотечный брокер) |
32. | Мероприятия, направленные на легализацию доходов населения (формирование общественного мнения через СМИ) |
Постоянно 2005 - 2010 |
Управление информации и социально-политического прогнозирования; управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации программных мероприятий оценивается в размере 1127,2 млн. рублей и распределяется по источникам финансирования следующим образом:
Источник финансирования | Объем финансирования (млн. рублей) |
% к общему объему финансирования |
федеральный бюджет (по согласованию) |
30,1 | 2,7 |
краевой бюджет (по согласованию) |
63,8 | 5,7 |
местный бюджет | 170,9 | 15,2 |
внебюджетные источники | 862,3 | 76,4 |
Всего: | 1127,2 | 100 |
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов будут уточняться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
Сводные данные по источникам и направлениям финансирования Программы приведены в приложении к Программе.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает тесное взаимодействие с органами исполнительной власти Краснодарского края.
Выполнение подпрограмм и мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, стоящих в очереди, будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по обеспечению доступности жилья для различных категорий граждан. В разработке возможных схем обеспечения жильем граждан, стоящих на очереди, принимают участие все участники Программы с привлечением кредитных организаций города, строительных компаний и предприятий города.
Ответственные исполнители Программы ежегодно уточняют (с учетом выделенных на очередной финансовый год бюджетных и привлеченных внебюджетных средств) распределение объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию программных мероприятий.
Информационно-разъяснительная работа с населением организуется соответствующими исполнителями подпрограмм и мероприятий Программы через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения семинаров и встреч с коллективами предприятий и организаций города.
Контроль за исполнением Программы и координацию проводит управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики администрации города Новороссийска. Текущее управление и оперативный контроль за выполнением подпрограмм и мероприятий, включенных в состав Программы, осуществляются структурными подразделениями, контролирующими подпрограммы.
Исполнители подпрограмм и мероприятий Программы осуществляют ежемесячный мониторинг их выполнения и при выявлении случаев неисполнения или иных нарушений принимают соответствующие меры, а также ежеквартально представляют управлению экономического развития, инвестиций и ценовой политики информацию о ходе выполнения Программы.
Управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики дин# раз в квартал совместно с соответствующими структурными подразделениями - исполнителями подпрограмм и мероприятий Программы - подготавливает и предоставляет главе администрации города доклад о ходе реализации Программы с внесением предложений по корректировке намеченных мероприятий#
VI. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы должен быть завершен переход к рыночным финансовым механизмам и формам кредитования в жилищной сфере, обеспечена защита имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, улучшены жилищные условия граждан с разным уровнем доходов.
Успешная реализация Программы позволит:
- улучшить жилищные условия 1360 семей с разным уровнем доходов, в том числе 100 семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;
- создать рынок доступного жилья и механизмы, обеспечивающие доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов, в том числе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;
- увеличить объем вводимого жилья в 1,8 раза,
- создать условия для улучшения демографической ситуации, снижения социальной напряженности в обществе.
Кроме улучшения социального благополучия в обществе, реализация Программы окажет значительный эффект на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
VII. Ресурсное обеспечение городской целевой программы "Жилище"
на 2005 - 2010 годы
N | Мероприятие | Всего тыс. руб. |
В том числе | ||||
Федеральный бюджет (по согласованию) |
Краевой бюд- жет (по сог- ласованию) |
Муници- пальный бюджет |
Средства населе- ния |
Внебюд- жетные источники |
|||
Всего по Программе: |
1127210 |
30132 |
63812 |
170964 |
229130 |
633172 |
|
в том числе: | |||||||
2005 | 60430 | 2632 | 5232 | 3264 | 12930 | 36372 | |
2006 | 89760 | 5300 | 5560 | 8500 | 16200 | 54200 | |
2007 | 155530 | 5300 | 12130 | 27600 | 27700 | 82800 | |
2008 | 198420 | 5300 | 12500 | 37620 | 37000 | 106000 | |
2009 | 279310 | 5300 | 13930 | 45680 | 58600 | 155800 | |
2010 | 343760 | 6300 | 14460 | 48300 | 76700 | 198000 | |
в той числе: | |||||||
1 |
Подпрограмма "Развитие ипо- течного жилищно- го кредитования в городе Ново- российске на 2005 - 2010 годы" |
861050 |
- |
9820 |
85200 |
229130 |
536900 |
в том числе: | |||||||
2005 | 43030,0 | - | 0 | 0 | 12930 | 30100 | |
2006 | 54400,0 | - | 0 | 0 | 16200 | 38200 | |
2007 | 103930 | - | 1830 | 9600 | 27700 | 64800 | |
2008 | 146820 | - | 2200 | 19620 | 37000 | 88000 | |
2009 | 224710 | - | 2630 | 26680 | 58600 | 136800 | |
2010 | 288160 | - | 3160 | 29300 | 76700 | 179000 | |
2 |
Подпрограмма "Переселение граждан Российс- кой Федерации, проживающих на территории горо- да Новороссийс- ка, из ветхого и аварийного муни- ципального жи- лищного фонда" на 20004 - 2010# годы" |
130360 |
13500 |
37360 |
39500 |
- |
40000 |
в том числе: | |||||||
2005 | 15600 | 2500 | 5100 | 3000 | - | 5000 | |
2006 | 15760 | 2000 | 2260 | 6500 | - | 5000 | |
2007 | 23000 | 2000 | 7000 | 7000 | _ | 7000 | |
2008 | 23000 | 2000 | 7000 | 7000 | - | 7000 | |
2009 | 26000 | 2000 | 8000 | 8000 | - | 8000 | |
2010 | 27000 | 3000 | 8000 | 8000 | - | 8000 | |
3 |
Подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье на 2005 - 2010 годы" |
135800 |
16632 |
16632 |
46264 |
0 |
66272 |
в том числе: | |||||||
2005 | 1800 | 132 | 132 | 264 | - | 1272 | |
2006 | 19600 | 3300 | 3300 | 2000 | - | 11000 | |
2007 | 28600 | 3300 | 3300 | 11000 | - | 11000 | |
2008 | 28600 | 3300 | 3300 | 11000 | - | 11000 | |
2009 | 28600 | 3300 | 3300 | 11000 | - | 11000 | |
2010 | 28600 | 3300 | 3300 | 11000 | - | 11000 |
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджетов на соответствующий год.
Глава администрации
города-героя Новороссийска |
В. И. Синяговский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.