Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к городской целевой программе
"Жилище" на 2005 - 2010 годы
Подпрограмма
"Развитие ипотечного жилищного кредитования в городе Новороссийске
на 2005 - 2010 годы"
Паспорт
Подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования
в городе Новороссийске на 2005 - 2010 годы"
Наименование Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного
Подпрограммы кредитования в городе Новороссийске
на 2005 - 2010 годы" (далее - Подпрограмма)
Основание для Закон Краснодарского края от 07 августа 2002 года
разработки N 511-КЗ "Об организационном и финансовом
Подпрограммы обеспечении внедрения и развития ипотечного
жилищного кредитования в Краснодарском крае"
Постановление Законодательного Собрания
Краснодарского края от 20 апреля 2005 года
N 1440-П "Об утверждении краевой целевой программы
развития жилищного ипотечного кредитования
Краснодарского края на 2005 - 2010 годы"
Основные Управление экономического развития, инвестиций
разработчики и ценовой политики администрации города
Подпрограммы Новороссийска
Исполнители Управление экономического развития, инвестиций
Подпрограммы и ценовой политики администрации города;
Финансовое управление Департамента по финансам,
бюджету и контролю Краснодарского края в
городе Новороссийске;
Управление строительства и перспективного
развития администрации города;
Управление инвестиционного развития и ипотеки;
Управление здравоохранения администрации города;
Управление образования администрации города;
Управление культуры администрации города;
Управление информации и социально-политического
прогнозирования администрации города
Комитет по делам молодежи администрации города;
Отдел опеки и попечительства администрации города;
МУП "Городская квартирно-правовая служба
администрации города Новороссийска";
ОАО "Кубанское ипотечное агентство";
ООО "Региональный центр оценки";
Кредитные организации города
Основные цели обеспечение доступным по стоимости жильем граждан
Подпрограммы со средними доходами, проживающих на территории
муниципального образования путем создания
эффективно работающей системы;
обеспечение исполнения направлений развития
ипотечного жилищного кредитования предусмотренных
краевой Программой развития ипотечного жилищного
кредитования
Основные задачи создание организационно-финансового механизма,
Подпрограммы обеспечивающего эффективное функционирование
системы ипотечного жилищного кредитования,
рефинансирования кредитных организаций,
стимулирования развития жилищного строительства;
привлечение внебюджетных средств для жилищного
строительства, в том числе ресурсов
институциональных инвесторов;
формирование и регулирование рынка ипотечного
жилищного кредитования;
контроль за обеспечением исполнения нормативной
базы ипотечного жилищного кредитования, надзор за
ходом выполнения Подпрограммы;
создание эффективного механизма поддержки
участников Подпрограммы
Сроки и этапы 2005 - 2010 годы, в том числе:
реализации I этап - 2005 год
Подпрограммы II этап - 2005 - 2006 годы
III этап - 2006 - 2010 годы
Основные Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей
мероприятия развитие ипотечного жилищного кредитования на
подпрограммы муниципальном уровне
Мероприятия, направленные на организацию,
регулирование и контроль первичного и вторичного
рынков ипотечного жилищного кредитования и
увеличение объемов жилищного строительства.
Мероприятия по реализации муниципальной
поддержки участников Подпрограммы.
Объемы и Планируемый объем средств для реализации
источники Подпрограммы - 861050 тыс. рублей, в том
финансирования числе из:
Подпрограммы - краевого бюджета (по согласованию)
9820,0 тыс. руб.
- средств муниципального бюджета
85200,0 тыс. рублей
планируемое привлечение:
- средств населения 229130 тыс. рублей
- прочих внебюджетных источников -
536900 тыс. руб.
Ожидаемые создание механизма муниципальной поддержки
конечные граждан, приобретающих жилье с привлечением
результаты ипотечных жилищных кредитов;
реализации приобретение жилья с привлечением ипотечного
Подпрограммы жилищного кредита не менее 500 семьями;
Система контроля Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет
за реализацией администрация города Новороссийска
Подпрограммы
Общие положения
Подпрограмма разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом", постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 апреля 2002 г. N 428 "О создании государственного учреждения Краснодарского края по ипотечному жилищному кредитованию", Законом Краснодарского края от 07 августа 2002 г. N 511-КЗ "Об организационном и финансовом обеспечении внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Краснодарском крае", Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 апреля 2005 года N 1440-П "Об утверждении краевой целевой программы развития жилищного ипотечного кредитования Краснодарского края на 2005 - 2010 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
На сегодня ипотека является ключевой составляющей формирования доступного жилья в России, что четко определяется новым Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 года. Ни в одной стране мира жилищная проблема не была решена без использования ипотеки. Но для этого необходимо обеспечить доступность и разнообразие механизмов альтернативного финансирования сделки о покупке недвижимости. Ипотека в России постепенно набирает обороты - все больше людей интересуются покупкой жилья с привлечением кредитных средств. Действуя в одиночку, банки, застройщики, проектировщики, подрядчики, ипотечные агентства, могут добиться лишь незначительных результатов. Создание и развитие системы ипотечного жилищного кредитования позволит оптимально объединить усилия всех участников для достижения желаемых результатов.
В Краснодарском крае внедрена и развивается система ипотечного жилищного кредитования, которая предусматривает рефинансирование кредитных ресурсов банка посредством выкупа закладных. Многие кредитные организации, осуществляющие деятельность на территории края имеют собственные программы кредитования граждан, которые применимы как на первичном, так и на вторичном рынках жилья.
На территории города Новороссийска в последние годы значительно увеличился интерес граждан к ипотечному жилищному кредитованию, только за первое полугодие 2005 года объем выданных ипотечных кредитов населению увеличился в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.
Растущий спрос граждан на доступное жилье и, одновременно с этим, невозможность обеспечения бесплатным жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отсутствие у большинства молодых семей необходимых средств для его приобретения на рынке жилья, создали необходимость разработки настоящей Подпрограммы, предусматривающей оказание финансовой помощи определенным слоям населения в виде субсидий из муниципального бюджета на оплату части стоимости жилья и компенсации части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту. Это обусловлено тем, что требования, предъявляемые к гражданам, желающим получить ипотечные жилищные кредиты, высоки. В части, касающейся величины ежемесячного платежа по кредиту, соответствовать им будут только граждане, имеющие достаточно высокие доходы. Для повышения доступности ипотечных кредитов более широким слоям населения необходима муниципальная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении ими жилья с привлечением ипотечных жилищных кредитов, в том числе при оплате части стоимости жилья для уменьшения суммы ипотечного кредита с целью снижения финансовой нагрузки при его погашении.
Указанные субсидии могут предоставляться в соответствии с бюджетными возможностями в размере от 5 до 70 % рыночной стоимости жилья по социальной норме в зависимости от категории граждан, уровня доходов и времени ожидания с момента постановки на учет по улучшению жилищных условий, для определенных законодательством категорий граждан, в том числе: молодые семьи, работники бюджетной сферы и др. А также субсидии, позволяющие снизить стоимость ежемесячного платежа, за счет оплаты части процентной ставки по ипотечному кредиту.
По итогам 2004 года уровень обеспеченности жильем на территории города составил 16,1 метров квадратных на душу населения, при среднекраевом показателе - 19 м. кв.
В настоящее время количество семей, состоящих на учете в ГКПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 9100 семей, в том числе семьи работников бюджетной сферы - 497 семей, молодые семьи - 45 семей. Из общего числа состоящих на учете готовы принять участие в ипотечной программе - 82 семьи, из них работники бюджетной сферы - 35 семей.
Рынок ипотечного жилищного кредитования тесно связан со строительным комплексом. Строительный комплекс города развивается стабильно, сохраняется сложившаяся тенденция к росту объемов производства.
На территории города осуществляют свою деятельность 23 крупных строительных предприятия. Объемы производства в стоимостном выражении за 2004 год составили около 2,5 млрд. рублей. Осуществляют деятельность 12 инвесторов-застройщиков, с которыми заключено 19 инвестиционных контрактов.
По состоянию на 01 января 2005 года введено в эксплуатацию 26,6 тысяч квадратных метров многоэтажного жилья 53,3 тысяч метров квадратных индивидуального жилья.
Внебюджетные финансовые средства, инвестированные в жилищное строительство за первое полугодие 2005 года составили около 200 миллионов рублей.
Рефинансирование кредитных организаций в краевой системе ипотечного жилищного кредитования, путем выкупа у них закладных, на территории Краснодарского края осуществляет региональный оператор - ОАО "Кубанское ипотечное агентство". Выкупленные закладные продаются региональным оператором Федеральному Агентству, в рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Краснодарском крае, между администрацией Краснодарского края, региональным оператором и Федеральным Агентством. В муниципальных образованиях от имени Регионального оператора действует региональный ипотечный брокер. В городе Новороссийские функции ипотечного брокера выполняет ООО "Региональный центр оценки".
II. Основные цели, сроки и этапы реализации Подпрограммы
Основная цель Подпрограммы - создание условий для жителей города Новороссийска для обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средними доходами и средним уровнем накоплений, посредством применения механизмов ипотечного жилищного кредитования и создание системы финансовой помощи в приобретении жилья определенным слоям населения.
Обеспечение исполнения направлений развития ипотечного жилищного кредитования предусмотренных Программой развития ипотечного жилищного кредитования на территории Краснодарского края.
Для достижения этих целей в рамках настоящей Подпрограммы предусмотрено решение следующих задач:
- создание организационно-финансового механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы ипотечного жилищного кредитования, стимулирования развития жилищного строительства;
- привлечение внебюджетных средств для жилищного строительства, в том числе ресурсов инвесторов;
- формирование и регулирование рынка ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании;
- контроль за обеспечением исполнения нормативной базы ипотечного жилищного кредитования, надзор за ходом выполнения Подпрограммы;
- создание эффективного механизма поддержки участников Подпрограммы.
Период реализации подпрограммы - 2005 - 2010 годы. Подпрограмма будет выполняться в три этапа.
I этап - 2005 год
II этап - 2005 - 2006 годы
III этап - 2006 - 2010 годы
На первом этапе (2005 год) осуществляются:
- мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы на муниципальном уровне, организации взаимодействия участников Подпрограммы,
- разработка Положений о порядке оказания финансовой поддержки жителей г. Новороссийска за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий на оплату части стоимости жилья, приобретаемого с привлечением ипотечного кредита, и порядке оказания финансовой поддержки жителей города Новороссийска за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий на оплату части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту
- проведению мониторинга платежеспособного спроса жителей города для оценки количества потенциальных участников ипотечного жилищного кредитования,
- формирование реестра земельных участков для строительства доступного жилья
- выделение земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для строительства жилья в рамках реализации настоящей Подпрограммы
- мероприятия, направленные на легализацию доходов населения.
На втором этапе (2005 - 2006 годы) осуществляются:
- мероприятия по привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов в жилищное строительство,
- формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан, утративших жилье в результате невыплаты ипотечного кредита
- мероприятия по развитию системы привлечения и по накоплению жилищно-строительных сбережений граждан в сферу жилищного строительства,
- проведение мониторинга платежеспособного спроса жителей муниципального образования для оценки количества потенциальных участников ипотечного жилищного кредитования,
- создается система поддержки населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
- на условиях выделения средств из бюджета муниципального образования осуществляется создание инженерной инфраструктуры строительных площадок предназначенных для застройки в рамках реализации настоящей Подпрограммы.
- выделение земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для строительства жилья в рамках реализации настоящей Подпрограммы
На третьем этапе (2006 - 2010 годы) осуществляется развитие всех направлений второго этапа.
III. Система программных мероприятий
Дня достижения целей и задач подпрограммы рекомендуется предусмотреть мероприятия по двум направлениям:
1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании.
2. Мероприятия по реализации муниципальной поддержки участников Подпрограммы.
3.1. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие
ипотечного жилищного кредитования
На первом этапе реализации Подпрограммы предусмотрено создание правовой базы, обеспечивающей реализацию Подпрограммы, исполнение краевых нормативных актов.
Разработка и принятие муниципальных нормативных актов, регулирующих:
- порядок создания и использования муниципального фонда жилья для временного поселения граждан, не выполнивших свои обязательства по договорам ипотечного кредитования;
- порядок оказания поддержки жителей посредством предоставления субсидий из муниципального бюджета на оплату части стоимости жилья, приобретаемого с привлечением ипотечного кредита;
- порядок оказания финансовой поддержки жителей города Новороссийска за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий на оплату части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту;
- порядок действия органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолетние дети, в ипотеку и на обращение взыскания на эти помещения.
3.2. Мероприятия по реализации муниципальной поддержки
участников Подпрограммы
3.2.1. Предоставление отдельным категориям граждан бюджетных
субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с
помощью ипотечного жилищного кредита
Целью данного вида муниципальной поддержки является снижение бремени расходов заемщика по обслуживанию ипотечного жилищного кредита и выравнивание дисбаланса между размером необходимых средств и размером суммы ипотечного кредита, который гражданин способен получить исходя из уровня его платежеспособности.
Субсидирование граждан для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с привлечением ипотечного жилищного кредита, осуществляется за счет средств муниципального бюджета.
Расходы по предоставлению субсидий предусмотрены в муниципальном бюджете ежегодно, начиная с 2006 года.
3.2.2. Создание фонда временного поселения для заемщиков, не
выполнивших свои обязательства по договорам ипотечного жилищного
кредитования
В целях обеспечения конституционных прав граждан на жилье, в случае обращения взыскания на жилое помещение, приобретенное за счет ипотечного кредита и заложенное в обеспечение возврата данного кредита, в муниципальном образовании формируется фонд жилья для временного поселения граждан (далее по тексту Фонд), не обеспечивших выполнение своих обязательств по договорам ипотечного кредитования.
Формирование Фонда и предоставление жилья гражданам осуществляется уполномоченной организацией в порядке, предусмотренном правовыми актами органов местного самоуправления. Резервирование средств местного бюджета на формирование фонда жилья для временного поселения предусматривается в местном бюджете на очередной финансовый год.
3.2.3. Инженерное обустройство строительных площадок для
последующей застройки и реализации жилья с привлечением ипотечных
кредитов
На первом этапе реализации Подпрограммы предоставляются имеющиеся площадки для строительства нового жилья обеспеченные инженерной инфраструктурой, что значительно снизит себестоимость жилья, и, соответственно, приведет к снижению ипотечного кредита, необходимого для приобретения жилья.
Увеличение количества новых площадок обеспеченных инженерной инфраструктурой в дальнейшем предполагает необходимость использования средств краевого и муниципального бюджетов. Доли средств краевого бюджета и средств бюджета муниципального образования в финансировании строительства инженерной инфраструктуры составляют соответственно 30 процентов и 70 процентов от стоимости строительства. В части доли финансирования муниципального образования возможно финансирование из внебюджетных источников. Средства краевого бюджета предоставляются в рамках краевой подпрограммы развития ипотечного жилищного кредитования.
3.2.4. Информационная поддержка развития краевой и
муниципальной системы ипотечного жилищного кредитования
Освещение в СМИ сведений об ипотечном жилищном кредитовании проводится ежемесячно на протяжении всего периода реализации Подпрограммы.
IV. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
- Средства краевого бюджета (по согласованию) 11,3 млн. рублей
- средства местного бюджета 93,4 млн. рублей
- средства населения 229,1 млн. рублей
- кредитные средства 536,9 млн. рублей
(см. Приложение к Подпрограмме "Ресурсное обеспечение Подпрограммы развития ипотечного жилищного кредитования в городе Новороссийске на 2005 - 2010 годы").
V. Ожидаемые результаты от реализации Подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы ожидается:
- количество семей, которые смогут приобрести жилье с привлечением ипотечного кредита - не менее 500;
- объем внебюджетных источников финансирования, привлеченных в жилищное строительство составит не менее 7,5 млрд. рублей;
- рост объемов жилищного строительства в городе составит 380 тысяч метров квадратных;
VI. Программные мероприятия
N | Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
I. | Информационная деятельность | ||
1. | Проведение информационно- разъяснительной и образовательной работы по вопросу ИЖК среди населения и участников ипотечного рынка (через СМИ) |
Постоянно 2005 - 2010 |
1. Управление инвестиционного развития и ипотеки 2. МУП "Городская квартирно-правовая служба" 3. ООО "Региональный центр оценки" (ипотечный брокер) |
2. | Мероприятия, направленные на легализацию доходов населения (формирование общественного мнения через СМИ) |
Постоянно 2005 - 2010 |
1. Управление инфор- мации и социально- политического прогнозирования 3. управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики |
II. | Создание нормативно-правовой базы | ||
4. | Разработка Положения о порядке оказания финансовой поддержки жителей города Новороссийска за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий на оплату части стоимости жилья, приобретаемого с привлечением ипотечного кредита |
до 01.10.2006 |
1. Правовое управление администрации города 2. Управление инвестиционного развития и ипотеки |
5. | Разработка Положения о порядке оказания финансовой поддержки жителей города Новороссийска за счет средств местного бюджета путем пре- доставления субсидий на оплату части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту |
До 01.10.2006 |
1. Правовое управление администрации города 2. Управление инвестиционного развития и ипотеки |
6. | Разработка порядка создания и использования муниципального фонда жилья для временного переселения граждан, не выполнивших свои обязательства по договорам ипотечного жилищного кредитования |
До 01.03.2006 |
1. Управление инвестиционного развития и ипотеки 2. Комитет по учету и управлению муници- пального имущества и земельным отношениям 3. Правовое управление администрации города 4. МУП "ГЖУ" |
7. | Порядок действия органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолет- ние дети, в ипотеку и на обра- щение взыскания на эти помещения |
До 01.03.2006 |
1. Отдел опеки и попечительства 2. Правовое управление администрации города |
III. | Работа с потенциальными заемщиками | ||
8. | Проведение мониторинга платежеспособного спроса жителей города для оценки количества потенциальных участников ИЖК |
Постоянно 2005 - 2009 |
1. МУП "Городская квартирно-правовая служба" 2. ООО "Региональный центр оценки" (ипотечный брокер) |
9. | Консультационная работа с населением города и с коллективами предприятий, учреждений, организаций города |
2005 - 2010 постоянно |
1. МУП "Городская квартирно-правовая служба" 2. ООО "Региональный центр оценки" (ипотечный брокер) 3. кредитные организации города |
10. | Работа с предприятиями, организациями и учреждениями города по корпоративному ипотечному жилищному кредитованию членов трудовых коллективов, нуждающихся в улучшении жилищных условий с привлечением средств предприятий |
ежеквар- тально |
1. Управление инвестиционного развития и ипотеки 2. Управление инфор- мации и социально- политического прогнозирования 3. управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики |
IV. |
Работа по перспективному строительству в рамках ипотечного жилищного кредитования на территории города |
||
11. | Формирование и корректировка реестра земельных участков для строительства доступного жилья |
до 01 сентября 2005 года, корректиров- ка ежеквар- тально |
1. Управление инвестиционного развития и ипотеки 2. Управление архитектуры и градостроительства |
12. | Формирование и выделение земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой для строительства доступного жилья в рамках реализации настоящей подпрограммы |
2005 - 2009 Постоянно |
1. Управление инвестиционного развития и ипотеки 2. Управление архитектуры и градостроительства 3. Управление строи- тельства и перспектив- ного развития города |
13. | Разработка плана мероприятий по привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов в жилищное строительство |
Ежегодно до 01 марта |
1 . Управление инвестиционного развития и ипотеки 2. Управление строи- тельства и перспектив- ного развития города |
14. | Создание инженерной инфраструктуры строительных площадок, предназначенных для застройки в рамках реализации Подпрограммы |
2005 - 2010 | 1. Управление строи- тельства и перспектив- ного развития города 2. Комитет по управ- лению жилищно-ком- мунального хозяйства 3. Управление архитектуры и градостроительства |
15. | Формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан, утративших жилье в результате невыплаты ипотечного кредита |
2006 - 2010 | 1. Управление инвестиционного развития и ипотеки 2. Комитет по учету и управлению муници- пального имущества и земельным отношениям 3. МУП "ГЖУ" |
16. | Оказание помощи в организации работы жилищно-строительных и потребительских ипотечных кооперативов, в том числе и молодежных, деятельность которых направлена на улучшение жилищных условий членов кооперативов |
Постоянно | 1. Управление инвестиционного развития и ипотеки 2. Управление строительства и перспективного развития города |
VIII. Осуществление контроля за реализацией Подпрограммы
Основным механизмом реализации подпрограммы является ежемесячное составление планируемых мероприятий и контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Координацию деятельности по выполнению мероприятий подпрограммы осуществляет управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики администрации города Новороссийска.
Подпрограмма реализуется в тесном взаимодействии с краевыми органами государственной власти, Государственным учреждением Краснодарского края по ипотечному жилищному кредитованию, Открытым акционерным обществом "Кубанское ипотечное агентство" при активном участии кредитных организаций города.
Глава администрации
города-героя Новороссийска |
В. И. Синяговский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.