Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета муниципального
образования город Тихорецк
от 2 июня 2005 г. N 100(п.6)
Городская целевая программа
антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального
образования город Тихорецк на 2005 - 2010 годы
1 декабря 2005 г., 27 апреля 2006 г., 22 марта, 29 ноября, 27 декабря 2007 г.
Паспорт
городской целевой программы антикризисных мер в жилищно-коммунальном
хозяйстве муниципального образования город Тихорецк
на 2005 - 2010 годы
Наименование городская целевая программа антикризисных мер в
программы жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального
образования город Тихорецк на 2005 - 2010 годы
(далее - Программа)
Основания для Жилищный кодекс Российской Федерации, постановление
разработки правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О
Программы федеральной целевой программе "Жилище"
на 2002 - 2010 годы", постановление правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797
"О подпрограмме "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса Российской
Федерации", федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы, краевая целевая программа
антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве
Краснодарского края на 2004 - 2010 годы
Заказчик администрация муниципального образования
Программы город Тихорецк
Основные управление жилищно-коммунального хозяйства
разработчики администрации муниципального образования город
Программы Тихорецк;
предприятия ЖКХ
Исполнители финансовое управление департамента по финансам,
Программы бюджету и контролю Краснодарского края в
г. Тихорецке
управление жилищно-коммунального хозяйства
администрации муниципального образования город
Тихорецк
отдел экономики и прогнозирования администрации
муниципального образования город Тихорецк
комитет по управлению муниципальным имуществом
администрации муниципального образования город
Тихорецк;
Управление социальной защиты населения
предприятия ЖКХ
Цель Программы - обеспечение надежности функционирования
жилищно-коммунального хозяйства г. Тихорецка;
- повышение качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг.
Задачи Программы - Обеспечение финансовой стабилизации предприятий
жилищно-коммунального хозяйства города;
- создание рыночно ориентированной системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством города;
- создание благоприятных условий для привлечения
инвестиций в жилищно-коммунальное хохозяйство#;
- повышение уровня параметров качества
жилищно-коммунального обслуживания.
Сроки и этапы 2005 - 2010 годы
реализации 1-й этап - 2005 год
Программы 2-й этап - 2006 - 2007 годы
3-й этап - 2008 - 2010 годы
Основные финансовое оздоровление предприятий
мероприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Тихорецка
Программы (реструктуризация и ликвидация дебиторской и
кредиторской задолженности, осуществление
взаимозачетов по долгам);
доведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги до
экономически обоснованного уровня, оптимизация
состава затрат предприятий жилищно-коммунального
хозяйства на производство жилищно-коммунальных
услуг;
изменение системы финансирования предприятий
жилищно-коммунального хозяйства путем формирования
бюджета жилищно-коммунального хозяйства;
обновление парка коммунальной техники и
оборудования предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, в том числе на основе лизинга;
организация системы договорных отношений между
различными субъектами правоотношений в
жилищно-коммунальном хозяйстве;
приведение организационно-правовых форм
жилищно-коммунальных предприятий в соответствие с
экономическими преобразованиями, происходящими в
экономике страны;
совершенствование нормативно-методической базы в
сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе
разработка муниципальных стандартов качества
жилищно-коммунального обслуживания;
Источники выполнение Программы предусматривает привлечение
финансирования средств:
программы - федерального бюджета;
- краевого бюджета;
- местного бюджета;
- предприятий жилищно-коммунального хозяйства,
формируемых за счет инвестиционных составляющих
тарифов;
- внебюджетных источников.
Ожидаемые стабилизация финансового положения организаций
результаты жилищно-коммунального хозяйства, демонополизация и
Программы развитие конкуренции в сфере предоставления
жилищно-коммунальных услуг;
создание механизмов управления жилищно-коммунальным
хозяйством в условиях рыночной экономики;
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное
хозяйство;
повышение уровня параметров качества
жилищно-коммунальных услуг;
изменение структуры тарифов путем оптимизации
состава затрат предприятий на предоставление
жилищно-коммунальных услуг;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех
уровней.
Контроль за контроль за исполнением Программы осуществляет
исполнением администрация муниципального образования город
Программы Тихорецк;
Совет муниципального образования город Тихорецк
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В последние годы деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства осложнилась рядом проблем:
Снижается надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Увеличивается количество аварийных ситуаций и повреждений в сетях водо- и теплоснабжения по причине их ветхости. На восстановление ущерба, наносимого авариями, затрачиваются значительные средства. В результате планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам.
Нарастает проблема технического оснащения и перевооружения предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Необеспеченность специальной техникой, высокая степень износа парка специальных автомобилей коммунального назначения приводит к ухудшению качества оказываемых населению услуг, санитарно-эпидемиологической обстановки в городе.
Низкий уровень внешних и внутренних инвестиций не обеспечивает своевременного выполнения капитального ремонта и замены основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, что приводит к дальнейшему снижению надежности работы коммунальных сетей.
Привлечение кредитных ресурсов в жилищно-коммунальное хозяйство требует решения проблем, связанных с повышением привлекательности этой сферы для финансовых институтов и инвесторов.
Существующая тарифная политика, накопление кредиторской задолженности и низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов.
Требует совершенствования система управления и финансирования жилищно-коммунальных предприятий.
Для решения организационных, методических, экономических и правовых проблем возникла необходимость в разработке программы.
2. Цели и задачи программы
Целями Программы являются обеспечение надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению предприятиями ЖКХ города.
Для этого необходимо решение следующих задач:
- обеспечение финансовой стабилизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- проведение реструктуризации и ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- формирование тарифной политики, направленной на оптимизацию затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, приведение порядка формирования тарифов в соответствии с федеральным законодательством;
- создание "бизнес площадок" для реализации пилотных проектов по внедрению новых технологий и финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- создание рыночно ориентированной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и нормативного обеспечения правоотношений хозяйствующих субъектов;
- создание условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство города;
- достижение краевого уровня параметров качества жилищно-коммунального обслуживания предприятиями города;
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2005 - 2010 годов.
На первом этапе в 2005 году предусматривается осуществить первоочередные антикризисные мероприятия, в том числе:
- инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей услуг, в том числе населения, перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
- совершенствование нормативно-методической базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- участие в разработке принципов и порядка формирования бюджета жилищно-коммунального хозяйства;
- завершение перехода на договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- формирование рынка жилищно-коммунальных услуг.
На этом этапе формируется нормативно-правовая база, регламентирующая использование муниципального заказа, взаимоотношения органов местного самоуправления, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и потребителей услуг на основе стандартов жилищно-коммунального обслуживания, а также порядок формирования тарифов, их согласования, утверждения, пересмотра. Активизируется процесс замены изношенных основных фондов, внедрения новых технологий и обновления парка коммунальной техники и оборудования на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.
На втором этапе (2006 - 2007 годы) планируется:
- замена 10 - 12 % изношенных основных фондов, привлечение внутренних и внешних инвестиций, направляемых на восстановление инженерных сетей и коммунальных объектов, их модернизацию и строительство для повышения качества и надежности работы жилищно-коммунального хозяйства;
- осуществление мер по повышению эффективности используемых ресурсов, снижению непроизводительных издержек, доведение доли инвестиционной составляющей в тарифах на жилищно-коммунальные услуги до 25 - 30 % за счет оптимизации структуры тарифов;
- обеспечение работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства с минимальным участием бюджетных средств.
На этом этапе широкое распространение получает процесс акционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства и внедрения новых форм управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
На третьем этапе (2008 - 2010 годы) планируется завершение процесса акционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства и внедрения новых форм управления, привлечение внешних инвесторов.
4. Мероприятия программы
Программа включает мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства, инвестиционные мероприятия по восстановлению основных фондов, внедрению новых технологических решений в процессе модернизации и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительству объектов инженерной инфраструктуры с целью повышения благоустройства жилищного фонда.
Перечень мероприятий по реализации программы на первом этапе выполнения (2005 год) приведен в приложении N 1.
Мероприятия по реализации программы на втором и третьем этапах будут разработаны с учетом результатов выполнения мероприятий первого этапа.
Финансовое оздоровление жилищно-коммунального
хозяйства города
Мероприятиями этого направления предусматривается достижение финансовой стабильности предприятий жилищно-коммунального хозяйства путем предотвращения роста задолженности, проведения инвентаризации, реструктуризации и частичного списания просроченной задолженности.
Финансовое обеспечение предприятий жилищно-коммунального
хозяйства
Для преодоления кризисной ситуации необходимо применение принципиально новой системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, заключающейся не только в определении экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг, но и изменении структуры основных источников финансирования отрасли путем сокращения доли бюджетных средств и увеличении доли внутренних и внешних инвестиций.
Изменение структуры финансирования предприятий ЖКХ должно обеспечить реабилитацию изношенных основных фондов и сокращение аварийности, замену устаревшего оборудования, применение современных технологий, реализацию мероприятий по ресурсосбережению.
Предполагается разработка принципов и порядка формирования местного бюджета, при котором сокращается влияние органов местного самоуправления в части распоряжения финансовыми средствами и управления финансовыми потоками в отрасли и увеличивается в части определения целей деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качества обслуживания населения, формирования тарифной политики.
Изменение структуры себестоимости коммунальных услуг в составе
экономически обоснованного тарифа
Предполагается разработка унифицированной процедуры расчета инвестиционной составляющей в тарифах (амортизация, часть ремонтного фонда, направляемого на замену изношенных фондов, прибыль на капитализацию), обеспечение соответствия тарифов экономически обоснованным потребностям предприятий, а также рациональному соотношению между эксплуатационными (операционными) и инвестиционными затратами, доведение инвестиционной составляющей в тарифах до 30 процентов их величины за счет реструктуризации себестоимости и снижения непроизводительных издержек предприятий, уменьшения доли эксплуатационных расходов за счет сокращения нерациональных затрат и увеличения доли затрат, направляемой на замену изношенных сетей и оборудования, в соответствии с результатами экспертизы тарифов.
Совершенствование системы контроля за потреблением
жилищно-коммунальных услуг и сбором платежей
за оказанием услуг
Предполагается реализация мер по организации учета фактического потребления услуг путем совершенствования работы абонентских отделов, основными функциями которых являются организация установки и обслуживания систем учета потребления воды и энергоресурсов и контроль за фактическим объемом реализации услуг, обработка получаемой информации, автоматизированные расчеты с потребителями, ведение базы данных потребителей, платежей, субсидий, льгот.
Обновление парка коммунальной техники и оборудования
в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Совершенствование взаимоотношений субъектов правоотношений
в процессе производства, предоставления и потребления
жилищно-коммунальных услуг
Для адаптации предприятий жилищно-коммунального хозяйства к работе в рыночных условиях, взаимоотношения между всеми субъектами правоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг должны строиться на основе договорных отношений.
Акционирование организаций жилищно-коммунального хозяйства путем преобразования муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества со 100-процентной долей муниципальной собственности. Основополагающими принципами при изменении организационно-правовых форм или реорганизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства должны быть:
сохранение муниципальной собственности на основные производственные фонды систем жизнеобеспечения населенных пунктов;
сохранение в муниципальной собственности управляющего или контрольного пакета акций в уставном капитале создаваемых акционерных обществ.
Реорганизация системы управления жилищно-коммунальным комплексом
Для реорганизации системы управления жилищно-коммунальным хозяйством предполагается создание управляющей компаний.
Создание условий для возникновения конкуренции, привлечение к управлению жилищно-коммунальным хозяйством наиболее успешных организаций различных форм собственности, создание корпоративного управления с участием органов местного самоуправления должно обеспечивать разработку и реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением заемных средств под гарантии муниципального бюджета. Принятие указанных мер будет способствовать увеличению темпов замены изношенных основных фондов, их модернизации и повышению качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
Организация управления эксплуатацией жилищного фонда реализуется путем создания условий для организации товариществ собственников жилья, различных организаций нанимателей и собственников жилых помещений, управляющих организаций, обеспечивающих представление интересов жильцов.
Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения
Доведение параметров жилищно-коммунального обслуживания населения до единого краевого уровня предусматривает применение системы нормативов-индикаторов для планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.
Проведение единой технической политики в области обеспечения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг должно осуществляться на основе государственной системы их стандартизации.
Стандарты качества отражают параметры качества и количества услуг, обеспечивающих минимальные потребности в удовлетворении бытовых нужд в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Реабилитация, модернизация и развитие объектов коммунальной
инфраструктуры
Распределение средств на финансирование мероприятий по реабилитации, модернизации и развитию объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Тихорецк (с распределением по источникам финансирования и периодам исполнения Программы) приведено в приложении N 2.
5. Ресурсное обеспечение программы
На реализацию программных мероприятий до 2010 года планируется направить 234810 тыс. рублей, в том числе за счет:
- средств краевого бюджета - 49950 тыс.руб.
- средств местного бюджета - 115000 тыс.руб.
- средств предприятий ЖКХ - 69860 тыс.руб.
Источниками финансирования Программы являются:
1. Собственные средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства, образующиеся в результате снижения непроизводительных расходов и включения высвободившихся финансовых средств в тариф в качестве инвестиционной составляющей;
амортизация;
часть средств ремонтного фонда, направляемая на замену изношенных основных производственных фондов;
финансовые средства от приватизации основных фондов и реализации неиспользуемого имущества.
2. Предусматривается разработка и введение в действие механизма привлечения кредитных ресурсов, включающего систему стимулов:
субсидирование из краевого бюджета части процентной ставки по коммерческим кредитам;
предоставление налоговых льгот;
участие в акционерном капитале и работе органа местного самоуправления.
3. Бюджетное финансирование, выделяемое на развитие жилищно-коммунального хозяйства, а также реконструкцию и модернизацию действующих объектов коммунальной инфраструктуры. Объемы финансирования уточняются ежегодно при принятии соответствующих бюджетов, перечень финансируемых объектов формируется и утверждается ежегодно в установленном порядке.
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
обеспечить финансовую стабильность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
создать конкурентную среду в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
сформировать рыночные механизмы управления жилищно-коммунальным хозяйством, повысить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства и создать условия для вовлечения внебюджетных инвестиций в развитие отрасли;
обеспечить достижение единого краевого уровня параметров жилищно-коммунального обслуживания населения;
обновить основные производственные фонды, развить инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства;
довести тарифы на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня;
увеличить налоговые поступления от организаций жилищно-коммунального хозяйства в бюджеты всех уровней.
В результате реализации указанных мероприятий будут достигнуты цели Программы: обеспечение надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса г. Тихорецка и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению.
7. Организация выполнения программы и контроль за ходом
ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация и Совет депутатов муниципального образования город Тихорецк.
Координация действий по реализации Программы возлагается на управление жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Тихорецк.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Тихорецк организует:
информационно-разъяснительную работу среди населения через средства массовой информации;
подготовку предложений по корректировке Программы на соответствующий год в разрезе источников, объемов финансирования и предлагаемых к реализации мероприятий по результатом принятия федерального, краевого, местного бюджетов и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
мониторинг и анализ хода выполнения Программы.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Тихорецк совместно с финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в г. Тихорецке:
выполняет разработку бюджета жилищно-коммунального хозяйства города на очередной финансовый год.
Начальник управления
жилищно-коммунального хозяйства |
Н. А. Моряхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.