Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Источники формирования программно-целевых методов
стабилизации процесса комплексного развития жилищного
строительства и жилищно-коммунального хозяйства
1.1. Федеральные стандарты построения и функционирования
системы жилищной отрасли
Установление основ государственной жилищной политики воспроизводит Федеральная целевая программа "Жилище". Исходя из содержания новых подходов к решению поставленных на Федеральном уровне задач, правоотношения между государственными органами власти, органами местного самоуправления и субъектами жилищных прав в настоящее время видоизменены, принимая во внимание многообразие форм возможного участия граждан в улучшении своих жилищных условий, в том числе: приобретение жилья на условиях ипотечного кредитования, путем добровольного объединения граждан в жилищно-строительные и накопительные кооперативы и индивидуального жилищного строительства.
Развитие государственной жилищной политики по заданной в Федеральной целевой программе "Жилище" траектории соответствует спросу у населения в повышении качества жилищно-коммунального обслуживания и уровня благоустройства, в воспроизводстве государственного и муниципального жилищного фонда, создании благоприятных условий для развития частного строительства требуемых объемов.
В дореформенный период внутреннее строение жилищной отрасли образовывало отрицательный фактор влияния на развитие социальной сферы в целом. Переустройство соотношения двух некогда самостоятельных подотраслей, путем консолидации жилищного строительства и управления жилищным фондом в единый объект государственного регулирования, является частью организационно-финансовых мер, предпринятых в рамках Федеральной программы "Жилище". Разверстка на регионы отпущена по строго определенным направлениям в установленных параметрах:
- стимулирование жилищного строительства;
- обеспечение доступности жилья;
- оказание адресной поддержки государства в виде бюджетных социальных выплат определенным категориям граждан;
- уменьшение объема прямых затрат бюджета на уровне преобладания доли частного капитала в жилищной отрасли;
- использование разнообразных источников финансового обеспечения строительства и приобретения жилой недвижимости.
Данная программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы и Краевой целевой программой "Жилище" на 2005 - 2010 годы и основными направлениями программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы).
1.2. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере
Социально-экономические преобразования в современном обществе находят свое полное отражение в жилищной сфере. Складывающиеся показатели изменения структуры жилищного фонда в пользу увеличения частной формы собственности, как и на отдельные капитальные вложения, так и на многофункциональные объекты жилой недвижимости в целом, предположительно отводят роль главного стабилизатора возникновения и удовлетворения жилищных потребностей граждан - рыночному построению системы отношений в процессе воспроизводства жилищной отрасли. Наряду с функциональной способностью части общества в реализации своих жилищных прав самостоятельно, сохраняется тенденция преобладания спроса у населения в социальном жилье, предоставляемом на условиях договора социального найма. Согласно части 3 статьи 40 Конституции РФ: "малоимущим, иным указанным в Законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".
Необходимость воссоздания в реальности декларируемых на Федеральном уровне новых постулатов в процессе эволюции взаимоотношений между участниками градостроительной деятельности и в области осуществления жилищных прав, в сочетании с короткими временными периодами освоения и внедрения механизма саморегуляции удовлетворения жилищных потребностей граждан в рыночных условиях, определенно формирует отдельные условия для прогрессивного развития жилищной отрасли. Одновременно намечается явный дисбаланс интересов на рынке жилой недвижимости, так как с одной стороны преобладает спрос на социальное жилье, с другой, недостает коммерческого жилья, отвечающего всей совокупности потребительских свойств и качеств, а также, в общем, облик города-курорта отстает от требований архитектурно-композиционной выразительности и санитарных норм. Капитально-восстановительных работ требует практически каждая территория жилищной зоны в городе Сочи. И хаотичное развитие жилищного строительства с сопутствующими ему элементами благоустройства еще больше исказит внешний облик города и внесет перекос в область взаимоотношений между жителями и структурами по воссозданию фонда жилой недвижимости. Очень важно не допустить грубого нарушения жилищных прав каждого жителя. Контроль со стороны органов местного самоуправления за соблюдением норм жилищного законодательства особенно необходим в процессе прохождения каждой стадии жилищной реформы.
1.3. Социальная политика органов местного самоуправления
в отношении участников жилищных правоотношений
Социальная направленность жилищной реформы предполагает осуществить менее болезненный переход от распределительной системы удовлетворения жилищной потребности граждан к рыночным отношениям в области строительства, содержания и ремонта жилья. На сегодняшний день основополагающим нормативным актом, определяющим государственную поддержку населения в решении жилищной проблемы, является Постановление Правительства РФ N 937 от 03.08.1996 года (с изм. и дополн.) "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья", которое воплотило концепцию жилищной реформы, выразившей, что единственный способ преодоления кризиса в жилищной отрасли возникает при изменении системы источников финансирования, то есть переход к преимущественно строительству (приобретению) жилья за счет частных капитальных вложений при сохранении льгот для социально слабо защищенных групп населения.
Основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную отрасль является предоставление безвозмездной социальной выплаты гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Безвозмездная социальная выплата предоставляется гражданам РФ, состоящим на учете по предоставлению жилой площади. Граждане, использовавшие выделенную социальную выплату, снимаются с учета по улучшению жилищных условий.
Дальнейшее свое развитие социальная политика государства получила в региональном Положении, утвержденном Постановлением главы Администрации Краснодарского края от 21.11.1994 N 650 и в решении Городского Собрания Сочи от 27.04.2004 N 36, а также в отдельном направлении по Краевой целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2012 годы.
Администрациями районов города Сочи предоставляются социальной выплаты отдельным категориям граждан за счет средств федерального и городского бюджетов
Ежегодную потребность в средствах для предоставления социальных выплат по категориям граждан за счет средств федерального, краевого и городского бюджетов определяют на основании данных районных отделов муниципального унитарного предприятия "Квартирно-правовая служба города".
Социальная выплата может быть использована гражданами по их желанию на приобретение готового жилья по их выбору; на финансирование строительства индивидуального жилого дома в форме перечислений по индивидуальному графику за выполненный объем работ; на финансирование приобретения квартиры при участии в достройке многоквартирного дома высокой степени технической готовности (не менее 70 %).
Одновременно предполагается отдельно выделить жителей, добровольно объединившихся в жилищно-строительные кооперативы, далее следует выработать Положение о субсидировании граждан, пожелавших решить свою жилищную проблему, путем строительства жилья в рамках жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья.
1.4. Обоснование необходимости решения жилищной
проблемы программно-целевыми методами
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной отрасли, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания, необходимо выработать методику административного регулирования жизненно важных процессов в период проведения реформы и на дальнейшую перспективу. Вопрос административного регулирования взаимоотношений в области градостроительной деятельности и жилищных правоотношений, приобретает особую актуальность в переходный период от распределительной системы удовлетворения жилищных потребностей граждан к рыночным механизмам создания и использования жилой недвижимости. Во избежание случаев достижения прогресса в отдельно взятом направлении ради удовлетворения избранной категории спроса, при сохранении тенденции систематического отставания других областей от общего развития жилищной отрасли, необходимо принятие самостоятельной жилищной политики, основанной на государственных паритетах, исходя из показателей местного бюджета, показателей спроса и предложения рынка жилой недвижимости и других особенностей города Сочи.
Для равномерного использования ресурсного потенциала, в целях создания обстановки, благоприятствующей улучшению жилищных условий граждан, требуется участие и взаимодействие органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, представляющими интересы значительной части населения, что обуславливает необходимость применения программных методов.
В этой связи, приоритетной задачей органов местного самоуправления является, сбалансировано развивать жилищную отрасль и оказывать необходимую поддержку определенным категориям граждан, следить за соблюдением выполнения сроков строительства и чтобы темпы строительства социального жилья не отставали от коммерческого в соответствие с требуемыми объемами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.