Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Система программных мероприятий, обеспечивающих реализацию
жилищной политики, проводимой на местном уровне
3.1. Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Ответственный за исполнение |
3.1. | Формирование рынка доступного жилья |
||
3.1.1 | Формирование городского реестра земельных участков для строительства доступного жилья: |
||
подготовка городского реестра земельных участков под жилищное строительство с выделением в составе реестра земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой |
2005 и ежегодное пополнение |
комитет архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, управление программ городского развития администрации города Сочи |
|
разработка плана действий по подготовке земельных участков, не имеющих документации и инженерных коммуникаций (включая мероприятия по привлечению средств федерального и краевого бюджетов, а также внебюджетных источников в финансирование развития инженерной инфраструктуры) |
ежегодно | комитет архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи |
|
3.1.2 | Применение типовых проектов жилых домов, подготовка исходно-разрешительной документации: |
||
разработка типовых проектов жилых домов удешевляющих стоимость строительства, для применения в рамках Программы |
2005 - 2010 | управление капитального строительства, администрации города Сочи |
|
разработка градостроительной документации, привязка типовых проектов к конкретным земельным участкам, подготовка исходно-разрешительной документации |
2005 - 2010 | Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, управление капитального строительства администрации города Сочи, МУП города Сочи "Корпорация развития Сочи" |
|
внедрение технологий "растущих домов" и быстровозводимых домов для населения со средним и низким уровнем доходов |
2007 - 2010 | комитет архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, управление капитального строительства администрации города Сочи |
|
3.1.3. | Предоставление подготовленных земельных участков для строительства доступного жилья: |
||
формирование инвестиционных проектов по жилищному строительству для выставления на конкурс |
2005 | Управление программ городского развития администрации города Сочи МУП г. Сочи "Фирма "Сочикапстрой" |
|
привлечение на конкурсной основе инвесторов-застройщиков для строительства доступного жилья на подготовленных площадках |
по мере готовности площадок |
Управление программ городского развития администрации города Сочи Городская комиссия по инвестиционной деятельности |
|
3.1.4. | Развитие институтов долгосрочного жилищного кредитования: |
||
организация и проведение рекламно- информационной и разъяснительной работы среди населения города Сочи по освещению целей и задач подпрограммы |
ежегодно | МУП г. Сочи "Корпорация развития Сочи", управление информации и аналитической работы администрации города Сочи |
|
разработка и реализация мероприятий по снижению первоначального взноса и процентной ставки по кредитам, направленным на строительство, приобретение жилья |
2005 - 2010 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи, МУП г. Сочи "Корпорация развития Сочи" |
|
привлечение в жилищное строительство средств институциональных инвесторов (негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании, страховые организации, паевые фонды) |
2005 - 2010 | управление программ городского развития администрации города Сочи, комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи |
|
внедрение системы стандартов ипотечного жилищного кредитования и формирование требований к предоставляемым ипотечным жилищным кредитам с целью снижения возможных рисков |
2006 - 2007 | МУП г. Сочи "Корпорация развития Сочи", управление программ городского развития администрации города Сочи, комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи |
|
разработка порядка предоставления субсидий физическим лицам на приобретение и строительства жилья |
2005 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи, МУП г. Сочи "Корпорация развития Сочи" |
|
разработка порядка предоставления субсидий физическим лицам на компенсацию процентной ставки по ипотечным кредитам |
2005 | МУП г. Сочи "Корпорация развития Сочи", управление программ городского развития администрации города Сочи |
|
мониторинг кредитования жилищного строительства предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов населению |
2006 - 2009 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи |
|
мониторинг схем страхования долгосрочных ипотечных кредитов, схем страхования недвижимости, в том числе при совершении гражданско-правовых сделок с жильем |
2005 - 2010 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи |
|
формирование маневренного фонда жилых помещений, предназначенного для временного проживания граждан утративших жилье в результате невыплаты ипотечного кредита на его приобретение содействие в создании бюро кредитных историй для физических лиц |
2006 - 2010 | управление капитального строительства администрации города Сочи, управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи |
|
содействие в создании бюро кредитных историй для физических лиц |
2006 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи, управление программ городского развития администрации города Сочи |
|
3.1.5 | Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение его качества и эффективности: |
||
моделирование и прогноз городской территории |
комитет архитектуры и градостроительства администрации города Сочи |
||
привлечение прогрессивных технологий домостроения и современных экономичных строительных материалов |
2005 - 2007 | управление программ городского развития администрации города Сочи, комитет архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, управление капитального строительства администрации города Сочи, отдел промышленности администрации города Сочи |
|
разработка мер по стимулированию проведения модернизации предприятий строительного комплекса в целях перехода к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам |
2005 - 2006 | управление капитального строительства администрации города Сочи, управление программ городского развития администрации города Сочи, отдел промышленности администрации города Сочи, комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи |
|
мониторинг и стимулирование развития системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства |
2005 - 2010 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи |
|
субсидирование процентных ставок по кредитам на жилищное строительство |
Ежегодно | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи, финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи |
|
привлечение частного капитала в сферу развития инженерно-коммунальной инфраструктуры, в том числе средств энерго- и водоснабжающих организаций, частных операторов-инвесторов на условиях инвестиционных (концессионных) соглашений), использование механизма краевых и муниципальных заимствований на развитие инфраструктуры |
2005 - 2010 | управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сочи, управление программ городского развития администрации города Сочи |
|
приведение в соответствие с действующим земельным и градостроительным законодательст- вом Российской Федерации норматив- ных правовых актов по вопросам предоставления прав на земельные участки для жилищного строительства |
2005 | комитет архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, комитет по управлению имуществом администрации города Сочи |
|
создание экономических и правовых условий для завершения строительства многоквартирных жилых домов, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных источников |
2005 - 2006 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи, управление программ городского развития администрации города Сочи, управление капитального строительства администрации города Сочи |
|
мониторинг и взаимодействие со страховыми компаниями по внедрению схем страхования рисков и профессиональной ответственности подрядных организаций в жилищном строительстве |
2005 - 2006 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи |
|
осуществление в пределах компетенции контроля и надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, а также наличия лицензий на выполнение определенных законодательством видов деятельности |
2005 - 2007 | Инспекция архитектур- но-строительного надзора, управление капитального строительства администрации города Сочи |
|
содействие развитию жилищно-строительных кооперативов, в том числе молодежных |
2005 - 2010 | комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи, управление программ городского развития города Сочи |
|
предоставление гражданам субсидии на строительство (приобретение) жилья |
2005 - 2010 | в соответствии с порядком предоставления субсидий |
|
3.1.6. | Повышение эффективности функционирования рынка жилья: |
||
разработка мер по снижению административных барьеров доступа застройщиков на рынок строительства доступного жилья, в том числе упрощению процедуры и сокращению сроков оформления исходно-разрешительной документации |
2005 | управление программ городского развития администрации города Сочи, комитет архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, комитет по управлению имуществом администрации города Сочи |
|
развитие системы долевого участия в строительстве жилья |
2005 - 2006 | Комитет экономики и прогнозирования администрации города Сочи, МУП г. Сочи "Корпорация развития Сочи" |
|
3.2 | Обеспечение жильем малоимущих и отдельных категорий граждан, определенных действующим законодательством |
2005 - 2006 | |
приведение нормативных правовых актов города Сочи, касающихся предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации |
управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи |
||
формирование очереди на получение бесплатного жилья в соответствии с Жилищным кодексом |
2005 - 2010 | управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи МУП "Квартирно-правовая служба" города Сочи |
|
строительство (долевое участие) жилья за счет средств местных бюджетов |
2005 - 2010 | управление капитального строительства администрации города Сочи |
|
разработка возможных схем предоставления жилья очередникам при строительстве доступного жилья |
2005 - 2010 | МУП г. Сочи "Корпора- ция развития Сочи", МУП "Квартирно-право- вая служба" города Сочи |
|
формирование инвестиционных проектов на земельных участках, занятых ветхим и аварийным жилищным фондом, с целью переселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах |
2005 - 2010 | управление программ городского развития администрации города Сочи, МУП г.Сочи "Фирма "Сочикапстрой" |
|
применение в качестве инвестиционных условий реализации отдельных инвестиционных проектов обязанности инвестора по переселению граждан из ветхих и аварийных домов |
2005 - 2010 | управление программ городского развития администрации города Сочи, МУП г. Сочи "Фирма "Сочикапстрой" |
|
проведение конкурсов на право реализации инвестиционных проектов, связанных с переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда |
управление программ городского развития администрации города Сочи, городская комиссия по инвестиционной деятельности |
||
организация и проведение информационной и разъяснительной работы среди населения города Сочи по освещению возможных схем предоставления жилья молодым семьям |
ежегодно | комитет по делам молодежи администрации города Сочи, МУП г. Сочи "Корпорация развития Сочи" |
Одним из стратегических направлений программы развития жилищного строительства, инструментом привлечения внебюджетных ресурсов является ипотека. Реализация ипотеки позволит сделать жилье более доступным для среднеобеспеченных жителей города, создаст мультипликативный эффект в строительном комплексе региона, способствуя росту объемов производства строительных материалов, созданию новых подрядных организаций и рабочих мест.
3.2. Анализ структуры ресурсного обеспечения программных мероприятий
Жилищно-коммунальное хозяйство города представлено 131 предприятиями и организациями, в том числе 81 малых и 50 крупных и средних. Из общего числа предприятий - 36 муниципальных.
Жилищный фонд города на 01.01.2005 насчитывает 43232 жилых строения общеполезной площадью 6957 тыс. кв. м. Из общего числа строений - 17780 общей площадью 5681,8 тыс. кв. м, балансовой стоимостью 19,2 млрд. руб. расположены в городской черте, 25452 строений общей площадью 1275,2 тыс. кв. м, балансовой стоимостью 2,7 млрд. руб. - в районах сельской зоны.
В частной, собственности находятся 36612 строений балансовой стоимостью 12,6 млрд. руб.
Из общего количества жилых строений - 2133 общей площадью 174,2 тыс. кв. м - ветхие и аварийные.
Оборудовано из общей площади жилищного фонда: водопроводом - 90,0 %, канализацией - 82,7 %, центральным отоплением - 68,6 %, горячим водоснабжением - 75,5 %, газом - 83,0 %.
Износ муниципального жилищного фонда составляет 24,1 %.
Строительный комплекс города Сочи представлен 950 предприятиями. Среднесписочная численность работников, занятых в строительстве, составляет около 14 тыс. человек.
Также имеется значительная база промышленности строительных материалов (производство железобетонных изделий, продукции деревообрабатывающих производств и др.).
Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда в 2004 году составил 6789,4 млн. руб. Объем промышленного производства строительных материалов составил за 2004 год 381,4 млн. руб.
Потенциал промышленной стройиндустрии используется недостаточно эффективно. В целом производственные мощности промышленной стройиндустрии города используются в среднем на 20 - 25 % своих потенциальных возможностей.
Рост объемов капитального строительства оживит индустрию стройматериалов, что в свою очередь повысит использование производственных мощностей вдвое.
За период с 2000 по 2004 годы годовой общий объем капитальных вложений в развитие города составлял в среднем около 5 - 6 млрд. рублей.
Показатель обеспеченности населения города Сочи жильем по сравнению со среднероссийским уровнем является низким, несмотря на положительную динамику. В 1996 году обеспеченность жильем по данным Госкомстата РФ в среднем по Российской Федерации составляла 18,4 кв. м., в Сочи - 13,9 кв. м., в 2000 году - 19,3 кв. м. в Сочи - 15,4 кв. м. В 2004 году обеспеченность жильем на 1 жителя города Сочи составила 17,6 кв. м. Одной из причин такого положения являются высокая стоимость земли, высокая себестоимость строительства и, как следствие, высокие рыночные цены на первичное и вторичное жилье. Денежные накопления населения позволили бы купить жилье, например, в центре России, но недостаточны для приобретения жилья в городе Сочи. Необходимы работающие механизмы, вовлекающие эти деньги в жилищный оборот.
Численность граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Сочи, за последние годы имеет очевидную тенденцию к увеличению. За период с 1995 года численность очередников увеличилась на 4,5 тысячи человек или на 20 %. В очереди на получение жилья всего по городу Сочи числится около 33 тыс. семей. Ситуация усугубляется тем фактом, что значительная часть очередников проживает либо в ветхом фонде (19 %), либо в общежитиях (24,3 %).
Площадь ветхого фонда с 1995 г. по 2000 г. увеличилась в 1,65 раза и достигла 195,5 тыс. кв. м. В тоже время последняя инвентаризация ветхого фонда в городе проводилась в 1997 году. Наиболее тяжелая ситуация с ветхим фондом сложилась в Центральном районе города, где сосредоточена значительная часть ветхих домов.
Острой проблемой для города является значительное количество общежитий (316 тыс. кв. м) и коммунальных квартир (около 1700 шт.).
Отдельной проблемой является необходимость сейсмоусиления жилых домов первых массовых серий.
Одним из ключевых условий развития курортно-рекреационного комплекса и сохранения экологического баланса региона является эффективное функционирование инженерной инфраструктуру города, включая системы водоснабжения, канализования и водоотведения, теплоснабжения, электро- и газоснабжения, санитарной очистки и др.
Учитывая общие высокие требования к состоянию систем жизнеобеспечения городов-курортов, намеченная Программа потребует комплексного подхода к восстановлению, реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры города. Инженерная инфраструктура Большого Сочи в период с 2005 по 2008 годы будет развиваться ускоренными темпами исходя из потребностей жилищного и курортно-рекреационного хозяйства города с тем, чтобы полностью обеспечить нормальное функционирование города-курорта Сочи.
Для этого управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сочи совместно с комитетом архитектуры и градостроительства и управлением программ городского развития необходимо сформировать перечень проектов по развитию инженерной инфраструктуры (при необходимости - составить отдельную целевую программу развития инженерной инфраструктуры), и в дальнейшем осуществить мероприятия по привлечению средств федерального и краевого бюджетов, а также внебюджетных источников в финансирование развития инженерной инфраструктуры.
3.3. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Специфика норм жилищного законодательства состоит в том, что названные нормы и правоотношения касаются вопросов, связанных с удовлетворением потребностей граждан в жилье. В то же время отношения, связанные со строительством жилых домов, отводом земельных участков под строительство, осуществлением права собственности на жилые помещения, регулируются соответственно градостроительным, земельным и гражданским законодательством.
В связи с этим, нормативно-правовые материалы, требуемые для решения, поставленных задач, содержат нормы разных отраслей права, в том числе и финансового.
Планируется создание правовых условий для предоставления муниципального жилья на условиях коммерческого найма для категории очередников, не соответствующих критериям предоставления жилья по договору социального найма, в том числе и с правом выкупа. Необходимо разработать городское Положение об ипотечном жилищном кредитовании приобретателей жилых помещений и лиц, осуществляющих их строительство. Необходимо создать городскую нормативно-правовую базу пo механизмам привлечения средств граждан в жилищное строительство, в том числе - долевое участие в строительстве, ссудо-сберегательные и другие схемы финансирования. Кроме этого, нужно составить перечень объектов, образующих муниципальное значение, и принять отдельные положения о муниципальной политики в сфере информатизации; о капитальном ремонте, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки; о порядке выкупа земель для муниципальных нужд.
3.4. Характеристика основных направлений Программы
Развитие программы неразрывно связано с реализацией комплекса организационно-хозяйственных мероприятий многоотраслевого характера. В свези# с этим необходимо обеспечить взаимодействие планируемого потенциала ресурсного обеспечения развития жилищной отрасли с другими отраслями, обеспечивающими жизнедеятельность города Сочи; задействовать местные ресурсы в сопутствующих отраслях социально-жилищной сферы.
Механизм реализации Программы выражается в системе основных направлений ее реализации.
3.4.1. Развитие ипотечного строительства для удовлетворения
потребностей населения города Сочи
В настоящее время в городе-курорте Сочи значительное количество семей нуждаются в улучшении своих жилищных условий. Решают эту проблему не многие.
При недостаточном объеме вводимого в эксплуатацию жилья развитие системы ипотечного жилищного кредитования ориентировано на вторичный рынок жилья, что создает дополнительные предпосылки к росту цен на существующие жилые помещения.
Политика администрации г. Сочи в области жилищного строительства, с учетом требований государственной жилищной политики, направленной на снижение уровня затрат бюджетов за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, ориентируется на привлечение в жилищную сферу средств предприятий, инвесторов, банков и населения. Одним из путей привлечения внебюджетных средств для строительства жилья является система жилищного кредитования, которая наиболее предпочтительна в условиях перехода от распределительной системы удовлетворения жилищных потребностей граждан к рыночным механизмам создания и использования жилой недвижимости. Сочетание различных источников и способов финансирования позволит обеспечить жилищное строительство финансовыми ресурсами, а также сделать его сбалансированным, а значит менее рискованным, что обеспечит необходимые гарантии инвестиций.
Главной задачей в области жилищного строительства является создание эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем населения г. Сочи со средними доходами, на базе рыночных принципов приобретения жилья за счет собственных средств граждан и долгосрочных кредитов. Поставленную задачу необходимо решать в двух направлениях, взаимосвязанных между собой, одно из которых - участие муниципалитета в системе ипотечного жилищного кредитования граждан и тем самым привлечение более дешевых и долгосрочных финансовых ресурсов, второе - конструктивная ориентация процесса проектирования и строительства жилья на технологии использования в стройиндустрии экономико-планировочных методов, направленных на снижение себестоимости в строительстве. Успех в решении данной проблемы зависит, в том числе, и от привлеченных в сферу жилищного строительства иных возможных источников финансирования.
Строительство жилья с применением механизма ипотечного кредитования граждан предполагает использование в процессе финансирования различных источников средств:
- средства от продажи уже имеющегося в их собственности жилья;
- собственные денежные средства;
- ипотечные кредиты, (займы);
- субсидии, выделяемые из бюджетов всех уровней на компенсацию процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам.
В настоящее время, на федеральном, региональном и местном уровнях создана нормативно-правовая основа для создания и реализации условий для строительства с использованием ипотечных кредитов.
Приняты:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Федеральные законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", закладывающие правовую основу для функционирования системы ипотечного кредитования;
- Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости";
- Федеральный закон "О жилищно-накопительных кооперативах";
- Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и на территории Краснодарского края, на основе которых разрабатываются и реализуются местные программы ипотечного кредитования граждан и застройщиков.
Законодательно урегулирована деятельность всех профессиональных субъектов ипотечного рынка (оценочных, риэлтерских, страховых компании).
Действует Агентство по ипотечному жилищному кредитованию - специализированная организация, способствующая привлечению инвестиций в сферу ипотечного жилищного строительства.
Анализ сложившейся практики показывает, что преодоление кризисных явлении в экономике обеспечивается в значительной степени за счет внедрения механизмов долгосрочного кредитования граждан, в том числе, под залог имеющегося или приобретаемого ими жилья и формированию на этой основе института ипотеки.
Эффективность строительства жилья для среднего класса возможно обеспечить путем применения системы ипотечного кредитования и долевого участия граждан в строительстве.
Основной принцип в строительстве жилья с использованием механизма ипотечного кредитования граждан и застройщиков заключается во включении в инвестиционный контракт объемов жилья, подлежащего реализации гражданам с использованием схем ипотечного жилищного кредитования. Более того, следует после заключения указанного инвестиционного контракта передать пакет инвестиционных предложений в кредитные организации - банки города Сочи для определения лимита размещения кредитных ресурсов.
3.4.2. Развитие кооперативного строительства на территории
города Сочи
В условиях самостоятельности выбора способов удовлетворения потребностей в улучшении жилищных условий, граждане имеют возможность создавать добровольные объединения - кооперативы, с последующим управлением участниками кооператива жилыми и не жилыми помещениями.
Такой способ решения жилищной проблемы приобретает особую ценность в ситуации, при которой реализация права на жилье достигается при содействии администрации города Сочи процессу создания и функционирования жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
С этой целью органы местного самоуправления в ходе зонирования территории поселения производят резервирование земельных участков, уже оснащенных инженерной инфраструктурой, для кооперативного строительства многоквартирных жилых домов.
Практические мероприятия направлены на оказание поддержки населению в разработке и принятии проектно-сметной документации и в выборе подрядных организаций.
Непосредственно в формировании самого процесса кооперативного строительства будут использованы результаты мониторинга состояния спроса на участие в кооперативном строительстве и данных готовности ресурсного обеспечения, в том числе возможностей самих участников строительства и предприятий - застройщиков, а также готовность инженерной инфраструктуры города.
3.4.3. Развитие малого предпринимательства в сфере
жилищно-коммунального хозяйства
В рамках проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства необходимо повысить уровень жилищно-коммунального обслуживания, обеспечить надежность функционирования ком
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.