Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городского Собрания Сочи
от 11 декабря 2007 г. N 239
Целевая программа
"Совершенствование системы организации школьного питания и повышение
его качества" на 2008 - 2010 годы
Паспорт программы
Наименование программы |
Целевая программа "Совершенствование системы организации школьного питания и повышение его качества" на 2008 - 2010 годы |
Основания для разработки программы |
1. Закон Российской Федерации "Об образовании". 2. Закон Краснодарского края от 29.12.2004 N 828-КЗ "Об образовании". 3. Постановление главного государственного са- нитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 "О введении в действие санитар- но-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02". 4. Постановление главного государственного са- нитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 N 30 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях". 5. Типовое положение об общеобразовательном уч- реждении. 6. Постановление главы администрации Краснодар- ского края от 03.04.2001 N 236 "О мерах стаби- лизации работы предприятий общественного пита- ния, обслуживающих школьников". 7. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 20.06.2007 N 3221-П "О внесении изменений в краевую целевую программу "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2006 - 2010 годы" |
Основные разработчики программы |
Управление по образованию и науке администрации города Сочи |
Цель программы | Укрепление здоровья детей г. Сочи через реали- зацию комплекса мер по организации питания уча- щихся в образовательных учреждениях: повышение качества, безопасности и доступности школьного питания |
Задачи программы | 1. Усовершенствование материально-технической базы образовательных учреждений в части техно- логии пищевого производства и организации об- служивания учащихся общеобразовательных школ. 2. Обеспечение школьного рациона с учетом фи- зиологической потребности детей. 3. Обеспечение контроля и мониторинга качества организации школьного питания. 4. Формирование культуры школьного питания. 5. Организация системы подготовки, переподго- товки и повышения квалификации кадров - органи- заторов школьного питания. 6. Повышение доступности качественного, сбалан- сированного питания школьников и педагогических работников образовательных учреждений |
Заказчик программы |
Администрация города Сочи |
Стратегические направления программы |
1. Улучшение показателей здоровья детского на- селения г. Сочи, создание благоприятных условий для его сохранения и укрепления, нормального роста и развития детей. 2. Обеспечение сбалансированности питания школьников. 3. Улучшение качества питания школьников и обеспечение его безопасности. 4. Повышение доступности питания для более ши- рокого контингента школьников и педагогических работников |
Сроки реализации программы |
2008 - 2010 гг. |
Объем и источники финансирования программы |
Всего на 2008 - 2010 годы - 3241,81 тысячи руб- лей из средств муниципального бюджета, в том числе: 2008 год - 1571,81 тысячи рублей, 2009 год - 835 тысяч рублей, 2010 год - 835 тысяч рублей. Средства местного бюджета, направляемые на фи- нансирование целевой программы, подлежат еже- годному уточнению при принятии решения о бюдже- те на соответствующий финансовый год в пределах средств отрасли |
Этапы реализации программы |
На I этапе (2008 - 2009 годы) осуществляются мероприятия по усовершенствованию материаль- но-технической базы образовательных учреждений в части организации школьного питания. На II этапе (2011 - 2012 годы) будут осущест- влены мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования созданной системы обеспечения качественного, сбалансированного и доступного школьного питания |
Исполнитель основных мероприятий программы Соисполнители |
Управление по образованию и науке администрации г. Сочи Управление здравоохранения, управление потребительского рынка и услуг, территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потреби- телей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г. Сочи |
Система управления реализацией программы |
Управление и контроль хода реализации программы осуществляют Городское Собрание Сочи, администрация города, управление по образованию и науке |
1. Общие положения
Городская целевая программа "Совершенствование системы организации школьного питания и повышение его качества" на 2008 - 2010 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Краснодарского края от 29.12.2004 N 828-КЗ "Об образовании", Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 N 30 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях", типовым положением об общеобразовательном учреждении, Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.04.2001 N 236 "О мерах по стабилизации работы предприятий общественного питания, обслуживающих школьников", Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 20.06.2007 N 3221-П "О внесении изменений в краевую целевую программу "Развитие образования в Краснодарском крае" на 2006 - 2010 годы".
Решение проблем обеспечения качественного, безопасного и доступного школьного питания осуществляется программно-целевым методом управления с учетом приоритетов развития муниципальной системы образования, выполнения требований действующего законодательства в области организации школьного питания.
Программа содержит основные направления реализации программных мероприятий, механизмы их осуществления.
2. Ситуационный анализ
Город Сочи имеет сложную инфраструктуру по своему географическому расположению. В 4 районах города расположено 86 общеобразовательных учреждений (начальные, основные и средние общеобразовательные школы), в которых обучаются 41200 чел.
Основным условием организации качественного питания в общеобразовательных учреждениях города является состояние материально-технической базы. В течение 2005 - 2007 гг. частично оснащены современным холодильным и технологическим оборудованием, которое позволило усовершенствовать процесс организации питания, пищеблоки около 50 учреждений и полностью обновлено оборудование пищеблоков школ, прошедших капитальный ремонт: МОУ "Лицеи N 23, 59", МОУ "СОШ N 3, 7, 12, 65, 66, 67, 75", МОУ "Гимназии NN 1, 5, 8".
В 2005 году было приобретено 24 единицы оборудования на сумму 1064,622 тыс. руб.;
в 2006 году приобретено 19 единиц оборудования на сумму 991,0 тыс. руб.;
в 2007 году в 21 общеобразовательное учреждение приобретено оборудование на сумму 769,496 тыс. руб.
Произведен ремонт технологического оборудования на сумму 1970500 тыс. руб.
Деятельность управления по образованию и науке администрации города Сочи была направлена на сокращение числа школьных буфетов при одновременном увеличении количества школьных столовых, что позволяет предоставить школьникам более полноценное питание.
Сеть школьного питания в городе на сегодняшний момент включает 40 столовых, работающих на сырье (полного цикла); 17 столовых-доготовочных, работающих на полуфабрикатах, вырабатываемых на других предприятиях общественного питания; 10 буфетов-раздаточных, реализующих горячие завтраки и обеды, доставляемые из других предприятий.
Количество школ, в которых не созданы условия для организации горячего питания, сократилось в два раза - с 8 в 2004 году до 3 школ в 2006 году (НОШ N 37 с. Веселое, ООШ N 41 с. Краевско-Армянское, НОШ N 98 с. Наджиго), в которых отсутствует помещение для организации пищеблока: завтраки выдаются в классных комнатах.
В 67 общеобразовательных учреждениях организуют питание 16 предприятий общественного питания, прошедших конкурсный отбор.
В 2006 году увеличено количество посадочных мест в обеденных залах на 58 мест (в СОШ N 48 - на 40 мест, в СОШ N 23 - на 18 мест). Вся сеть включает 10747 посадочных мест.
Важным показателем, характеризующим состояние школьного питания, является уровень охвата школьников питанием, т.е. отношение числа питающихся детей к общему количеству школьников. Охват горячим питанием школьников города достиг в 2007 г. 85%, что превышает показатели 2005 г. (73%).
Несмотря на планомерное обновление пищеблоков школьных столовых, потребность в замене оборудования с истекшим сроком эксплуатации остается. В перечень необходимого оборудования входят:
холодильное оборудование;
пекарское оборудование;
электрооборудование.
В области контроля и мониторинга:
Создана система мониторинга состояния материально-технической базы (МТБ): разработаны карты, содержащие информацию о наличии технологического оборудования в каждом общеобразовательном учреждении. Оснащенность пищеблоков общеобразовательных учреждений на 01.07.2007 составляет: 60% в 19 ОУ, 40% в 34 ОУ; 20% в 12 ОУ и до 20% в 2 ОУ.
Ежемесячно ведется мониторинг охвата горячим питанием школьников. Наиболее высокий показатель охвата горячим питанием в следующих ОУ (по результатам ежемесячного мониторинга).
Приказом управления по образованию и науке администрации города Сочи от 07.10.2005 N 600 "Об усилении контроля за организацией питания в общеобразовательных учреждениях города" утверждена программа по осуществлению контроля питания обучающихся в образовательных учреждениях, включающая контроль качества и безопасности поступающего на пищеблоки продовольственного сырья и пищевых продуктов; качества и безопасности выпускаемой готовой продукции, контроль рациона питания учащихся, соблюдение санитарных правил в технологическом процессе; контроль соблюдения условий и сроков хранения продуктов (сырья, полуфабрикатов и готовой кулинарной продукции); контроль условий труда сотрудников и состояния производственной среды пищеблока; контроль состояния помещений пищеблоков, выполнения санитарно-противоэпидемиологических мероприятий на пищеблоке; контроль контингента питающихся, режима питания и гигиены приема пищи обучающимися.
В области повышения качества питания, обеспечения сбалансированности рационов:
Разработаны сезонные рационы питания с учетом оптимального соотношения белков, жиров и углеводов, обеспечения энергетического баланса: поступление калорий в организм должно быть строго сбалансировано с их расходом.
В сельских школах создаются условия для выращивания сельскохозяйственной продукции. В СОШ N 85 высажен персиковый сад. В СОШ N 41, СОШ N 67 выращивают зелень: петрушку, укроп, лук с целью витаминизации школьного рациона питания.
В связи с организацией летнего отдыха и оздоровления детей разработаны и согласованы с Роспотребнадзором, управлением здравоохранения администрации города Сочи примерные меню для организации питания детей в пришкольных оздоровительных лагерях, оздоровительных лагерях спортивной направленности.
В области повышения культуры питания и обслуживания:
Для обучения школьников основам правильного питания и в целях формирования культуры здоровья в 65 образовательных учреждениях города реализуется программа "Разговор о правильном питании" для учащихся начальных классов. В рамках воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях города разработаны программы по организации питания, которые предусматривают работу по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни. Разработаны ученические и родительские лектории. Итоги реализации программ будут подведены на ежегодных педагогических слушаниях.
Делегация педагогов г. Сочи (10 человек) приняла участие в шестой межрегиональной конференции "Воспитание здорового поколения", проходившей в г. Москве, с социальным проектом "Школа правильного питания".
Ежегодно проходит городской конкурс-семинар "Лучший школьный завтрак", проходящий в ноябре месяце в рамках месячника "Качество".
На семинаре "Питание школьников" был представлен позитивный опыт работы по организации питания учащихся и воспитанников в СОШ N 24, СОШ N 89, СОШ N 49, современные пути развития кулинарного искусства и сервиса в школьном питании, принципы эстетического формирования интерьерной среды на предприятии, имидж предприятия школьного питания.
Проведенная в г. Сочи всероссийская диспансеризация показала тревожное состояние здоровья детей в этом, казалось, благополучном природно-климатическом и социокультурном регионе России. Она выявила особенности состояния детей города, показала преобладание в структуре хронической заболеваемости болезней органов пищеварения, нервной системы и органов чувств, заболеваний опорно-двигательного аппарата и дала исходные данные для планирования и организации целенаправленной деятельности в этой сфере.
Показатели состояния здоровья детей, полученные в ходе диспансеризации, не неожиданны, на протяжении последнего десятилетия неоднократно приводились данные исследований, свидетельствующие о неблагополучной ситуации в этой сфере.
Нарушение режима структуры питания в общеобразовательных учреждениях - негативный фактор, влияющий на здоровье ребенка.
Необходимо обеспечить детей с хронической патологией желудочно-кишечного тракта и детей из семей социального риска бесплатным горячим питанием, используя в их питании кисломолочные лечебные продукты.
Необходимо шире освещать вопросы здорового питания детей в СМИ, в специальных газетных рубриках и телепередачах для родителей; повышать грамотность и активность родителей в вопросах организации сбалансированного питания детей.
Таким образом, реализация программы позволит обновить технологическое оборудование, повысить качество питания, укрепить здоровье школьников через оптимизацию процессов приготовления блюд и их раздачи.
Следующим этапом реализации программы возможна оптимизация процессов в школьном питании и достижение экономических эффектов (удешевление питания) через создание межведомственных комбинатов для социальной сферы.
3. Актуальность программы
На современном этапе развития общества одной из важнейших составляющих здоровья становится обеспечение качественного, сбалансированного и доступного школьного питания.
Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного школьного питания. В настоящее время сложилась сложная ситуация с обеспечением школьников горячими завтраками и обедами. Средства, выделяемые из местного бюджета, не обеспечивают качественное сбалансированное питание школьников с учетом их потребности в энергии, питательных веществах и микронутриентах. Неправильное питание становится причиной таких нарушений состояния здоровья школьников, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта.
К проблемам организации питания в г. Сочи относятся:
1. Недостаточный объем компенсационных выплат из бюджета (6,50 рубля).
2. Удорожание стоимости продуктов питания.
3. Отсутствие у значительного числа семей (особенно в сельской местности) возможности доплачивать разницу в стоимости горячего питания к сумме компенсационной выплаты.
4. Недостаточные площади обеденных залов в школьных столовых в соответствии с типовыми проектами зданий и в связи с этим их низкая пропускная способность.
5. Отсутствие комбинатов школьного питания.
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость решения проблемы обеспечения качественного, сбалансированного, доступного питания программно-целевым методом с включением всех аспектов этой проблемы, решаемых сегодня в рамках различных ведомств, в единую муниципальную целевую программу.
Для реализации настоящей программы предполагается скоординировать деятельность заинтересованных органов исполнительной власти.
Комплексное решение проблемы обеспечения качественного, сбалансированного, доступного школьного питания в рамках программы позволит оптимизировать затраты бюджетных средств, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов и средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения качественного, сбалансированного, доступного питания школьников в г. Сочи.
4. Цели и задачи программы
Целью данной программы является укрепление здоровья участников образовательного процесса, учащихся и педагогических работников, через реализацию комплекса мер по организации питания в образовательных учреждениях: повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания.
Данная цель достигается через постановку и решение следующих задач:
1. Усовершенствование материально-технической базы образовательных учреждений в части технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных школ.
2. Обеспечение школьного рациона с учетом физиологической потребности детей.
3. Обеспечение контроля и мониторинга качества организации школьного питания.
4. Формирование культуры школьного питания.
5. Организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров организаторов школьного питания.
5. Содержание программы, приоритеты, направления
Общими стратегическими подходами к реализации данной программы являются:
1. Комплексный подход, позволяющий использовать существующий материально-технический и кадровый ресурс.
2. Системный подход к формированию программных мероприятий, предусматривающий их взаимосвязь и преемственность.
Основными направлениями программы являются: реализация нормативной правовой базы в области обеспечения детей качественным, сбалансированным и доступным школьным питанием; разработка системы программных мероприятий, направленных на усовершенствование материально-технической, организационно-технологической базы по обозначенным вопросам; обеспечение комплексного координационного регулирования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали.
6. Управление ходом реализации программы
Организацию управления программой и контроль за ходом ее реализации осуществляют Городское Собрание Сочи, администрация города, управление по образованию и науке.
Заказчики программы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Текущее управление программой возлагается на управление по образованию и науке. При необходимости управление по образованию и науке создает координационный совет программы, который может осуществлять оперативное управление реализацией программы. В состав координационного совета могут входить представители всех заинтересованных органов исполнительной власти. Состав и положение о координационном совете утверждаются управлением по образованию и науке.
Бюджетная заявка на ассигнования из бюджета для финансирования программы разрабатывается и представляется в установленном порядке управлением по образованию и науке.
Механизм реализации муниципальной целевой программы основан на создании единой системы обеспечения антитеррористической, пожарной, экологической безопасности образовательных учреждений. Для эффективной реализации программы формируется рабочая группа из сотрудников управления по образованию и науке и сетевых центров со следующими функциями:
1. Разработка плана мероприятий программы.
2. Реализация программы в установленные сроки.
3. Координация деятельности всех субъектов программы.
4. Своевременная оценка хода реализации программы.
5. Подготовка аналитических отчетов.
С целью организации экспертизы материалов, поступивших на выполнение программных мероприятий, промежуточных результатов выполнения программы, оценки обоснованности запросов на финансирование и материально-техническое обеспечение проекта создается межведомственный совет из специалистов заинтересованных органов исполнительной власти в области обеспечения качественного, сбалансированного и доступного школьного питания. Состав и положение о межведомственном совете утверждаются Городским Собранием Сочи, администрацией города.
Управление по образованию и науке в установленном порядке обеспечивает представление необходимой информации о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств.
Экспертные проверки хода реализации программы осуществляются Городским Собранием Сочи, администрацией города.
7. Ожидаемые результаты
Решение обозначенных задач в организации питания учащихся в образовательных учреждениях города обеспечит следующий социально-экономический эффект:
1. Улучшение показателей здоровья детского населения г. Сочи, создание благоприятных условий для его сохранения и укрепления, нормального роста и развития детей.
2. Обеспечение сбалансированности питания школьников.
3. Улучшение качества питания школьников и обеспечение его безопасности.
4. Повышение доступности питания для более широкого контингента школьников и педагогических работников образовательных учреждений.
8. Мероприятия по реализации муниципальной целевой программы
"Совершенствование системы организации школьного питания
и повышение его качества" на 2008 - 2010 годы
Задача |
Мероприятия |
Ресурсное |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1. Усовершенствование материально-техничес- кой базы образовательных учреждений в части технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных школ |
1. Приобретение технологического и иного оборудования для пищеблоков |
Приобретение |
1000,0 |
835,0 |
835,0 |
2. Обеспечение текущего обслуживания и ремонта технологического оборудования |
Сервисное обслуживание (за счет организаторов питания) |
0 |
|
|
|
3. Расширение площадей столовых за счет реконструкции помещений |
|
|
|
|
|
4. Создание межведомственных комбинатов питания для социальной сферы |
|
|
|
|
|
2. Обеспечение школьного рациона с учетом физиологической потребности детей |
1. Разработка дифференцированых рационов питания для разных категорий детей (в том числе с учетом профилей заболеваний) |
|
0 |
|
|
2. Поиск и привлечение ресурсов социального партнерства для повышения качества питания |
|
0 |
|
|
|
3. Организация питания педагогических работников образовательных учреждений |
1. Установление дотации для частичной компенсации удорожания стоимости питания педагогических работников дневных муниципальных образовательных учреждений |
|
571,812 (2803 пед. раб. x 204 учеб. дня x 1 рубль) |
|
|
4. Обеспечение контроля и мониторинга качества организации школьного питания |
1. Создание межведомственного координационного совета по организации школьного питания |
В пределах средств отрасли |
0 |
|
|
2. Разработка показателей и критериев контроля качества организации питания |
В пределах средств отрасли |
0 |
|
|
|
3. Обеспечение систематического контроля качества организации питания всеми заинтересованными ведомствами и службами |
В пределах средств отрасли |
0 |
|
|
|
4. Создание системы общественной экспертизы организации и качества питания на местах |
В пределах средств отрасли |
0 |
|
|
|
5. Обеспечение доступности итогов экспертизы и контроля широкой общественности |
В пределах средств отрасли |
0 |
|
|
|
5. Организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров организаторов школьного питания |
1. Организация и проведение обучения категорий педагогических работников, организующих питание учащихся образовательных учреждений, по актуальным проблемам потребительского рынка, вопросам, связанным с производством и использованием в питании учащихся продуктов и кулинарных изделий повышенной пищевой и биологической ценности, соблюдением санитарных норм и правил |
Оплата услуг, командировочные расходы |
0 |
0 |
0 |
2. Сотрудничество учреждения начальной профессиональной подготовки кулинарного профиля с целью привлечения молодых специалистов для работы в школьных столовых |
|
|
|
|
|
6. Формирование культуры школьного питания |
1. Включение в образовательные программы ОУ образовательных модулей, пропагандирующих здоровое питание |
В пределах средств отрасли |
|
|
|
2. Разработка просветительских программ для разных участников (родители, дети, педагоги) и их реализация |
В пределах средств отрасли |
|
|
|
|
3. Организация и проведение конкурсов, направленных на улучшение качества и культуры обслуживания |
В пределах средств отрасли |
0 |
0 |
0 |
|
Итого по годам: |
|
|
1571,81 |
835,0 |
835,0 |
ИТОГО: |
|
|
3241,81 |
|
|
<< Назад |
||
Содержание Решение Городского Собрания Сочи Краснодарского края от 11 декабря 2007 г. N 239 "Об утверждении целевой программы "Совершенствование... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.