Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городского Собрания Сочи
от 21.01.2010 N6
Городская межведомственная целевая программа
"Профилактика табакокурения в городе Сочи" на 2010-2012 годы
Паспорт
городской межведомственной целевой программы "Профилактика
табакокурения в городе Сочи" на 2010-2012 годы
Наименование Программы |
Городская межведомственная программа "Профилактика табакокурения в городе Сочи" на 2010-2012 годы" |
Основание для разработки |
Федеральный закон от 10.07.2001 N87 "Об ограничении курения табака" |
Заказчик Программы |
Администрация города Сочи |
Разработчик Программы |
Управление по образованию и науке администрации города Сочи |
Ответственные исполнители |
Управление по образованию и науке администрации города Сочи |
Исполнители Программы |
Управление здравоохранения администрации города Сочи; Управление архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; Управление культуры администрации города Сочи; Управление молодежной политики администрации города Сочи; Управление потребительского рынка и услуг администрации города Сочи; Управление информации и аналитической работы администрации города Сочи; Управление по взаимодействию с правоохранительными органами и общественными организациями; УВД города Сочи. |
Основная цель и задачи Программы |
Цель Программы - обеспечение условий для снижения уровня табакокурения посредством реализации комплекса мер, направленных на профилактику табакокурения, формирование здорового образа жизни населения, способствующего духовному, физическому благополучию граждан и социально-экономическому развитию города Сочи. |
|
Задачи Программы: - целенаправленная организация в средствах массовой информации освещения реализации основных целей и задач Программы; - разработка и поддержка web-pecypca антитабачной направленности; - проведение разъяснительной работы с населением по вопросу привлечения к административной ответственности за употребление и продажу табачной продукции в запрещенных законодательством местах; - создание системы поэтапного трехуровневого взаимодействия (государственные, муниципальные предприятия и организации - общественные организации - бизнес) для проведения мероприятий по профилактике табакокурения; - совершенствование муниципальной нормативно- правовой базы по профилактике табакокурения; - создание системы подготовки кадров учреждений и организаций для реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни населения города; - вовлечение широких слоев населения (молодежи, общественных организаций) в деятельность по охране собственного здоровья и здоровья окружающих от воздействия табачного дыма и контролю над табаком; - разработка комплекса мер по обеспечению внедрения во все образовательные учреждения города обучающих антитабачных профилактических программ; - издание и распространение учебных, методических и дидактических материалов по проблемам здоровьесбережения, создание видеофильмов, агитпрограмм, способствующих формированию здорового образа жизни; - проведение целевой индивидуальной и групповой психопрофилактической работы с подростками и молодыми людьми уже приобщившимися к табакокурению; - проведение социологических и эпидемиологических исследований по проблемам распространенности табакокурения среди различных групп населения города (прежде всего среди подростков и молодежи), формирование городского информационного банка данных, мониторинга ситуации в сфере профилактики табакокурения; - создание системы ранней профилактики злоупотребления табакокурением. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличение количества новостных сюжетов, материалов, статей в СМИ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения; - увеличение количества жителей, детей и молодежи города, отказавшихся от вредных привычек и ведущих здоровый образ жизни; - снижение количества торговых точек, осуществляющих продажу табачных изделий в нарушении законодательных и иных административных актов; - снижение количества объектов торговли, привлеченных к административной ответственности за употребление и продажу табачной продукции в запрещенных законодательством местах; - снижение подростковой преступности; - увеличение количества инициативных групп, действующих в области контроля над табаком; - увеличение количества общественных организаций, вовлеченных в деятельность по формированию здорового образа жизни населения города, профилактике табакокурения; - увеличение количества социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения; - увеличение количества участников мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения; - увеличение количества профессиональных специалистов, способных повысить мотивацию субъектов программы по изменению поведения и обучить навыкам некурения и отказа от курения. |
Объемы финансирования |
2 850 тыс. рублей - местный бюджет 2010 год - 950 тыс. рублей 2011 год - 950 тыс. рублей 2012 год - 950 тыс. рублей |
Сроки и этапы реализации Программы |
I. Подготовительный этап (2009 - июнь 2010 г.г.). Создание совета по реализации Программы, рабочих групп по основным направлениям Программы, разработка необходимых нормативно - правовых актов проектов и программ, проведение мониторинга здоровья детей и подростков, социологических исследований, связанных с распространением табакокурения, осуществление поэтапного трехуровневого взаимодействия (государственные, муниципальные предприятия и организации - общественные организации - бизнес) для проведения мероприятий по профилактике табакокурения. II. Внедренческий этап (июль 2010 - август 2012 г.г.) Реализация основных мероприятий, предусмотренных Программой, позволяющих изменить поведенческие факторы риска здоровья подрастающего поколения, способствовать укреплению здоровья учащихся и сокращению потребления табачных изделий. III. Итоговый этап (сентябрь - декабрь 2012 г.). Проведение анализа результатов выполнения программы, влияния ее реализации на оздоровление учащихся города. |
Контроль исполнения Программы |
Администрация города Сочи, Городское Собрание Сочи |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Сохранение и укрепление здоровья населения России, формирование идеологии и практики здоровьесбережения, увеличение продолжительности и повышение качества жизни является основной целью государственной политики, критерием эффективности и целесообразности социальных и экономических проектов. Правовые основы ограничения табакокурения определяет Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2001 N87-ФЗ "Об ограничении курения табака". Закон регулирует деятельность по производству табачных изделий, вносит запрет на розничную продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, обязывает федеральные органы здравоохранения, образования и культуры регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.
Несмотря на меры, осуществляемые государством в этом направлении, статистика неутешительная. Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Голикова Т.А. в своем докладе на президиуме совета по приоритетным национальным проектам и демографическому развитию при Президенте России 2 марта 2009 года приводит следующие факты:
В настоящее время среди населения Российской Федерации зарегистрировано около 220 млн различных заболеваний, основные из которых: болезни органов дыхания (23,6%), болезни системы кровообращения (13,6%), органов пищеварения (7,3%) и новообразования (2,4%). По данным Всемирной организации здравоохранения, в Российской Федерации лидирующие факторы риска смертности и заболеваемости - высокое артериальное давление, .высокий уровень холестерина, курение и алкоголь. Кроме того, выявлена следующая взаимосвязь смертности с основными факторами риска (вклад в общую смертность): табак - 17,1%, несбалансированное питание (недостаток фруктов и овощей) - 12,9%, избыточный вес - 12,5%, алкоголь - 11,9%.
В России курят около 50% человек. При этом темп роста курящих в нашей стране один из самых высоких в мире: в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2-5% в год, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5-2%, включая женщин и подростков. По исследованиям ВОЗ, в 2003 году распространенность табакокурения среди подростков 13-15 лет составляла 33,4% (среди мальчиков - 40,6%, среди девочек - 29,8%).
По экспертным оценкам, в настоящее время Россия находится на 4 месте в мире по распространенности табакокурения среди подростков. Здоровье в России не является общественной и персональной ценностью. Россияне не склонны думать о здоровье как о собственном ресурсе и капитале, не склонны заботиться о своем здоровье. Согласно опросам ВЦИОМ, проведенным в 2006 году, более трети россиян вообще не заботятся о своем здоровье, а среди тех, кто говорит о том, что заботится о нем, - заботится о нем пассивно. Этот фактор во многом является ключевым для динамики смертности и заболеваемости".
Наибольшее число курящих наблюдается в возрастной группе 30-40 лет, этой привычке подвержены более семидесяти процентов мужчин и сорока процентов женщин. Анализ проведенных исследований выявил низкую информированность вреда пассивного курения среди детей и подростков города Сочи. Установлено, что семьдесят процентов детей и подростков, в присутствии которых курят родители, также подвержены табакокурению.
Серьезного внимания требует состояние здоровья детей и подростков. В течение последних лет ухудшились показатели физического развития, полового созревания, более половины детей страдают психосоматическими нарушениями.
Распространенность стереотипов разрушающего поведения, коэффициент жизнеспособности населения свидетельствуют о низкой заинтересованности жителей Сочи в сохранении собственного здоровья и здоровья своих детей, хотя в городе был накоплен огромный положительный опыт борьбы с курением, признанный не только в стране, но и за рубежом.
В 70-годах в Сочи возникло массовое движение борьбы с курением. Решением Горисполкома в городе вводились особые правила продажи табачных изделий и ограниченный порядок поведения курильщиков в местах общественного пребывания. Всем предприятиям города было настоятельно рекомендовано проводить наступательную агитацию против курения. Запрещалось курить в кабинетах служебных зданий, транспорте, на пляжах - для этого отводились специальные места. Организация борьбы с курением носила не только административный характер. Была создана городская комиссия из представителей всех слоев общественности. В санаториях, в местах жительства организованы группы врачей-консультантов. Жители города и отдыхающие, пожелавшие бросить курить, бесплатно получали для себя консультации, при необходимости снабжались медикаментами. Многие отдыхающие именно в Сочи пришли к мысли прервать стаж многолетних курильщиков и благодарили за это город-курорт. Антиникотиновая кампания приняла с подачи города государственный характер. Тогда было принято решение сочинский опыт распространить на всю страну. В настоящее время город в борьбе с табакокурением во многом утратил свои позиции.
Цели формирования сознательного отказа от табака, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье определяют необходимость разработки городской межведомственной целевой программы "Профилактика табакокурения в городе Сочи на 2010-2012 годы".
2. Цель, задачи и основные направления реализации Программы
Основной целью Программы является обеспечение условий для снижения уровня табакокурения посредством реализации комплекса мер, направленных на профилактику табакокурения, формирование здорового образа жизни населения, способствующего духовному, физическому благополучию граждан и социально-экономическому развитию города Сочи.
Для достижения основной цели должны быть решены следующие задачи:
- целенаправленная организация в средствах массовой информации освещения реализации основных целей и задач Программы;
- разработка и поддержка web-pecypca антитабачной направленности;
- проведение разъяснительной работы с населением по вопросу привлечения к административной ответственности за употребление и продажу табачной продукции в запрещенных законодательством местах;
- создание системы поэтапного трехуровневого взаимодействия (государственные, муниципальные предприятия и организации - общественные организации - бизнес) для проведения мероприятий по профилактике табакокурения;
- совершенствование муниципальной нормативно-правовой базы по профилактике табакокурения;
- создание системы подготовки кадров учреждений и организаций для реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни населения города;
- вовлечение широких слоев населения (молодежи, общественных организаций) в деятельность по охране собственного здоровья и здоровья окружающих от воздействия табачного дыма и контролю над табаком;
- разработка комплекса мер по обеспечению внедрения во все образовательные учреждения города обучающих антитабачных профилактических программ;
- издание и распространение учебных, методических и дидактических материалов по проблемам здоровьесбережения, создание видеофильмов, агитпрограмм, способствующих формированию здорового образа жизни;
- проведение целевой индивидуальной и групповой психопрофилактической работы с подростками и молодыми людьми, уже приобщившимися к табакокурению;
- проведение социологических и эпидемиологических исследований по проблемам распространенности табакокурения среди различных групп населения города (прежде всего среди подростков и молодежи), формирование городского информационного фонда данных, мониторинга ситуации в сфере профилактики табакокурения;
- создание системы ранней профилактики злоупотребления табакокурением.
Программа включает в себя следующие подпрограммы:
- "Формирование единой информационной стратегии при освещении вопросов, связанных с проблемами табакокурения";
- "Создание системы мотивирования населения и гостей города к ведению здорового образа жизни, вовлечения в деятельность по профилактике и контролю над табакокурением";
- "Формирование системы психолого-медицинской поддержки профилактики табакокурения".
3. Этапы и ожидаемые результаты реализации Программы
I. Подготовительный этап (2009 - июнь 2010 г.).
Создание совета по реализации Программы, рабочих групп по основным направлениям Программы, разработка необходимых нормативно-правовых актов, проектов и программ, проведение мониторинга здоровья детей и подростков, социологических исследований, связанных с распространением табакокурения, осуществление поэтапного трехуровневого взаимодействия (государственные, муниципальные предприятия и организации - общественные организации - бизнес) для проведения мероприятий по профилактике табакокурения.
II. Внедренческий этап (июль 2010 - август 2012 г.)
Реализация основных мероприятий, предусмотренных Программой, позволяющих изменить поведенческие факторы риска здоровья подрастающего поколения, способствовать укреплению здоровья учащихся и сокращению потребления табачных изделий.
III. Итоговый этап (сентябрь - декабрь 2012 г.).
Проведение анализа результатов выполнения Программы, влияния ее реализации на оздоровление учащихся города.
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества новостных сюжетов, материалов, статей в СМИ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения;
- увеличение количества жителей, детей и молодежи города, отказавшихся от вредных привычек и ведущих здоровый образ жизни;
- снижение количества торговых точек, осуществляющих продажу табачных изделий в нарушение законодательных и иных административных актов;
- снижение количества объектов торговли, привлеченных к административной ответственности за употребление и продажу табачной продукции в запрещенных законодательством местах;
- снижение подростковой преступности;
- увеличение количества инициативных групп, действующих в области контроля над табаком;
- увеличение количества общественных организаций, вовлеченных в деятельность по формированию здорового образа жизни населения города, профилактике табакокурения;
- увеличение количества социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения;
- увеличение количества участников мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения;
- увеличение количества профессиональных специалистов, способных повысить мотивацию субъектов Программы по изменению поведения и обучить навыкам некурения и отказа от курения.
4. Критерии и индикаторы оценки ожидаемых результатов Программы
Критерии |
Индикаторы выполнения |
|||
По состоянию на 01.01.2009 |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Количество новостных сюжетов, материалов, статей в СМИ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактике табакокурения в общем числе материалов местных СМИ |
4 |
6 |
8 |
10 |
Доля учащихся школ, воспитанников образовательных учреждений, вовлеченных в занятия спортом и спортивно-массовую работу |
23 |
25 |
30 |
40 |
% детей и молодежи, отказавшихся от вредных привычек |
5 |
7 |
9 |
10 |
Количество инициативных групп, действующих в области контроля над табаком |
5 |
10 |
15 |
20 |
Количество общественных организаций, вовлеченных в деятельность по формированию здорового образа жизни населения города, профилактике табакокурения |
|
2 |
3 |
4 |
% жителей города отказавшихся от курения |
5 |
8 |
9 |
12 |
% муниципальных, государственных предприятий, организаций, предприятий бизнеса, осуществляющих меры по ограничению табакокурения |
20 |
40 |
60 |
80 |
Количество социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения |
5 |
10 |
15 |
20 |
Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, (%) |
98 |
95 |
94 |
94 |
Количество профессиональных специалистов, способных повысить мотивацию субъектов программы по изменению поведения и обучить навыкам некурения и отказа от курения |
|
100 |
120 |
150 |
5. Механизм реализации Программы
Организацию управления Программой и контроль хода ее реализации осуществляет Городское Собрание Сочи, администрация города Сочи, управление по образованию и науке администрации города Сочи.
Заказчик Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами и структурами законодательной, исполнительной власти, организациями и учреждениями.
Текущее управление Программой возлагается на управление по образованию и науке администрации города Сочи. При необходимости управление по образованию и науке администрации города Сочи выносит вопросы реализации и оценки эффективности Программы на Совет по вопросам образования при Главе города Сочи.
Управление по образованию и науке администрации города Сочи в установленном порядке обеспечивает реализацию следующих функций:
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
- осуществляет мониторинг ее выполнения, разрабатывает перечень показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
- уточняет затраты по программным мероприятиям;
- согласовывает с основными исполнителями мероприятий Программы возможные сроки их выполнения, объемы и источники финансирования;
- готовит ежегодные бюджетные заявки на очередной финансовый год;
- готовит предложения по корректировке Программы;
- несет ответственность за реализацию Программы в целом.
Финансирование мероприятий Программы уточняется при подготовке проекта бюджета города Сочи на очередной финансовый год.
Для эффективной реализации подпрограмм формируется координационный совет из сотрудников управления по образованию и науке администрации города Сочи, который осуществляет:
- разработку плана мероприятий Программы;
- реализацию Программы в установленные сроки;
- координацию деятельности всех субъектов Программы;
- своевременную оценку хода реализации Программы;
- подготовку аналитических отчетов.
<< Назад |
||
Содержание Решение Городского Собрания Сочи Краснодарского края от 21 января 2010 г. N 6 "О городской межведомственной программе "Профилактика... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.