Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-25/2020 по апелляционной жалобе Ефремова Юрия Георгиевича на решение Орловского областного суда от 5 марта 2020 года, которым административное исковое заявление Ефремова Юрия Георгиевича об оспаривании отдельных положений пунктов 4 и 5 статьи 48 Устава Свердловского района Орловской области оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, объяснения относительно доводов апелляционной жалобы административного истца Ефремова Ю.Г, его представителя по заявлению Гусуевой А.А., возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской области по доверенности Текиной О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего решение не подлежащем отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
статьей 48 (пункт 4, абзац 3 пункт 5) Устава Свердловского района Орловской области, в редакции решения Свердловского районного Совета народных депутатов N43/258 от 22 января 2015 года, опубликованного 13 февраля 2015 года в районной газете "Сельская новь", закреплено, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в течение семи дней с момента их подписания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения указанного акта на информационных стендах в здании администрации Свердловского района Орловской области и размещения в муниципальном казенном учреждении культуры "Свердловская центральная районная библиотека" в течение 7 дней со дня его принятия. Продолжительность размещения указанного акта не может быть менее 10 дней.
Ефремов Ю.Г, проживающий на территории Свердловского района Орловской области, обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом его уточнения) о признании недействующим пункта 48 Устава, в части установления порядка вступления в законную силу нормативных правовых актов Свердловского района, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина после их официального обнародования, считая, что эти нормы противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, а также части 4 статьи 7 и статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указывал, что обжалуемые им положения Устава нарушают его права, поскольку в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья он лишен возможности регулярно посещать учреждения района, в которых обнародуются муниципальные правовые акты Свердловского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе и его.
Решением Орловского областного суда от 5 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Ефремова Ю.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Ефремов Ю.Г, повторяя свою правовую позицию в суде первой инстанции, просит судебный акт отменить ввиду незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором и Свердловским районным Советом народных депутатов представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает решение суда не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу об их необоснованности.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установилв Федеральном законе от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ, Закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N131-ФЗ определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Согласно статье 43 названного закона в систему муниципальных правовых актов входит наряду с другими устав муниципального образования (пункт 1 части 1), который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (часть 2).
Исходя из предписаний статьи 44 Федерального закона N131-ФЗ устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном данной нормой, а также подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Суд первой инстанции, проанализировав положения Конституции Российской Федерации и нормы федерального законодательства, изложенные в судебном акте, правильно констатировал, что оспариваемый муниципальный правовой акт - Устав принят в пределах полномочий административного ответчика, являющегося действующим коллегиальным представительным органом местного самоуправления Свердловского района Орловской области, с соблюдением предусмотренной формы и вида, процедуры принятия, правил введения в действие (опубликование) и вступления в силу.
Позиция суда основана на верном применении норм материального права, регулирующих отношения в названной сфере, выводы подтверждаются материалами дела и в этой части административным истцом не оспариваются.
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статьей 47 Закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 1).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (часть 3).
Исходя из анализа вышеприведенных норм действующего федерального законодательства муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина могут вступать в силу после их официального обнародования.
При этом установление порядка их официального обнародования возложено на органы местного самоуправления с учетом обеспечения возможности ознакомления с ними граждан.
В свою очередь конституционность положений частей 2 и 3 статьи 47 Федерального закона N131-ФЗ неоднократно являлась предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, не нашедшего оснований для признания указанных законоположений противоречащими статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2016 года N146-О, от 19 декабря 2019 года N3380-О).
Во исполнение статьи 47 Закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в статье 48 (пункт 4, абзац 3 пункт 5) Устава Свердловского района Орловской области закреплено, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в течение семи дней с момента их подписания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Определен порядок обнародования муниципального правового акта, который осуществляется путем размещения указанного акта на информационных стендах в здании администрации Свердловского района Орловской области и размещения в муниципальном казенном учреждении культуры "Свердловская центральная районная библиотека" в течение 7 дней со дня его принятия. Продолжительность размещения указанного акта не может быть менее 10 дней.
При рассмотрении данного административного дела судом первой инстанции достоверно установлено, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в течение семи дней с момента их подписания размещаются на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" admzmievka.ru, их тексты публикуются в районной газете "Сельская новь" либо обнародуются путем размещения на информационных стендах в здании администрации Свердловского района Орловской области и в Свердловской центральной районной библиотеке. Доступ к зданию администрации Свердловского района Орловской области и к Свердловской центральной районной библиотеке является свободным для всех жителей района, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что все заинтересованные лица имеют возможность ознакомления с содержанием муниципальных правовых актов, обнародованных в установленном Уставом порядке.
Проанализировав приведенные нормативные правовые акты, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемая в части статья 48 (пункт 4, абзац 3 пункт 5) Устава Свердловского района Орловской области не противоречит ни одному из указанных актов федерального законодательства. С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права.
Каких-либо иных нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 5 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефремова Юрия Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.