Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации муниципального образования город Сочи от 16 августа 2012 г. N 1737 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению администрации города Сочи
от 22.12.2010 N 2255
Долгосрочная городская целевая программа
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
18 марта, 7 сентября 2011 г., 30 января, 13 марта, 5 мая, 16 августа, 28 ноября 2012 г., 25 января, 23 апреля, 18 июня, 10 июля 2013 г.
Постановлением Администрации муниципального образования город Сочи от 10 июля 2013 г. N 1527 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной городской целевой программы
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Жилищная проблема продолжает оставаться одной из главных и наиболее трудно решаемых не только в городе Сочи, но и в масштабах всей страны. В период с 2005 по 2010 год она решалась в рамках городской целевой программы "Жилище", утвержденной решением Городского Собрания Сочи от 6 декабря 2005 года N 362.
За период с 2005 по 2009 год были достигнуты следующие показатели:
- ежегодный объем вводимого в эксплуатацию жилья вырос с 200 тыс. кв. м в 2005 году до 470 тыс. кв. м на 1 января 2009 года;
- кредитные организации города выдали 1430 ипотечных кредитов на сумму 3,1 млрд рублей;
- созданы необходимые организационно-правовые условия для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе с использованием механизма предоставления социальных выплат за счет средств бюджета города Сочи.
В 2009 году объем жилищного кредитования на территории города Сочи составил 390,2 млн рублей (1 960 кредитов), в том числе 88 ипотечных кредитов на сумму 156,1 млн рублей, это всего 10,2% от уровня 2008 года. Резкое уменьшение объемов ипотечного жилищного кредитования связано с ухудшением финансового состояния заемщиков и общими отрицательными тенденциями в банковском секторе в условиях мирового финансового кризиса. Многие кредитные организации в 2009 году приостановили реализацию ипотечных программ, а также возросли процентные ставки по кредитам, размер первоначального взноса, ужесточились требования к заемщикам.
В 2010 году ипотечное жилищное кредитование на территории города Сочи возобновилось и условия кредитных программ приблизились к параметрам 2008 года. За январь-июнь 2010 года банковскими организациями города Сочи выдано 103 ипотечных кредита на общую сумму 248 млн руб.
На территории города Сочи существует проблема завершения строительства жилых домов, осуществляемого с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми ненадлежащим образом исполняются застройщиками.
К сожалению, пока не удалось обеспечить коренного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания. На сегодняшний день в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Сочи насчитывается более 27,5 тыс. семей.
Основными причинами, которые не позволяют кардинально улучшить жилищные условия большинства населения, являются:
- ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;
- недоступность для большинства граждан и юридических лиц кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок, что является следствием мирового экономического кризиса;
- большой дисбаланс между стоимостью строительства и средней рыночной стоимостью жилья на рынке города Сочи.
В соответствии с п. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. На решение тех же задач нацелен и приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Таким образом, решаемая в рамках настоящей Программы проблема полностью соответствует приоритетным задачам и направлениям социально-экономического развития города Сочи.
В условиях рыночной экономики проблема обеспечения граждан жильем выражается не только в предоставлении бесплатного жилья категориям населения, установленным законодательством, но и создании условий, при которых семья со среднедушевыми доходами сможет приобрести жилье в собственность на рынке недвижимости, используя механизмы государственной и муниципальной поддержки.
Таким образом, в решении жилищной проблемы должны быть задействованы усилия и средства как государственного и муниципального бюджетов, а также средства частных инвесторов, банков и населения.
Комплексность представленной проблемы определяет необходимость ее решения программно-целевым методом. Именно данный метод позволит оценивать эффективность решения жилищной проблемы в зависимости от эффективности использования различных финансовых ресурсов.
Ситуация с обеспечением жителей города Сочи общедоступным жильем достаточно сложная. Несмотря на общую положительную динамику ввода жилья за последние годы, количество очередников на получение жилого помещения сокращается медленно. По состоянию на 1 июля 2010 года количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, составило 27 655 семей. Это говорит о недоступности жилья для приобретения на открытом рынке, с одной стороны, и невозможности удовлетворить потребность в жилых помещениях исключительно за счет бюджетных средств - с другой.
Решение указанной проблемы может заключаться в консолидации средств и усилий как самих граждан, так и органов государственной власти и местного самоуправления. Такая консолидация возможна лишь с использованием программно-целевого метода, позволяющего определять задачи, цели и механизм их достижения в рамках решаемой проблемы, а также контролировать и корректировать основные показатели программы.
Только наличие городской целевой программы, реализуемой в непосредственном взаимодействии с мероприятиями краевых и федеральных программ, дает основания для финансирования мероприятий на условиях софинансирования, что предопределяет целесообразность ее принятия.
Исходя из предположения, что средства будут расходоваться оптимально и эффективно для достижения поставленных задач, наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования.
На территории города Сочи расположено более 200 домов, процент износа которых приближается к отметкам признания их аварийными. В соответствии с требованиями действующего законодательства аварийными признаны 73 дома.
Ухудшение эксплуатационных характеристик таких домов в целом или отдельных частей приводит к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Кроме того, аварийный жилищный фонд не только представляет собой угрозу жизни граждан, но и ухудшает внешний облик города Сочи, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность города Сочи.
В целях улучшения условий проживания граждан одной из основных задач органов местного самоуправления города Сочи является решение вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда и его сноса.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является дальнейшая реализация основных направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; повышение уровня доступности жилья для семей с различным уровнем дохода; сокращение количества семей, состоящих в очереди на получение жилых помещений, в том числе семей категорий граждан, установленных федеральным законодательством; удовлетворение прав граждан (участников долевого строительства), обязательства перед которыми не исполнены застройщиками.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач Программы:
- стабилизация цен на рынке жилья при возможном ежегодном росте в пределах уровня инфляции;
- сокращение средних расходов застройщиков на строительство одного квадратного метра жилья;
- развитие инструментов ипотечного жилищного кредитования;
- создание механизма обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей, с использованием социальных выплат за счет различных источников бюджетного финансирования;
- увеличение объемов ввода муниципального жилья с последующим его предоставлением по договорам социального найма;
- обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации;
- обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для подключения жилых домов, строительство которых осуществлялось с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми не исполнены застройщиками.
Реализация Программы рассчитана на 2011 - 2015 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия программы направлены на реализацию поставленных целей и задач и осуществляются по следующим основным направлениям:
- формирование рынка доступного жилья;
- обеспечение жильем малоимущих граждан;
- улучшения жилищных условий молодых семей и отдельных категорий граждан с использованием механизма предоставления социальных выплат;
- обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой.
Полный перечень мероприятий Программы изложен в приложении N 1 к Программе.
Постановлением Администрации муниципального образования город Сочи от 10 июля 2013 г. N 1527 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
В целях реализации программы финансирование мероприятий предполагается за счет средств бюджета города Сочи, краевого бюджета, а также планируется привлечение средств из внебюджетных источников.
При определении потребности в финансовых ресурсах из средств городского бюджета на реализацию мероприятия "Пополнение муниципального жилого фонда за счет строительства и приобретения жилья" учитывались стоимость строительно-монтажных работ и оборудования объекта аналога - "10-этажный 40-квартирный жилой дом 135 серии по ул. Труда в Центральном районе г. Сочи" по сводному сметному расчету, а также индексы-дефляторы капитальных вложений в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 08.10.2009 N 16847-АК/Д14.
Расчет потребности в финансовых ресурсах из средств городского бюджета на реализацию мероприятия "Предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья или погашение части кредита (займа), привлеченного (привлекаемого) для строительства или приобретения жилья" производился исходя из количества семей, обратившихся в администрации районов города Сочи за предоставлением социальной выплаты, возможного увеличения такого количества семей, а также среднего размера социальной выплаты за счет бюджета города, который составил 35% от среднерыночной стоимости жилья в соответствующем районе города.
Расчет потребности в финансовых ресурсах из средств городского бюджета на реализацию мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" производился исходя из количества поданных заявлений молодых семей на участие в программе (по состоянию на 13 августа 2010 года - 265 семей), а также возможного увеличения количества поданных заявлений в период реализации Программы до 300. Также при определении потребности учитывались размер среднестатистической социальной выплаты на молодую семью, который составил 950,040 тыс. рублей, и индекс-дефлятор, а также удельный вес социальной выплаты в стоимости приобретаемого жилья, который составил 40%.
При определении потребности в финансовых ресурсах из средств городского бюджета на реализацию мероприятия "Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой" учитывалась потребность в обеспечении земельных участков элементами инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение), а также паритетное финансирование указанного мероприятия с бюджетом Краснодарского края, которое утверждено постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 марта 2008 года N 223 "Об утверждении порядка проведения отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов и правил предоставления субсидий на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы".
Общий объем финансирования программы на 2011 - 2015 годы составляет 4326,8 млн. рублей; из них средства краевого бюджета - 134,3 млн. рублей; средства бюджета города Сочи - 1011,3 млн. рублей; внебюджетные источники - 3164,2 млн. рублей.
На реализацию программы также планируется привлечь средства из внебюджетных источников в объеме 3164,2 млн. рублей.
Конкретные объемы финансирования за счет средств краевого и местного бюджетов устанавливаются при их формировании на соответствующий год.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
- создать рынок доступного жилья и механизмы, обеспечивающие доступность жилья для граждан с разным уровнем доходов;
- увеличить объем вводимого жилья;
- сократить коэффициент доступности жилья до 3;
- увеличить долю муниципального жилья в общем объеме вводимого жилья;
- увеличить объемы ипотечных жилищных кредитов;
- увеличить показатели количества выданных социальных выплат на 1000 семей, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- увеличить количество сделок на рынке жилья;
- переселить граждан из 8 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу согласно приложению N 3;
- удовлетворить права граждан, обязательства перед которыми не исполнены застройщиками.
Ожидаемые результаты реализации Программы приведены в приложении N 2 к Программе.
Кроме улучшения социального благополучия в обществе, реализация Программы даст значительный мультипликативный эффект на общее экономическое развитие и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
6. Критерии выполнения Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач (оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы изложена в приложении N 2 к Программе).
Постановлением Администрации муниципального образования город Сочи от 25 января 2013 г. N 100 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает бюджетное финансирование мероприятий по строительству муниципального жилья, предоставление социальных выплат молодым семьям на улучшение жилищных условий, предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья или погашение части кредита (займа), привлеченного (привлекаемого) для строительства или приобретения жилья, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, за счет средств, привлекаемых из бюджета (местного, краевого, федерального) в необходимом объеме, а также паритетное с краевым бюджетом финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой.
Социальные выплаты молодым семьям предоставляются в соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 28 декабря 2006 года N 370 "Об утверждении "Положения "О предоставлении молодым семьям социальных выплат за счет средств бюджета города Сочи на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья".
Социальные выплаты на строительство или приобретение жилья или погашение части кредита (займа), привлеченного (привлекаемого) для строительства или приобретения жилья, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются в соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 11 декабря 2007 года N 290 "Об утверждении порядка предоставления жителям города Сочи, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на строительство или приобретение жилья или на погашение части кредита (займа), привлеченного для строительства или приобретения жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа)".
Переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации осуществляется следующими способами:
- предоставление взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену;
- предоставление выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю жилого помещения по договору социального найма, другого жилого помещения по договору социального найма.
Мероприятия по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой будут осуществляться в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 марта 2008 года N 223 "Об утверждении порядка проведения отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов и правил предоставления субсидий на финансирование затрат по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства в рамках краевой целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы".
В целом механизм реализации Программы предусматривает тесное взаимодействие органов местного самоуправления с органами исполнительной власти Краснодарского края.
Для обеспечения системного подхода к решению задач Программы органами местного самоуправления города Сочи разрабатывается комплекс следующих мероприятий:
- развитие нормативной основы реализации федерального и краевого жилищного законодательства в городе Сочи;
- представление краевым органам исполнительной власти данных о земельных участках, подготовленных для жилой застройки;
- обустройство земельных участков для жилищного строительства объектами инженерной и транспортной инфраструктур, привлечение для этих целей средств эксплуатирующих организаций;
- подготовка пакета исходно-разрешительной документации;
- предоставление земельных участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе для строительства доступного жилья;
- обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке, в том числе посредством строительства (приобретения) или долевого участия в строительстве жилья за счет средств местных бюджетов.
Выполнение мероприятий Программы, направленных на улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будет осуществляться в комплексе и на основе мероприятий по обеспечению доступности жилья для различных категорий граждан.
В разработке возможных схем обеспечения жильем граждан, стоящих на очереди, принимают участие все участники Программы.
Ответственные исполнители Программы ежегодно уточняют (с учетом выделенных на очередной финансовый год бюджетных и привлеченных внебюджетных средств) распределение объемов капитальных вложений и других затрат на реализацию программных мероприятий.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.
Информационно-разъяснительная работа организуется соответствующими исполнителями мероприятий Программы через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций и семинаров.
Управление Программой осуществляет департамент строительства администрации города Сочи (координатор Программы).
Координатор Программы:
- несет ответственность за реализацию Программы, осуществляет координацию заказчиков и исполнителей мероприятий Программы;
- с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно в установленном порядке принимает меры по уточнению целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизму реализации Программы, составу исполнителей;
- ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы;
- на основании ежегодной оценки эффективности реализации Программы осуществляет ее корректировку;
- разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий и осуществляет ведение ежемесячной отчетности по реализации Программы;
- согласовывает с основными исполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- обеспечивает представление в департамент экономики и прогнозирования администрации города Сочи бюджетной заявки на финансирование Программы на очередной финансовый год и плановый период.
Заказчики и исполнители программных мероприятий в рамках реализации Программы обеспечивают:
- целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на их реализацию;
- разрабатывают в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения целевой программы;
- организацию и проведение конкурсов (торгов) в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Сочи, касающимися размещения заказа на закупки продукции, работы и услуги, и по отбору исполнителей программных мероприятий;
- заключение муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по мероприятиям Программы;
- подготовку предложений по корректировке целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
- представление бюджетных заявок средств на финансирование мероприятий из средств краевого бюджета и бюджета города Сочи на очередной финансовый год и плановый период;
- (если предусмотрено в Программе) привлечение средств краевого бюджета и внебюджетных источников для выполнения мероприятий Программы;
- представление в установленном порядке координатору Программы информации о ходе реализации мероприятий.
Контроль за выполнением программы осуществляется администрацией города Сочи и Городским Собранием Сочи.
Основными задачами осуществления контроля по исполнению Программы являются:
- рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и представление рекомендаций по их корректировке;
- выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению;
- рассмотрение итогов реализации Программы.
Ежемесячно в срок до 3 числа, следующего за отчетным месяцем, исполнители мероприятий Программы направляют в адрес координатора Программы отчет о реализации мероприятий с пояснительной запиской о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Координатор Программы в срок до 5 числа, следующего за отчетным месяцем, направляет в департамент экономики и прогнозирования администрации города Сочи отчет о реализации Программы с пояснительной запиской о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Осуществление контроля позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в Программу в ходе её реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.
Начальник отдела |
М.В. Звягинцева |
Начальник отдела координации |
М.В. Звягинцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.