Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Органами местного самоуправления поэтапно создается современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура для предоставления на ее основе качественных услуг населению, а также для обеспечения высокого уровня доступности информации и технологий для граждан и юридических лиц.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность органов местного самоуправления, качество и оперативность предоставления муниципальных услуг, в том числе развивать муниципальные услуги, которые могут быть оказаны организациям или гражданам без непосредственного посещения органов местного самоуправления. Посредством информационно-коммуникационных технологий в современном обществе выстраиваются принципиально новые системы взаимодействия гражданского общества, бизнеса с органами местного самоуправления.
Настоящая Программа ориентирована на решение проблемы повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения информационного взаимодействия местного самоуправления с гражданами и организациями.
Основными причинами необходимости повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами и организациями на базе информационно-коммуникационных технологий являются:
- заниженная оценка возможностей и сферы применения информационно-коммуникационных технологий органами местного самоуправления;
- низкий уровень стандартизации, регламентирования и координации деятельности органов местного самоуправления в сфере электронного взаимодействия с гражданами и организациями;
- низкий уровень технического оснащения органов местного самоуправления современными системами автоматизированного электронного документооборота, системами взаимодействия с гражданами и организациями, отсутствием защищенных систем и каналов передачи данных при осуществлении электронного взаимодействия;
- отсутствие автоматизированных систем электронной идентификации граждан при предоставлении муниципальных услуг;
- отсутствие систем защиты персональных данных при электронном взаимодействии органов местного самоуправления с гражданами и организациями;
- низкий уровень прозрачности и доступности информации о деятельности органом местного самоуправления для граждан и организаций;
- существующие условия возникновения коррупциогенных факторов и бюрократического давления при предоставлении муниципальных услуг органами местного самоуправления;
- отсутствует автоматизированная системная аналитическая работа оценки эффективности органов местного самоуправления, в том числе при оказании муниципальных услуг (функций) гражданам и организациям и внутреннем межструктурном взаимодействии.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии используются не в полной мере, автоматизированы лишь отдельные функции документооборота, отсутствует комплексный подход к организации локально-вычислительных сетей, частично реализована возможность предоставления муниципальных услуг в электронном виде, город не интегрирован в региональную систему электронного документооборота и межведомственного взаимодействия. Такой подход к применению информационно-коммуникационных технологий в органах местного самоуправления заведомо снижает эффективность самого процесса информатизации и влечет за собой следующие последствия: нет полной интеграции муниципальных информационных ресурсов, что приводит к частичному дублированию функций, снижению достоверности информации; временным и финансовым затратам на повторное решение однотипных задач и принятию несогласованных решений.
Процесс создания и развития единой информационной системы для предоставления муниципальных услуг и возможности доступа граждан к информации в городе Новороссийск оценивается неудовлетворительно. В органах местного самоуправления осуществляется внедрение автоматизированной системы электронного документооборота, однако этот процесс носит фрагментарный характер и не обеспечивает решения задачи по внедрению единого документооборота, отстает от рекомендованных региональных процессов. Так, например, в администрацию муниципального образования город Новороссийск департаментом транспорта и связи Краснодарского края, передана для внедрения программа электронного документооборота, но в администрации муниципального образования город Новороссийск подготовлено только одно рабочее место с указанной системой электронного документооборота.
Без комплексного подхода к внедрению электронного документооборота и интеграции его в систему Краснодарского края, невозможным становится исполнять Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и выстраивать на базе положений этого федерального закона, систему межведомственного электронного взаимодействия.
На данный момент управлением информатизации и связи администрации муниципального образования город Новороссийск подготовлен план первоочередных мероприятий по информатизации, исследуется действующая локально-вычислительная сеть органов местного самоуправления на предмет соответствия техническим требованиям автоматизированной системе электронного документооборота. Предварительные результаты исследования крайне неудовлетворительны. В администрации муниципального образования город Новороссийск существует локально-вычислительная сеть, но в разрозненном виде, администрации внутригородских районов, управления и отделы находятся за пределами сети. Существующие сети в структурных подразделениях администрации муниципального образования город Новороссийск не способны решить простейшие задачи передачи данных в электронном виде и муниципальные служащие, даже находясь внутри структурного подразделения, зачастую для передачи данных используют съемные электронные носители или почтовые сервера, находящиеся за пределами региона и даже страны.
Такой подход к организации электронного обмена информацией ведет к потере данных, передаваемых в электронном виде, к бесконтрольности распространения данных, в том числе и составляющих служебную тайну, к ежедневным системным сбоям в системе безопасности существующих локально-вычислительных сетей.
Отсутствие неисключительных прав на используемые программные продукты может привести к перебоям в работе органов местного самоуправления и значительному экономическому ущербу в целом.
В настоящее время требуется подтвердить неисключительные права на использование операционных систем, средств коммуникации и подключения к сетевым ресурсам, офисных приложений, средств разработки, серверного, антивирусного, и специализированного программного обеспечения, установленного более чем на 300 персональных компьютерах (и это только в администрации муниципального образования и структурных подразделениях, не считая муниципальных учреждений администрации муниципального образования). Для наиболее эффективного решения этого вопроса целесообразно использовать программно-целевой метод.
Для проведения в муниципальном образовании процессов информатизации, оснащения современным лицензионным программным обеспечением, внедрением в полном объеме электронного документооборота и построением локально-вычислительной сети требуется модернизация существующей инфраструктуры.
Необходимо понимать, что процесс автоматизации электронного документооборота фактически является инфраструктурным скелетом электронного правительства, без которого невозможно построить эффективную систему информатизации муниципального управления в городе Новороссийск.
Для эффективной реализации указанных проектов в условиях города Новороссийск необходимы мероприятия по их адаптации: обучение персонала, интеграция с существующими управленческими процессами и информационными системами, техническое сопровождение и т.п.
Создание единой системы автоматизированного электронного документооборота, системы доступа граждан и организаций к информационным ресурсам муниципального образования город Новороссийск и органов местного самоуправления, учреждений, принимающих участие в предоставлении муниципальных услуг на базе многофункционального центра, представляет собой сложный наукоемкий процесс, одним из результатов которого будет внедрение передовых информационных и управленческих технологий предоставления муниципальных услуг, соответствующих самым современным требованиям и ожиданиям граждан. Реализовать эти технологии способны лишь высокообразованные работники, обладающие специальными правовыми, информационными и управленческими знаниями, навыками, умениями. В тоже время, основная часть служащих муниципального образования город Новороссийск необходимой квалификацией не обладает. Это обстоятельство снижает темпы осуществления административной реформы, формирования единого информационного пространства органов местного самоуправления, предоставляющих в электронном виде муниципальные услуги в городе Новороссийск.
При реализации Программы, можно выделить следующие наиболее существенные риски:
1. Риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами местного самоуправления результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствия необходимой мотивации.
В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы усилить акцент на мероприятия по информатизации образования и развитию кадрового потенциала с пониманием навыков процессов информатизации и кадров сферы информационно-коммуникационных технологий.
Мероприятия Программы приведут к повышению общего уровня грамотности населения в области современных технологий работы с информацией.
Предполагаемые Программой темпы распространения информационно-коммуникационных технологий в экономике и обществе резко увеличат потребность в специалистах этого сектора. Привлечение таких специалистов во все сферы и процессы значительно снизит риск сопротивления процессам информатизации и усилит мотивацию к использованию данных процессов органами местного самоуправления и общественное приятие инноваций.
2. Риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и не достижения запланированных результатов ее выполнения.
Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытия для общественности результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности муниципальных служащих за достижение запланированных результатов их выполнения.
3. Риск недостаточной гибкости и адаптации Программы к изменениям в организации и деятельности органов местного самоуправления.
В целях минимизации этого риска, в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационно-коммуникационных технологий в органах местного самоуправления и контроля достижения запланированных результатов ее реализации. Организовать систему мониторинга показателей эффективности выполняемых мероприятий программы и соответствия выполняемых в рамках Программы работ основным потребностям органов местного самоуправления в области повышения эффективности и качества их деятельности.
4. Риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других муниципальных программ, проектов внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов местного самоуправления.
В целях минимизации этого риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки и реализации мероприятий Программы в разрезе отраслевых и межведомственных проектов.
Проблемы, мешающие повышению эффективности развития и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов местного самоуправления, носят комплексный характер, решаемый только слаженным системным программным методом. Такой подход к решению проблем информатизации органов местного самоуправления администрации муниципального образования город Новороссийск требует значительных ресурсов, скоординированного поведения, организационных изменений, обеспечения согласованности действий между учреждениями, организациями и органами местного самоуправления города Новороссийск. Программно-целевой подход, направленный в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а так же на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения электронного информационного обмена.
Использование программно-целевого метода и принятие отдельной целевой программы позволит значительно минимизировать возможные риски, связанные с ее реализацией, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий, а также позволит учесть все факторы развития информационно-коммуникационных технологий, а именно:
- обеспечить наибольшую эффективность планирования, наиболее высокий уровень координации усилий, регламентирования процедур разработки, использования и сопровождения информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечить максимально возможный уровень финансовой обеспеченности при исключении или сокращении до минимально возможного уровня дублирование финансовых затрат;
- обеспечить в полной мере исполнение действующего законодательства Российской Федерации, в том числе по защите информации, о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, об управлении муниципальными закупками и другого.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.