Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
муниципального образования
Кавказский район
от 22.12.2011 г. N 514
Положение
о муниципальном финансовом контроле в муниципальном
образовании Кавказский район
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством об административных правонарушениях и об административной ответственности в бюджетной сфере, Уставом муниципального образования Кавказский район, иными актами федерального законодательства и законодательства Краснодарского края, решениями Совета муниципального образования Кавказский район .
Муниципальный финансовый контроль представляет собой экономические отношения по поводу формирования и эффективного использования муниципального имущества в денежной и натуральной форме, проявляющиеся в регулируемой правовыми нормами деятельности субъектов имущественных правоотношений по контролю за поступлением, движением и расходованием муниципальных денежных средств и муниципального имущества.
2. Цели и основные задачи муниципального
финансового контроля
Целью муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях, для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Основными задачами муниципального финансового контроля являются:
- контроль за полнотой и своевременностью формирования и исполнения бюджета муниципального образования Кавказский район по доходам и расходам, достоверностью финансовой отчетности;
- контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования муниципальных финансовых средств, соблюдением финансовой дисциплины;
- контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых и материальных ресурсов, в том числе муниципального имущества, за приватизацией муниципального имущества;
- контроль за предоставлением и использованием налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии муниципального образования, а также иных форм муниципальной поддержки;
- контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
- контроль за состоянием муниципального внутреннего долга;
- контроль нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих доходы и расходы бюджета муниципального образования Кавказский район, связанных с управлением и распоряжением иными видами муниципального имущества;
- контроль за полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовка предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом.
При решении указанных задач осуществляется формальный (контроль соответствия) и (или) контроль за эффективностью расходования, использования муниципальных денежных средств и имущества.
Задачей формального контроля является документальная и (или) фактическая проверка законности и правильности распределения и использования финансовых средств, иных муниципальных ресурсов и ведения бухгалтерских счетов, иных видов учета и отчетности.
Контроль за эффективностью расходования, использования муниципальных денежных средств и имущества направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно органами местного самоуправления и получателями муниципальных средств расходуются, используются муниципальные денежные средства и имущество, полученные для выполнения возложенных функций и поставленных задач.
Контроль эффективности включает в себя:
а) проверку экономности использования муниципальных средств; достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств;
б) проверку продуктивности использования трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производительной и иной деятельности; достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств;
в) проверку результативности деятельности по выполнению поставленных перед проверяемой организацией задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.
В зависимости от поставленных целей контроль эффективности может включать один или несколько взаимосвязанных элементов либо иметь специализированную направленность в рамках одного элемента.
При проведении контроля эффективности не ставится задача дать общую характеристику работы проверяемого органа местного самоуправления или получателя муниципальных средств. Контролю подвергаются, как правило, конкретные сферы или аспекты их деятельности.
Контроль эффективности должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности использования муниципальных средств проверяемыми организациями.
3. Основные принципы и формы муниципального
финансового контроля
3.1. Основные принципы осуществления муниципального финансового контроля: законность, независимость; объективность; ответственность; гласность; системность.
Принцип законности означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, правовыми актами местного самоуправления всеми субъектами муниципального финансового контроля.
Принцип независимости означает, что субъекты муниципального финансового контроля независимы в части осуществления контрольной деятельности от органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, политических и иных общественных организаций. Воздействие и влияние на них с целью изменения формулируемых мнений и выводов по результатам контрольной деятельности не допускается.
Принцип объективности означает, что муниципальный финансовый контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и правовыми актами местного самоуправления порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации.
Принцип ответственности означает, что к правонарушителям финансового законодательства применяются меры правовой ответственности. Освобождение от правовой ответственности лица, совершившего финансовое правонарушение, допускается по основаниям, предусмотренным законом, и в порядке, установленном законом. Не допускается сокрытие финансовых нарушений. Работники, осуществляющие контроль, несут ответственность за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия в соответствии с законодательством.
Принцип гласности означает открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных (контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических) мероприятий в рамках муниципального финансового контроля при условии сохранения государственной, коммерческой, иной охраняемой законом тайны.
Принцип системности означает единство правовых основ контрольной деятельности, осуществляемой в рамках муниципального финансового контроля, организацию взаимодействия субъектов муниципального финансового контроля.
3.2. Объектом муниципального финансового контроля является деятельность подконтрольных субъектов муниципального финансового контроля, в процессе исполнения местного бюджета и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета, экспертизы проектов бюджета, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.
3.3. Подконтрольными субъектами муниципального контроля являются: главные распорядители и получатели средств бюджета муниципального образования Кавказский район; муниципальные предприятия, учреждения и организации, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, другие участники бюджетного процесса в муниципальном образовании Кавказский район; коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, если они от имени муниципального образования приобретают и (или) осуществляют своими действиями имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
4. Органы муниципального финансового контроля
4.1. Органами, осуществляющими муниципальный финансовый контроль в муниципальном образовании Кавказский район являются:
- Совет муниципального образования Кавказский район;
- Контрольно-счетная палата муниципального образования Кавказский район;
- финансовое управление администрации муниципального образования Кавказский район.
4.2. Совет муниципального образования Кавказский район осуществляет следующие формы финансового контроля:
- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о местном бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения местного бюджета на заседаниях комиссий, рабочих групп Совета в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета.
Контроль Совета предусматривает право Совета на:
- получение от администрации необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета муниципального образования Кавказский район;
- получение от финансового органа муниципального образования Кавказский район оперативной информации об исполнении местного бюджета;
- утверждение (неутверждение) отчета об исполнении местного бюджета;
- создание собственного контрольного органа;
- вынесение оценки деятельности органов, исполняющих местный бюджет.
4.3. Контрольно-счетная палата муниципального образования Кавказский район осуществляет следующие полномочия:
- контроль за исполнением местного бюджета;
- экспертизу проектов местного бюджета;
- внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета;
- организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию Кавказский район;
- оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кавказский район;
- финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования Кавказский район, а также муниципальных программ;
- анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании Кавказский район и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
- подготовку информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Совет и главе муниципального образования Кавказский район;
- участвует в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
- иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, уставом и решениям Совета.
4.4. Финансовое управление администрации муниципального образования Кавказский район. осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств местного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
5. Методы осуществления муниципального
финансового контроля
Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей финансового контроля. Методами муниципального финансового контроля являются: проверка, ревизия, аудит, обследование, контрольный обмер, анализ, экспертиза и другие.
Комплексная ревизия (проверка) финансово-хозяйственной (исполнительно-распорядительной) деятельности в области муниципальных финансов - система контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, эффективности и целевого характера совершенных операций контролируемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной (исполнительно-распорядительной) деятельности в области муниципальных финансов - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной либо исполнительно-распорядительной деятельности проверяемой организации.
Аудит - анализ достоверности финансовой отчетности, реальности и полноты бюджетных проектировок, деятельности органов, исполняющих бюджет, финансовой деятельности субъектов ведомственной структуры расходов по исполнению бюджета района в целях определения соответствия требованиям законодательных и других правовых актов, предписанным условиям и установленным правилам, а также в целях выработки предложений по совершенствованию этой деятельности.
Анализ - изучение предмета контроля путем его практического расчленения на составные части по признакам, свойствам для исследования причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества.
Обследование - ознакомление с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной или исполнительно-распорядительной деятельности контролируемой организации.
Контрольный обмер - проверка достоверности составления актов на ввод объектов в эксплуатацию после окончания их строительства или капитального ремонта, сохранности товарно-материальных ценностей.
Экспертиза - компетентное исследование каких-либо вопросов, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения.
6. Полномочия органов муниципального финансового контроля
при проведении контрольных мероприятий
В соответствии с целями и основными задачами муниципального финансового контроля органы муниципального финансового контроля в пределах своей компетенции имеют следующие полномочия:
- проверять учредительные, регистрационные, плановые, отчетные, бухгалтерские и другие документы в целях установления законности и правильности произведенных операций;
- проверять фактическое соответствие совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг);
- проводить полные и частичные инвентаризации денежных и товарно-материальных ценностей, опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, материальные склады, кладовые, архивы, осматривать служебные и производственные помещения, территорию, оборудование, строения;
- проводить встречные проверки поступления и расходования средств бюджета муниципального образования Кавказский район, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
- организовывать процедуру фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных работ, экспертиз;
- привлекать в установленном порядке в случае необходимости в проведении контрольных мероприятий специалистов других организаций;
- проверять достоверность отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдение установленного порядка ведения учета, сопоставление записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставление показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, проверки первичных документов;
- проверять использование и сохранность бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- получать письменные объяснения должностных лиц и необходимые справки, копии документов по вопросам, возникающим при проведении контрольных мероприятий;
- в целях получения полной и достоверной информации, необходимой для осуществления финансового контроля за целевым, рациональным и эффективным использованием выделенных бюджетных средств получать от ревизуемых (проверяемых) организаций материалы на бумажных носителях (копии документов), а также получать доступ к соответствующим программам, посредством которых указанными субъектами осуществляется ведение бухгалтерского и налогового учета в электронном виде, в том числе к создаваемым в процессе использования указанных программ базам данных;
- получать от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами муниципального образования Кавказский район ;
- проверять, в необходимых случаях, организацию и состояние внутреннего (ведомственного) контроля;
- осуществлять контроль за выполнением указаний и решений, принятых по результатам ревизий (проверок), сообщать вышестоящим органам управления о непринятии мер по устранению недостатков и нарушений, выявленных ревизиями (проверками);
- в установленном порядке вносить предложения о совершенствовании системы финансового контроля, о пересмотре действующих положений и правил в части использования и обеспечения сохранности денежных и материальных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Кавказский район;
- определять, исходя из программы контрольного мероприятия, необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности;
- направлять в соответствии с порядком, установленным настоящим решением, материалы проверок в правоохранительные органы.
7. Обязанности проверяющих при проведении
контрольных мероприятий
При организации и проведении контрольных мероприятий, оформлении и реализации их результатов работники органов муниципального финансового контроля обязаны руководствоваться законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления.
Проверяющие могут также руководствоваться методическими документами, разрабатываемыми Министерством финансов Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, собственными методическими документами органов муниципального финансового контроля.
8. Обязанности руководителей проверяемых организаций
Руководитель проверяемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения проверяющими контрольных мероприятий - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными услугами.
По требованию руководителя группы проверяющих (проверяющего) при выявлении фактов злоупотребления должностными лицами своими полномочиями или порчи имущества руководитель проверяемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей.
В случае отказа работниками проверяемой организации представить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведение контрольных мероприятий, руководитель группы проверяющих (проверяющий), а в необходимых случаях - руководитель контролирующего органа сообщают об этих фактах в орган, по поручению которого проводится контрольное мероприятие.
9. Меры, применяемые при нарушении
бюджетного законодательства
Нарушения бюджетного законодательства при формировании, исполнении бюджета города, подготовке финансовой отчетности влекут применение мер, предусмотренных бюджетным законодательством.
Подготовка материалов для применения мер принуждения и привлечения руководителей к предусмотренным законодательством видам ответственности осуществляется органами или должностными лицами, осуществляющими муниципальный финансовый контроль и установившими нарушения бюджетного законодательства.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета муниципального образования Кавказский район Краснодарского края от 22 декабря 2011 г. N 514 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.