Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В городе Сочи сохраняется тенденция устойчивого экономического роста. Социально-экономическое развитие города Сочи сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономики. В удовлетворении этого спроса автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Мировой опыт свидетельствует о том, что автомобильный транспорт способен не только значительно повысить уровень мобильности населения, но и обеспечить высокие темпы экономического роста. Полная реализация потенциала провозных возможностей автомобильного транспорта способна качественно изменить характер размещения и взаимодействия производительных сил, расширить рынки сбыта продукции, способствовать сбалансированному развитию города Сочи.
Прекращение действия одного из наиболее эффективных факторов влияния организатора перевозок на рынок транспортных услуг в городе Сочи привело к тому, что город столкнулся с негативными последствиями слабо управляемого развития рынка транспортных услуг, а именно:
- ухудшением условий финансово-хозяйственной деятельности крупных перевозчиков, вызванным недобросовестной конкуренцией со стороны малых пассажирских перевозчиков, и, как следствие, сокращением налоговых поступлений в бюджет города Сочи, и резким снижением качества транспортного обслуживания населения;
- вытеснением автобусов большой и особо большой вместимости микроавтобусами и автобусами малой вместимости, влекущим за собой резкое увеличение числа подвижного состава на улицах города при уменьшении провозной способности парка автобусов;
- перегруженностью транспортных магистралей города Сочи;
- снижением безопасности дорожного движения и, как следствие этого, увеличением аварийности на пассажирском автотранспорте.
Учитывая большое социально-экономическое значение пассажирского транспорта общего пользования для развития города Сочи, настоящая программа развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городе Сочи на 2009 - 2011 годы предусматривает создание системы мер, позволяющих управлению транспорта и связи администрации города Сочи в рамках выполнения функций организатора перевозок путем использования экономических и нормативных рычагов осуществлять контроль над становлением и развитием рынка пассажирских автоперевозок.
Транспорт и связь в рекреационной сфере являются важнейшими элементами производственно-хозяйственного комплекса, обеспечивающими жизнедеятельность курортных и туристских объектов. Особенно важное значение развитие транспорта и связи приобретает в связи с подготовкой города Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 года.
Регулярные перевозки пассажиров на территории города Сочи осуществляют 12 перевозчиков, из которых 12 предприятий пассажирского транспорта.
На территории города Сочи общественными пассажирскими перевозками занимаются следующие предприятия:
1. Общество с ограниченной ответственностью "СПАТП N 6";
2. Муниципальное унитарное предприятие "Сочиавтотранс";
3. Муниципальное унитарное предприятие "Лазаревскоеавтотранс";
4. Общество с ограниченной ответственностью "Клуб Ралли";
5. Закрытое акционерное общество "Транссервис";
6. Общество с ограниченной ответственностью "Транссервис-6";
7. Общество с ограниченной ответственностью "Урожай";
8. Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортник";
9. Общество с ограниченной ответственностью "Трасса";
10. Общество с ограниченной ответственностью "СочиТранс-Экспресс";
11. Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс-авто";
12. Общество с ограниченной ответственностью "Интервал".
Регулярные перевозки пассажиров на территории муниципального
образования город-курорт Сочи осуществляют 12 предприятий пассажирского транспорта (в том числе 2 предприятия муниципальной формы собственности, 10 - других форм собственности).
Маршрутная сеть муниципального образования город-курорт Сочи представлена 77 муниципальными городскими автобусными маршрутами; 127 - муниципальными пригородными автобусными маршрутами.
Общая протяженность автобусных маршрутов составляет более 3000 км.
По состоянию на 1 января 2011 года списочное количество подвижного состава в предприятиях пассажирского транспорта составляет: автобусов -1270 единиц.
Структура оказанных транспортных услуг в 2010 году изменилась незначительно. Основная доля приходится на сухопутный транспорт - 45,3%. В структуре сухопутного транспорта 57,6% занимает автомобильный транспорт.
Наблюдается рост основных показателей автомобильного транспорта в городе Сочи. Протяженность автомобильных дорог города, по которым проходят маршруты общественного пассажирского транспорта, составляет 811 км и будет увеличиваться в дальнейшем.
За 2010 год пассажирским транспортом было перевезено 37 310 тыс. пассажиров и выполнено 336 830,1 тыс. пассажиро-километров транспортной работы. На автобусных маршрутах регулярного сообщения в 2010 году выполнено 1106700 рейсов. Ежедневно на маршрутах регулярного сообщения работали 968 автобусов общей вместимостью 27 300 пассажиро-мест, выполнявших 11 058 рейсов в день.
Пассажирские перевозки выполняются, кроме того, на 36 муниципальных пригородных маршрутах, функционирование которых обусловлено социальной необходимостью. Перевозку пассажиров на муниципальных пригородных маршрутах, функционирование которых обусловлено социальной необходимостью, в 2010 году выполняли Общество с ограниченной ответственностью "Автоград", муниципальное унитарное предприятие "Сочиавтотранс", муниципальное унитарное предприятие "Лазаревскоеавтотранс".
Помимо этого, перевозчиками проводилась работа по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД). Постоянно проводились инструктажи с водительским составом по БДД.
Проводилось обследование большей части городских и пригородных маршрутов. О выявленных недостатках информация направлялась в администрации районов и владельцам дорог для их устранения.
Сравнительно по годам наблюдается стабильный рост перевезенных пассажиров. Это обуславливается ростом притока граждан, прибывающих на отдых и лечение в город-курорт Сочи (сезонность лето/зима), а также ростом строительства, когда возрастает приток рабочей силы, пользующейся общественным транспортом.
В то же время наряду с положительной динамикой работы пассажирского автомобильного транспорта города Сочи можно отметить следующие основные проблемы:
- перегруженность транспортных магистралей города Сочи;
- снижение безопасности дорожного движения и, как следствие этого, увеличение аварийности на пассажирском автотранспорте;
- отсутствие у автотранспортных предприятий финансовых средств на модернизацию и обновление подвижного состава.
Без использования программно-целевого метода при существующих темпах обновления парка подвижного состава будет происходить дальнейшее ухудшение его технического состояния, сокращение количества эксплуатируемых автобусов, увеличение интервалов движения, что неизменно приведет к снижению качества и безопасности транспортного обслуживания населения города Сочи. Как следствие ухудшения технического состояния, будет возрастать себестоимость поездки пассажиров из-за увеличения затрат на топливо, ремонт, запчасти и эксплуатационные материалы. Снижение рентабельности и убыточность автотранспортных предприятий приведет к снижению налоговых отчислений в бюджет муниципалитета.
Для преодоления этих негативных факторов необходима разработка комплекса мероприятий по дальнейшему развитию городского и пригородного пассажирского транспорта, целью которых должно быть улучшение качественных показателей перевозок пассажиров и повышение уровня доступности транспортных услуг. Изыскать средства для развития транспортной отрасли путем увеличения тарифа на проезд для населения не представляется возможным, так как установление экономически обоснованного тарифа на проезд приведет к социальному взрыву среди населения.
Использование программно-целевых мероприятий позволит решить основные проблемы в сфере общественных пассажирских перевозок:
- создание условий для динамичного и сбалансированного развития рынка транспортных услуг города Сочи;
- предотвращение негативных последствий слабо контролируемого развития рынка транспортных услуг путем создания действенного механизма, позволяющего организатору перевозок - управлению транспорта и связи администрации города Сочи осуществлять контроль и при необходимости в рамках действующего законодательства оказывать оперативное воздействие на процессы формирования и развития рынка транспортных услуг;
- снижение количества транспортных заторов;
- улучшение качества предоставляемых транспортных услуг и их доступности за счет внедрения передовых технологий;
- существенное повышение безопасности дорожного движения.
В то же время реализация программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К таким рискам можно отнести:
1) макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, с кризисами банковской системы.
При таком сценарии нереализуемыми окажутся цели развития не только сектора общественных пассажирских перевозок, но и большинства других отраслей транспортного комплекса экономики города. По-прежнему критическим фактором развития сектора общественных пассажирских перевозок остается уровень цен на топливо и горюче-смазочные материалы. Ухудшение конъюнктуры в этом сегменте может привести не только к снижению показателей количества перевезенных пассажиров и пассажирооборота, но и к снижению доходов перевозчиков и, как следствие, к серьезному падению объема инвестиций на ремонт и обновление подвижного состава, а также на развитие производственно- технических баз и инфраструктуры объекта. Неблагоприятный сценарий развития экономики города приведет к технической отсталости этого сектора экономики города соответствующей инфраструктуры на достаточно продолжительный период времени, что может обострить проблемные вопросы в развитии транспортной системы и привести к снижению темпов экономического роста;
2) риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования.
Объем финансирования отрасли "Транспорт" за счет средств бюджета города Сочи является сегодня чрезвычайно низким и не позволяет осуществлять надлежащее содержание и эксплуатацию объектов, находящихся в муниципальной собственности.
При сохранении существующего объема бюджетного финансирования не только не удастся улучшить работу автотранспортных предприятий и объектов инфраструктуры муниципальной формы собственности, но и не удастся создать нормальные условия для привлечения инвестиций в сектор общественных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
3) операционные риски, связанные с несовершенством принятых решений, технической и нормативной правовой поддержки.
Эффективное и динамичное развитие отрасли общественных пассажирских перевозок, конкурентоспособность всех перевозчиков во многом будут зависеть от принятия ряда важнейших муниципальных нормативных актов, непринятие которых станет серьезным препятствием в реализации целей и задач, а также значительно снизит показатели развития сектора перевозок населения автомобильным транспортом.
К факторам, неблагоприятно влияющим на реализацию Программы, можно также отнести:
межведомственную разобщенность муниципальных органов власти в сфере общественных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
несовершенство и несбалансированность нормативной правовой базы в сфере финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий, осуществляющих общественные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на муниципальном уровне;
отсутствие ряда регламентирующих документов, не позволяющих повысить надежность и обоснованность запланированных результатов в целях перспективного размещения производительных сил, долгосрочного прогноза социально-экономического развития, определяющего динамику роста реальных доходов населения, транспортного баланса как основного инструмента выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и их предложением;
4) геополитические риски.
Успешная интеграция города Сочи во внутрироссийскую и международную транспортную систему во многом зависит от стабильной политической и экономической ситуации в соседних с краем регионах и странах. В частности, стабильное и устойчивое развитие соседней Республики Абхазия будет способствовать постоянному росту пассажирских перевозок и развитию транспортной инфраструктуры в этом направлении;
5) техногенные и экологические риски.
Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа, вероятность которой исключать никогда нельзя, потребует серьезных дополнительных капиталовложений и приведет к снижению объемов перевозок и отвлечению финансовых средств. В числе побочных последствий таких происшествий можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия к городу Сочи и, как следствие, к сектору общественных пассажирских перевозок автомобильным транспортом со стороны кредитных организаций, российских и международных финансовых институтов.
Обеспечивая новое качество жизни населения города Сочи, неся большую социальную нагрузку и способствуя развитию бизнеса и, как следствие, в целом экономики города, автомобилизация муниципального образования сопровождается и негативными последствиями, которые связаны с:
- ущербом от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, технических поломок подвижного состава;
- загрязнением окружающей среды;
- перегрузкой улично-дорожной сети города Сочи, проблемами перспективного развития городской среды;
- проблемой утилизации транспортных средств, срок эксплуатации которых истек, а также отработанных горюче-смазочных материалов и с рядом других факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.