Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2020 г. по делу N 16-7452/2020 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкина О.В., при секретаре Лебедевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Казакова А.А. на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики МарийЭл от 25 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Казакова Александра Аркадьевича, родившегося "дата" в "адрес", зарегистрированного и проживающего по адресу: "адрес", являющегося председателем правления Товарищества собственников жилья "Новатор" (далее - ТСЖ "Новатор"), ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2020 года Казаков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Казаков А.А. подал на него жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит постановление отменить. В доводах жалобы указывает на то, что работы по дезинфекции не утверждены сметой расходов, которая должна утверждаться на общем собрании собственников многоквартирного дома. При оценке законности предписания судом не учтена реальная возможность выполнения регламентируемых действий в предлагаемые сроки ввиду невозможности проведения собрания по причине ограничения проведения массовых мероприятий. Считает, что событие и состав административного правонарушения отсутствуют, поскольку на территории республики не введен карантин, следовательно, не возникла угроза распространения заболевания, в многоквартирном доме не возник очаг заболевания. Он как должностное лицо, приняв во внимание сложившуюся ситуацию, предпринял все меры в рамках своих полномочий, а невыполнение ежедневных дезинфекционных мероприятий не является бездействием его как должностного лица. Судом не применен закон, подлежащий применению, - пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Выслушав объяснения Казакова А.А, поддержавшего доводы жалобы и просьбу об отмене постановления судьи городского суда, представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Лазаревой Т.Н, полагавшей постановление судьи законным и обоснованным, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать предписания, в частности, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 апреля 2020 года N02/5925-2020-24 "О рекомендациях по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах", в случае ухудшения эпидемиологической обстановки в населенных пунктах с целью предотвращения распространения, профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами, наряду с обязательным проведением профилактической и очаговой (текущей, заключительной) дезинфекции в помещениях различных организаций, целесообразно проведение профилактической дезинфекции объектов на открытых пространствах населенных пунктов и мест общего пользования в многоквартирных жилых домах.
В многоквартирных домах рекомендуется проведение профилактической дезинфекции в местах общего пользования - подъезды, тамбуры, холлы, коридоры, лифтовые холлы и кабины, лестничные площадки и марши, мусоропроводы.
В многоквартирных жилых домах в целях обеспечения безопасного использования дезинфицирующих средств и недопущения их возможного негативного воздействия на здоровье проживающих целесообразно проводить дезинфекционные мероприятия в ночное время с обязательным информированием населения о предстоящей обработке.
В соответствии с пунктом 6.2 Методических рекомендаций
МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19", утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30 марта 2020 года, профилактическая дезинфекция начинается при возникновении угрозы заболевания с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей на объектах, в учреждениях, на территориях и так далее, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из протокола об административном правонарушении от "дата" и установлено судьей городского суда при рассмотрении жалобы Казакова А.А, "дата" в "... " часов Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл установлено, что председателем правления ТСЖ "Новатор" Казаковым А.А. по месту нахождения юридического лица: "адрес" совершено административное правонарушение, выразившееся в не выполнении требований предписания от 10 апреля 2020 года "N" о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с противоэпидемическими мероприятиями при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, с осложнением эпидемиологической обстановки в Республике Марий Эл, связанной с регистрацией на территории республики случаев коронавирусной инфекции, а именно: в срок с 13 апреля 2020 года до стабилизации эпидемиологической ситуации Казаковым А.А. не организована и не проводится ежедневная профилактическая дезинфекция в местах общего пользования жилых домов (подъездах), находящихся в управлении (в том числе не посредственном управлении), всех поверхностей (включая ручки дверей, поручни, подоконники, почтовые ящики и т.д.) с использованием дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в соответствии с инструкцией по их применению.
В соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц Казаков А.А. является председателем правления и имеет право без доверенности действовать от имени ТСЖ " Новатор".
Согласно пункту 12.2. Устава ТСЖ "Новатор" председатель правления товарищества имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий направлено ТСЖ "Новатор" посредством интернет ресурсов на e-mail: "... " 10 апреля 2020 года.
Согласно ответу Казакова А.А. от 20 апреля 2020 года дополнительные ежедневные работы в подъездах не проводятся, поскольку не входят в перечень работ по смете, утвержденной общим собранием собственников помещений, и не входят в минимальный перечень работ в соответствии с ПП РФ N 290. В многоквартирном доме по адресу: "адрес" в подъездах проводятся еженедельные уборки с добавлением хлорсодержащих препаратов.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств: предписанием от 10 апреля 2020 года "N", скриншотом о получении предписания, ответом КазаковаА.А. от 20 апреля 2020 года.
Исходя из обстоятельств дела, установленных судьей городского суда и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, вина Казакова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение.
Довод жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения со ссылкой на то, что на территории республики не введен карантин и в многоквартирном доме не возник очаг заболевания, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан.
ТСЖ "Новатор" создано с целью управления многоквартирным домом по адресу: "адрес", что следует из его Устава и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следовательно, на товариществе в силу закона лежит обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
В соответствии пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе распространения инфекционных заболеваний, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Таким образом, федеральный законодатель допускает при угрозе распространения инфекционных заболеваний выдачу предписаний о проведении дополнительных профилактических мероприятий, - дезинфекции поверхностей общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку предписание направлено на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, на сохранение жизни и здоровья граждан, то доводы о том, что выполнение предписания повлечет дополнительные финансовые расходы, не могут быть приняты во внимание.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьей городского суда по правилам, установленным в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи городского суда о доказанности вины КазаковаА.А. в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания судья городского суда учел характер совершенного правонарушения, данные о личности виновного, а также конкретные обстоятельства дела.
Порядок и срок давности привлечения Казакова А.А. к административной ответственности не нарушены.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Казакова Александра Аркадьевича, оставить без изменения, жалобу Казакова А.А. - без удовлетворения.
Судья О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.