Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Сочи
от 22.02.2013 N 347
Городская целевая программа
"Меры по профилактике наркомании, вредных зависимостей и пропаганде
здорового образа жизни в городе Сочи" на 2013 - 2015 годы"
18 октября, 11, 30 декабря 2013 г.
Паспорт
городской целевой Программы
"Меры по профилактике наркомании, вредных зависимостей и пропаганде
здорового образа жизни в городе Сочи" на 2013 - 2015 годы"
Наименование программы
Городская целевая Программа "Меры по профилактике наркомании, вредных зависимостей и пропаганде здорового образа жизни в городе Сочи" на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа).
Основание для разработки Программы
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный закон от 8 января 1998 года N З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Закон Краснодарского края от 25 октября 2005 года N 937-КЗ "Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края".
Протокол N 3 от 12 июля 2012 года заседания городского совета по городским программам при Главе города Сочи.
Заказчик Программы
Администрация города Сочи.
Разработчик Программы
Управление по образованию и науке администрации города Сочи.
Координатор Программы
Управление по образованию и науке администрации города Сочи.
Основные исполнители мероприятий Программы
управление информации и аналитической работы администрации города Сочи;
управление по образованию и науке администрации города Сочи; управление культуры администрации города Сочи; управление молодежной политики администрации города Сочи; департамент физической культуры и спорта администрации города Сочи;
управление по взаимодействию с общественными объединениями администрации города Сочи;
управление по взаимодействию с правоохранительными органами администрации города Сочи;
управление здравоохранения администрации города Сочи; муниципальное учреждение здравоохранения города Сочи "Центр медицинской профилактики";
антинаркотическая комиссия в городе Сочи; ГУЗ "Наркологический диспансер N 92" департамента здравоохранения Краснодарского края (при наличии договора);
служба по г. Сочи Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю (при наличии договора);
"Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями N 3" (при наличии договора).
Цели и задачи Программы
Формирование отрицательного отношения жителей города, особенно детско-подросткового возраста и молодежи, к потреблению наркотических, психоактивных веществ, табачной и алкогольной продукции посредством реализации комплекса мер, направленных на развитие установки у населения на здоровый образ жизни, способствующего духовному, физическому благополучию граждан и социально-экономическому развитию города Сочи.
Задачи:
- создание обстановки общественной нетерпимости к употреблению психоактивных веществ, стимулирование и поощрение граждан, информирующих общественность и компетентные органы о местах приобретения, сбыта, распространения и употребления психоактивных веществ;
- создание системы профилактики наркомании и иных вредных зависимостей с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
- повышение профессиональной компетенции специалистов в учреждениях и организациях города Сочи, занимающихся профилактикой наркомании, табакокурения и алкоголизма;
- проведение целевой индивидуальной и групповой психопрофилактической работы с подростками и молодыми людьми, уже приобщившимися к употреблению психоактивных веществ (далее - ПАВ), табака, алкоголя;
- вовлечение широких слоев населения в деятельность по охране собственного здоровья и здоровья окружающих;
- создание социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику вредных зависимостей;
- проведение мероприятий с целью пресечения продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции;
- стимулирование и поддержка гражданских инициатив, направленных против употребления психоактивных веществ, привлечение к деятельности по профилактике общественных и религиозных организаций, социально ответственного бизнеса, активизация потенциала семьи в вопросах профилактики наркомании и иных вредных зависимостей;
- формирование единой информационной стратегии при освещении вопросов, связанных с наркоманией, табакокурением и алкоголизмом;
- совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией, их реабилитации и ресоциализации;
- проведение социологических исследований по проблемам распространенности вредных зависимостей среди различных групп населения города, формирование городского информационного фонда данных, ведение мониторинга ситуации в сфере профилактики.
Ожидаемый конечный результат:
- повышение профессиональной компетенции специалистов в учреждениях и организациях города Сочи, занимающихся профилактикой наркомании, табакокурения и алкоголизма;
- повышение уровня информированности, самосознания и ответственности населения города Сочи до 80%;
- сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории города Сочи;
- снижение заболеваемости наркоманией на 12%, что позволит снизить смертность населения в городе Сочи;
- устойчивое негативное отношение населения к употреблению наркотиков и другим видам патологической зависимости;
- увеличение количества населения, отказавшегося от вредных зависимостей, на 15%;
Объем и источники финансирования Программы
Всего на 2013 - 2015 годы - 6236,16 тысячи рублей из средств муниципального бюджета, в том числе:
1 год - 2953,92 тысячи рублей;
2 год - 1701,12 тысячи рублей;
3 год - 1581,12 тысячи рублей.
Сроки реализации Программы
2013 - 2015 годы
Контроль исполнения Программы
Администрация города Сочи
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Борьба с распространением наркотиков и наркомании, алкоголизмом, табакокурением и иными вредными зависимостями - общегосударственная задача. Администрация города Сочи координирует свою деятельность по снижению темпов роста наркомании и прочих вредных зависимостей с представителями Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, правоохранительными органами, медицинскими и образовательными учреждениями, социальными службами, общественными организациями.
В связи с увеличением количества и качества проводимых в муниципальном образовании город Сочи в рамках ГЦП "Меры по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни "Я выбираю завтра!" на 2010 - 2012 годы", "Профилактика табакокурения в городе Сочи на 2010 - 2012 годы" профилактических антинаркотических мероприятий, наблюдаются тенденция стабилизации количества лиц, состоящих на профилактическом и диспансерном учете, и небольшое снижение количества курильщиков.
Так, в сравнении с 2011 годом снизилось количество людей, впервые выявленных с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ (2011 - 50 чел., 2012 - 40 чел.). Снизилось количество впервые выявленных с синдромом зависимости от алкоголя (2011 - 100 чел., 2012 - 67 чел.) и употребления алкоголя с вредными последствиями (2011 - 61 чел., 2012 - 44 чел.). Увеличилось на 17% общее количество проведенных экспертиз. На 20% снизилось количество лиц, доставленных на освидетельствование в состоянии одурманивания, вызванного употреблением наркотических веществ. Вместе с тем увеличилось количество лиц, доставленных на освидетельствование, за счет потока мигрантов (2011 - 3250, 2012-4422).
Тем не менее проблема наркомании, алкоголизма и табакокурения остается актуальной для города Сочи.
Стремительно производятся и распространяются новые виды психоактивных веществ. Эти вещества активно распространяются через сеть интернет, что затрудняет выявление и пресечение их продажи.
Уровень продажи алкоголя надушу населения в городе (29,9 литра на душу населения) значительно выше среднекраевого (6,2 литра).
Тревожна и ситуация с употреблением табачных изделий. По данным "Центра медицинской профилактики" города Сочи, несмотря на снижение количества курильщиков, по сравнению с 2010 годом (43%) процент остается высоким (39,8%). Результаты проведенного в 2011- 2012 учебном году тестирования на наличие наркотических веществ показали, что курят 23% учащихся старших классов и 38% студентов города Сочи.
Эффективным механизмом решения проблемы распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих употреблению алкоголя, табака и незаконному распространению и употреблению наркотиков.
Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы: профилактика незаконного потребления и распространения наркотиков; лечение и реабилитация больных наркоманией, алкоголизмом; помощь в отказе от курения; пропаганда здорового образа жизни.
Суть Программы состоит в системно-интегрированном подходе к противодействию в городе незаконному обороту наркотических средств, продаже несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции, профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения, базирующемся на следующих основаниях: опыт взаимодействия при реализации в городе принятых ранее программных документов по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения; профессионализм структур и ведомств, участвующих в процессе; потенциал межведомственного взаимодействия по всем направлениям; масштабность и эффективность информационно-пропагандистской кампании.
Включенные в Программу мероприятия решают межведомственные задачи, при этом формирование Программы основывается на единой стратегии и подчиняется законам централизованной координации. Соответственно важнейшим основанием оценки эффективности реализации программы являются налаженные связи и механизмы взаимодействия всех ее участников, разработка и соблюдение соответствующих регламентов. Использование системного подхода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в более короткие сроки.
Неотъемлемой частью как формирования Программы, так и собственно ее реализации, является стратегия информационно-пропагандистского сопровождения противодействия распространению наркотических средств и профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в городе.
Городская целевая программа "Меры по профилактике наркомании, вредных зависимостей и противодействию незаконному обороту наркотиков в городе Сочи" на 2013 - 2015 представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных общественных организаций, являющихся субъектами деятельности по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения, в сфере реализации государственной антинаркотической политики на территории города Сочи.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается значительными масштабами социально-экономического ущерба, наносимого городу Сочи потребителями и распространителями психоактивных веществ, который можно условно разделить на потери системы образования, медицинский, социальный, экономический, политический ущерб.
Потери системы образования выражаются в:
- снижении внутришкольной дисциплины, успеваемости учащихся;
- росте криминогенности среды в образовательных учреждениях;
- искажении духовных ценностей у молодежи.
Итогом этого становятся: незавершенное среднее и высшее профессиональное образование, нереализованные жизненные цели и устремления, непрофессионализм и как следствие - неустроенность в жизни.
Медицинский ущерб включает в себя такие последствия употребления психоактивных веществ, как рост заболеваемости гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией, заболеваниями, передающимися половым путем, и другими; рост общей заболеваемости; увеличение числа самоубийств среди молодежи. Колоссальные средства тратятся на лечение, содержание в стационарах и оплату временной нетрудоспособности граждан по множеству различных соматических заболеваний и травм, связанных с употреблением психоактивных веществ. Привлекаются значительные материальные средства, необходимые для лечения и реабилитации.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к следующему:
- криминализация общества;
- деформация общественных ценностей;
- ухудшение демографических показателей (в том числе ранняя смертность и снижение рождаемости).
Экономический ущерб проявляется в следующем:
- увеличение потенциала теневой экономики и криминального мира.
Политический ущерб заключается в том, что злоупотребление психоактивными веществами превратилось в проблему общенационального масштаба и приобретает статус главной угрозы безопасности как города, так и страны.
Стратегический характер рассматриваемой проблемы обусловливается масштабами угрозы успешному социально-экономическому развитию города в случае негативного развития ситуации.
Достижение поставленной в Программе стратегической цели и решение соответствующих задач требуют применения эффективных механизмов и методов преодоления негативных явлений в сфере профилактики наркомании и вредных зависимостей.
Программа как организационная основа реализации муниципальной политики в области профилактики наркомании и иных вредных зависимостей представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях профилактики.
Включенные в Программу мероприятия решают межведомственные задачи, которые не могут быть реализованы в рамках отраслевого финансирования. Межведомственный характер решения поставленных задач достигается за счет того, что в реализации каждого мероприятия Программы задействовано максимальное количество субъектов деятельности по профилактике наркомании и вредных зависимостей. Такие мероприятия имеют свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методы их оценки и способствуют реализации цели и задач Программы.
Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в более короткие сроки.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цель программы:
формирование отрицательного отношения жителей города, особенно детско-подросткового возраста и молодежи, к потреблению наркотических, психоактивных веществ, табачной и алкогольной продукции посредством реализации комплекса мер, направленных на развитие установки у населения на здоровый образ жизни, способствующего духовному, физическому благополучию граждан и социально- экономическому развитию города Сочи.
Основными задачами реализации программы на весь период реализации являются:
- создание обстановки общественной нетерпимости к употреблению психоактивных веществ, стимулирование и поощрение граждан, информирующих общественность и компетентные органы о местах приобретения, сбыта, распространения и употребления психоактивных веществ;
- создание системы профилактики наркомании и иных вредных зависимостей с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
- повышение профессиональной компетенции специалистов в учреждениях и организациях города Сочи, занимающихся профилактикой наркомании, табакокурения и алкоголизма;
- проведение целевой индивидуальной и групповой психопрофилактической работы с подростками и молодыми людьми, уже приобщившимися к употреблению ПАВ, табака, алкоголя;
- вовлечение широких слоев населения в деятельность по охране собственного здоровья и здоровья окружающих;
- создание социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику вредных зависимостей;
- проведение мероприятий с целью пресечения продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции;
- стимулирование и поддержка гражданских инициатив, направленных против употребления психоактивных веществ, привлечение к деятельности по профилактике общественных и религиозных организаций, социально ответственного бизнеса, активизация потенциала семьи в вопросах профилактики наркомании и иных вредных зависимостей;
- формирование единой информационной стратегии при освещении вопросов, связанных с наркоманией, табакокурением и алкоголизмом;
- совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией, их реабилитации и ресоциализации;
- проведение социологических и эпидемиологических исследований по проблемам распространенности вредных зависимостей среди различных групп населения города, формирование городского информационного фонда данных, ведение мониторинга ситуации в сфере профилактики.
Мероприятия по реализации программы рассчитаны на 3-летний период с 2013 по 2015 год и осуществляются в один этап.
3. Мероприятия городской целевой программы
Программа "Меры по профилактике наркомании, вредных зависимостей и противодействию незаконному обороту наркотиков в городе Сочи" на 2013 - 2015 годы включает в себя 3 направления:
- "Проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании, иных вредных зависимостей и связанных с ними правонарушений";
- "Внедрение новых методов медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией, помощь в отказе от вредных зависимостей";
- "Осуществление постоянного анализа ситуации в сфере профилактики наркомании и вредных зависимостей на территории города Сочи".
Перечень мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем средств, необходимых на реализацию Программы, составляет 6236,16 тысячи рублей за весь период реализации с 2013 по 2015 год.
Ежегодная потребность в финансовых ресурсах из бюджета города Сочи на программные мероприятия составляет: в 2013 году - 2953,92 тысячи рублей, в 2014 году - 1701,12 тысячи рублей, в 2015 году - 1581,12 тысячи рублей.
Расчет потребности произведен на основании смет аналогичных видов работ и мероприятий, проведенных в 2012 году, с учетом индексов дефляторов.
5. Оценка социально-экономической эффективности
Реализация данной Программы позволит:
- развивать и стимулировать профилактическую деятельность, повысить профессиональную компетенцию специалистов в учреждениях и организациях города Сочи, занимающихся профилактикой наркомании, табакокурения и алкоголизма;
- повысить уровень информированности, самосознания и ответственности населения города Сочи до 80%;
- сократить масштабы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории города Сочи;
- сформировать позитивное отношение населения к здоровому образу жизни (увеличить количество населения, занимающегося физической культурой и спортом, отказавшегося от употребления алкоголя, табака и психоактивных веществ);
- развивать активную жизненную позицию и гражданскую ответственность за свое поведение у подрастающего поколения;
- снизить заболеваемость наркоманией на 12%, что позволит снизить смертность населения и улучшить демографическую ситуацию в городе Сочи;
- формирование устойчивого негативного отношения к употреблению наркотиков и другим видам патологической зависимости;
- совершенствовать качество социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику вредных зависимостей (увеличить количество населения, отказавшегося от вредных зависимостей, на 15%);
- увеличить количество участников мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику вредных зависимостей.
Таким образом, реализация городской целевой программы приведет к улучшению качества профилактической, коррекционной, реабилитационной деятельности с населением, в первую очередь с детьми, подростками и молодежью.
6. Критерии выполнения программы
Критерии реализации Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
7. Механизм реализации программы
Управление Программой осуществляет управление по образованию и науке администрации города Сочи (координатор Программы):
несет ответственность за реализацию целевой программы, осуществляет координацию заказчиков и исполнителей мероприятий целевой программы, обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на ее реализацию;
с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств ежегодно в установленном порядке принимает меры по уточнению целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизму реализации целевой программы, составу исполнителей;
ежегодно проводит оценку эффективности реализации целевой программы;
на основании ежегодной оценки эффективности реализации целевой программы осуществляет подготовку предложений по ее корректировке;
разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения целевой программы;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий и осуществляет ведение ежемесячной отчетности по реализации целевой программы;
обеспечивает организацию и проведение торгов в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Сочи, касающимися размещения заказа на закупки продукции, работ и услуг;
согласовывает с основными исполнителями целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования.
Исполнители программы:
составляют ежегодные планы по реализации мероприятий программы;
представляют планы по реализации мероприятий программы в антинаркотическую комиссию города Сочи не позднее 20 декабря предшествующего года;
представляют отчеты о проведении мероприятий Программы координатору Программы ежемесячно до 3-го числа, следующего за отчетным периодом.
Контроль за ходом выполнения целевой программы осуществляется администрацией города Сочи.
Ежемесячно до 5-го числа, следующего за отчетным периодом, координатор целевой программы направляет в департамент экономики и прогнозирования администрации города Сочи отчет о реализации городской целевой программы с пояснительной запиской о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Отчеты и анализ выполнения мероприятий Программы заслушиваются антинаркотической комиссией в городе Сочи по результатам работы за полугодие и год.
Начальник управления |
О.Н. Медведева |
Начальник управления |
О.Н. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.