Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Типовая программа для спортивных школ
Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от должного обеспечения учебно-воспитательного процесса юных спортсменов программно-методическими документами, определяющее значение среди которых имеют учебные программы по видам спорта.
Организация тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации наряду с общими закономерностями построения тренировочного процесса имеет ряд особенностей по форме и содержанию. Исходя из структуры многолетней системы подготовки осуществляется планирование тренировочного процесса на его отдельном этапе. Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок.
Для правильной организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать основные положения возрастной периодизации детей, подростков и юношей, которые представлены ниже.
Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей педагогическая:
9 - 11 лет (младшие школьники),
12 - 14 лет (средние школьники),
15 - 17 лет (старшие школьники),
19 - 20 лет (учащиеся вузов);
физиологическая:
9 - 12 лет (2-е детство),
13 - 16 лет (подростковый возраст),
17 - 20 лет (юношеский возраст);
в группах ДЮСШ:
9 - 11 лет (группы начальной подготовки),
12 - 17 лет (учебно-тренировочные группы),
18 - 20 лет (группы высшего спортивного мастерства);
по правилам соревнований:
9 - 10 лет (младшие мальчики, девочки),
11 - 12 лет (старшие мальчики, девочки),
13 - 14 лет (младшие юноши, девушки),
15 - 16 лет (средние юноши, девушки),
17 - 18 лет (старшие юноши, девушки),
19 - 20 лет (юниоры);
по этапам многолетней подготовки:
12 - 14 лет (начальная),
15 - 17 лет (предварительная базовая),
18 - 20 лет (специализированная базовая).
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени.
Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем: сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов.
Основным компонентом системы управления является разработка тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации, состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые предстоит реализовать.
Алгоритм реализации учебно-тренировочной программы:
1. Тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия.
2. Проводится корреляция программы с учетом полученных данных, определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных средств и методов.
Под алгоритмом понимается последовательность выполнения запрограммированных действий с учетом программных требований. Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к нарушению взаимодействия между элементами системы и не достижению запрограммированного результата.
Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов:
1. Разработка конечной цели.
2. Постановка задач, выделение этапов подготовки.
3. Подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, их сочетание.
4. Практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой.
5. Контроль, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой.
6. Подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе.
7. Критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.
Основной момент - найти оптимальное соотношение средств и методов достижения цели с учетом индивидуальных способностей, возможностей спортсменов, их адаптивной реакции на предложенные нагрузки. Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь избегать шаблонного построения тренировочного процесса.
Структурные компоненты тренировочного процесса.
Тренировочный процесс представляет собой единую структуру соподчиненных звеньев и в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро-, мезо- и макроструктуру.
Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2 - 3 тренировочных занятий до нескольких.
В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов: собственно тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель. Основу составляют "средние" волны, т.е. колебание нагрузок, их увеличение и снижение. Это обусловлено необходимостью достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена.
Макроструктура представляет собой совокупность микро- и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Макроцикл является "большой" волной, продолжительной по времени, от 3 - 4 месяцев до года, двух, четырех лет.
Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо микро-, мезо- и макроциклов существуют такие элементы, как период и этап, тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования.
В годичном цикле подготовки выделяют 3 периода:
а) подготовительный период,
б) соревновательный период,
в) переходный период.
Тренировочное занятие является одним из наименьших по длительности и сложности организации элементов в системе подготовки, в то же время - это неотъемлемая и обязательная составляющая микро-, мезо-, макроструктур.
Тренировочное занятие состоит из ряда последовательных звеньев, ему свойственны следующие положения:
1. Упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов);
2. Соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность);
3. Последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).
Выделяют такой компонент тренировочного процесса как тренировочное задание. Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемая часть всего тренировочного процесса, обязательный элемент всех остальных структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки зависит конечный результат.
Выделяют следующие главные структурные компоненты при рассмотрении системного подхода к тренировочному процессу:
а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации;
б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена;
в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося.
Материал для практических занятий на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (далее - ТЗ), сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗ для развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развития физических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства.
Каждое ТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включать комплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоваться величиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность, количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими и организационными указаниями.
В типовом плане учебных программ для ДЮСШ приводится примерная схема тренировочного задания для построения микроструктуры подготовки юных спортсменов.
Тренировочное задание следует определить как технологическую форму организации упражнения для решения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных) проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующих факторов - компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха).
Воздействие тренировочных нагрузок определяется основными компонентами методов упражнения - интенсивностью и продолжительностью выполнения, числом повторений и длительностью пауз отдыха. Строгое сочетание указанных факторов обуславливает величину и характер достигаемого тренировочного эффекта, причем варьирование каждого из параметров предопределяет направленное специфическое изменение в функциональной активности организма.
ТЗ является исходным элементом микроструктуры тренировки. Качество и результативность тренировочного процесса во многом зависят от выбора и построения наиболее оптимальных ТЗ, соответствующих нагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели спортивных достижений, учитывающих другие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентов упражнения приведет к реализации целенаправленного и эффективного управления текущим состоянием спортсмена, а в комплексе - и физической, и спортивно-технической подготовленностью.
Рациональное построение ТЗ в структуре отдельного занятия и микроцикла содействует индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.