Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Система многолетней спортивной подготовки
1. Общие положения
Спортивным школам рекомендуется организовывать образовательный и учебно-воспитательный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
Организационная структура многолетней спортивной подготовки основывается на реализации этапов подготовки в соответствии с таблицей N 5.
Модель-схема построения системы многолетней подготовки спортсменов в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности приведена в приложении N 3 к настоящему положению.
Таблица N 5
Этапы подготовки |
Основная задача этапа |
Период подготовки |
Физкультурно-спортивный клуб по месту жительства и учебы |
ДЮСШ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Спортивно-оздоровительный |
расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности |
весь период |
+ |
+ |
Начальной подготовки |
базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации |
до 3 лет |
+ |
+ |
Учебно-тренировочный |
специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта |
до 5 лет |
* |
+ |
Спортивного совершенствования |
совершенствование спортивного мастерства |
до 3 лет |
- |
* |
Высшего спортивного мастерства |
реализация индивидуальных возможностей |
3 года и более (с учетом возрастного ценза) |
- |
* |
Условные обозначения:
"+" - основные этапы подготовки
"*" - рекомендуются при наличии условий и возможностей
"-" - не рекомендуется.
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
анализ фактического развития и освоения спортивных навыков обучающимися;
сдачу контрольных нормативов с целью комплектования объединений (секций);
просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
2. Планирование процесса подготовки
Учебный план подготовки спортсмена отражает: цели обучения, категорию занимающихся, продолжительность обучения, режим тренировочных занятий, перечень разделов и дисциплин вида спорта, количество (академических) часов по разделам и дисциплинам.
Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: описание тем и разделов, виды учебных занятий, количество часов, отведенных на различные виды занятий, формы и виды контроля.
Учебная программа предусматривает введение, перечень тем, реферативное описание тем или разделов, наименование видов занятий по теме, методические рекомендации по реализации учебной программы.
Учебный план и программа должны составляться с учетом исходного уровня подготовки спортсмена и подготовленности тренера-преподавателя. Программа охватывает комплекс параметров подготовки и предусматривает последовательность и непрерывность многолетнего процесса подготовки и преемственность в решении задач укрепления здоровья, воспитания стойких интересов к занятиям, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. В программе следует предусмотреть раскрытие содержания учебно-тренировочного и воспитательного процесса, планы по разделам подготовки, учебный материал по видам подготовки, систему приема контрольных нормативов и способы их оценки, календарный план соревнований на каждый этап подготовки.
Эффективность процесса подготовки предпочтительно оценивать по показателям уровня здоровья и физического развития, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, специальной, психической), по достигнутым спортивным результатам, положительным изменениям физического состояния спортсмена, критериям.
Одним из важнейших вопросов планирования учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по периодам и этапам годового цикла, а также детализация его по недельным циклам как основным структурным блокам планирования.
Учебная программа подготовки спортсмена содержит календарь соревнований (главных, основных, отборочных, контрольных), учебно-тренировочных сборов, структуру годичного тренировочного цикла.
Нормативная часть программы включает: приемные и переводные нормативы (тесты), соотношение средств общей физической, специальной физической подготовки, специальной технической подготовки, тактико-технической подготовки и показатели соревновательной нагрузки. С учетом календарного плана соревнований следует регламентировать объем специализированных тренировочных нагрузок, соревнований и время на восстановление.
По мере подготовленности спортсмена повышается удельный вес спортивно-технической, специальной физической и специальной технической подготовки. При этом постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок, направленных на общефизическую подготовку.
Принцип комплектности предусматривает взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса подготовленности: физической, технико-тактической, психологической, теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и врачебного контроля, восстановительных мероприятий.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по годам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства. Обеспечивает в учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средства и методы подготовки, объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической подготовленности и спортивных результатов.
Преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса определяется с учетом сензитивных периодов развития физических качеств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.