Постановлением Верховного Суда РФ от 26 марта 2021 г. N 4-АД20-21 настоящее постановление отменено
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Московской области Кулагина А.А. на вступившие в законную силу решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 24 июня 2019 года и решение судьи Московского областного суда от 3 декабря 2019 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (далее - администрация Воскресенского муниципального района Московской области)
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Московской области от 7 декабря 2018 года администрация Воскресенского муниципального района Московской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Воскресенского городского суда Московской области от 24 июня 2019 года постановление должностного лица отменено, производство по настоящему делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Московского областного суда от 3 декабря 2019 года решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Кулагин А.А. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения администрации Воскресенского муниципального района Московской области к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные должностным лицом административного органа в постановлении от 7 декабря 2018 года выводы о том, что 8 октября 2018 года проведено обследование земельного участка с кадастровым номером N площадью 13463 кв.м, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, расположенного по адресу: "адрес" принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию Воскресенский муниципальный район Московской области, по результатам которого установлено, что администрация Воскресенского муниципального района Московской области в нарушение требований ст.ст.25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации использует часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв.м, общая площадь которого 9567943 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежащего на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Родина", в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу, поданную защитником администрации Воскресенского муниципального района Московской области в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 24 июня 2019 года постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья городского суда, оценив фактические обстоятельства настоящего дела, пришел к выводу о недоказанности факта совершения администрацией Воскресенского муниципального района Московской области административного правонарушения.
Судья Московского областного суда, рассмотрев жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Кулагина А.А, поданную на указанный судебный акт в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 3 декабря 2019 года принятый судьей городского суда судебный акт оставил без изменения.
В настоящей жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Кулагин А.А. просит об отмене судебных актов, указывая на то, что имеющимися в деле доказательствами подтвержден факт совершения административного правонарушения и администрация Воскресенского муниципального района Московской области является субъектом данного правонарушения.
Однако судебные акты по доводам жалобы отменены быть не могут.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В силу п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5, п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Принимая во внимание изложенное, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о недоказанности совершения администрацией Воскресенского муниципального района Московской области административного правонарушения пересмотру и оценке по существу не подлежат.
Учитывая изложенное, решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 24 июня 2019 года и решение судьи Московского областного суда от 3 декабря 2019 года отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Воскресенского городского суда Московской области от 24 июня 2019 года и решение судьи Московского областного суда от 3 декабря 2019 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Московской области Кулагина А.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.