Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Никитиной Г.Н, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-10/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Еврейской автономной области Колесникова А.В. в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании недействующим в части приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области от 14 марта 2019 года N 17/9 (в редакции от 16 апреля 2019 года N 26-9) "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области"
по апелляционной жалобе управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области на решение суда Еврейской автономной области от 05 марта 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, возражавшей против доводов жлобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
14 марта 2019 года управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее -Управление) принят приказ N 17/9 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области", (далее - Приказ N 17/9), которым установлены нормативы потребления коммунальных услуг и ресурсов в многоквартирном доме, применяемые для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта.
Заместитель прокурора Еврейской автономной области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 1 Приказа N 17/9 в части нормативов: потребления услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях; потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях; расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях; потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов; потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В обоснование требований указано на несоответствие оспариваемых положений статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 19, 21, 22, 32 - 42, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306, ).
Решением суда Еврейской автономной области от 05 марта 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично, признан недействующим пункт 1 Приказа N 17/9 об установлении расчётным методом в части: нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях (раздел 1) и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях (раздел 4); нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 (раздел 2); нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов в строках 3, 4, 5, 8, 9 (раздел 6); нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 3, 4 (раздел 7). Отказано в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 1 Приказа N 17/9 об установлении расчётным методом в части: нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18 (раздел 2); нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов в строках 1, 2, 6, 7 (раздел 6); нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 1, 2, (раздел 7).
В апелляционной жалобе начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области Пивенко А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование указывает, что судом неверный сделан вывод о том, что в Управлении отсутствуют доказательства невозможности применения метода аналогов, поскольку были направлены запросы для проведения работы по сбору информации показаний приборов учета холодной, горячей воды, тепловой и электрической энергии в отопительный период 2018 - 2019 годы в муниципальные районы, в ПАО "ДЭК" - Энергосбыт ЕАО". Не соответствует действительности вывод суда о том, что Управлением не запрашивались сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха за последние 5 лет отопительных периодов подряд, поскольку запрос в гидрометеорологическую службу направлялся дважды, однако на момент принятия оспариваемого Приказа N17/9 ответ на запросы не поступил.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Еврейской автономной области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного жалобы и возражения не нее, заслушав прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Правилами N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Согласно Положению об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, утвержденному постановлением правительства Еврейской автономной области от 4 марта 2014 года N 75-пп, Управление является исполнительным органом государственной власти Еврейской автономной области, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что оспариваемый Приказ 17/9 принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме и по данным обстоятельствам не оспаривается.
Согласно пункту 13 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода; нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Признавая недействующими оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в пункте 1 Приказа N17/9 расчетным методом, суд, руководствуясь приведенными положениями, обоснованно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, течение отопительного сезона не препятствует истребованию соответствующих архивных показаний приборов учета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о допущенных регулирующим органом при определении нормативов расчетным методом нарушениях в части использования в формулах, приведенных в разделе II приложения N 1 к Правилам N 306, значений среднесуточной температуры наружного воздуха.
Согласно пункту 44 Правил N 306 среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд, как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Судом на основании имеющихся в деле доказательств правильно сделан вывод о том, что регулирующим органом сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период за предыдущие 5 отопительных периодов подряд в органах гидрометеорологической службы управлением до вынесения оспариваемого приказа не запрашивались, и на момент его вынесения отсутствовали, в связи с чем обоснованно принято решение о незаконности расчета нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях.
Доводы апеллянта на направление соответствующих запросов в гидрометеорологическую службу и отсутствие на их ответов на момент вынесения оспариваемого Приказа N 17/9, представленные к апелляционной жалобе запрос в ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 19 февраля 2019 года и ответ на него от 09 апреля 2019 года, ответ в ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 09 декабря 2019 года не свидетельствует о невозможности применения при расчете нормативов метода аналога. Кроме того, указанные документы предметом оценки суда первой инстанции не были, напротив, в судебном заседании представитель административного ответчика не смог пояснить, на основании каких сведений Управлением при расчёте нормативов брался показатель среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период.
Судебная коллегия также полагает обоснованным вывод суда о том, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях рассчитан с нарушением порядка, установленного Правилами N306 (пункт 26 раздела II приложения N 1), поскольку не были получены сведения для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода от органов гидрометеорологической службы.
Поскольку норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях рассчитывается по формуле 25 Правил N306, в которой в том числе используется норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенный с вышеуказанным нарушением, следовательно, и норматив по холодному водоснабжению не соответствует требованиям законодательства, как и норматив по водоотведению, так как он является суммой нормативов по холодному и горячему водоснабжению, соответственно суд правильно пришел к выводу о противоречии федеральному законодательству пункта 1 оспариваемого Приказа N 17/9 (раздел 2) об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях определяется в соответствии с пунктом 24(1) раздела II приложения N 1 к Правилам N306 по формуле 23.1, в которой используется, в том числе средняя температура холодной воды в сети водопровода, определяемая в соответствии с пунктом 25 указанного раздела, которая регулирующим органом не запрашивалась, соответственно судом обоснованно удовлетворены требования о признании незаконным пункта 1 Приказа N 17/9 (раздел 4) об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях.
Также ввиду отсутствия сведений от органов гидрометеорологической службы для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода, суд правильно признал незаконными установленные расчетным методом нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях и многоквартирных домах.
Решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований является обоснованным, и лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Доводы апелляционной 76ежалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, повторяют правовую позицию административного ответчика, поддержанную в суде первой инстанции, которой судом была дана надлежащая оценка.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда Еврейской автономной области от 05 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд Еврейской автономной области.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Г.Н. Никитина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.