Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная целевая программа
"Отходы" на 2012 - 2013 годы
(утв. постановлением администрации муниципального образования
город Новороссийск от 7 декабря 2011 г. N 5884)
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Отходы на 2010 - 2011 годы |
Инициатор программы |
Администрация муниципального образования город Новороссийск |
Заказчик программы |
Администрация муниципального образования город Новороссийск |
Разработчик программы |
МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города" |
Основные исполнители мероприятий программы |
МУ "УЖКХ И БГ", главы администраций внутригородских районов, руководители организаций и предприятий всех форм собственности |
Участники программы |
Администрация муниципального образования город Новороссийск, МУ "УЖКХ И БГ", главы администраций внутригородских районов, руководители организаций и предприятий всех форм собственности |
Цели программы |
- стабилизация и улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования город Новороссийск, за счет снижения уровня негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и население; - улучшение качества жизни населения, снижение заболеваемости и смертности от экологически обусловленных причин; - повышение экономической эффективности и экологической безопасности деятельности предприятий, занятых санитарной очисткой, благоустройством и обращением с коммунальными отходами на территории муниципального образования город Новороссийск; - создание муниципальной системы управления отходами производства и потребления, построенной на основе нормативных правовых, организационно управленческих, экономических и контрольных регуляторов. |
Задачи программы |
- внедрение и развитие экологически ориентированных механизмов управления хозяйственной деятельностью, обеспечивающих значительное снижение объемов образования отходов производства и потребления, а также максимальное вовлечение утилизируемых компонентов отходов в производство продукции с целью использования вторичных материальных ресурсов в экономике города и края; - разработка и внедрение новых экономических механизмов природопользования, обеспечивающих устойчивое развитие территории муниципального образования город Новороссийск; - организация эффективной муниципальной системы управления отходами производства и потребления, а также координация реализации программных мероприятий и деятельности предприятий в области обращения с отходами на территории муниципального образования город-герой Новороссийск; создание условий для внедрения современных энерго и ресурсосберегающих технологий и оборудования на предприятиях муниципального образования город Новороссийск; - проведение инвентаризации мест размещения отходов, образующихся на территории муниципального образования город-герой Новороссийск, создание муниципального банка данных, разработка логистических схем обращения с коммунальными отходами; внедрение современных систем селективного сбора, сортировки, переработки, утилизации и захоронения коммунальных отходов; - проектирование и строительство современного полигона ТБО на территории муниципального образования город Новороссийск, отвечающего экологическим и санитарным требованиям; рекультивация санкционированной свалки в селе Глебовка, выработавшей свой ресурс; - проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса; техническое переоснащение материальной базы комплекса ЖКХ муниципального образования город-герой Новороссийск; - создание системы экологического образования и информирования населения, обучение правильному обращению с отходами, бережному отношению к вторичным материальным ресурсам; сертификация предприятий и организаций на соответствие международным стандартам 180 14000 |
Сроки реализации программы |
2012 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Объем финансирования Программы за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей программы и за счет местного бюджета. 2012 год - 6 000 (тыс. руб.) 2013 год - 7 200 (тыс. руб.) Итого: - 13 200 тыс. руб. |
Перечень основных программных мероприятий |
1. Разработка и утверждение муниципальных нормативных правовых актов. 2. Разработка для бюджетных организаций природоохранной (экологической) документации. 3. Проведение инвентаризации объектов образования, обезвреживания, утилизации и размещения отходов. Анализ номенклатуры и количества отходов потребления, образующихся на территории муниципального образования город Новороссийск. 4. Организация муниципального контроля за правильностью расчета и своевременной оплатой экологических платежей для муниципальных предприятий, учреждений и организаций муниципального образования город Новороссийск. 5. Строительство полигона. 6. Приобретение контейнеров. 7. Закрытие и рекультивация свалки в с. Глебовка. 8. Публикация в СМИ материалов, освещающих цели, задачи и ход реализации Программы 9. Организация и проведение слушаний по намечаемой хозяйственной и иной деятельности в сфере обращения с отходами. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Снижение негативного влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения, повышение уровня благоустройства, улучшение экологического и санитарного состояния населенных пунктов муниципального образования город Новороссийск: - сокращение на 60% выбросов свалочных газов в атмосферу. Создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики и муниципальной стратегии в сфере обращения с отходами на всех уровнях муниципального управления: - организация эффективного контроля за деятельностью предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению коммунальных услуг в сфере обращения с отходами; - создание условий для проведения новой финансовой политики в сфере обращения с отходами, основанной на контроле за движением финансовых средств, внедрении принципа возмещения затрат в сфере обращения с отходами; - создание правовых и экономических условий для развития рыночных отношений в области обращения с отходами с целью привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. Увеличение ежегодного ресурсно-сырьевого потенциала муниципального образования город Новороссийск на 90 тыс. тонн вторичных материальных ресурсов. Ежегодное получение товарной продукции из вторичных материальных ресурсов на общую сумму до 18 млн. руб. Повышение уровня экологического образования населения муниципального образования город Новороссийск в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами. Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций муниципального образования город Новороссийск, повышение их инвестиционной привлекательности. |
Контроль за ходом выполнения программы |
Администрация муниципального образования город Новороссийск |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами:
Муниципальное образование город Новороссийск находится на юго-западе России, на восточном побережье Черного моря в 130 километрах западнее муниципального образования город Краснодар.
Новороссийск - самый крупный в России морской порт по перевалке нефтепродуктов, цемента, леса и других грузов. Перспективы Новороссийска связаны с мощным развитием его как важнейшего транспортного узла России. Основу промышленности города составляет производство строительных материалов, в том числе цемента и шифера. Производство цемента составляет более 6% от российского показателя, кроме того, получили развитие такие отрасли, как машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и виноделие.
Хотя Новороссийск является промышленным городом, на территории муниципального образования расположены поселки и территории с рекреационным потенциалом: Абрау-Дюрсо, Дюрсо, Южная Озереевка, Широкая балка и другие, которые в летний сезон посещают с целью отдыха десятки тысяч человек из всех регионов России.
На территории муниципального образования город Новороссийск дислоцируется несколько воинских соединений и частей, с принятием решения о переносе штаба Черноморского флота в город Новороссийск будет развиваться инфраструктура флота, возрастет численность личного состава военно-морской группировки и гражданского населения за счет семей военнослужащих. Данный аспект учитывается в общем, решении программы "Отходы" муниципального образования город Новороссийск.
Площадь территории муниципального образования город Новороссийск составляет - 834,9 кв. км. Административно-территориальное деление муниципального образования город-герой Новороссийск: 4 городских района и 1 сельский район.
Ежегодно на территории муниципального образования город Новороссийск образуется более 130 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и более 320 тыс. тонн отходов производства (всех классов опасности).
На территории муниципального образования город Новороссийск остро стоит проблема удаления и обезвреживания твердых бытовых отходов. По данным генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов муниципального образования город Новороссийск до 55% твердых бытовых отходов (ТБО) образуются в результате жизнедеятельности человека и соответственно 45% ТБО, образуется в результате деятельности хозяйствующих субъектов.
В настоящее время на территории муниципального образования город Новороссийск отсутствует эффективная современная система контроля, учета и управления отходами, образующимися на территории муниципального образования город Новороссийск. Существующий порядок не позволяет, из-за своей децентрализации, получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов, а также исключить их несанкционированное размещение. Это привело к образованию 15 стихийных, несанкционированных свалок занимающих территорию площадью более 15 гектаров земли. Единственная санкционированная свалка, в районе села Глебовка, введена в эксплуатацию в 1973 г. занимает площадь 15 га. В 1988 г. ресурс свалки исчерпан, однако до сих пор свалка эксплуатируется. Свалка не отвечает современным санитарным и экологическим требованиям, технология складирования отходов не соблюдается.
Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест захоронения свидетельствуют о том, что для повышения эффективности управления отходами в муниципальном образовании город Новороссийск необходимо создать эффективную муниципальную систему управления отходами. Одной из самых значительных проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Новороссийск является проблема твердых бытовых отходов. В настоящее время обращение с бытовыми отходами на территории муниципального образования город Новороссийск осуществляется на основе разрозненных мероприятий, главным образом направленных на регулярный сбор и вывоз коммунальных отходов и в виде реакции на предписания контролирующих органов о загрязнении отходами земель и городских территорий.
Ситуация в области образования, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, сложившаяся на территории муниципального образования город Новороссийск может привести к опасному загрязнению окружающей среды, создает условия нерационального использования не возобновляемых природных ресурсов, приводит к значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Общее количество отходов, вывезенных за последние семь лет на муниципальную свалку в селе Глебовка и эксплуатируемую с нарушением установленных правил, достигает 3 млн. 290 тыс. м3.
Основными причинами развития "мусорной" проблемы на территории муниципального образования город Новороссийск следует считать:
1.1. Отсутствие специально уполномоченного органа администрации муниципального образования город Новороссийск по управлению отходами производства и потребления, осуществляющего функции муниципального управления в области обращения с отходами, координацию деятельности предприятий и организаций, действующих в сфере обращения с отходами и несущего персональную ответственность за положение дел в данной сфере местного самоуправления.
1.2. Отсутствие действенного муниципального контроля в сфере обращения с отходами.
1.3. Отсутствие единой организованной и управляемой системы сбора, транспортирования, переработки, обезвреживания и размещения коммунальных отходов, выработавших свой ресурс сложной бытовой техники и автотранспорта.
1.4. Отсутствие индустриальных методов переработки отходов производства и потребления, что привело к выводу из хозяйственного оборота большого количества ценных вторичных материальных ресурсов.
1.5. Отсутствие единой информационной базы об источниках образования, объектах размещения, современных технологиях переработки и обезвреживания отходов.
1.6. Не развита сеть приемных пунктов по приему вторичных материальных ресурсов (утилизируемых компонентов отходов) от юридических и физических лиц.
1.7. Недостаточен уровень знаний в области обращения с отходами у руководителей предприятий, организации, должностных лиц и граждан.
1.8. Практически отсутствует бюджетное финансирование, направленное на разработку и реализацию специальных программных мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города, ориентированных на обучение цивилизованным методам обращения с отходами потребления.
Общая организация муниципальной системы обращения с отходами должна осуществляться программно-целевыми методами, где программные мероприятия формулируются на основе мониторинга состояния санитарной очистки территорий населенных мест муниципального образования город Новороссийск, предложений населения, предприятий и организаций, а также современных требований и имеющегося положительного опыта в сфере обращения с отходами.
Проведенный анализ существующего положения показывает необходимость четкого определения муниципальной стратегии в области обращения с отходами. Проблема обращения с отходами производства и потребления является комплексной и ее решение наиболее целесообразно проводить путем разработки и реализации целевой муниципальной Программы, которая должна стать важной составляющей частью соответствующей краевой программы "Отходы".
2. Цели и задачи Программы:
2.1. Цели настоящей Программы:
2.1.1. Разработка и принятие Концепции обращения с отходами производства и потребления.
2.1.2. Формирование муниципальной политики в области обращения с отходами.
2.1.3. Стабилизация и улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования город Новороссийск, за счет снижения уровня негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и население.
2.1.4. Улучшение качества жизни населения и снижение заболеваемости и смертности от экологически-обусловленных причин.
2.1.5. Повышение экономической эффективности и экологической безопасности хозяйственной деятельности предприятий, занятых санитарной очисткой, благоустройством и обращением с отходами потребления на территории муниципального образования город Новороссийск.
2.1.6. Создание муниципальной системы управления отходами города Новороссийск, построенной на основе правовых, нормативных, организационно-управленческих, экономических и контрольных регуляторов.
2.2. Задачи настоящей Программы:
2.2.1. Внедрение и развитие экологически ориентированных механизмов управления хозяйственной деятельностью, обеспечивающих снижение негативного влияния коммунальных отходов на окружающую среду и население муниципального образования город Новороссийск.
2.2.2. Разработка и внедрение новых экономических механизмов природопользования, обеспечивающих устойчивое развитие территории муниципального образования город Новороссийск.
2.2.3. Организация эффективной муниципальной системы управления отходами производства и потребления, а также координация реализации программных мероприятий и деятельности предприятий в области обращения с отходами на территории муниципального образования город Новороссийск.
2.2.4. Создание условий для внедрения современных энерго и ресурсосберегающих технологий и оборудования на предприятиях муниципального образования город Новороссийск.
2.2.5. Проведение инвентаризации всех объектов размещения отходов, образующихся на территории муниципального образования город Новороссийск, создание муниципального банка данных, разработка логистических схем потоков отходов на пути их образования, обезвреживания и переработки.
2.2.6. Внедрение современных экологически безопасных и экономически выгодных способов сбора, переработки, утилизации и захоронения коммунальных отходов.
2.2.7. Проектирование и строительство современного полигона ТБО на территории муниципального образования город Новороссийск.
2.2.8. Рекультивация свалки в селе Глебовка выработавшей свой ресурс, рекультивация несанкционированных свалок.
2.2.9. Проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса.
2.2.10. Техническое переоснащение материальной базы комплекса ЖКХ муниципального образования город Новороссийск.
2.2.11. Создание системы экологического образования и информирования населения, обучение правильному обращению с отходами, бережному отношению к вторичным материальным ресурсам.
3. Сроки реализации программы
Реализация муниципальной целевой программы "Отходы" намечена на 2010 - 2011 годы.
Реализация включает в себя:
3.1. Разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов опасных отходов для муниципальных предприятий и учреждений.
3.2. Проектирование и строительство мусоросортировочного комплекса.
3.3. Проектирование и начало строительства нового полигона ТБО.
3.4. Создание основ системы селективного сбора отходов.
3.5. Обновление парка контейнеров и специальной техники.
3.6. Создание сети передвижных и стационарных приемных пунктов, для сбора утилизируемых компонентов коммунальных отходов (вторичных материальных ресурсов) от населения, предприятий и организаций.
3.7. Прекращение приема отходов, закрытие свалки, разработка проектных решений по поэтапной рекультивации свалки в селе Глебовка.
3.8. Реализация природоохранных мероприятий по планам предприятий и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Новороссийск.
3.9. Создание системы экологического образования и информировании населения, обучение правильному обращению с отходами, бережному отношению к вторичным материальным ресурсам.
3.10. Внедрение международных стандартов 180 14000 на предприятиях и в организации муниципального образования город Новороссийск.
3.11. Ввод в строй и начало эксплуатации нового полигона ТБО.
3.12. Поэтапная рекультивация свалки в с. Глебовка.
3.13. Ликвидация стихийных свалок на территории муниципального образования город Новороссийск.
3.14. Проведение обоснованной тарифной политики муниципального образования город Новороссийск на основе здоровой конкуренции в сфере обращения с отходами.
3.15. Организация мусоропереработки, развитие рынка вторичного сырья и рынка услуг по его переработке и использованию.
3.16. Развитие системы экологического образования и информирования, обучение правильному обращению с отходами, бережному отношению к вторичным материальным ресурсам, пропаганды современных экологически безопасных и экономически выгодных методов обращения с отходами производства и потребления среди населения муниципального образования город Новороссийск.
4. Потребность в финансовых ресурсах, возможные источники
и средства их обеспечения:
Финансирование программы осуществляется за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнительной программы и местного бюджета.
2012 год - 6 000,0 (тыс. руб.)
2013 год - 7 200,0 (тыс. руб.)
Итого: - 13 200,0 (тыс. руб.)
5. Ожидаемые конечные результаты реализации и оценка
эффективности осуществления Программы
В ходе реализации Программы рассчитанной на 2 года предлагается осуществить 14 целевых мероприятий, направленных на создание правовой, организационной, экономической, технической и образовательно-информационной базы для формирования современной системы экологически безопасного и экономически выгодного обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Новороссийск.
5.1. Реализация Программы позволит:
5.1.1. Улучшить - экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования город Новороссийск путем снижения уровней загрязнения территорий и почв отходами и содержащимися в них вредными веществами.
5.1.2. Организовать сбор, транспортировку, переработку и захоронение отходов в соответствии с современными экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
5.1.3. Внедрить прогрессивную технологию селективного сбора с использованием мусороперерабатывающего комплекса.
5.1.4. Создать на территории муниципального образования город Новороссийск сеть предприятий для выполнения работ и оказания услуг в сфере обращения с отходами, в том числе и по переработке вторичных материальных ресурсов.
5.1.5. Создать современный полигон для захоронения неутилизируемой части отходов, развить сеть объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для захоронения или длительного хранения отходов.
5.1.6. Снизить объем захораниваемых отходов на 70%, за счет внедрения технологий и оборудования по прессованию и брикетированию неутилизируемой части отходов.
5.1.7. Увеличить в 4 раза срок эксплуатации полигона.
5.1.8. Возвратить в хозяйственный оборот около 3 гектаров нарушенных земель за счет рекультивации существующей свалки (с. Глебовка).
5.1.9. Уменьшить площадь, необходимую для захоронения отходов на полигоне на 80%.
5.1.10. Уменьшить на 60% выбросы загрязняющих веществ (свалочных газов) в атмосферу.
5.1.11. Создать до 60 дополнительных рабочих мест, в том числе и для социально-незащищенных слоев населения.
5.2. Основной экономический эффект от реализации Программы связан с вовлечением в хозяйственный вторичный оборот утилизируемой части отходов, образующихся на территории муниципального образования город Новороссийск, в качестве вторичных материальных ресурсов:
5.2.1. Вовлечение ежегодно в хозяйственный оборот до 90 тыс. тонн ценных материалов (бумаги, картона, цветных и черных металлов, пластических масс и т.д.), содержащихся в отходах.
5.2.2. Ежегодное получение товарной продукции на общую сумму до 18 млн. руб., что увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
5.2.3. Внедрение селективного сбора твердых бытовых отходов позволит сократить количество спецтехники для вывоза отходов на территории муниципального образования город Новороссийск на 10 единиц, расход топлива на 200 тыс. л/год.
Реализация подпрограммы по созданию системы экологического образования и информирования населения позволит улучшить экологическое образование, информирование и воспитание населения муниципального образования город Новороссийск, повысить его общественную активность.
Реализация программы по внедрению на предприятиях и организациях осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Новороссийск систем управления окружающей средой, в соответствии с требованиями международных стандартов 180 14000 с последующей сертификацией на соответствие их требованиям, позволит повысить конкурентоспособность самих предприятий и организаций, создаст имидж Новороссийска, как города ставящего вопросы управления экологией в один ряд с экономическими, что в свою очередь будет способствовать его устойчивому развитию, обеспечению инвестиционной привлекательности в экономику и самое главное обеспечение Конституционных гарантий благоприятной окружающей среды для граждан муниципального образования город Новороссийск и их гостей.
Начальник МУ "Управление |
Ю.Т. Арутюнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.