Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
транспортной отрасли города Сочи
Пассажирский транспорт общего пользования является важнейшей составной частью социальной и производственной инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи. Его устойчивое функционирование является одним из показателей качества жизни населения.
Регулярные перевозки пассажиров на территории муниципального образования город-курорт Сочи осуществляют 9 предприятий пассажирского транспорта (в том числе 2 предприятия муниципальной формы собственности, 7 - иных форм собственности):
1. МУП "Сочиавтотранс";
2. МУП "Лазаревскоеавтотранс";
3. ООО "СПАТП N 6";
4. ООО "Транссервис - 6";
5. ООО "Бумер";
6. ООО "Автотранспортник";
7. ООО "Трасса";
8. ООО "Экспресс-авто";
9. ООО "Интервал".
Маршрутная сеть муниципального образования город-курорт Сочи представлена 47 муниципальными городскими автобусными маршрутами и 63 муниципальными пригородными автобусными маршрутами.
Общая протяженность автобусных маршрутов составляет более 3000 км. По состоянию на 1 января 2013 года списочное количество подвижного состава в предприятиях пассажирского транспорта составляет 1189 автобусов.
За 2012 год пассажирским транспортом перевезено 79 286 тыс. пассажиров и выполнено 678 100,0 тыс. пассажиро-километров транспортной работы, выполнено 3 672 545 рейсов. Ежедневно на маршрутах регулярного сообщения работали 835 автобусов общей вместимостью 25050 пассажиромест, выполнявших 12 018 рейсов в день.
Кроме того, муниципальные унитарные автотранспортные предприятия города Сочи "Сочиавтотранс" и "Лазаревскоеавтотранс" в 2012 году выполняли пассажирские перевозки на 36 муниципальных пригородных маршрутах, функционирование которых обусловлено социальной необходимостью.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения Комиссией по безопасности дорожного движения ведется работа по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД): регулярно проводятся инструктажи с водительским составом по безопасности дорожного движения, обследуются городские и пригородные маршруты. О выявленных недостатках информация направляется в администрации внутригородских районов города Сочи и владельцам дорог для их устранения.
Кроме того, в целях снижения нагрузки на улично-дорожную сеть города Сочи, повышения безопасности и комфортности пассажирских перевозок на территории города Сочи проведена замена автобусов особо малой вместимости марки ГАЗель транспортом большей вместимости и более высокого класса. Всего выведено из эксплуатации 527 ГАЗелей.
В 2012 году утверждена новая маршрутная сеть, в соответствии с которой сокращен ряд дублирующих маршрутов, в результате уменьшена нагрузка на улично-дорожную сеть города.
В 2012 году в рамках реализации мероприятия краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" администрацией города Сочи приобретено 108 новых автобусов для работы на муниципальных маршрутах регулярного сообщения. До февраля 2014 года приобретено по лизинговой схеме 355 автобусов большой и средней вместимости. Приобретенный подвижной состав отвечает требованиям доступности транспортных услуг для маломобильных групп населения согласно ГОСТ Р 51004-96 и СНиП 2.07.01-89. В первом квартале 2014 года на 355 автобусах будет установлена автоматическая система оплаты проезда.
В связи с модернизацией муниципального автобусного парка на 355 единиц возрастает нагрузка на бюджет по компенсации муниципальным унитарным предприятиям убытков, образующихся от работы по тарифам, установленным ниже себестоимости поездки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
В целях снижения нагрузки на бюджет города Сочи по оплате субсидий на компенсацию убытков, образующихся от работы по тарифам, установленным ниже себестоимости поездки пассажиров, постановлением администрации города Сочи от 19 ноября 2013 года N 2507 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом" утверждены предельно максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом для МУП "Сочиавтотранс" и МУП "Лазаревскоеавтотранс" в размере 19 рублей за проезд одного пассажира на городских маршрутах и 2,86 рубля за пассажирокилометр на пригородных маршрутах. Вышеуказанное постановление вступает в силу через месяц после его официального опубликования (26 декабря 2013 года)*(1).
Учитывая сформированную без учета направляемых в управление по финансам, бюджету и контролю администрации города Сочи предложений по объемам финансирования мероприятий, рассчитанных в соответствии с обоснованиями от МУП "Сочиавтотранс" и МУП "Лазаревскоеавтотранс", расходную часть бюджета города Сочи, утвержденную Решением Городского Собрания города Сочи от 26.12.2013 N 171 "О бюджете города Сочи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" объем финансирования по мероприятию программы "Субсидии на компенсацию убытков, образующихся от работы по тарифам, установленным ниже себестоимости поездки пассажиров в городском и пригородном сообщении" запланирован в размере 60530,70 тыс. рублей, что отразится на сокращении показателей пассажирооборота и пассажиропотока предприятий и не возможности в полном объеме решить задачи и достигнуть поставленные цели программы.
Использование программно-целевого метода позволит решить основные проблемы в сфере общественных пассажирских перевозок:
- создание условий для динамичного и сбалансированного развития рынка транспортных услуг города Сочи;
- предотвращение негативных последствий слабо контролируемого развития рынка транспортных услуг путем создания действенного механизма, позволяющего организатору перевозок - управлению транспорта и связи администрации города Сочи осуществлять контроль и, при необходимости, в рамках действующего законодательства оказывать оперативное воздействие на процессы формирования и развития рынка транспортных услуг;
- снижение количества транспортных заторов путем уменьшения количества автобусов за счет увеличения их пассажировместимости;
- улучшение качества предоставляемых транспортных услуг и их доступности за счет внедрения передовых технологий (практически весь муниципальный автобусный парк соответствует требованиям доступности транспортных услуг, для маломобильных групп населения согласно ГОСТ Р 51004-96 и СНиП 2.07.01-89, с экологическим классом ЕВРО - 4 и ЕВРО - 5, оборудован кондиционерами либо системами вентиляции, дополнительно оснащен системой "Говорящий город" и внутрисалонными табло для информирования о работе системы общественного транспорта, оснащен автоматической системой контроля оплаты проезда;
- существенное повышение безопасности дорожного движения.
С учетом факторов, способных оказать существенное влияние на развитие пассажирского автомобильного транспорта муниципального образования город-курорт Сочи на предстоящие четыре года, целесообразно сосредоточить внимание на реализации следующих направлений: повышение качества и безопасности пассажирских перевозок посредством модернизации устаревшего парка автотранспортных предприятий,
- контроль работы транспорта путем внедрения новых технологий;
- оптимизация планирования перевозок на основе достоверного и постоянного мониторинга пассажирского потока с помощью внедрения комплексной интегрированной автоматизированной системы управления транспортными перевозками, мониторинга пассажиропотока на базе датчиков подсчета количества входящих и выходящих пассажиров.
- повышение доходности от перевозки пассажиров при внедрении безналичного расчета за проезд всеми категориями населения.
В то же время реализация программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К таким рискам можно отнести:
1) макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности.
2) риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования.
3) операционные риски, связанные с несовершенством принятых решений, технической и нормативной правовой поддержки.
К факторам, неблагоприятно влияющим на реализацию Программы, можно также отнести:
- несовершенство и несбалансированность нормативной правовой базы в сфере финансово-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий, осуществляющих общественные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на муниципальном уровне;
- отсутствие ряда регламентирующих документов, не позволяющих повысить надежность и обоснованность запланированных результатов;
- отсутствие утвержденного расписания движения электропоездов в постолимпийский период.
Успешная интеграция города Сочи во внутрироссийскую и международную транспортную систему во многом зависит от стабильной политической и экономической ситуации в соседних с краем регионах, что будет способствовать постоянному росту пассажирских перевозок и развитию транспортной инфраструктуры в этих направлениях.
Президент Российской Федерации обозначил развитие Юга России в качестве одного из основных приоритетов социально-экономической политики нашей страны на среднесрочную перспективу. Развитие в городе Сочи горноклиматического курорта мирового уровня за счет приведения в соответствие транспортной и инженерной инфраструктур позволит успешно конкурировать с горными курортами мира. Развитие транспортной инфраструктуры является условием устойчивого развития экономики, способствующим росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики, устранению ограничений инфраструктурного и технологического характера.
Принятие Программы позволит существенно повысить уровень организации и безопасности перевозок населения, реализация выше перечисленных задач, совершенствование организации пассажирских перевозок, развитие транспортной инфраструктуры, как подтверждает опыт целого ряда развитых стран, возможно только при консолидации организационных, материальных и финансовых ресурсов муниципальных, краевых органов государственной власти и частных инвесторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.