Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Петровой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 31 октября 2019 г. по делу N 2-3586/2019 по иску ФИО1 к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее также - УПФР в г. Мурманске) о перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал вахтовым методом с суммированным учетом рабочего времени в Арктической нефтегазоразведочной экспедиции ПГО "Архангельскгеология" в качестве оператора котельной установки и в ЗАО "Арктикнефть" в качестве оператора котельной 4 разряда с выработкой годовой нормы часов на острове Колгуев (острова Северного Ледовитого океана, Баренцево море).
В период работы ему начислялась и выплачивалась заработная плата с районным коэффициентом 2, 0.
При перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган не принял отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1, 9, с указанием на то, что такое отношение составило 1, 671, при максимально возможной величине 1, 9.
Ранее на его обращение с заявлением о разъяснении расчета размера пенсии ответчик сообщил, что отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за указанный период времени за ДД.ММ.ГГГГ-2001 гг. составило 1, 813.
Полагал решение ответчика незаконным, так как продолжительность каждой вахты на о. Колгуев в морях Северного Ледовитого океана составляла не менее одного месяца и к заработной плате начислялся коэффициент 2, 0. Кроме того, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он проживал в районах Крайнего Севера и стаж работы при выходе на пенсию составлял не менее требуемых 15 лет.
Просил суд обязать ответчика установить отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1, 9 и произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении иска ФИО1
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные и принять по делу новое решение, удовлетворить его иск.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2003 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
При назначении истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, пенсионный орган по требованию истца, изложенному в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, для определения расчетного размера учел заработок истца за 24 месяца работы в 2000-2001 г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из предоставленных ФИО1 в материалы пенсионного дела справок следует, что в указанный период времени он осуществлял трудовую деятельность в дочернем предприятии "Станция Мурманск" Октябрьской железной дороги, на территории Мурманской области.
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отношение среднемесячного заработка ФИО1 к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени за ДД.ММ.ГГГГ-2001 гг. составило 1, 813.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ - УПФ РФ в Октябрьском административном округе г. Мурманска с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях", представив справки о заработной плате за периоды работы вахтово-экспедиционным методом с 1996-1999 гг. в ЗАО "Арктикнефть" и в Арктической нефтегазоразведочной экспедиции ПГО "Архангельскгеология" на островах Северного Ледовитого океана (о. Колгуев).
Распоряжением ГУ - УПФ в Октябрьском административном округе "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 произведен перерасчет страховой пенсии в сторону увеличении с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени за 1996-1999 гг. в размере 1, 671.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 произведена индексация размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оценив представленные сторонами спора доказательства, пришел к выводу, что основания для перерасчета истцу размера пенсии с учетом отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1, 9 с 12 декабря 2016 г. отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для признания незаконными выводов судов об отказе в удовлетворении иска ФИО1
С доводами жалобы заявителя согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении положений пенсионного законодательства применительно к установленным обстоятельствам по делу.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии с ДД.ММ.ГГГГ регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости, в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Закона.
Согласно пункту 3 статьи 30 данного Закона отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается размер не свыше 1, 2-
Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соответствующее соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
- не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Исчисление продолжительности периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Аналогичные разъяснения о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно разъяснений, данных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Порядок перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ, регламентирован в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).
Согласно пункту 47 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пункта 48 Правил заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Судом при разрешении спора исследовались представленные истцом к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ N арх, от ДД.ММ.ГГГГ N арх, выданные АО "Архангельское геологическое предприятие" (ранее Арктической нефтегазоразведочной экспедиции ПГО "Архангельскгеология"), из которых усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ гю заработная плата истца начислялась с применением районного коэффициента 2, 0, поскольку работа истца проходила на островах Северного Ледовитого океана (о. Колгуев); из справок о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, выданных АО "Арктикнефть" (ранее - ЗАО "Арктикнефть") усматривается, что с 1998 г. по 1999 г. заработная плата истца начислялась с применением районного коэффициента 2, 0, поскольку работа истца проходила на островах Северного Ледовитого океана, Баренцева моря (о. Колгуев).
При перерасчете страховой пенсии в сторону увеличения с ДД.ММ.ГГГГ по представленным ФИО1 справкам о заработной плате, пенсионным органом было установлено, что отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени за 1996-1999 гг. составило 1, 671, (при максимально возможной величине 1, 9), а поскольку из представленных к заявлению о перерасчете документов о трудовой деятельности, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени не достигает максимальной величины 1, 9, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за 1996-1999 гг. не могло быть установлено истцу в максимальном размере 1, 9.
Поскольку с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, ответчик правомерно произвел перерасчет размера пенсии с учетом вновь представленных документов со следующего месяца, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, при этом законных оснований для перерасчета размера пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 31 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.