Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-297/2020 по административному исковому заявлению Минаева Д.А. об оспаривании в части приказов министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14 ноября 2018 г. N 132-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" и от 15 ноября 2019 г. N 134-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год"
по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 26 марта 2020 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, объяснения представителя министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области Евдокимовой Ю.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, полагавшей судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14 ноября 2018 г. N 132-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также - Приказ N 132-Д) определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее также - Перечень на 2019 год). Приказ N 132-Д опубликован 15 ноября 2018 г. на официальном сайте Правительства Рязанской области http://www.ryazangov.ru, а также 19 ноября 2018 г. на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области http://minim.ryazangov.ru.
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 15 ноября 2019 г. N 134-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее также - Приказ N 134-Д) определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также - Перечень на 2020 год). Приказ N 134-Д опубликован 18 ноября 2019 г. на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области http://minim.ryazangov.ru, а также 19 ноября 2019 г. на официальном сайте Правительства Рязанской области http://www.ryazangov.ru.
В пункт 11673 Перечня на 2019 год и пункт 6950 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Индивидуальный предприниматель Минаев Д.А. обратился в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением о признании названных пунктов перечней недействующими, ссылаясь на отсутствие предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Налоговый кодекс РФ) условий для включения спорного здания в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Указал, что здание используется для промышленного производства, указанный в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, не соответствует Правилам землепользования и застройки города Рязани, относящим земельный участок к зоне промышленного использования П1; также указанный в ЕГРН вид разрешённого использования земельного участка не соответствует классификатору видов разрешённого использования (не совпадает с кодами 4.2 "объекты торговли" и 4.6 "общественное питание"). Так как он является собственником спорного здания, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и использует упрощённую систему налогообложения, включение указанного объекта недвижимости в перечни не позволяет ему использовать льготу по освобождению от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса РФ.
Решением Рязанского областного суда от 26 марта 2020 г. административного исковое заявление Минаева Д.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе Минаеву Д.А. в удовлетворении административного иска в полном объёме.
В обоснование жалобы административный ответчик указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неверную оценку судом имеющихся по административному делу доказательств.
На апелляционную жалобу Минаевым Д.А. и прокуратурой Рязанской области представлены возражения о несостоятельности её доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме. Представитель Минаева Д.А. представил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса РФ, Закона Рязанской области от 30 октября 2014 г. N 65-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Рязанской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", пункта 85 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области, утверждённого постановлением Правительства Рязанской области от 11 июня 2008 г. N 98, сделал верное заключение о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с приведённым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно статье 400 Налогового кодекса РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 этого Кодекса.
К объектам налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ отнесены, в том числе жилой дом, жилое помещение, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учётом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
На территории города Рязани ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, установлены решением Рязанской городской Думы от 27 ноября 2014 г. N 401-II "Об установлении на территории города Рязани налога на имущество физических лиц".
Пунктом 4.4 названного Решения ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, установлены в следующих размерах: 1, 25 процента в 2019 году, 1, 5 процента в 2020 году и последующие годы.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришёл к правильному выводу о том, что оснований для включения принадлежащего на праве собственности административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером N в оспариваемые перечни у административного ответчика не имелось.
Судом установлено, что спорное здание включено в Перечень на 2019 год в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (с учётом подпункта 2 пункта 4 приведённой нормы), а в Перечень на 2020 год - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (с учётом подпункта 1 пункта 4 приведённой нормы).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, здание с кадастровым номером N при формировании Перечня на 2019 год имело наименование "столовая", при формировании Перечня на 2020 год - наименование "промышленное" и назначение "нежилое".
Факт того, что здание имело наименование "столовая", без оценки иных фактических обстоятельств по делу, не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в Перечень на 2019 год.
Из технической документации на объект недвижимости следует, что оно не имеет помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения спорного здания в Перечень на 2019 год по подпункту 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N, имевшим (при включении в Перечень на 2019 год и Перечень на 2020 год) вид разрешённого использования: "обслуживание здания общественного питания".
Указанный земельный участок с видом разрешённого использования "обслуживание здания общественного питания" поставлен на кадастровый учёт 17 марта 2010 г. на основании межевого плана, подготовленного в соответствии со схемой расположения земельного участка, утверждённой председателем комитета по земельным ресурсам администрации города Рязани от 14 декабря 2009 г.
В силу Правил землепользования и застройки в города Рязани, утверждённых решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 г. N 897-1 (в редакции, действовавшей на момент формирования и постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером N), данный земельный участок отнесён к территориальной зоне П1 "Зона предприятий I, II и III класса", для которой не предусмотрены в числе основных видов разрешённого использования "обслуживание здания общественного питания".
Одним из условно разрешённых видов использования земельных участков в данной территориальной зоне были предусмотрены предприятия общественного питания (кафе, столовые, буфеты), связанные с непосредственным обслуживанием производственных и промышленных предприятий.
Поскольку по смыслу налогового законодательства в перечни недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов), то есть, такие объекты, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, а исходя из установленных судом обстоятельств здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с видом разрешённого использования "обслуживание здания общественного питания" в территориальной зоне П1 "Зона предприятий I, II и III класса", которая предусматривает лишь размещение предприятий общественного питания, связанных с непосредственным обслуживанием производственных и промышленных предприятий (один из условно разрешённых видов использования), при этом объект недвижимости согласно технической документации не имеет помещений, предусматривающих размещение объектов общественного питания, и используется как административно-бытовой корпус, швейный цех, склад готовой продукции, для производства мебели, фоторамок, судебная коллегия признаёт правильными выводы суда об отсутствии правовых оснований для включения спорного здания в Перечень на 2019 год по подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в Перечень на 2020 год.
Кроме того, вид разрешённого использования "обслуживание здания общественного питания" не в полной мере соответствует виду разрешённого использования, содержащемуся в сроке с кодом 4.6 "Общественное питание" Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, и виду разрешённого использования в соответствии с пунктом 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39.
С учётом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ) спорное здание не могло быть включено в перечни по виду разрешённого использования земельного участка, на котором оно находится.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения здания с кадастровым номером N в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Однако министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения его в перечни объектов недвижимого имущества на 2019 и 2020 годы, не представлено; не содержится их и в материалах административного дела.
С учётом установленных обстоятельств суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые пункты перечней объектов недвижимого имущества на 2019 и 2020 годы не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и принял правильное решение об удовлетворении административного иска.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решение не содержат.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рязанского областного суда от 26 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.