Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И.
судей Васильевой Т.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Казуровой В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1564/2020 по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 6 апреля 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление открытого акционерного общества "Система-Темп" к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, объяснения представителя административного истца Рублевой А.Б, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ОАО "Система-Темп" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости 708 335 370 руб. на основании отчета об оценке рыночной стоимости N40/2/19 от 7 августа 2019 года, подготовленного Ц", так как утвержденная кадастровая стоимость недвижимого имущества в размере 1 027 927 504, 82 руб. не соответствует рыночной стоимости и нарушает права истца, как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО " Д
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 839 529 064 руб.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определенном заключением эксперта, - 839 529 064 руб.
Решением Московского городского суда от 6 апреля 2020 года административные исковые требования административного истца удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость нежилого здания в размере 839 529 064 руб.
В апелляционной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит назначить повторную экспертизу, решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость, установленная в размере рыночной стоимости, определенная в экспертном заключении, не должна отражать включение или невключение в ее состав НДС; заключение эксперта не соответствует законодательству в области оценочной деятельности: рыночная стоимость, определенная экспертом, ниже средних рыночных значений, эксперт использует арендопригодную площадь, а не общую, экспертом не запрошены договоры аренды; административный истец не заявляет требований о признании незаконными действий административных ответчиков и не представляет доказательств, подтверждающих незаконность их действий, а также не оспаривает действующую на момент рассмотрения спора кадастровую стоимость; целью административного истца является уменьшение размере налога, исчисляемого от кадастровой стоимости объекта недвижимости, ходатайство о назначении повторной экспертизы необоснованно отклонено.
В заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента городского имущества города Москвы и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представитель Департамента городского имущества города Москвы Шатихин Н.В. представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, "адрес".
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
На основании положений части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, затрагивает права и законные интересы административного истца и он вправе оспаривать утвержденную кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Доводы административного ответчика о том, что административный истец не заявляет требований о признании незаконными действий административного ответчика, направленности его действий на уменьшение налога, является несостоятельным, противоречащим вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Кадастровая стоимость здания на 1 января 2018 года утверждена в размере 1 027 927 504, 82 руб, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 8 том 1).
В обоснование административных исковых требований административный истец представил отчет об оценке N40/2/19 от 7 августа 2019 года, подготовленный Ц", согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляла 708 335 370 руб.
В связи с поступившим ходатайством представителя административного истца о назначении экспертизы по административному делу судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
Заключением эксперта ООО " Д" N 1912-263ЭК от 30 декабря 2019 года было установлено наличие нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении вышеуказанного отчета.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 839 529 064 руб.
Устанавливая величину кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок, нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики. В заключении эксперта содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам - аналогам, так и по объекту оценки. В процессе работы эксперт проанализировал возможность применения необходимых подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объекта исследования.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта по результатам проведенной судебной экспертизы, признал требования административного истца обоснованными, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном заключении эксперта выводы, а также документов, содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и сделаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Таким образом, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения эксперта законодательству об оценочной деятельности своего подтверждения не нашли.
Ходатайство о назначении повторной экспертизы суд рассмотрел в соответствии с требованиями статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обоснованно отказал в его удовлетворении.
Не установлено оснований для назначения повторной экспертизы и судебной коллегией.
Доводы апелляционной жалобы о том, что рыночная стоимость, определенная экспертом, ниже средних рыночных значений, эксперт использует арендопригодную площадь, а не общую, экспертом не запрошены договоры аренды, были известны суду первой инстанции и нашли свое отражение в обжалуемом решении. С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они сделаны на основании исследованных по делу доказательств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы эксперта в заключении сделаны безотносительно НДС и не содержат указания о включении или невключении в рыночную стоимость НДС.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 6 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.