Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лопаткиной Н.А. и Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ковалева В.И. и Ковалевой Т.А. на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 05 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 ноября 2019 года, по гражданскому делу по иску Ковалева В.И, Ковалевой Т.А. к Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, третьи лица прокуратура Белогорского района Республики Крым, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Охотничье хозяйство "Холодная гора", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании недействительным постановления.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Ковалев В.И, Ковалева Т.А. обратились в суд с иском к Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, третьи лица прокуратура Белогорского района Республики Крым, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Охотничье хозяйство "Холодная гора", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, в котором просили признать недействительным постановление Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района от 15 ноября 2018 года N "О рассмотрении протеста прокуратуры Белогорского района на решение исполнительного комитета Русаковского сельского совета от 22 декабря 2005 года N".
Требование мотивировано тем, что истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Решением исполнительного комитета Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 года N69 им передан бесплатно в частную собственность приусадебный земельный участок площадью 0, 15 га, в том числе пашни - 0, 05 га, застроенных земель 0, 10 га в урочище "Холодная гора". Земельному участку общей площадью 1 500 кв.м, расположенному по адресу: Республика Крым, Белогорский район, урочище "Холодная гора" присвоен кадастровый номер N. Полагают, что решение исполнительного комитета Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 года N является документом, подтверждающим ранее возникшее право собственности на земельный участок. Постановлением администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района от 15 ноября 2018 года N удовлетворен протест прокуратуры Белогорского района, решение Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 года N отменено, со ссылкой на пункт 4 статьи 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть в связи с тем, что отмененное решение не соответствует законодательству РФ. Однако данное основание противоречит как нормам действующего законодательства на момент принятия решение 22 декабря 2005 года N, так и на сегодняшний день. Кроме того, истцы указывают в исковом заявлении, что органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 05 сентября 2019 года в удовлетворении иска Ковалева В.И, Ковалевой Т.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 ноября 2019 года решение Белогорского районного суда Республики Крым от 05 сентября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ковалев В.И. и Ковалева Т.А. просят об отмене состоявшихся по делу судебных решений, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права и вынесении по делу нового решения, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции явились: представитель Ковалевой Т.А. и Ковалева В.И.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истцов, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Русаковского сельского совета Белогорского района Автономной Республики Крым N 69 от ДД.ММ.ГГГГ года, Ковалеву В.И. и Ковалевой Т.А. был передан бесплатно в частную собственность приусадебный земельный участок площадью 0, 15 га, в том числе пашни - 0, 05 га, застроенных земель - 0, 10 га в урочище "Холодная гора".
Впоследствии, постановлением Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым N 69 от 15 ноября 2018 года, решение исполнительного комитета Русаковского сельского совета от 22 декабря 2005 года N "О передаче в частную собственность гражданам Ковалеву В.И. и Ковалевой Т.А. приусадебного земельного участка в урочище "Холодная гора", отменено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что из сообщения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым "Юго-Восточное объединенное лесничество" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного в квартале N площадью 1, 4 га, участкового лесничества "Холодная гора", Белогорского лесничества (земли лесного фонда), является Российская Федерация.
В соответствии со статьей 52 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", статьей 33 Лесного кодекса Украины к полномочиям исполнительного комитета сельского совета не относятся вопросы распоряжения земельными участками лесного фонда.
Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины, полномочия по передаче в собственность, предоставление в постоянное пользование для несельскохозяйственных нужд земельных лесных участков, находящихся в государственной собственности, принадлежат Кабинету Министров Украины.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Частью 6 статьи 26 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории.
Согласно абзацу 8 части 6 статьи 26 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, непротиворечащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законам и иным нормативным правовым актам Республики Крым, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Исполнительный комитет Русаковского сельского совета Белогорского района Автономной Республики Крым ликвидирован 07 октября 2014 года, что подтверждается решением Русаковского сельского совета Белогорского муниципального района Республики Крым N от 07 октября 2014 года.
Правопреемником исполнительного комитета Русаковского сельского совета, является администрация Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, ввиду чего, последняя имела право отменить решение исполнительного комитета Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 года N69.
С данными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции, указав, что доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы принятого по делу решения.
Судебная коллегия находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из содержания статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Из постановления Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым N 114 от 15 ноября 2018 года, которым решение исполнительного комитета Русаковского сельского совета от 22 декабря 2005 года N 69 "О передаче в частную собственность гражданам Ковалеву В.И. и Ковалевой Т.А. приусадебного земельного участка в урочище "Холодная гора" отменено, следует, что данный акт основан на протесте прокурора.
Указанное решение исполкома Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 года N69 также противоречит требования федерального законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной и религиозной деятельности.
По результатам заседания 27 сентября 2018 года Межведомственной рабочей группы по вопросам приведения в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра, созданной при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, установлено, что указанный земельный участок имеет кадастровый номер и расположен на землях лесного фонда. Согласно данных Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанному земельному участку, внесенному в реестр как ранее учтенный объект, установлен вид разрешенного использования - "для размещения объектов лесного фонда", сведения о категории земель отсутствуют.
Согласно информации ГКУ РК "Юго-восточное объединенное лесничество" от 13 апреля 2018 года спорный земельный участок расположен в квартале N20 выделе N54, относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации и как следствие не может быть передан в собственность гражданам.
Таким образом, суд первой инстанции, анализируя правоотношения сторон, принимая во внимание, что решение исполнительного комитета Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 года N69 "О передаче в частную собственность гражданам Ковалеву В.И. и Ковалевой Т.А. приусадебного земельного участка в урочище "Холодная гора", принято в нарушение вышеуказанных законодательных норм, пришел к выводу о том, что администрация Русаковского сельского поселения имела право отменить указанный муниципальный нормативный акт, ввиду чего исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация, по мнению судебной коллегии, являются не состоятельными, поскольку апеллянтом не представлено относимых и допустимых доказательств того, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда, то есть к собственности Российской Федерации, является ошибочным и что на самом деле данный участок не относится и не относился к данной категории земель.
Суды обоснованно исходили из того, что реализация решения исполнительного комитета Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 года N69 с момента его принятия и до 18 марта 2014 года могла быть проведена путем получения государственного акта о праве собственности на земельный участок, получения соответствующего свидетельства о прав собственности, однако представитель истцов в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что такой акт или свидетельство истцами получено не было. Никаких действий по реализации данного решения исполнительного комитета Русаковского сельского совета Белогорского района истцами произведено не было.
До настоящего момента решение исполнительного комитета Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 года N69 истцами не реализовано, право собственности не зарегистрировано, ввиду чего ссылка истцов на положения Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года, является безосновательной.
Более того, в соответствии со статьей 8-2 Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года не допускается государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, в случае если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Земельный участок с кадастровым номером N расположен в квартале N 20 выделе N54, относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации и как следствие не может быть передан в собственность гражданам.
Доводы жалобы о том, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на земельный участок с кадастровым номером N не могут быть приняты судебной коллегией, как основание для отмены обжалуемого решения, поскольку согласно ч.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, Российская Федерация является собственником указанного земельного участка в силу закона.
В связи с чем, несогласие заявителя с данной судом первой и апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не опровергают выводы судов, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, что применительно к полномочиям суда кассационной инстанции не может расцениваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
С учётом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 05 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 ноября 2019 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Ковалева В.И. и Ковалевой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Н. Кудрявцева
Судьи Н.А. Лопаткина
Н.В. Лозовая
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.