Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Захарова Е.И, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-46/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Тепловодоканал" о признании не действующим приложение N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 января 2020 года N 16 - НПА "О внесении изменений в приложение N 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 719 - НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019 - 2023 годы"
по апелляционной жалобе административного истца акционерного общества "Тепловодоканал" на решение Забайкальского краевого суда от 08 мая 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителей акционерного общества "Тепловодоканал" Клоковой Н.Ю. и Ильина Я.С, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Василик К.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Забайкальского краевого суда от 29 июля 2019 года по делу N 3а-71/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2019 года, признано недействующим со дня принятия приложение N 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края, Служба, тарифный орган) от 20 декабря 2018 года N 719 - НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городского поселения "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019 - 2023 годы", на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять в названной части новый нормативный правовой акт.
30 января 2020 года во исполнение решения суда РСТ Забайкальского края принят приказ N 16 - НПА "О внесении изменений в приложение N 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 719-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019 - 2023 годы" (далее - Приказ от 30 декабря 2018 года N 719 - НПА).
Данный нормативный правовой акт опубликован 31 января 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края.
Акционерное общество "Тепловодоканал" (далее - АО "Тепловодоканал", Общество), являющееся ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район" регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия приложение N 1 к Приказу от 30 декабря 2018 года N 719 - НПА. Административные исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый приказ принят с нарушением пункта 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по своему содержанию воспроизводит отмененный нормативный правовой акт. При установлении оспариваемых тарифов в нарушение пунктов 29, 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, РСТ Забайкальского края неправомерно не применила Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 года, утвержденное 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее - Отраслевое тарифное соглашение, ОТС), а применила постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 256, которое постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 216 признано утратившим силу. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает право административного истца на полное возмещение расходов, связанных с осуществлением регулируемого вида деятельности. При внесении изменений в экспертное заключение по установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) административный ответчик внес изменения в статью расходов, не касающейся заработной платы.
Решением Забайкальского краевого суда от 08 мая 2020 года в удовлетворении административного искового заявления АО "Тепловодоканал" отказано.
В апелляционной жалобе представитель РСТ Забайкальского края Клокова Н.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обосновании жалобы указано, что тарифным органом необоснованно не применено Отраслевое тарифное соглашение; Служба не верно применила утратившее силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 256 "О размере тарифной сетки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N256); заменяющий нормативный правовой акт по своему содержанию воспроизводит отмененный правовой акт, что нельзя признать законным. Таким образом, неправильным является вывод суда о том, что расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, в части утверждения тарифных коэффициентов, соответствуют требованиям экономической обоснованности расходов.
Относительно доводов апелляционной жалобы Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, прокуратурой Забайкальского края поданы возражения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражение не нее, заслушав представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основ ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре и порядку опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, в части утверждения тарифных коэффициентов определены органом регулирования с учетом фактических значений затрат АО "Тепловодоканал" на оплату труда за предыдущий период регулирования (2017 год) и уровня фонда, сложившегося в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности на территории Забайкальского края, что соответствует требованиям экономической обоснованности расходов, предусмотренных пунктом 52 Основ ценообразования и Методических указаний.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что тарифный орган при расчете расходов на оплату труда для АО "Тепловодоканал" применил метод экономически обоснованных тарифов, что соответствует пунктам 39 - 41 Основ ценообразования и пункты 45 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В силу пункта 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ).
Как правильно установлено судом, административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда.
В приложении 3 указанного выше Отраслевого соглашения приводится рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017 - 2019 годы.
Из изменения в экспертное заключение по установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО "Тепловодоканал", осуществляющего на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район" деятельность в сфере водоснабжения, на 2019 - 2023 годы, усматривается, что тарифным органом положения Отраслевого соглашения не применены в целях сдерживания роста тарифов на услуги в области жилищно-коммунального хозяйства, указано, что при формировании необходимой валовой выручки организации на 2019 год экономически целесообразнее учитывать расходы на оплату труда, рассчитанные на основе единой тарифной сетки по оплате труда, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 256).
Вместе с тем, на момент издания оспариваемого нормативного правового акта Постановление N 256 признано утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а использованные Службой при расчетах плановых затрат на оплату труда размеры тарифных коэффициентов, утвержденные Постановлением N256, значительно ниже тарифных коэффициентов, установленных как в штатном расписании Общества, так и в Отраслевом соглашении.
Нельзя признать правильным вывод суда о надлежащем экономическом обосновании рассчитанных РСТ Забайкальского края расходов на оплату труда с применением тарифных коэффициентов аналогичных организаций жилищно-коммунального комплекса Забайкальского края, поскольку согласно представленным в материалы дела экспертным заключениям об установлении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Благоустройство +" и ООО "Тепловодоканал", при определении фонда оплаты труда межразрядные тарифные коэффициенты приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", которое не подлежит применению при определении расходов на оплату труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, законных и обоснованных мотивов отклонения предложения АО "Тепловодоканал", неприменения положений ОТС, анализа экономической обоснованности предложения Общества в части установления размеров тарифных ставок в изменении в экспертное заключение Службой не приведено, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных тарифным органом расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки Общества.
Доводы административного ответчика о том, что применение норм ОТС приведет к нарушению норм жилищного законодательства (статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), ущемлению прав и интересов потребителей, не могут быть приняты во внимание.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года N 2490-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Забайкальского края на первое полугодие 2019 года установлен в размере 1, 7%, на второе полугодие 2019 года - 3, 2%.
Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и положений закона, оспариваемые тарифы рассчитаны Службой с нарушением положений тарифного законодательства, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении соответствующих требований.
В соответствии с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Приказ от 30 декабря 2018 года N 719 - НПА подлежит признанию недействующим с даты его принятия, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия и признание недействующим с даты принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Забайкальского краевого суда от 08 мая 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования акционерного общества "Тепловодоканал" удовлетворить.
Признать не действующим с даты принятия приложение N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 января 2020 года N 16-НПА "О внесении изменений в приложение N 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 719-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение "Оловяннинское" муниципального района "Оловяннинский район" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019 - 2023 годы".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Г.Н. Никитина
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.