Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Свердловской областной общественной организации Всероссийского общества трезвости и здоровья на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 мая 2020 года, вынесенное по административному делу N 2а-9128/2019 по административному исковому заявлению Свердловской областной общественной организации Всероссийского общества трезвости и здоровья к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Свердловской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области о признании незаконными решений, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав председателя СООО ВОТиЗ Андреева В.И. и представителя СООО ВОТиЗ Кантеева Д.В, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга и УФНС России по Свердловской области Чадова К.А, УСТАНОВИЛА:
Свердловская областная общественная организация Всероссийского общества трезвости и здоровья (далее СООО ВОТиЗ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга (далее ИФНС России по Верх-Исетскому району), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее УФНС России по Свердловской области) о признании незаконными: решения ИФНС России по Верх-Исетскому району от 15 ноября 2018 года N 87906 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов денежных средств; решения УФНС России по Свердловской области от 05 марта 2019 года N 170/19 об оставлении без удовлетворения жалобы; возложении на административных ответчиков обязанности отменить указанные решения; а также о взыскании судебных расходов в сумме 2000 рублей.
В обоснование требований указано, что 15 ноября 2018 года ИФНС России по Верх-Исетскому району в отношении административного истца вынесено решение N 87906 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в связи с непредставлением расчета по страховым взносам за 09 месяцев 2018 года. Решением УФНС России по Свердловской области от 05 марта 2019 года N 170/19 жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.
Принятые решения являются незаконными, поскольку они нарушают права общественной организации по использованию расчетного счета с целью своевременного расчета с поставщиками коммунальных услуг и услуг связи и ведут к дополнительным расходам по выплате комиссий банкам за проведение операций. Полагают, что у СООО ВОТиЗ отсутствует обязанность предоставлять расчет по страховым взносам, поскольку, не имея с 2006 года в штате сотрудников и не производя выплат физическим лицам ни по трудовым, ни по гражданско-правовым договорам, общественная организация не является плательщиком страховых взносов в силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 30 декабря 2019 года требования СООО ВОТиЗ удовлетворены частично. Решение ИФНС России по Верх-Исетскому району от 15 ноября 2018 года N 87906 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов денежных средств; решение УФНС России по Свердловской области от 05 марта 2019 года N 170/2019 об оставлении без удовлетворения жалобы СООО ВОТиЗ признаны незаконными. На административных ответчиков возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общественной организации. Также с административных ответчиков в пользу административного истца солидарно взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей. В удовлетворении требований об отмене оспариваемых решений отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 мая 2020 года решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 30 декабря 2019 года в части признания незаконными решения ИФНС России по Верх-Исетскому району от 15 ноября 2018 года N 87906 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов денежных средств, решения УФНС России по Свердловской области от 05 марта 2019 года N 170/2019 об оставлении без удовлетворения жалобы Свердловской областной общественной организации Всероссийского общества трезвости и здоровья, взыскании государственной пошлины отменено. В указанной части принято новое решение, об отказе в удовлетворении требований Свердловской областной общественной организации Всероссийского общества трезвости и здоровья. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 17 июля 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Свердловская областная общественная организация Всероссийского общества трезвости и здоровья, просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 мая 2020 года и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, допущенное судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что СООО ВОТиЗ не является страхователем и плательщиком страховых взносов и у нее отсутствует обязанность представлять расчет по страховым взносам, в связи с чем к общественной организации не может быть применена санкция за неисполнение такой обязанности.
В возражениях на кассационную жалобу ИФНС России по Верх-Исетскому району просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу СООО ВОТиЗ - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции председатель СООО ВОТиЗ Андреев В.И. и представитель СООО ВОТиЗ Кантеев Д.В. на удовлетворении кассационной жалобы настаивали по приведенным в жалобе основаниям.
Представитель ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга и УФНС России по Свердловской области Чадов К.А. в суде кассационной инстанции возражал против доводов кассационной инстанции, полагая о законности принятого по делу кассационного определения.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судом апелляционной инстанции судебного акта.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В силу пункта 1 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса), а именно - в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что СООО ВОТиЗ является юридическим лицом.
Согласно Уставу, СООО ВОТиЗ является добровольной, основанной на членстве, общественной организацией граждан, объединившихся на основании общности интересов для реализации общих целей. Основными целями организации являются утверждение трезвого, здорового образа жизни населения, утверждение мер по противодействию рекламе распространения алкоголя, борьба с наркоманией и токсикоманией, и табакокурением.
Решением начальника ИФНС России по Верх-Исетскому району от 15 ноября 2018 года N 87906 приостановлены расходные операции по расчетному счету СООО ВОТиЗ, открытому в банке ПАО "КБ УБРиР", на основании статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для принятия оспариваемого решения явилось непредставление расчета страховых взносов за 09 месяцев 2018 года, сроком предоставления 30 октября 2018 года.
По результатам рассмотрения жалобы СООО ВОТиЗ, УФНС России по Свердловской области 05 марта 2019 года решение ИФНС России по Верх-Исетскому району от 15 ноября 2018 года N 87906 утверждено.
Разрешая требования СООО ВОТиЗ, и признавая незаконными решения налогового органа, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 76, 80, 419, 420 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 8, 17 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных организациях", а также статьями 5, 7, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 16, 22 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии у административного истца обязанности представлять расчет по страховым взносам, поскольку организация не производит выплат вознаграждений ни по трудовым договорам, ни по гражданско-правовым. Суд первой инстанции также принял во внимание, что административным истцом ежегодно предоставлялись в налоговый орган заявления об отсутствии штатных сотрудников, а также об отсутствии заключенных трудовых и гражданско-правовых договоров.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда не согласилась с такими выводами суда первой инстанции. Принимая решение об отказе СООО ВОТиЗ в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что независимо от организационно-правовой формы юридического лица, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода, плательщик заявитель обязан представить в установленный пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации срок "нулевую" отчетность, правовые основания для непредставления расчета в силу действующего законодательства у общественной организации отсутствовали.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
При этом, как правильно указано судом апелляционной инстанции, освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности и отсутствия выплат физическим лицам по упомянутым договорам Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Факт непредставления расчета по страховым взносам подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и административным истцом не оспаривается.
Установив, что СООО ВОТиЗ расчет страховых взносов за 9 месяцев 2018 года в установленный пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации срок не представил, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что руководителем ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга правомерно принято решение о приостановлении операций по счету общественной организации на основании пункта 3.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемое решение принято уполномоченным лицом в рамках представленной компетенции, соответствует требованиям налогового законодательства.
Приказом ФНС России от 10 октября 2016 года N ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме (зарегистрировано в Минюсте России 26 октября 2016 года N 14141, опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 27 октября 2016 года).
В пункте 2.20 Порядка заполнения расчета по страховым взносам (Приложение 2 к данному приказу) содержится указание на возможность заполнения прилагаемой формы с "нулевыми" показателями: в случае отсутствия какого-либо показателя, количественные и суммовые показатели заполняются значением "0" (ноль), в остальных случаях во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.
При этом в расчете по страховым взносам, наряду с данными о начисленных и уплаченных взносах, подлежат указанию персонифицированные сведения о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования, наличие которых необходимо при подтверждении пенсионных прав этих лиц для назначения им страховой пенсии.
В случае отсутствия у плательщика в течение того или иного расчетного (отчетного) периода выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, такой плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок расчет с нулевыми показателями.
Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период.
Кроме того, представляемые расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, от плательщиков, которые нарушают установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок для представления расчетов и сроки оплаты страховых взносов.
Доводы кассационной жалобы по существу, повторяют правовую позицию СООО ВОТиЗ в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 13 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Свердловской областной общественной организации Всероссийского общества трезвости и здоровья - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.