Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В, судей Роговой Е.С, Коренева А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационным жалобам Усманова Ильдара Ринатовича, Усмановой Олеси Николаевны на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 декабря 2019 года, вынесенные по гражданскому делу N2-4809/2019 по иску Усманова Ильдара Ринатовича, Усмановой Олеси Николаевны к АО "Ипотечное агентство Югры" о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Роговой Е.С. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Усманов И.Р, Усманова О.Н. обратились в суд с иском к АО "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным исключения из программы "Доступное жилье молодым" целевой Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года"; признании незаконным исключения регистрационного номера учетного дела 2011- 1000541219 из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки; возложении обязанности на АО "Ипотечное агентство Югры" восстановить Усманова И.Р, Усманову О.Н. в очередь на получение государственной поддержки под тем же номером регистрационного дела.
В обоснование иска указали, что 27 октября 2010 года они поставлены на учет в соответствии с подпрограммой N4 "Ипотечное жилищное кредитование" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы", утвержденной законом ХМАО - Югры от 11 ноября 2005 года N103-оз. 24 декабря 2010 года между АО "Ипотечное агентство Югры", ними и ОАО "Сбербанк России" заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору от 24 декабря 2010 года, в этот же день ими приобретена двухкомнатная квартира общей площадью 44 кв.м. с оформлением по ? доле на каждого из истцов. 3 сентября 2011 года их семья составом из трех человек признана участниками подпрограммы N2 "Доступное жилье молодым" целевой Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", на основании заявления в состав семьи включен Усманов А.И, 11 августа 2017 года рождения. 31 мая 2019 года АО "Ипотечное агентство Югры" принято решение об их исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки, постановка на учет и решение о признании семьи участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" от 2011 года признаны недействительными в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости на момент постановки на учет. Данное решение АО "Ипотечное агентство Югры" является незаконным и необоснованным, поскольку их семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, на каждого члена семьи приходится 11 кв.м, что составляет менее учетной нормы.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 декабря 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационных жалобах Усмановым И.Р, Усмановой О.Н. ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов как незаконных.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.
Судами установлены и усматриваются из материалов дела следующие фактические обстоятельства по делу.
В 2010 году истцы были поставлены на учет для получения государственной поддержки по подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование" Программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы", утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года N103-оз. В рамках указанной программы истцам производится компенсация части процентной ставки по кредитному договору от 24 декабря 2010 года. С использованием кредитных средств истцами приобретена квартира по адресу: "данные изъяты", общей площадью 44 кв.м.
С 1 января 2011 года Закон ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года N103-оз утратил силу.
С 1 января 2011 года ответчик начал осуществлять постановку граждан на учет для получения государственной поддержки за счет средств бюджета автономного округа на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N368-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
3 сентября 2011 года истцы обратились с заявлением об участии в подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", были признаны ответчиком участниками подпрограммы с составом семьи из трех человек.
На основании заявления от 11 октября 2018 года в состав семьи участников подпрограммы включен сын истцов Усманов А.И, 11 августа 2017 года рождения.
Решением АО "Ипотечное агентство Югры" от 31 мая 2019 года истцы исключены из Единого списка участников мероприятия "Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки" в связи с выявлением факта отсутствия нуждаемости на момент постановки на учет (подпункт 2 пункта 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявление на получение мер государственной поддержки).
Установив изложенное, суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, исходя из того, что на момент обращения за господдержкой в соответствии с Порядком реализации целевой программы, утвержденным постановлением правительства автономного округа "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" от 5 апреля 2011 года N108-п, то есть на 3 сентября 2011 года истцы были собственниками квартиры по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - "данные изъяты", общей площадью 44 кв.м, на дату постановки на учет семья истцов состояла из трех человек, следовательно, не соответствовала критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку члены семьи истцов, с учетом приобретенного в 2010 году жилого помещения, являлись обеспеченными общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более 14 кв.м, соответственно, в 2011 году не имели права на включение в списки участников мероприятия по предоставлению субсидий.
С вышеизложенными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции, дополнительно указав на то, что обстоятельство, с которым истцы связывают наличие нуждаемости, а именно рождение второго ребенка в 2017 году, не может служить основанием для сохранения истцов в списке очередности на получение государственной поддержки под прежним регистрационным номером.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
Указание в жалобах на неверное толкование судами нижестоящих инстанций программы, утвержденной в 2018 году, и вступившей в законную силу 1 января 2019 года, не может быть принято во внимание судебной коллегией, поскольку по существу сводится к тому, что право на получение субсидии возникло у семьи Усмановых в 2011 году, в то время как указанная программа вступила в законную силу с 1 января 2019 года, между тем, как на то правильно указано судами нижестоящих инстанций, права на получение субсидии на момент постановки на учет 3 сентября 2011 года у заявителей не было ввиду обеспеченности жилой площадью выше учетной нормы.
С учетом вышеизложенного также не могут быть приняты во внимание доводы жалоб заявителей о том, что на момент включения в список претендентов на получение мер государственной поддержки и в момент исключения из списков семья Усмановых полностью соответствовала требованиям закона для получения такой субсидии.
Учитывая, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы Усманова Ильдара Ринатовича, Усмановой Олеси Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.