Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зиновьева К.В., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", поданную через суд первой инстанции 14 июля 2020 г., на определение судьи Центрального районного суда г. Читы от 31 января 2020 г. о возвращении административного искового заявления и апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 15 мая 2020 г. по материалу N 9а-85/2020 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" к Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Аксеновой Евгении Юрьевне, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Балдановой Сэсэг Баировне, Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, признании незаконными результатов проверки, установил:
ФКУ "ОСК Восточного военного округа" обратилось в Центральный районный суд г. Читы с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконными действия главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Аксеновой Е.Ю. и государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Балдановой С.Б. по проведению внеплановой, документарной проверки, действия, выразившиеся в невручении копии распоряжения на проведение проверки, проведении проверки в отсутствие руководителя, бездействие по невручению акта проверки непосредственно после ее завершения, признать незаконным и отменить акт проверки от 6 ноября 2019 г. N N и предписание от 6 ноября 2019 г. N N
Определением судьи Центрального районного суда г. Читы от 31 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 15 мая 2020 г, административное исковое заявление ФКУ "ОСК Восточного военного округа" возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе ФКУ "ОСК Восточного военного округа" ставит вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями статьи 3271 КАС РФ кассационные жалоба, представление на определения, которыми не оканчивается производство по делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая административное исковое заявление ФКУ "ОСК Восточного военного округа", судья Центрального районного суда г. Читы, руководствуясь статьями 22, 129 КАС РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходил из того, что указанное административное исковое заявление неподсудно данному суду, поскольку проведение проверки деятельности административного истца должностными лицами Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, производилось на территории Железнодорожного района г. Читы, где также возникнут правовые последствия оспариваемых действий.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Вместе с тем в административном исковом заявлении административный истец указывал и из материалов дела следует, что ранее он обращался с аналогичными требованиями в Читинский районный суд Забайкальского края, который определением от 16 декабря 2019 года возвратил административное исковое заявление в связи с неподсудностью данному суду и разъяснил право на обращение с указанным административным исковым заявлением в Центральный районный суд г. Читы, что и было сделано заявителем.
Судами данные обстоятельства не были учтены, и также суды не приняли во внимание, что в силу ч. 4 ст. 27 КАС РФ споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
Поскольку определение судьи о возвращении административного искового заявления принято с существенным нарушением норм процессуального права, суд апелляционной инстанции данные нарушения не устранил, то постановленные судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а материал подлежит направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
При рассмотрении дела по существу суду с учетом установленных обстоятельств дела необходимо проверить соблюдение правил подсудности, а в случае выяснения, что дело было принято к производству суда с нарушением правил подсудности, на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ передать дело на рассмотрение другого суда.
Руководствуясь статьями 3271, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Центрального районного суда г. Читы от 31 января 2020 г. и апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 15 мая 2020 г. отменить. Материал направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.