Постановлением Верховного Суда РФ от 25 февраля 2021 г. N 58-АД21-1-К9 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Селина А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 36 Центрального судебного округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 февраля 2020 года и решение судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 марта 2020 года в отношении Селина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка N 36 Центрального судебного округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 марта 2020 года, Селин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок "данные изъяты" год "данные изъяты" месяцев.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Селин А.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, как незаконные, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Согласно пункту 10 Правил направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
По делу установлено, что Селин А.А. 19 октября 2019 года в 21 часов 00 минут в районе дома N 6 по улице Литейная в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края управлял автомобилем "Тойота Креста", государственный регистрационный знак А 598 ХО 27, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем нарушил пункт 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства повлекли за собой привлечение Селина А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ и подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении 27 ОН 038145 от 19 октября 2019 года, актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 19 октября 2019 года N 27 АА 106793, протоколом об отстранении от управления транспортным средством от 19 октября 2019 года N 27АМ 404404, протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 19 октября 2019 года N 27АК 355793, актом медицинского освидетельствования N 2345/19 от 19 октября 2019 года, показаниями свидетеля ФИО8, инспекторов ДПС ГИБДД УМВД Максименко С.А. и Игнатьева А.В. и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Селину А.А. в соответствии с требованиями статьи 27.12 КоАП РФ (при отстранении от управления транспортным средством, проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения). Правильность и последовательность примененных административных процедур подтверждена видеозаписью, которая была приобщена к материалам дела и исследована в суде.
Согласно акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, основанием для его проведения явилось поведение, не соответствующее обстановке, что пунктом 3 Правил отнесено к достаточным основаниям полагать нахождение водителя в состоянии опьянения.
Пройдя освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с отрицательным результатом и при наличии основания полагать нахождение водителя в состоянии опьянения, Селин А.А. в соответствии с пунктом 10 Правил был направлен на медицинское освидетельствование.
Согласно подпункту 1 пункта 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н (далее - Порядок), медицинское освидетельствование проводится в отношении лица, которое управляет транспортным средством, на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 КоАП РФ должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
В силу пункта 4 Порядка медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования: - осмотр врачом-специалистом (фельдшером); - исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя; - определение наличия психоактивных веществ в моче; -исследование уровня психоактивных веществ в моче; -исследование уровня психоактивных веществ в крови.
В соответствии с пунктом 19 Порядка медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" выносится в случаях: - отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения); - отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка; - фальсификации выдоха; - фальсификации пробы биологического объекта (мочи). В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение Акта прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись "от медицинского освидетельствования отказался".
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 КоАП РФ, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Представленный в материалы дела акт медицинского освидетельствования N 2345/19 от 19 октября 2019 года содержит запись медицинского работника об отказе Селина А.А. сдать анализ крови на наркотики, после того, как возникли подозрения на фальсификацию забора мочи, о чем в графе 15 акта сделана соответствующая запись. В связи с отказом Селина А.А. пройти лабораторное исследование крови, прохождение которого предусмотрено пунктом 4 Порядка, в пункт 17 акта была внесена запись "от медицинского освидетельствования отказался".
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, правовое значение имеет факт отказа от прохождения медицинского освидетельствования, который установлен по делу.
Вина Селина А.А в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, полно подтверждается указанными выше доказательствами.
Доводы жалобы о том, что примененные в отношении Селина А.А. меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении были осуществлены с нарушением закона, в присутствии только одного понятого, были предметом оценки судей обеих инстанций и обоснованно отклонены со ссылкой на представленную в материалы дела видеозапись, полно и последовательно отражающую порядок производства административных процедур.
В соответствии с положениями части 2 статьи 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Указав в процессуальных документах на применение обеспечительных мер в присутствии понятых, должностное лицо административного органа одновременно осуществляло видеозапись, которая была истребована судом и после непосредственного исследования обоснованно признана допустимым и достоверным доказательством относительно подлежащих доказыванию обстоятельств.
Таким образом, гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в составленных по делу протоколах и акте содержаний и результатов проведенных процессуальных действий, обеспечены.
Судами обеих инстанций приняты исчерпывающие меры для объективного и правильного рассмотрения дела, установления фактических обстоятельств дела.
Административное наказание в виде административного штрафа с лишением права управления транспортными средствами назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 12.26 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, процессуальных нарушений не допущено. Законных оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 36 Центрального судебного округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 февраля 2020 года и решение судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 марта 2020 года в отношении Селина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Селина А.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.