Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Буториной Ж.В, судей Зуевой Н.В. и Жерненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева И.Б, Елкина Е.Э, Цветков В.А, Надольной Г.И, Озерова И.В. к Администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту строительства Ярославской области, Правительству Ярославской области о возложении обязанностей (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3506/2019) по кассационной жалобе Сергеева И.Б, Елкина Е.Э, Цветков В.А, Надольной Г.И, Озерова И.В. на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 08 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 февраля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В, установила:
Сергеева И.Б, Елкина Е.Э, Цветков В.А, Надольная Г.И, Озерова И.В. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту строительства Ярославской области, Правительству Ярославской области о возложении обязанностей, в котором, с учетом уточненного иска, просили:
признать незаконными действия Департамента строительства Ярославской области по исключению "адрес" из реестра аварийных домов Фонда содействия реформированию ЖКХ по Ярославской области город Рыбинск;
обязать Администрацию городского округа город Рыбинск собрать пакет документов, необходимых для включения "адрес" в реестр аварийных домов Фонда содействия реформированию ЖКХ по Ярославской области г. Рыбинск и передать его в Департамент строительства Ярославской области в 3-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать Департамент строительства Ярославской области в 5-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу восстановить многоквартирный "адрес" в реестре аварийных домов Фонда содействия реформированию ЖКХ по Ярославской области г. Рыбинск и включить многоквартирный "адрес" в региональную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ЯО N 224-п от 29 марта 2019 г, со сроком переселения в 2020 г, с внесением соответствующих изменений в приложения к вышеуказанной Программе;
обязать Правительство Ярославской области и Департамент строительства Ярославской области выделить в полном объёме за счет средств субъекта РФ (Ярославской области) средства на переселение граждан из многоквартирного дома "адрес", исходя из размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ярославской области на момент расселения, ежеквартально утверждаемой Минстроем России.
В обоснование требований указано, что 27 декабря 2013 г. межведомственная комиссия приняла заключение о признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 31 декабря 2013 г. N 4222 было предусмотрено до 1 января 2017 г. осуществить расселение граждан из жилых домов, признанных аварийными, в том числе из "адрес".
Постановлением Правительства Ярославской области от 29 марта 2019 г. N 224-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы. "адрес" в данную региональную программу не был включен Департаментом строительства Ярославской области, так как подлежал реконструкции, а не сносу. Из ответа Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ истцам стало известно, что сведения о признании многоквартирного дома по адресу: "адрес", аварийным в Фонде отсутствуют, информация о признании указанного дома аварийным была удалена Департаментом строительства Ярославской области 11 января 2019 г.
Заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений N от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес" ("адрес" был признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку дом был исключен из реестра аварийных домов Ярославской области, то в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда он не включен.
Истцы полагают, что в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ жители дома должны быть расселены в обязательном порядке, поскольку дом был признан аварийным в 2013 г, то есть до 1 января 2017 г, и имеет очень большой физический износ в процессе эксплуатации.
Включение указанного дома в реестр аварийных домов и в региональную адресную программу расселения аварийного жилищного фонда позволит получить на расселение дома средства из бюджетов разных уровней и будет способствовать скорейшему расселению дома.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 08 ноября 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 февраля 2020 г. постановлено:
решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 8 ноября 2019 г. отменить в части отказа в удовлетворений исковых требований к Администрации городского округа город Рыбинск и к Департаменту строительства Ярославской области об обязании совершить действия по включению спорного жилого дома в реестр аварийных домов.
Принять в указанной части новое решение.
Обязать Администрацию городского округа город Рыбинск и Департамент строительства Ярославской области совершить необходимые действия для включения многоквартирного жилого "адрес" в реестр аварийных домов, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Сергеевой И.Б, Елкиной Е.Э, Цветковым В.А, Надольной Г.И, Озеровой И.В. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении аварийного дома в региональную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и/или апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что денежные средства из местного бюджета на реализацию мероприятий по ликвидации аварийного фонда не выделялись, пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с отказом суда в удовлетворении требований истцов о включении их дома в реестр аварийных домов, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы. Указав, что то обстоятельство, что в настоящее время городской администрацией не предусмотрены средства местного бюджета на расселение указанного дома, не должно препятствовать включению спорного дома в реестр аварийных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы. Учитывая, что в механизме реализации программы по расселению аварийного жилищного фонда задействованы Администрация городского округа город Рыбинск и Департамент строительства Ярославской области, суд апелляционной инстанции возложил на них обязанность по совершению соответствующих действий для включения многоквартирного жилого "адрес" в реестр аварийных домов, подлежащих расселению в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 - 2025 годы. При этом судом апелляционной инстанции обоснованно учтено, что выполнение необходимых мероприятий и включение спорного дома в названный реестр позволит устранить препятствия на том этапе, на котором они возникли. Отсутствие спорного дома в реестре домов аварийного жилищного фонда АИС "Реформа ЖКХ" делает технически невозможным дальнейшее включение дома на участие в программе расселения, осуществляемой с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 08 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 февраля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сергеева И.Б, Елкина Е.Э, Цветков В.А, Надольной Г.И, Озерова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.