Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ивановой Е.С. на определение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2019 года, которым
отказано в удовлетворении ходатайства Ивановой Е.С. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" N0355431010119062600033982 от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.14 КоАП г.Москвы, в отношении Ивановой Е.С, установил:
постановлением контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" N0355431010119062600033982 от 26 июня 2019 года Иванова Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.14 КоАП г.Москвы, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица ГКУ "АМПП", Иванова Е.С. подала на него жалобу в Таганский районный суд г. Москвы, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы.
01 ноября 2019 года судьей Таганского районного суда г. Москвы вынесено приведенное выше определение, которое в настоящее время в Московский городской суд обжалует Иванова Е.С. по доводам поданной ею жалобы, согласно которым, судьей не учтено, что с 28 января 2019 года заявитель постоянно зарегистрирована по месту жительства в квартире своего сожителя ФИО по адресу: ********, о чем административный орган на дату оспариваемого постановления был осведомлён в связи с обращением собственника жилого помещения с заявлением о получении государственной услуги по внесению в реестр резидентных парковочных разрешений г.Москвы записи о резидентном парковочном разрешении в отношении транспортного средства заявителя, тогда как копия постановления для сведения заявителя направлена по предыдущему адресу регистрации; о вынесении должностным лицом 26 июня 2019 года обжалуемого постановления заявителю стало известно лишь 03 октября 2019 года, с жалобой на данное постановление она обратилась 11 октября 2019 года, то есть в установленный для этого срок.
В судебное заседание Московского городского суда Иванова Е.С, будучи извещенной о месте и времени слушания дела лично под расписку, не явилась, доказательств уважительности причин своей неявки не представила, явку защитника не обеспечила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла, в связи с чем, полагаю возможным, с учетом положений ст.25.1 и ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований к отмене определения судьи районного суда не имеется в связи со следующим.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Также постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что на основании положений статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в ч. 3 ст.30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано. При этом, копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (ст. ст. 30.3, 31.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17 июля 2012 года N 1339-О, если пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом; заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
По смыслу приведенных положений, 10-суточный срок обжалования постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении следует исчислять со дня вручения копии решения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам; восстановление срока обжалования постановления (решения) является правом, а не обязанностью судьи.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на оспариваемое постановление должностного лица, судья районного суда правильно исходила из представленных материалов, в том числе, из доводов поданной заявителем в районный суд жалобы, доводов ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, из копии оспариваемого постановления, отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14580136808358, распечатанного с официального сайта АО "Почта России", из которых усматривается, что копия постановления постановление контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" N0355431010119062600033982 от 26 июня 2019 года для сведения Ивановой Е.С. направлена 29 июня 2019 года по адресу регистрации по месту жительства, указанному ею самой в базе ФИС ГИБДД МВД России при постановке на учет принадлежащего ей на праве собственности транспортного средства с государственным регистрационным знаком ******, 05 июля 2019 года письмо прибыло в место вручения и в этот же день, 05 июля 2019 года состоялась неудачная попытка вручения, в связи с чем, 02 августа 2019 года было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения, куда поступила 02 августа 2019 года.
С жалобами на вынесенные в отношении нее постановления Иванова Е.С. в районный суд обратилась лишь 11 октября 2019 года, определением судьи данные жалобы возвращены заявителю для устранения недостатков, которые после получения 17 октября 2019 года копии указанного определения устранены были 25 октября 2019 года.
Таким образом, должностным лицом административного органа были приняты все возможные меры для своевременного направления и вручения копии постановления для сведения привлекаемого к административной ответственности лица по адресу места его постоянной регистрации по месту жительства, указанному в карточке учета транспортного средства, имеющемуся в распоряжении должностного лица ГКУ "АМПП", создав тем самым условия к реализации в установленном порядке его права на обжалование.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Также пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" определено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 14 Приказа МВД России от 26 июня 2018 года N39 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России", сведения о транспортном средстве и его владельце, указываемые в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а также техническом паспорте (техническом талоне) транспортного средства, подлежат обязательному учету с внесением в банки данных о владельцах транспортных средств. Указанные сведения включают, в том числе, фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также адрес регистрации физического лица или юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
Следовательно, при смене места жительства собственник (владелец) транспортного средства обязан внести изменения в регистрационные данные автомобиля, а представленная заявителем в обоснование приведенных доводов копия запроса от 21 декабря 2019 года собственника квартиры по адресу: *********, по которому заявитель зарегистрирована с 28 января 2019 года у ФИО, не являющегося собственником зафиксированного на платной городской парковке транспортного средства, о внесении в реестр резидентных парковочных разрешений г.Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, - не свидетельствует о выполнении Ивановой Е.С. указанной обязанности по внесению изменений в сведения о регистрации транспортного средства.
Исходя из изложенных обстоятельств и приведенных норм, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для подачи жалобы на оспариваемое постановление должностного лица ГКУ "АМПП" от 29 июня 2019 года на момент подачи жалобы в районный суд истек, при этом доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока представлено не было, ссылок на такие доказательства не содержит и поданная на определение суда первой инстанции жалоба, а приведенные заявителем доводы о перемене места жительства, в связи с чем ею не была получена копия постановления, таковыми не являются, так как заявитель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу ее регистрации по месту жительства, указанному ею самой в карточке учета транспортного средства, изменения о котором в установленном порядке владельцем транспортного средства не вносились.
Уклонившись от внесения изменений в регистрационные данные автомобиля, указанные в карточке учета ТС, заявитель распорядилась своими правами по своему усмотрению.
В данном случае судья правильно исходила из того, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не содержит сведений об обстоятельствах, которые могут быть квалифицированы как уважительные причины пропуска процессуального срока, а также не содержит доказательств наличия объективных препятствий к подаче жалобы в установленный законом срок юридическим лицом.
Иных объективных доводов, позволяющих судить о невозможности своевременной подачи жалобы в срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, заявитель в своем ходатайстве, а также жалобе не привела.
Несогласие заявителя с выводами судьи районного суда не свидетельствует о том, что при вынесении оспариваемого определения были допущены существенные нарушения процессуальных и материальных норм КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.3 - 30.8 КоАП РФ, судья
определил:
определение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2019 года об отказе в удовлетворении ходатайства Ивановой Е.С. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" N0355431010119062600033982 от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.14 КоАП г.Москвы, в отношении Ивановой Е.С. оставить без изменения, жалобу Ивановой Е.С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.