Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бакулина А.А, судей Петровой Т.Г. и Замарацкой Е.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-222/2019 по иску Пименовой Н. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 ноября 2019г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 марта 2020г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Т.Г, объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) Сизовой И.С. настаивающей на доводах кассационной жалобы, возражения представителя Пименовой Н.В. Брицыной Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пименова Н.В. обратилась с иском к УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В обосновании требований Пименова Н.В. ссылалась на то, что в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не был учтен период работы истца в качестве социального педагога в отделении социальной помощи семье и детям МУ "Центр социального обслуживания населения" Питкярантского муниципального района (далее также МУ ЦСОН Питкярантского района) с 01.07.2013 по 13.01.2016. С решением ответчика истец не согласна. С 01.07.2013 на основании постановлений администрации Питкярантского муниципального района от 31.05.2013 N 560 "Об исполнении отдельных государственных полномочий при выполнении Закона Республики Карелия от 26.07.2005 N 899-ЗРК "О некоторых вопросах социального обслуживания в Республике Карелия" и от 18.06.2013 N 626-н "Об исполнении определенных полномочий при выполнении Закона Республики Карелия от 26.07.2005 N 899-РК "О некоторых вопросах социального обслуживания в Республике Карелия" полномочия по социальному обслуживанию детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), включая оказание социально-педагогических услуг, переданы от МОУ Центр ПМСС "Гармония" в МУ ЦСОН Питкярантского района. Истец с 01.07.2013 была принята социальным педагогом в отделение социальной помощи семье и детям в порядке перевода. После перевода истец продолжила осуществлять педагогическую деятельность, поскольку не изменилось ни наименование должности, ни трудовая функция, ни должностные обязанности.
Истец просила отменить решение ответчика в части исключения из педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода работы с 01.07.2013 по 13.01.2016 в качестве социального педагога в отделении социальной помощи семье и детям МУ ЦСОН Питкярантского района; возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы периоды: с 01.07.2013г. по 01.07.2013, с 26.08.2013 по 27.03.2014. с 29.03.2014 по 11.12.2014, с 13.12.2014г. по 14.10.2015, с 17.10.2015 по 06.12.2015, с 08.12.2015 по 17.12.2015, с 19.12.2015г. по 13.01.2016 в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 в качестве социального педагога в отделении социальной помощи семье и детям МУ ЦСОН Питкярантского района; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, администрация Питкярантского городского поселения.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 ноября 2019г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 марта 2020г. исковые требования были удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) просит об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) Сизовой И.С. настаивающей на доводах кассационной жалобы, возражения представителя Пименовой Н.В. Брицыной Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 19.10.2018 Пименова Н.В. обратилась в УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) от 20.11.2018г. N436065 Пименовой Н.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности не менее 25 лет. Из указанного решения ответчика следует, что в стаж педагогической деятельности не учтены, в том числе: периоды с 01.07.2013г. по 01.07.2013, с 02.07.2013г. по 25.08.2013г, с 26.08.2013 по 27.03.2014. с 29.03.2014 по 11.12.2014, с 13.12.2014г. по 14.10.2015, с 17.10.2015 по 06.12.2015, с 08.12.2015 по 17.12.2015, с 19.12.2015г. по 13.01.2016. Спорные периоды не включены в стаж педагогической деятельности, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета за перечисленные периоды работы отсутствует код льготной работы - 27 ПД; учреждение, в котором в период с 01.07.2013 по 13.01.2016 работала Пименова Н.В. - муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания Питкярантского района" не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность
Согласно указанному решению страховой стаж Пименовой Н.В. составляет 27 лет 09 месяцев 28 дней; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 26 лет 10 месяцев 03 дня, стаж педагогической деятельности 21 год 07 месяцев 16 дней, при требуемом не менее 25 лет.
Из материалов дела, трудовой книжки истца, содержащей, в том числе спорные периоды работы, следует, что Пименова Н.В. 01.09.2001 принята в Центр психолого-медико-социального сопровождения г. Питкяранта социальным педагогом (переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения "Гармония" г. Питкяранта), 19.04.2013 присвоена высшая квалификационная категория по специальности социальный педагог; 30.06.2013 уволена в порядке перевода в МУ ЦСОН Питкярантского района, 01.07.2013г. истец принята в МУ ЦСОН Питкярантского района социальным педагогом в отделение социальной помощи семье и детям по переводу из МОУ Центр ПМСС "Гармония", 13.01.2016 уволена в соответствии с п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 31.05.2013 N 560 с 01.07.2013 получателем субвенций из бюджета Республики Карелия на социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, включая детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в иной трудной жизненной ситуации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях Республики Карелия) является МУ "Центр социального обслуживания населения Питкярантского муниципального района; МУ "Центр социального обслуживания населения Питкярантского муниципального района и "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Гармония" г. Питкяранта" постановлено провести организационные мероприятия.
Приказом от 28.06.2013 N 62 Пименова Н.В. уволена из МОУ Центр ПМСС "Гармония" с 30.06.2013 в порядке перевода в МУ "ЦСОН Питкярантского района", с 01.07.2013г. принята социальным педагогом в МУ "ЦСОН Питкярантского района" в отделение социальной помощи семье и детям (приказ от 01.07.2013 N 151-к).
Трудовым договором от 01.07.2013 N 44 на Пименову Н.В. возложены следующие обязанности по должности социальный педагог: изучение социальной среды ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации с целью оказаниясвоевременной социально-педагогической помощи и поддержки; выявление детей с ранней школьной дезадаптацией, формирование состава реабилитационной программы "Детская социальная гостиная"; разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации ребенка и семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с должностной инструкцией социального педагога МУ "Центр социального обслуживания населения" Питкярантского муниципального района в должностные обязанности социального педагога, в том числе входит: изучение социальной среды ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки; выявление детей с ранней школьной дезадаптацией, формирование состава реабилитационной программы "Детская социальная гостиная"; разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации ребенка и семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; проведение работ с семьей через создание тренинговых групп для родителей, реализация коррекционных программ и другой формы социально-педагогической деятельности; осуществление социального патронажа семей, находящихся на долговременной помощи, ведение индивидуальной работы с семьями по месту жительства; принятие действия по защите прав ребенка, исходя из ситуации, сложившейся в конкретном случае.
В рамках рассмотрения гражданского дела судом первой инстанции с целью выяснения вопроса являлась ли работа Пименовой Н.В. в период с 01.07.2013 по 13.01.2016г. в качестве социального педагога в отделении социальной помощи семье и детям в МУ ЦСОН Питкярантского района по условиям труда работой, дающей право выхода на пенсию в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ, была назначена государственная экспертиза условий труда.
Из ответа Управления труда и занятости Республики Карелия от 05.11.2019 N 6123/13.2-13/УТЗ следует, что согласно постановлению Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшемустройстве, осуществляются следующими учреждениями: социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних; социальным приютом для детей; центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Из комплексных рекомендаций Министерства финансов РФ от 16.05.2011 N12-8- 22/1959 органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления при реализации Федерального закона от 08.05.2010 N83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" следует, что социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних детей, детей-инвалидов должно осуществляться следующими видами учреждений: социальными приютами
для детей; социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних; центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальнореабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными умственнымии физическими возможностями, центрами социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи.
Пименова Н.В, работая в качестве социального педагога МУ ЦСОН Питкярантского района, оказывала социально-педагогическую помощь, а также осуществляла социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних детей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
При передаче государственных полномочий по социальному обслуживанию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот, находящихся в иной трудной жизненной ситуации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях Республики Карелия), из МОУ Центр ПМСС "Гармония" в МУ ЦСОН Питкярантского района учредителем не были приняты во внимание действующие на тот момент нормативные документы о специализированномучреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Организационное устройство учреждения социального обслуживания не в соответствии с наименованием, предусмотренным Списком, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может лишать его права на назначение досрочной пенсии.
Согласно уставу (т.1 л.д. 71-76) МУ ЦСОН Питкярантского района, утвержденному постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 18.11.2013 N 1133 Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для социальных целей и осуществляющее деятельность, направленную на решение социальных проблем. Организационно-правовая форма учреждения - муниципальное учреждение; тип учреждения - бюджетное учреждение.
Учреждение создается для организации социального обслуживания населения Питкярантского муниципального района в целях обеспечения реализации предусмотренного федеральным законодательством, законодательством Республики Карелия, правовыми актами органов местного самоуправления Питкярантского муниципального района государственного полномочия по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Целью деятельности Учреждения является предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях Республики Карелия), услуг в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг и действующим законодательством.
По информации, предоставленной администрацией Питкярантского муниципального района в письме от 03.06.2019, в соответствии с Законом Республики Карелия от 26.07.2005 N 899-ЗРК "О некоторых вопросах социального обслуживания в Республике Карелия" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов были наделены полномочиями Республики Карелия по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе детей-инвалидов), граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, включая детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в иной трудной жизненной ситуации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях Республики Карелия), за исключением социального обслуживания указанных клиентов социальных служб в государственных учреждениях социального обслуживания.
На территории Питкярантского муниципального района государственное полномочие исполнялось МУ ЦСОН Питкярантского района в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов и Муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения "Гармония" г. Питкяранта в отношении детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в иной трудной жизненной ситуации. Исполнение переданного государственного полномочия осуществлялось за счет средств субвенций из бюджета Республики Карелия. В мае 2013 г. на основании постановления Правительства Республики Карелия от 18.03.2008 N 60-П администрацией Питкярантского муниципального района принято решение об установлении МУ ЦСОН Питкярантского района субвенций из бюджета Республики Карелия на исполнение всего полномочия, предусмотренного ст. 4 Закона Республики Карелия от 26.07.2005 N 899-ЗРК, в том числе в отношении детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в иной трудной жизненной ситуации. В связи с передачей данных полномочий и финансирования на их исполнение от МОУ Центр ПМСС "Гармония" в МУ ЦСОН Питкярантского района были внесены соответствующие изменения в уставы учреждений, а занятые в его реализации работники МОУ Центр ПМСС "Гармония" были приняты на работу в МУ ЦСОН Питкярантского района с сохранением их функций и обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями по прежнему месту работы.
Суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку пришел к выводу о том, что истец, работая в спорный период времени в должности социального педагога, осуществляла педагогическую деятельность в учреждении социального обслуживания, поскольку МУ ЦСОН Питкярантского района представлял собой вид социального учреждения, который имел структурное подразделение - отделение социальной помощи семье и детям (п.6.1. Устава).
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что Пименова Н.В. работала в должности социальный педагог, то есть в должности, которая предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно пункта 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в перечисленных в данном пункте структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет).
Отклоняя доводы жалобы о том, что наименование учреждения - МУ ЦСОН Питкярантского района не соответствует Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, суд апелляционной инстанции исходил из того, что как следует из п.1.13 раздела "Наименование должностей" Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входит: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должностях социального педагога засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции счел правомерным вывод суда о наличии правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж Пименовой Н.В, отметив, что непредставление работодателем индивидуальных сведений на работника с указанием особых условий труда не влияет на реализацию работником своих пенсионных прав, поскольку невыполнение данных обязанностей не входит в компетенцию лица, претендующего на назначение пенсии, и не может быть вменено ему в вину.
Судебная коллегия находит, что сделанные судами выводы соответствуют установленным обстоятельствам и приведенным в судебных актах нормам права, оснований для переоценки этих выводов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы судебных инстанций, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального законодательства, а также по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, поэтому в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений принятых по данному делу.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 21 ноября 2019г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 марта 2020г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.